kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение детей 2-3 лет созданию выразительного образа в рисовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рисование  - интересный и полезный вид творчества, в ходе которого  разнообразными способами и с использованием самых разнообразных материалов создаются живописные и графические изображения.

Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Малыши воспринимают занятия изодеятельностью как новый, необычный и интересный опыт.

   Маленького ребёнка поначалу мало интересует результат, ему интересен сам процесс. Тем не менее, даже такой карапуз уже способен по-своему оценить прекрасное и готов создавать собственное произведение искусства. При умелой организации рисование может стать одним из любимых занятий малышей.

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.  

Что такое детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает и как развивается?

   В изобразительной деятельности идет интенсивное познавательное развитие. У ребенка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное, быть внимательным. Изображая простейшие предметы и явления, ребенок познает их, у него формируются первые представления.

   В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять свое поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение детей 2-3 лет созданию выразительного образа в рисовании »

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Василек»

Моргаушского района Чувашской Республики








«Обучение детей 2-3 лет созданию выразительного образа в рисовании»










Работу выполнила: воспитатель

Петрова Раиса Алексеевна















Оглавление

Введение 2-4

Глава I. Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка-дошкольника 5-13

1.1. Методы и приемы обучения рисованию 6-11

1.2. Возможность возникновения образного начала в рисунках младших

дошкольников

11-13

Глава II. Живописные и графические техники как средства создания выразительного образа детьми в рисунке 14-21

2.1. Развитие интереса к действиям с красками 14-16

2.2. Нетрадиционные техники изобразительного искусства 17-19

2.3. Графическое творчество детей 2-3 лет 19-21

Заключение 22-26

Список использованных источников 27

Приложения 28-36

















Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне…

Э. Успенский


Введение

Рисование - интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами и с использованием самых разнообразных материалов создаются живописные и графические изображения.

Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Малыши воспринимают занятия изодеятельностью как новый, необычный и интересный опыт.

Маленького ребёнка поначалу мало интересует результат, ему интересен сам процесс. Тем не менее, даже такой карапуз уже способен по-своему оценить прекрасное и готов создавать собственное произведение искусства. При умелой организации рисование может стать одним из любимых занятий малышей.

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Что такое детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает и как развивается?

В изобразительной деятельности идет интенсивное познавательное развитие. У ребенка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное, быть внимательным. Изображая простейшие предметы и явления, ребенок познает их, у него формируются первые представления.

В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять свое поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.

Истоки изобразительной деятельности – в раннем детстве. В процессе детской изобразительной деятельности идет развитие ребенка по всем направлениям. Главное, не упустить ранний, а затем дошкольный возраст, наиболее благоприятный для развития.

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. В связи с вышеизложенным, рассматриваемая проблема формирования выразительного образа в рисовании детей младшего дошкольного возраста актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Это и определило выбор темы: «Обучение детей 2-3 лет созданию выразительного образа в рисовании».

Цель исследования: выявить особенности формирования выразительного образа в рисовании детей 2-3 лет.

Предмет исследования: особенности становления выразительного образа в рисовании младших дошкольников.

Задачи исследования:

  • изучить теоретические основы и аспекты становления выразительного образа в рисовании детей 2-3 лет;

  • выявить особенности формирования умений и навыков детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования;

  • рассмотреть методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста.


























Глава I. Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка-дошкольника.

На сегодняшний день каждому педагогу известна важная роль рисования для интеллектуального и эстетического развития ребенка. Рисуя, дети познают окружающий мир, его предметы и явления, выражают свои мысли и чувства, развивают творческие способности. Рисунок – диалог ребенка с миром, и его значение невозможно переоценить.

В детстве рисуют все без исключения. Детские рисунки проходят эволюцию от каракулей и цветовых пятен до осмысленного изображения. Еще совсем недавно считалось, что обучение детей основам рисунка должно проходить по готовым шаблонам. На сегодняшний день эти представления устарели. Современная педагогика строится на поощрении детей к самостоятельности.

Дети младшей возрастной группы уже проявляют интерес к изображению на бумаге разных интересных для ребенка вещей. Каракули сменяются ассоциациями, а потом и предметами. Однако предметное рисование для малышей еще сложно, поскольку они легко отвлекаются и легко теряют первоначальный замысел, придумывая новые подробности. В этом возрасте задача педагога – научить основам. Как правильно держать кисть и карандаш, как пользоваться красками, как ориентирован лист и так далее.

Малыши в возрасте до 3-х лет приходят в детский сад с совершенно разными навыками рисования: кто-то еще никогда не держал карандаш в руках, кто-то впервые увидел краски, кто-то умеет правильно держать в руке карандаш, а кто-то нет. Первоначальная задача воспитателя заключается в том, чтобы уровнять уровень подготовки детей, то есть объяснить и наглядно продемонстрировать, что такое карандаш, фломастер, кисточка, краски и как ими правильно пользоваться.

За время пребывания в младшей группе детей обучают самым базовым навыкам рисования, которые пригодятся им в старших группах: делать мазки гуашью, рисовать фломастером, а затем и гуашью вертикальные, горизонтальные, прямые линии, а также замыкающиеся линии (круг, овал, абстрактная фигура). К окончанию обучения в младшей группе ребенок уже должен уметь правильно держать в руке кисть и фломастер, а также уверенно изображать простейшие фигуры.

Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает – есть в жизни счастье.

Рисование является важнейшим средством в формировании личности ребенка, эта изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение.

Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - утверждал В.Сухомлинский.

От рисования малыш получает лишь пользу. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка, ведь оно развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Занятия рисованием доставляют детям радость, создают положительный настрой и в будущем откроют им путь к пониманию изобразительного искусства и красоты окружающего мира независимо от избранной ими в жизни профессии.



    1. Методы и приемы обучения рисованию.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании. Так, в рисовании основной прием для первой младшей группы – показать, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью взрослого. Но даже рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности. Стадия каракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:

  • наглядные;

  • словесные;

  • практические.



Это традиционная классификация.

Моделирование с помощью готовых силуэтов – современный метод обучения созданию выразительного образа.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 присмотра и оздоровления» города Чебоксары (заведующий Г.Т. Лазарева, старший воспитатель С.В. Калеева) активно использует в практике работы с воспитанниками разработанную Т.Г. Казаковой педагогическую технологию «Формирование выразительного образа и развитие творчества в изобразительной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Развитие творческой направленности изобразительной деятельности в раннем возрасте требует создания определенных педагогических условий. Для формирования у детей творческих проявлений в рисовании воспитатель названного детского сада Малышева Надежда Яковлевна использует игрушки, произведения прикладного искусства, различные материалы и пособия. К примеру, в совместной деятельности с детьми по рисованию на тему «Матрешки идут на праздник» семеновская матрешка вызвала у детей 3-го года жизни эмоциональный отклик на яркие узоры и цвета изделия народного мастера. Восприятие народной игрушки, в ходе которого звучала музыка и художественное слово, создали условия вхождения малышей в образ.

При проведении работы Надежда Яковлевна учитывает особенности изобразительной деятельности детей раннего возраста - наличие сюжетно-игрового замысла. Зная, что маленьких детей увлекает изобразительная деятельность только в том случае, если она проходит в новых, необычных условиях, перед ними разворачивается игровая ситуация – «нужно нарисовать ткань, из которой будет сшит сарафан для каждой матрешки».

«Матрешки собрались с подружками на праздник, а у них нет нарядных сарафанов».

Игровые приемы помогают вызвать эмоциональный отклик на создаваемый образ.

В процессе руководства рисованием детей воспитатель использует и такие приемы, как показ способов изображения и сотворчество. Она обучает детей созданию простейших композиций из мазков, пятен, штрихов, линий, форм. Разнообразные формы, цветовые сочетания, ритм контрастных пятен, простая композиция придают выразительность детским рисункам, лепке и вызывают у детей элементарные эстетические эмоции. Кроме того, предусматривает в работе взаимосвязь методов и приемов, обеспечивающих не только обучение детей изобразительным навыкам и умениям (показ действий, которым надо следовать), но и формирование способов самостоятельных действий.

С целью развития творчества детей Малышева Н.Я. стимулирует подготовку необходимых материалов для рисования, самостоятельный выбор цветов красок, фона бумаги, поощряет желание к экспериментированию с красками.

Особый интерес вызывает использование метода силуэтного моделирования. Силуэтное моделирование представляется прорезными силуэтами разных персонажей (матрешки, бабочки, цветка, клоуна, др.). Например, воспитатель предлагает нарядить свою матрешку в красивый сарафан. Для этого каждый ребенок выбирает понравившийся ему цвет фона бумаги (будущая ткань для сарафана) и рисует гуашевыми красками пятна, линии, мазки.

«Ткань» для сарафанов матрешек.

Нарядились матрешки в сарафаны, сшитые из «наших тканей».

Результатом работы воспитателя по художественному развитию воспитанников явились следующие показатели: проявление ими интереса к рассматриванию народных игрушек, к рисованию, к продукту своей деятельности, выполнение ими задания как индивидуально, так и в сотворчестве с педагогом.

Затем дети «наряжают» свою матрешку, накладывая на свой рисунок силуэт матрешки.

Это доставляет детям большую радость, так они видят результат – матрешка «оделась» в нарядное платье и пойдет на праздник.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

  • информативно - рецептивный;

  • репродуктивный;

  • исследовательский;

  • эвристический;

  • метод проблемного изложения материала.



В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

  • рассматривание;

  • наблюдение;

  • экскурсия;

  • образец воспитателя;

  • показ воспитателя.



Словесный метод включает в себя:

  • беседу;

  • рассказ, искусствоведческий рассказ;

  • использование образцов педагога;

  • художественное слово.



Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

  • прием повтора;

  • работа на черновиках;

  • выполнение формообразующих движений рукой.



Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.

Так в рисовании основной прием для первой младшей группы – показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда – сюда», «сверху - вниз» и т.д. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.

Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический прием. Еще один прием работы в первой младшей группе – сотворчество педагога с детьми.

Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, данная форма встречается впервые.





1.2. Возможность возникновения образного начала в рисунках младших дошкольников.

В своих рисунках дети изображают окружающую жизнь. Это явление в своей элементарной, простейшей форме можно наблюдать уже в младшем дошкольном возрасте, хотя совершенно очевидно, что маленькие дети не владеют еще способностью художественно-образного выражения. Основным побудителем к рисованию считается подражание, пример взрослых. Лишь к двум годам ребенок рисует по собственной инициативе.

В процессе рисования дети осваивают вначале новые для них материалы, карандаш, кисть. Помимо этого, происходит развитие образно-смысловой стороны деятельности. Маленького ребенка интересует не только само движение руки с карандашом, но и результат этого процесса: следы карандаша или кисти на бумаге.

Раннее возникновение в рисунках ребенка образно-смыслового начала свидетельствует о развитии мышления, эстетического восприятия. В конце второго и на третьем году жизни дети изображают овалы, линии, круги, называя их «кругом», «жучком», «солнышком», «собачкой» и т.д. К двум годам дети приобретают способность «читать» рисунок. Для развития образно-смыслового характера рисунка большое значение имеет раннее общение ребенка с книгой, картинками.

Уже в конце второго года и на третьем году жизни дети все чаще обозначают словами смысл нарисованных штрихов, линий. При этом они используют свой жизненный опыт. Хотя в рисунках нет еще сходства с предметами, дети находят какие-то отдельные черты, напоминающие им знакомые персонажи.

Очень важно рассмотреть также характерные черты рисунков ребенка раннего возраста, обнаружить в них те особенности, которые позволяют говорить о возможности возникновения образного начала.

В первую очередь, следует обратить внимание на ритмическую сторону рисунков. Ритм характеризует многие действия детей: они любят похлопывать в ладоши, постукивать, прислушиваясь к этому звуку. Нанесение пятен, мазков, штрихов приобретает для ребенка увлекательный игровой характер.

Цвет в рисунке – одно из наиболее ярких выразительных средств. Уже дети младшего дошкольного возраста выражают посредством цвета свое отношение, свои чувства к тому, что они рисуют. В отличие от карандаша краска привлекает внимание маленьких детей яркостью цветного пятна. Краской дети рисуют обычно на определенном фоне, то есть происходит взаимодействие цветов плоскости листа с пятном. Дети акцентируют свое внимание на восприятие цветового пятна, что способствует возникновению ассоциативных образов по какому-либо конкретному признаку. Итак, композиция рисунка младшего дошкольника организуется ритмом, который придает ему выразительность.

Можно констатировать характерные для рисования младших дошкольников черты: эмоциональность, радость «открытия», интерес к повторению найденных очертаний, стремление к их образному восприятию, непосредственность выражения чувств, своего отношения к изображаемому. Все это дает основание выдвинуть положение о реальности простейших творческих проявлений в процессе рисования, о возможности их дальнейшего развития и формирования.

Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, воспитателю необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации.

Чтение стишков, песенок, потешек – важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.

Следует побуждать рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, надо учить находить их сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами.

Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета.

Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ должен идти от игрового персонажа.

Занятия должны доставлять детям радость!



Глава II. Живописные и графические техники как средства создания выразительного образа детьми в рисунке.

Желание передать линиями и красками окружающий мир, появилось у человечества очень давно. Тридцать тысяч лет тому назад в древнем каменном веке люди не умели ни читать, ни писать, но они умели рисовать. Они рисовали то, что их интересовало: животных, охотников, стреляющих из лука, а иногда танцующих людей. На протяжении всей истории рядом с человеком шло искусство.

Научить детей изображать предметы той ли иной формы можно на разном содержании. Как рисуют дети – крупно или мелко – это их авторское видение. На занятии можно использовать разные материалы: краски, цветные карандаши, мелки. Это дает возможность ребенку выбрать нужный материал, развивает самостоятельность в работе, развивается познавательная и экспериментальная активность, развивается творчество. Законченные работы обязательно выставляются на доске. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.



2.1. Развитие интереса к действиям с красками.

Третий год жизни характеризуется быстрым развитием речи, накоплением личного опыта, развитием конкретного, образного мышления, развития эмоциональной сферы. Дети 2-3 лет в своих действиях с краской неуверенны, бояться взять кисть, долго не решаются начать. Новый материал их пугает, у них нет ориентировки в действиях с ним. Вначале приходиться вкладывать им кисточку в руку. Дети захватывают ее в кулачок или берут за самый кончик палочки. Некоторые сухой кистью проводят по листу. Затем, опустив кисть в краску, быстро переносят ее на бумагу. Оставшийся след привлекает внимание детей, они двумя пальчиками трогают красочное пятно, отдергивают руку, вытирают палец о платье, долго его рассматривают. Затем быстро закрашивают плоскость листа, несколько раз опуская кисть в краску. После рисования остаются около столов, вновь трогают пальчиками ярко закрашенные части листа.

Рисование детей 2-3 лет отличается тем, что детей привлекает не только процесс закрашивания плоскости листа, но и восприятие пятна. Они рисуют пятна одно рядом с другим, в разных направлениях проводят полосы, ритмично наносят мазки. Порисовав немного, дети смотрят, что получилось. Иногда говорят вслух, улыбаются, кивают головой. Обращают внимание на рисунки других, наклоняются над столом и стараются рассмотреть яркие пятна.

Основное внимание надо обращать на такие стороны окружающей действительности, которые могли бы служить источником эстетических переживаний, чувств маленького ребенка и способствовать формированию в рисунках выразительного образа. Темами для рисования детей младшего возраста могут быть явления действительности, для которых характерен ритм, повторность линий и форм. Ритм в природе придает каждому явлению свою эстетическую ценность (капельки дождя, снежинки, падающие листья). Наблюдение этих явлений создает образную картину, которую эмоционально, с волнением воспринимают дети. А как интересно малышам ловить падающие листья, снежинки!

Постоянно происходящая в окружающей действительности сменяемость явлений привлекает внимание детей, вызывает у них различные чувства (радость, волнение, грусть). Дети начинают узнавать, различать явления действительности и передавать их в рисунке. Каждое такое явление имеет определенный цветовой колорит. Воспитатель обращает внимание детей на сочетание различных цветовых оттенков в природе (желтое солнце на голубом небе, желтые огни в окнах домов вечернего города и т.д.). Итак, воспитатель отбирает такие явления действительности, которые можно выразить ритмичным движением, контрастом цвета, линией и линейным контуром.

Занятия по двигательному ритму направлены на овладение способом ритмического нанесения штрихов, мазков, пятен. Для занятий можно взять такие задания: «Тучка солнышко закрыла», «Сосульки закапали», «Ходят звери по лесу», «Дождик кап-кап…».

Занятия по цвету направлены на овладение способом рисования цветовых пятен как средством выражения характерных явлений действительности, которые отбираются по признаку контраста цвета. Цветовые контрасты могут изменить рисунок, сделать его ярче, интереснее, живее («Светит солнышко в окошко», «Солнечный зайчик в гости к нам пришел», «Зажжем на елке огоньки»).

Занятия по линейному контуру как средство передачи разнообразных форм окружающей действительности направлены на овладение детьми способом проведения линий, построением линейного контура, форм («Веточки растут», «Рыбки плавают в водице», «На полянке вырастают цветы»).

Овладение изображением предметов требует от детей знаний и умений, которые они приобретают, непосредственно знакомясь с предметами, доступными по способам изображения. Содержанием занятий могут быть игрушки (мишка, матрешка, мяч), растения (цветы, ветки, листья).

Правила использования красок и кисточек

В первую очередь необходимо научить детей правилам обращения с красками и кисочками. Показать, как следует аккуратно брать краску на кисточку, не пачкаться; объяснить, что краски следует хранить аккуратно, баночки с краски закрывать после окончания работы. Показать малышам, как пользоваться кисточкой – как ее держать, смачивать в воде и снимать излишек воды о край баночки, как брать краску на кончик кисточки, рисовать легкими движениями, не нажимать на кисточку, не тереть кисточкой о бумагу, мыть кисточку перед тем, как взять другую краску. Объяснить, что кисточку нельзя надолго оставлять в воде, иначе она искривится, что после рисования ее надо вымыть и поставить в стаканчик щетиной вверх. После завершения работы нужно подождать, чтобы краска на рисунке высохла.

Краски привлекают детей своей яркостью, а кисти – необычностью. Детей интересует не только сам процесс работы гуашью и кистью, но и ее результат, они приобретают интерес к рисованию, развивают сенсомоторные навыки, что в дальнейшем будет способствовать развитию рисования как вида изобразительной деятельности.





2.2. Нетрадиционные техники изобразительного искусства.

В настоящее время в дошкольном образовании есть выбор вариантов для развития творческих способностей дошкольников во всех видах изобразительной деятельности, и определяется он наличием вариативных, альтернативных, авторских программ.

Для того, чтобы занятия рисованием для детей были в удовольствие , чтобы малыши не теряли уверенность и интерес к этому виду деятельности из-за недостатка трудового опыта, из-за отсутствия навыков, усидчивости, которые накапливаются только при систематической работе и с возрастом, и разработана система занятий с использованием нетрадиционных техник. И начинать работу в этом направлении нужно с таких техник, как рисование пальчиком, ладошкой, тычком, скомканной бумагой.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

В рамках занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.


Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.


Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.


Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.


Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.




Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.


Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.



2.3. Графическое творчество детей 2-3 лет.

Необходимость графического цикла связана с тем, что графика является общепризнанным средством доизобразительной деятельности детей; известно, что до 1,5 лет ребенок не испытывает потребности рисовать, пока не увидит в руках взрослого ручку или карандаш. Также необходима «взаимосвязь цветовых и графических образов, которая влияет на развитие творческой активности ребенка при условии их вариативного использования» (Т.Г.Казакова).

Цели и задачи в рисовании карандашом:

  • Обучение умению правильно держать карандаш; ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые линии, кружочки и т.д.

  • Развитие мелкой моторики.

  • Ознакомление с окружающим миром.

  • Развитие речи.

  • Формировать интерес к рисованию.

Материалы:

Цветные карандаши, гелевые мелки, полимерная пастель, восковые мелки, толстые цветные карандаши, бумага, различные игрушки, предметы.

Методы обучения рисованию:

  • Рисование в воздухе – изображение линией и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого приема помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне. Можно также рисовать пальцем на любой гладкой поверхности (стекло, столе).

  • Совместное рисование – совместные действия взрослого и ребенка в процессе рисования. Взрослый вкладывает карандаш в руку ребенка, берет ее в свою и водит по бумаге, создавая изображение и параллельно комментируя рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него во время рисования с определенной силой, проводить различные линии и фигуры.

  • Дорисовывание деталей – процесс завершения рисунка. В качестве основы для рисования предлагается заготовка, на которой нарисована только часть рисунка, недостающие детали которого ребенок должен дорисовать. Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым. Использование этого метода обучения позволяет закрепить усвоенные ребенком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры). При этом у взрослого есть возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе и уровня их умений.

Самостоятельное рисование – создание ребенком рисунка по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков.



























Заключение


Овладение умений и навыков в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста – одна из главных задач формирования личности, таланта, способностей и эстетических чувств у детей.

Существует множество методов и приемов обучения детей рисованию (беседа (словесно-наглядный прием), наглядно-образный и игровые приемы), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного эстетического -изобразительного восприятия.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руку ребенка впервые попадает изобразительный материл – бумага, карандаш, краски, мелки. В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями и навыков перед ними можно поставить новые задачи.

В 2-3 года ребенок легко усваивает навык правильно держать карандаш, кисть, мелки, пользоваться ими.

Педагоги стремятся развивать у детей способность передавать художественный образ используя все средства выразительности такие как цвет, форму, композицию, что является одним из важнейших критериев оценки творческого характера рисунка.

Итак, выразительность детского рисунка (как и всякого произведения искусства) возбуждает у зрителя сопереживание, эстетические эмоции, то есть собственно то, ради чего и создаются эти произведения, ради чего и существует искусство.

Яркие и цветные изображения вызывает у детей сильные положительные эмоции. Ребенок наслаждается каким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все подряд. Но еще в младшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета. Использование цвета помогает выразить эмоциональное отношение ребенка к изображаемому.

Таким образом, средства выразительности используемые детьми довольно многообразны: цвет, форма, композиция. У малышей желание рисовать кратковременно, неустойчиво. Поэтому педагог должен правильно руководить процессом творческой деятельности.

Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Педагог должен научить детей умению выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе рисования, развивают руки, глаза ребенка, вырабатывается правильная учебная посадка. Таким образом, во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности. Изобразительная деятельность служит средством расширения и закрепления их представлений о действительности, способствует воспитанию чувств и формированию понятий.

Опыт дошкольника еще невелик, поэтому ему важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы увидеть и запомнить главное характерное, выразительное.

В рисовании включают два вида изобразительного искусства: рисование отдельных предметов и сюжетное. Основная задача обучения рисованию – помочь детьми познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе элемент психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.

Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Таким образом, при умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей 1-3 лет рисовании может стать одним из любимых занятий малышей.

При обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т. д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дальше удерживает их внимание, создает необходимый эмоциональный построй и положительный мотив деятельности.

Занимаясь рисованием с маленькими детьми необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие умения и навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу, (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умений сердит и рассматривает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задерживаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки).

Поэтому рекомендуется начинать занятия рисованием с обучения малышей простейшим навыкам и приемам: держать правильно карандаш, кисточку; рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограничительную линию. Рисуя «палочки» и «дорожки» (вертикальные и горизонтальные прямые линии), кружочки и овалы, ребенок открывает для себя обобщение формы и линии как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.

При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей – прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того как необходимые навыки сформированы и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений.

На становление творческой личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияние изобразительное искусство. Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.

Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном выборе, нахождении и обработке формы ребенок становится мужественным, искренним, развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и позднее, намного позднее, вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте.

Как показывает практика, многие вопросы творчества возникают не столько от отсутствия соответствующей изобразительной грамоты, сколько от неумения распорядиться своими способностями. Считается, что все дело в "умении рисовать", но важнее - правильное отношение творческой деятельности. Часто решение этих проблем лежит в психологической плоскости. То есть, не потому не можем рисовать, что "не умеем", а потому, что составлено неправильное представление о том, какой должна быть работа. Таким образом, задача педагога в том, что бы развивать художественные способности ребенка, а, следовательно, и творческие способности.

Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, по сюжетному рисованию развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому развитию.

Список использованных источников

  1. Воробьева И., Гмошинская М. Развитие интереса к действиям с красками. Ж. Дошкольное воспитание. 2009. - № 5. – с. 74-81.

  2. Воробьева И., Гмошинская М. Графическое творчество детей 2-го года жизни. Ж. Дошкольное воспитание. 2009. - № 6. – с. 77-81.

  1. Григорьева Г.Г. Малыш в стране акварели. – М.: Просвещение, 2006.

  2. Казакова Т.Г. Возникновение образного начала в рисунках. в кн.: Художественное творчество. Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972. – с. 51.

  3. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: Владос,2006.

  4. Казакова Т.Г. Третий год жизни: изобразительная деятельность в семейном воспитании. Ж. Дошкольное воспитание. 2005. - № 8. – с. 107.

  5. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М.: Карапуз-Дидактика,2006.

  6. Одинакова Г. Второй год жизни: азы рисования. Ж. Дошкольное воспитание. 2007 - № 1. – с. 74-82.

  7. Соломенникова О.А. «Радость творчества» М.: «Мозаика-синтез», 2005.

  8. Сыромятникова Л. Младшие дошкольники рисуют. Ж. Дошкольное воспитание. 2004 - №2. – с. 24-33.

Приложения

Занятие «Дождик»

Цели:

• учить детей правильно держать в руке карандаш;

• рисовать кисточки – прямые и вертикальные линии;

• не выходить за пределы ограничительной линии;

• формировать интерес к рисованию.

Материалы:

• Карандаши синего или голубого цвета;

• листы бумаги для рисования формата А4 с заголовками (по количеству детей): в верхней части листа бумаги нарисована туча синего цвета, а внизу – горизонтальная линия – «земля», чтобы, рисуя дождик, дети не выходили за нижние границы листа бумаги.

Метод обучения: Дорисовать детали

Ход занятия

Перед началом занятия прочитать малышам стихотворение, прослушать запись Чайковского «Времена года».

Воспитатель : Послушайте стихотворение:

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, воду лей.

На цветок, на листок,

Кап, кап, кап!

На дорожку на лужок,

Кап, кап, кап!

Тучка в небе синяя –

Капай, дождик сильный!

Кап, кап, кап …

Воспитатель: О чем говорится в стихотворении? Какая была музыка (веселая, грустная)? (воспитатель рисует на листе бумаги, прикрепленном к Мольберту, тучу синего цвета).

Воспитатель: Догадались, что это такое? Правильно, это туча. (Затем начинает рисовать горизонтальные линии, сопровождая их словом «Вот нашел дождик: кап, кап, кап!», раздает малышам листы с заготовками и по одному карандашу голубого цвета).

Воспитатель: у вас на картинках тоже нарисованы тучи. Нарисуйте дождик!

Можно рисовать сильный (сплошные линии) и слабый дождь (пунктирные линии). Побуждая ребенка озвучивать рисунок – «Кап, кап, кап».


Занятие «Дорожки»

Цели:

• научить детей рисовать кисточкой поверх эскиза (рисование прямых линий);

• формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материалы:

• Краски – гуашь зеленого или черного цвета;

• листы бумаги, формата А-4 с эскизами (по количеству детей);

• кисточки;

• вода в банке;

• салфетки для рук.

Техника: рисование кисточкой поверх карандашного эскиза.

Методы и приемы:

• беседа;

• объяснение работы;

• анализ работы.

Ход занятия

• Перед началом занятия подготовить эскизы для рисунков;

• развести гуашь (зеленую, черную или коричневую) до густоты сметаны и палить небольшое количество в крышки.

Подготовить баночки – непроливайки с водой и большие кисти по количеству детей.

На одном из эскизов показать малышам, как можно нарисовать по готовому эскизу прямые, ровные дорожки.

Раздать детям бумагу, кисточку и краски и предложить нарисовать дорожки самостоятельно.




Конспект занятия

«Улитка»

Программное содержание:

• Подводить детей к преднамеренной передаче изображения;

• Учить детей правильно держать карандаш, рисовать круговыми движениями кисти руки;

• Закреплять знания цветов (красный, синий, зеленый, желтый);

• Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.


Материал:


Красные, синие, зеленые, желтые карандаши; альбомные листы, раковины улиток на каждого ребенка.


Ход занятия:

Ребята, посмотрите, кто к нам в гости приполз?

Кто же это, в самом деле,

Ходит еле-еле-еле,

Носит дом витой-

За спиной. (Улитка)

Конечно же, это улитка. Посмотрите, какая она красивая. А что же у нее есть? Конечно, домик. Домики свои они носят на спине. И называется он - раковина. Сейчас я вам дам каждому по раковине, и мы посмотрим вместе и потрогаем. На раковинах есть линии, они похожи на спиральки.

Поводите по ним пальчиками.

А теперь давайте попробуем нарисовать в воздухе ракушку.

Ребята, улитка попросила меня нарисовать ей много подружек-улиток, чтобы ей было нескучно. Вы хотите ей помочь?

Но прежде, чем начать рисовать, мы немножко поиграем.



Пальчиковая гимнастика


Улитки-крошки

Подрастают рожки.

Научи ее ходить,

Если будут ножки.


Сейчас я вам покажу, как нужно рисовать улитку на бумаге. Нужно поставить карандашик на середину листа. А затем круговыми движениями (спиралькой) нарисовать домик улитки. Но чего-то не хватает? Ну конечно же, головы, глазок и рожек.

Можно нарисовать. Голова круглая, глазки – это точки, рожки – это палочки, линии прямые, короткие.

Вот и получилась улитка, такая же, как и на картинке. Она выглядывает из своего домика. А теперь возьмите карандашики любого цвета и попробуем нарисовать улиток.

Рисование сопровождается таким стихотворением:

Улитка, улитка,

Улитка ползет.

Улитка Арине

Подарки везет.

А сейчас посмотрим, каких улиток вы нарисовали.

Покажите маленькую улитку, большую.

Какого цвета эта улитка?

Ребята, улитки хотят жить на полянке с красивыми цветами. Посмотрите, есть ли у нас полянка? Где же она? Возьмите своих улиток и пусть они ползут на полянку.

Молодцы, ребята. Хорошо постарались сегодня мы на рисовании!





Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе

с использованием нетрадиционных техник рисования.




Тема: « Желтый одуванчик»




Техника рисования “Пальцевая живопись”

Программное содержание:

Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики.

Закрепить знания цвета (зеленого, желтого).

Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: Альбомные листы, желтая и зеленая гуашь, модель одуванчика и пчелок по количеству детей, салфетки.


Предварительная работа: Рассматривание травы и цветов на картинке





ЖЕЛТЫЙ ОДУВАНЧИК.


Ход занятия

1. В: Ребята, наступило прекрасное время года Весна. Вся природа просыпается от долгого сна. Какие цветы распускаются первыми?

Д: Одуванчики.

В: Я расскажу вам красивый стих.

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик -

Первый молодой!

У него чудесный

Золотистый цвет,

Он большого солнца,

Маленький портрет!

Посмотрите, какой красивый одуванчик. Чем же этот цветок похож на солнце?

Д: Такой же круглый и желтый.

В: Что есть у одуванчика? (стебель, листья, цветок)

Слышите, кто-то жужжит.

Кто это?

МОДНИЦА КРЫЛАТАЯ, ПЛАТЬЕ ПОЛОСАТОЕ!

РОСТОМ ХОТЬ КРОХА, УКУСИТ, БУДЕТ ПЛОХО!

Д: Пчелка.

В: Здравствуй, пчелка! Как тебя зовут? - МАЙЯ.

Пчелка узнала, что у нас в группе появился одуванчик. Она рано проснулась, а цветы еще нигде не расцвели. Пчелке так хочется нектара попробовать. Вот она к нам и прилетела, но прилетела она к нам не одна, со своими друзьями – пчелками.

В: (вносит пчелок) Ребята, пчелок много, цветок один. Насекомым так не хватает цветочного нектара. Где нам его взять?

Д: Нарисовать.

2. В: Чем мы будем рисовать? - у нас нет кистей.

Д: (затрудняются ответить)

В: Не беда, у нас всегда готовы 10 кисточек, которые постоянно с нами. Что же это за кисточки? Догадались? Конечно это наши пальчики! На каждый пальчик- кисточку своя краска.

А теперь я вас научу рисовать пальчиками-кисточками. Наберем на пальчик желтую краску, поставим на листе яркую точку , а потом вокруг нее много точек по кругу.

В: (сопровождает объяснение примерным показом)

Вот и получился цветочек желтый, пушистый. А что мы еще забыли нарисовать?

В: Стебелек и листочек.

Их можно нарисовать прямыми линиями.

Посмотрите, в нашей группе вырос еще один одуванчик. А теперь вы сами нарисуйте одуванчики для каждой пчелки.

ДЕТИ РИСУЮТ.

3. В: Какие замечательные получились цветы. Теперь сложим одуванчики вместе - получился золотой лужок. Наши пчелки сядут на него, и будут пить сладкий нектар.

Все ребята постарались, пчелки очень довольны. МОЛОДЦЫ!










37




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучение детей 2-3 лет созданию выразительного образа в рисовании

Автор: Петрова Раиса Алексеевна

Дата: 06.12.2014

Номер свидетельства: 140086

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" "
    ["seo_title"] => string(62) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-volshiebnaia-kistochka"
    ["file_id"] => string(6) "240077"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444927291"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(74) "formirovaniieghrafichieskikhnavykovudietieistarshieghodoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "295694"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455863474"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Программа  объединения по аппликации «Веселые картинки»  (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) "
    ["seo_title"] => string(121) "proghramma-obiedinieniia-po-applikatsii-viesielyie-kartinki-dlia-dietiei-sriedniegho-i-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "149379"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420174191"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Программа дополнительного образования "Волшебные ладошки" (подготовительная группа)"
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma_dopolnitiel_nogho_obrazovaniia_volshiebnyie_ladoshki_podghotovitiel_n"
    ["file_id"] => string(6) "429812"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1506442686"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Консультация "Роль нетрадиционных техник рисования в художественном развитии дошкольников""
    ["seo_title"] => string(90) "konsultatsiiarolnietraditsionnykhtiekhnikrisovaniiavkhudozhiestviennomrazvitiidoshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "266249"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450113262"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства