kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение технологии интегрированного обучения для достижений метапредметных результатов на уроках ИЗО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принципом интеграции содержания образования является метапредметность.  Говоря о метапредметных результатах обучения, нам в преподавании изобразительного искусства не приходится ломать привычные формы, так как художественно-педагогическая школа Б.М.Неменского формировалась на основе метапредметных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии интегрированного обучения для достижений метапредметных результатов на уроках ИЗО.»

Репина Елена Петровна

Учитель изобразительного искусства

МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45»

Г. Ульяновск, РФ


Применение технологии интегрированного обучения для достижений метапредметных результатов на уроках ИЗО.


Действующие образовательные стандарты - одна из важнейших тем в системе образования сегодня.

Особенность реализации ФГОС – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания. Применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения: во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения).

Интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одном задании знаний из разных областей является реализацией межпредметных связей в обучении. Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи. Интегрированное обучение позволяет решать существующие в предметной системе противоречия между разрозненным по предметам усвоением знаний учащимися и необходимостью их комплексного применения в практике и в жизни человека. Они призваны помочь ребенку осознать мир как единую систему. Таким образом, интеграция – это средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний.

Принципом интеграции содержания образования является метапредметность. Говоря о метапредметных результатах обучения, нам в преподавании изобразительного искусства не приходится ломать привычные формы, так как художественно-педагогическая школа Б.М.Неменского формировалась на основе метапредметных технологий. Когда мы говорим: «Искусство – это духовная культура», по сути, мы предполагаем именно формирование личностных и метапредметных  качеств учеников средствами овладения ими основами художественной культуры.

Анализ действующих программ по изобразительному искусству свидетельствует о том, что все они обеспечивают возможность эффективного использования интеграции содержания образования и могут обеспечить формирование метапредметных результатов реализации этих программ.

Программа «Изобразительное искусство» УМК «Планета знаний» для начальной школы по учебникам Н.М. Сокольниковой строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна. Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одаренности ребенка. Для прохождения программы реализуются межпредметные связи с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, мир животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и тела), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий). Учебный курс «Изобразительное искусство» предусматривает взаимосвязь с внеклассной работой и разнообразную проектную деятельность. Учебник имеет четыре раздела.

Раздел «Виды и жанры изобразительного искусства» знакомит с видами и жанрами изобразительного искусства, шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством ведущих художников. Это рисование с натуры, по памяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных и музыкальных произведений, создание тематических композиций, лепка рельефов и объемных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа.

Изучение «Народного искусства» учащимися включает: знакомство с традиционными художественными промыслами, выявление характерных особенностей образа, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приемами кистевой росписи, лепка народных игрушек.

Изучение раздела «Декоративно-прикладное искусство» предполагает знакомство с различными видами этого искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.); декорирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных композиций, украшение декором изделий, развитие чувства стиля.

Раздел «Мир архитектуры и дизайна» учит работать с простейшими чертежами, эскизами, графическими знаками, обучает элементарным приемам комбинаторики и эвристики, проектированию, художественному конструированию, макетированию и моделированию.

Система обучения рисованию основывается на трудах древнегреческого художника Поликлета, художников эпохи Возрождения, создавших математически обоснованную теорию и практику линейной перспективы: изображение на плоскости пространства и объемных тел. По их мнению, геометрия способствует правильности и точности рисунка, а так же позволяет проверять изображение измерением. Все предметы окружающей действительности рассматриваются с геометрической точки зрения: в основе формы каждого предмета обнаруживается геометрическая фигура или тело; определяются пропорции предметов (соотношение высоты и ширины друг к другу, соотношение объемов), деление на равные отрезки и т.д. Начиная с первого класса и на протяжении всех лет обучения, школьники осваивают этот метод изображения в процессе упражнений и творческих заданий.

Учащиеся систематически, с учетом возрастных особенностей, осваивают «Азбуку форм». Они учатся различать в природе, произведениях искусства, объектах архитектуры и дизайна геометрические формы. В первом классе дети знакомятся с кругом, шаром, квадратом, кубом, треугольником; во втором – с призмой, пирамидой, конусом, цилиндром; в третьем – с формой яйца, спирали, волны; в четвертом - с бионическими формами в архитектуре и дизайне (темы «Природные формы», «Образ человека и животных в объектах дизайна», «Фитодизайн. Игрушки из природных материалов»). Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна.

На протяжении всего обучения особое внимание уделяется изучению «Азбуки цвета» - основам цветоведения (цветовой круг, основные и составные цвета, колорит, цветовой контраст и нюанас, холодные и теплые цвета и др.) Полученные знания дети закрепляют в процессе выполнения практических заданий.

Важной составляющей программы является использование элементов «Арт-терапии», способствующей коррекции негативных эмоциональных состояний обучающихся.

Опыт преподавания свидетельствует о широких интеграционных возможностях уроков изобразительного искусства. Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. По этому направлению, например, для учащихся начальных классов предлагается учебник «Искусство вокруг нас» под редакцией Б.М. Неменского. Учебник состоит из четырёх разделов.

Раздел «Искусство в твоём доме» предполагает научить школьника видеть предметы искусства вокруг себя, в частности в предметах домашнего быта. Предлагаются различные упражнения, такие как рисование и лепка любимой игрушки, рисование праздничного сервиза, лепка посуды, рисование узоров, таких которые он видел в предметах интерьера своего дома или одежды, создание и оформление книжки, создание праздничной открытки. Эти упражнения достаточно хорошо позволяют прививать умение ориентироваться среди различных предметов художественной культуры, а также научиться понимать простейшие методы создания подобных вещей искусства. В этих упражнениях нет высокой зависимости с другими предметами, которые изучаются ребёнком на данном этапе, но они являются важными, так как позволяют создать целостные представления о многообразии проявления искусства, что важно для его дальнейшего изучения.

Разделы «Искусство на улицах твоего города», «Художник и зрелище» и «Художник и музей» являются уже более углублёнными в тематику искусства и позволяют ученику начинать знакомиться с историей архитектуры, историей живописи и историей культуры своего города, а также с традициями своей страны. Примеры таких упражнений – рисование ажурных оград, рисование памятников архитектуры, парков, домов.

В разделе «Художник и зрелище» упоминаются театральные постановки и персонажи, которые могли быть знакомы ученику с уроков литературного чтения.

Раздел «Художник и музей» охватывает знакомство с музеями города, а также предполагает знакомство с самыми знаменитыми музеями страны. Межпредметные связи в этом разделе продемонстрированы как общекультурные и имеют отношение к выдающимся творцам искусства разных эпох, которые упоминаются также и на уроках музыки, русского языка и литературного чтения. Высокий уровень межпредметной интеграции в данном курсе обеспечен тем, что начальные понятия о культуре и искусстве, заложенные в методику изложения всего курса, очень тесно соприкасаются с представлениями ученика о мире и его основными умениями в этом возрасте – рисовать и создавать поделки своими руками.

С первого класса использую метод групповой работы. Метапредметные результаты проявляются в познавательной, регулятивной и коммуникативной практической деятельности учащихся. Задача состоит в том, чтобы учить учащихся осознанному регулированию своей учебной деятельности. Это умение определять цель своей работы, выявлять ее этапы, находить соответствующие средства и инструментарий, оценивать результат своей деятельности.


В пятом классе более углубленно изучаем по программе Б.М. Неменского модуль «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Исторический путь развития народной культуры, его связь с окружающим миром, образы и мифы, в которых отразились поэтические представления древних людей о мироздании, позволяют детям увидеть взаимосвязь природы и человека. На уроках по теме «Народный праздничный костюм» изучаем национальные костюмы народов Поволжья. Учащиеся по желанию разбиваются на группы, находят информацию, готовят презентацию о культуре и национальном костюме (русский, татарский, мордовский, чувашский), затем выступают со своим проектом. Проанализировав, конструируем и сами изготавливаем из бумаги выбранные народные костюмы. В конце урока анализируем схожесть и различия в национальных костюмах и культуре.

Рассматриваем главные промыслы России, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства: «Искусство Гжели», Городецкая роспись», «Хохлома», «Жостово. Роспись по металлу» и т.д. и украшаем готовые объемные формы народной росписью.

В шестом классе тема года «Искусство в жизни человека», где рассматриваем жанры изобразительного искусства. У учащихся формируется понимание основ изобразительного языка - это большая работа, требующая и знаний и умений.

В седьмом классе тема года «Дизайн и архитектура в жизни человека». Темы по изучению формотворчества в начальной школе являются базовыми для тем седьмого класса. Изучение тем опирается на уже сформированный уровень знаний и умений художественной культуры учащихся. Тема «Город сквозь времена и страны». Цель: художественно-аналитический обзор языка архитектуры, особенности архитектурно-художественных стилей разных эпох, понимать значение архитектурно-пространственной композиции, создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. Практическое задание: выполнение макета по теме «Архитектурные образы прошлых эпох».

Я хочу предложить свой вариант темы урока на примере Романского стиля в архитектуре. Тема рассчитана на два урока.

На первом занятии идет теоретическое ознакомление с историческим развитием стилей в архитектуре. Просматриваем презентацию, выделяя главные особенности романского стиля: строгая геометричность архитектурных форм – соборы (типы храмов), дозорные башни, замки-крепости, массивность стен и сводов, небольшие световые проемы, похожие на бойницы. Затем практическое задание «формообразование» - получение геометрических форм из листа бумаги при помощи линейки, циркуля, ножниц и клея.

На втором уроке делимся на группы (по 5-6 человек). Каждая группа обсуждает и договаривается, какое архитектурное сооружение романского стиля будут выполнять и приступают к практической части урока – макетированию. По завершении работы учащиеся анализируют свои проекты. Подводим итоги уроков: что нового мы узнали, как воплотили характерные особенности этого стиля в своих макетах, какими способами и методами добились архитектурного облика романского стиля.

Тема «Город сегодня и завтра». Цель: знакомство с современными технологиями и материалами, используемыми в архитектуре и строительстве, поиск собственного способа «примирения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции городов, выполнение в материале разнохарактерных практических творческих работ. Рассматриваем и анализируем архитектурные сооружения в презентации «Современные стили в архитектуре».

Тема «Живое пространство города». Цель: научиться рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа жизни людей, создавать практические творческие работы, развивать чувство композиции. Практическое задание «Город будущего». В этом проекте учащиеся используют свои знания и накопленный опыт в умении создавать макеты, демонстрируют понимание современной архитектуры и проявляют фантазию.

В восьмом классе рассматривается тема года «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении». XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, телевидение – непосредственно связаны с изобразительными и являются сегодня господствующими.

Метапредметный подход утверждает, что смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые и составляют содержание образования.  

У нас на занятиях именно так и происходит: мы не пытаемся навязать ученикам готовый образец и не регламентируем пошаговое выполнение работы детьми. Ведь сделанное по образцу не способствует подлинному развитию. А художественное развитие предполагает в качестве результата на каждом этапе обучения развитие базовых способностей ученика: мышления, понимания, способности действовать, его коммуникативных и рефлексивных способностей. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Репина Елена Петровна

Дата: 20.05.2020

Номер свидетельства: 550572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "статья "Новые эффективные образовательные технологии" "
    ["seo_title"] => string(60) "stat-ia-novyie-effiektivnyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "147630"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419439454"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "КОНЦЕПЦИЯ   по теме:   «Методы создания психологического комфорта при формировании универсальных учебных действий на уроках физической культуры» "
    ["seo_title"] => string(159) "kontsieptsiia-po-tiemie-mietody-sozdaniia-psikhologhichieskogho-komforta-pri-formirovanii-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "221234"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435135090"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(290) "презентация к концепции на тему«Методы создания психологического комфорта при формировании универсальных учебных действий на уроках физической культуры». "
    ["seo_title"] => string(175) "priezientatsiia-k-kontsieptsii-na-tiemu-mietody-sozdaniia-psikhologhichieskogho-komforta-pri-formirovanii-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "221238"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1435136319"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "ФГОС. Что измелось на уроке? "
    ["seo_title"] => string(28) "fgos-chto-izmielos-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "221796"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435582383"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства