Методы и формы эмоционально - эстетического развития детей в процессе изучения декоративно прикладного искусства
Методы и формы эмоционально - эстетического развития детей в процессе изучения декоративно прикладного искусства
В данной статье описываются методы и формы эмоционально - эстетического развития детей в процессе изучения ДПИ, какие программы реализуются в художественных школах, что они включают. А так же значимость декоративно прикладдного творчества в эстетическом образовании детей.Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с различными растительными материалами, учащиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение. Пробуждение интереса является первой предпосылкой к появлению эмоций и в процессе оценивания положительного или отрицательного отношения к искусству. Интерес - является одной из главных составляющих структуры воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методы и формы эмоционально - эстетического развития детей в процессе изучения декоративно прикладного искусства »
Методы и формы эмоционально - эстетического развития детей в процессе изучения декоративно прикладного искусства
Программы по Декоративно прикладному искусству включают такие разделы как: Традиционная кистевая роспись, а так же лепка и роспись народных игрушек; Художественная обработка волокнистых материалов – вышивка, аппликации из ткани; Работа с природным материалом – это соломенная игрушка, резьба по дереву; Художественная роспись по ткани – выполнения батика.
Занятия декоративно прикладным искусством, носят в основном практический характер, но сообщение теоретических сведений крайне необходимо, это сведения об истории народных традиционных ремесел, а так же этапы развития декоративно прикладного искусства. Сведения о декоративных и физико-технологических свойствах материалов, о специальных инструментах и приспособлениях, о приемах художественной обработки и отделки изделий, организации рабочего места, технике безопасности.
Практическая часть предполагает работу в нескольких направлениях:
-изучение основ построения традиционной для народного декоративного искусства композиции в каждой из техник и разных ее видах, проведение исследовательской работы;
-разработка учебных творческих эскизов к изделиям;
-исполнение заданий в материале;
-изучение основ построения композиции, ознакомление учащихся с особенностями заполнения пространства изделия, дает понятие о пропорциях, соразмерности частей, ритме симметрии, асимметрии, композиционном центре, колористическим особенностям, гармонии цвета и формы.
-разработка эскизов способствует развитию творческих способностей, их активности, самостоятельности.
Предметы предпрофессиональной программы: основы изобразительной грамоты и рисования, беседы об искусстве, лепка, прикладное творчество. Программа "Прикладное творчество" включает в себя четыре раздела, содержанием которых являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию.
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с различными растительными материалами, учащиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение.
В процессе работы у детей развиваются:
- чувства цвета, ритма;
- тренируются пальцы рук, глазомер;
- воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и
эстетическое восприятие мира;
- формируется понятие о красоте вещей, созданных своими руками,
знание природных качеств материалов и их применение, любовь и бережное отношение к природе.
Пробуждение интереса является первой предпосылкой к появлению эмоций и в процессе оценивания положительного или отрицательного отношения к искусству. Интерес - является одной из главных составляющих структуры воспитания.
В работе применяются разнообразные методы обучения:
- методы формирования сознания (рассказ, беседа, работа с литературой, метод примера);
- методы организации деятельности (инструктаж, иллюстрации и демонстрации, практические работы);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (познавательная игра, поощрение);
- методы контроля эффективности (творческие проекты, практическая работа);
Для обеспечения большего разнообразия работ кроме традиционных в программу включены широко используемые в современной практике такие виды искусства как аппликация из соломки, панно из засушенных листьев и цветов. Это разнообразие помогает создать в процессе обучения условия для проявления индивидуальных особенностей и способностей учащихся, вызвать эмоциональную отзывчивость.
Занятия батиком играют важную роль в эмоциональном воспитании, он не имеет прямой связи с народным искусством России, так как батик пришел с Востока. Но в этом и есть свобода действий, так как рамок и ограничений в изображении на ткани нет. Сама техника батика вызывает у учащихся восторг, а все это в совокупности способствует достижению нашей цели. Во время занятий декоративно прикладным искусством дети будут наблюдать природу, стилизовать и воплощать свои образы в изделиях.
Техника батика, будет только средством выражения эмоций, фантазий, которые дети получат во время занятий декоративно прикладным искусством, а способствовать этому будут создаваемые педагогические условия и насыщенность урока разными формами и методами, которые будут способствовать эмоциональному и эстетическому развитию детей. Работы могут быть выполнены по мотивам народных приданий, стилизованные с применением традиционного орнамента.
Занятия лепкой игрушки, так же оставляют неизгладимое впечатление. Работа с глиной очень интересна и необычна, затем обработка и роспись изделия. Дети могут придумывать своих героев, но в нанесении орнамента придерживаться народных традиций той или иной росписи.
Варианты работы с волокнистыми материалами безграничны, это от выполнения аппликации до шитья самой игрушки. Разновидности кукол мотанок, предлагают широкое поле для творчества. Так же учащимся интереса история возникновения и назначения игрушек, сам процесс изготовления, подбор ткани, фурнитуры, а итог вызывает яркий всплеск эмоций.
Возможно и даже нужно комбинирование материалов, это глина+ ткань, ткань+ соленое тесто и т.д. Остановимся на техники соленого теста, ее невозможно оставить без внимания. Занятия интересны и долгожданными особенно маленькими детьми, добавляя в тесто краски, получаются сразу яркие цветные работы. Традиционная роспись Хохлома, Гжель, может выполняться не только на дереве и керамики, а как вариант на камушках, так же имеет место быть.
Литература
Апресян Г. З. Эстетическое отношение к природе в социалистическом
обществе. М., 1981.
Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани. - Л., «Академия», 1931.
Артеменко Н. М. Природа и эстетическое воспитание школьников: из опыта работы сельских школ. М., 1978.
Ашиков В. Воспитание Культурой и Красотой.//Дошкольное
воспитание №6,2002
Бакелова Н. Ф. Использование природного материала на уроках
изобразительного искусства и труда // Нач. школа. - 1996. - №4.
Блиничева И.Б., Мельников Б.Н. Искусство отделки тканей - в твоих руках."Легпромбытиздат", 1985.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
Буров А. И. О природе объективности красоты. - Вопросы литературы,
1969. - № 3.
Вшюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // М. - С. 14.