kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа " Юный художник" с 1-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Пояснительная  записка

     Программа кружка «Юный художник » адресована обучающимся  1-4х классов  общеобразовательных учебных учреждений.

Актуальность.

     Данный курс  представляет благодатную почву для формирования эстетической культуры младшего школьника. Занятия, в которых соединяются красота и польза, где в непосредственной практической деятельности развиваются чувственная и интеллектуальная  сферы личности  ребёнка. Занятия носят ярко-выраженную творческую окраску. Активная  творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией уроков искусства и художественного труда на основе народных традиций путем раскрытия разнообразных  связей искусства с жизнью.  Учащиеся  учатся видеть и ценить мир. Учатся понимать традиции и особенности своего народа, получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя  рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и технологические карты, использовать различные источники информации, в том числе и сеть Интернет. Исключительно важное значение в духовном развитии школьников, в их трудовом и эстетическом воспитании имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов. Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Обоснованность.

     Формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Юный художник». Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе творчестве в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа.

    Новизна  данной образовательной программы заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования,, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятие времени в свободное от урочной деятельности время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

Программа кружка «Юный художник» разработана для реализации внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению начального общего образования и входит в образовательную область – искусство.


Цель данной программы:
      раскрыть и развить потенциальные художественно - эстетические способности, заложенные в ребёнке.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмов  работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;

6. Развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя  игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

  Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа " Юный художник" с 1-4 классы»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Вочуровская средняя общеобразовательная школа»

Мантуровского муниципального района

Костромской области



«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР


__________/ГвоздеваТ.Ю./

«____» _______2017___г

«Утверждено»

Приказ№___от______2017



Директор школы

_______/Смирнова Ю.А./

«____» ______2017___г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

« Юный художник»




Программа разработана

учителем начальных классов

Шабловой Светланой Владимировной











2017 г.

I. Пояснительная записка

Программа кружка «Юный художник » адресована обучающимся  1-4х классов  общеобразовательных учебных учреждений.

Актуальность.

Данный курс представляет благодатную почву для формирования эстетической культуры младшего школьника. Занятия, в которых соединяются красота и польза, где в непосредственной практической деятельности развиваются чувственная и интеллектуальная сферы личности ребёнка. Занятия носят ярко-выраженную творческую окраску. Активная  творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией уроков искусства и художественного труда на основе народных традиций путем раскрытия разнообразных  связей искусства с жизнью. Учащиеся  учатся видеть и ценить мир. Учатся понимать традиции и особенности своего народа, получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя  рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и технологические карты, использовать различные источники информации, в том числе и сеть Интернет. Исключительно важное значение в духовном развитии школьников, в их трудовом и эстетическом воспитании имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов. Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Обоснованность.

Формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Юный художник». Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе творчестве в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, , а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятие времени в свободное от урочной деятельности время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

Программа кружка «Юный художник» разработана для реализации внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению начального общего образования и входит в образовательную область – искусство.


Цель данной программы:
раскрыть и развить потенциальные художественно - эстетические способности, заложенные в ребёнке.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмов работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

6. Развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения.


Планируемые результаты освоения программы:

В ходе работы дети получат возможность подробнее познакомиться с интересной профессией художника, познакомиться и опробовать различные художественные материалы. Развитие в художественно –эстетическом направлении. Дети научатся обсуждать и анализировать работы художников, видеть разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания. Научаться видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать всё его многообразие в своих творческих работах. Будут работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии. Результатом будут организованные выставки в школе, районе, более сплочённый дружный коллектив. Учащиеся, общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию. Коллективная деятельность будет формировать расположенность к другим людям, быть чутким, тактичным, терпимым, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых условиях.

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.


II. Общая характеристика учебного предмета


В основу программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления «Юный художник» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 8–11 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности воспитанников.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Формы занятий. Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе. Методы. Для качественного развития творческой деятельности программой предусмотрено:
  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

  • В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

  • Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок – куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть: занятия – вариации, занятия – творческие портреты, импровизация, занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия – праздники, занятия – эксперименты.

Межпредметные связи.

В работе кружка « Юный художник» просматривается логическая связь с общеобразовательными предметами: литературное чтение, музыка, изо, технология, окружающий мир.


III.Описание места учебного курса в учебном плане

В соответствии с Базисным учебным планом образовательного учреждения кружка

« Юный художник» проводиться 1 год обучения в 1 классе по 1 часу 1 раз в неделю, 33 часа в год, 2-4 года обучения по 1 часу 1 раз в неделю, 34 часа в год, всего 135 часов.



IV. Описание ценностных ориентиров.

Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно- нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми художественной деятельности. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально - ценностных критериев жизни.


V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.


Личностные результаты: - интерес к изобразительному искусству, положительное отношение к занятиям ИЗО; - способность к восприятию искусства и окружающего мира и умение подходить к любой своей деятельности творчески; - умение сотрудничать в художественной деятельности; - развитие воображения, наблюдательности; - совершенствование эстетического вкуса.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; - определять последовательность действий с учетом конечного результата; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - выявлять и исправлять ошибки; - производить оценку выполненной работы.

Коммуникативные: - обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество; - выражать в речи свои мысли и действия; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; - работать в парах и группах.

Познавательные: - выделять существенные признаки объектов, анализируя их размер, цвет и форму; - строить рисунок на основе геометрических форм.

Предметные результаты: - правильно располагать рисунок на листе бумаги; - строить рисунок на основе геометрических форм; - получать светлые и тёмные оттенки цвета путём добавления белого и чёрного цвета; - получать зелёный, оранжевый и фиолетовый цвет путём смешивания красной, жёлтой и синей красок; - овладеть техникой работы с различными художественными материалами; - организовывать свое рабочее место, готовить необходимые для занятия материалы; - работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте.







VI.Содержание учебного курса.



1. Основы изобразительной грамоты.


Теоретическая часть.
- Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
- Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
- Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
- Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
- Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
- Композиция. Основные правила композиции:
а) объединение по однородным признакам;
б) соблюдение закона ограничения;
в) основа живой и статичной композиции;
г) группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
д) подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь.
( Линией, пластикой, «Законом сцены».)
- Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок.



2. Декоративно – прикладное искусство.


Теоретическая часть.
-Декоративно – прикладное искусство – художественно выполненные изделия, имеющие утилитарное назначение.
- Техника создания изделий декоративно-прикладного искусства
- Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью.
- Беседы по декоративно – прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу.


На ознакомительном этапе учащиеся:


Должны знать:
- названия основных и составных цветов;
- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
- изобразительные основы декоративных элементов;
- материалы и технические приёмы оформления;
- названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
- пользоваться материалами.


Развивающий этап:


Должны знать:
-особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
- разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
- творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
- основы графики;
- правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Должны уметь:
- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
- пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
-проявлять творчество в создании работ.


Исследовательский этап:


Должны знать:

-разнообразие возможных выразительных средств изображения;
- значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
- различные виды декоративного творчества
- основы дизайна;
- творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
- правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Должны уметь:
- работать в определённой цветовой гамме;
- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
- передавать пространственные планы способом загораживания;
-передавать движение фигур человека и животных;
- сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
- свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
- решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.

1 год обучения

Вводное занятие «Как стать художником?»

ТЕОРИЯ: Организация рабочего места на кружке. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы на кружке.

«Город мастеров» - работа в технике граттаж.

ТЕОРИЯ: Этапы выполнения техники.

ПРАКТИКА: Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка.

Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой.

Техника рисования «Свеча + акварель».

ПРАКТИКА: Нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

Рисование пальчиками.

ПРАКТИКА: Разработка идеи, творческое выполнение работы.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия.

Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ нанесения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается (гриб мухомор, травка, листики и т. д.).

Приём рисования по сырому, или равномерно окрашенному.

ТЕОРИЯ: Понятие техники «по сырому». Использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски.

ПРАКТИКА: Упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения работы. Рисование неба и земли.

Использование карандашей в рисовании цветов.

ТЕОРИЯ: Виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей.

ПРАКТИКА: Способы тонировки. Этапы рисования цветов акварельными карандашами. Рисование цветов.

Художественный приём «заливка». Рисование неба.

ТЕОРИЯ: Понятие «заливка». Использование заливки для изображения неба, воды, гор.

ПРАКТИКА: Подготовка краски, способы нанесения линий, движение кисти, рисование неба.

Рисование по влажному. Пейзаж.

ПРАКТИКА: Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу высохнуть!

Многослойная живопись или сухим по сухому.

ТЕОРИЯ: Понятие многослойной живописи. Этапы выполнения техники.

ПРАКТИКА: Тренировка в быстром наложении слоёв друг на друга после полного высыхания. Рисование горного пейзажа, где горные хребты встают один за другим.

Нетрадиционная техника рисования «Кляксография обычная».

ТЕОРИЯ: Способы рисования кляксами.

ПРАКТИКА: Рисование птиц, облаков.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и наливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что похоже. Недостающие детали дорисовываются (можно нарисовать птицу, облака и т. д.).

Нетрадиционная техника рисования «Кляксография трубочкой.

ПРАКТИКА: Самостоятельный выбор рисунка.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются (рисуют дерево, опавшую листву, кустарники и т.д.).

Составление коллективного панно техникой «рваная бумага».

ПРАКТИКА: Творческий подход к коллективному составлению панно.

Средства выразительности: фактура, объём.

Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

Способ получения: ребёнок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить, накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объёмным. Путём обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки, голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем на основу

«В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки.

ТЕОРИЯ: Что такое композиция. Правила её составления.

ПРАКТИКА: Выбор любимой сказки для составления иллюстрации. Составление индивидуального рисунка. Выполнение его в цвете акварелью.

«Подводное царство» - рисование рыбок.

ТЕОРИЯ: Разновидности рыбок. Правила рисования рыб.

ПРАКТИКА: Рисование рыб разного вида. Тренировка построения рыб, рисование подводного мира.

Рисование с натуры родной природы. Пейзаж.

Цветочная поляна

Насекомые.

Урок - выставка



2 год обучения.

Вводное занятие. «Знакомство с королевой Кисточкой».

Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Выборы старосты. Заполнение документов. Рисунок на свободную тему.

«Что могут краски?».

Организация: Изобразительные свойства акварели.

Задание: Учащиеся выполняют композицию. Смешение красок. Основные цвета.

Материалы: лист А4, карандаш, кисточки-3, салфетка, иллюстрации.

«Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром.

Организация: Рисование радуги, знакомство с понятием «спектр».

Задание: Учащиеся выполняют отработку приема: проведение непрерывных красочных линий. Рисование радуги над лужайкой.

Материалы: альбом, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации

«Золотая рыбка». Гуашь.

Организация: Отработка приема – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.

Задание: Рисование гуашью рыбки в аквариуме.

Материалы: лист А4, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации.

«Осень. Листопад». Смешение теплых цветов.

Организация: Рассказ учителя о тёплых цветах. Показ иллюстраций, таблиц

Задание: Акварель. Отработка приема: примакивание кисти боком. От светлого к темному.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, осенние листья.

«Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.

Организация: Рассказ учителя о зарисовке растений с натуры. Показ иллюстраций, таблиц

Задание: Рисование карандашом, черной акварелью, гуашью. Изучение изобразительных свойств карандаша, акварели, гуаши, пластика линий.

Материалы: лист А4, карандаш, черная акварель, гуашь, иллюстрации.

«Портрет Деда Мороза и Снегурочки».

Организация: Пропорции человеческого лица. Контраст теплых и холодных цветов.

Задание: Учащиеся выполняют зарисовки человеческого лица. Контраст теплых и холодных цветов.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны

«Елочка-красавица».

Организация: Рисование новогодней елочки.

Задание: Учащиеся рисуют впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала

Материалы: лист А4, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации.

«Моя мама». Творческая работа.

Организация: Рисование пропорций человеческого лица, изучение таблиц.

Задание: Учащиеся выполняют творческое задание. Гуашь. Акварель

Материалы: лист А4, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, таблицы, рисунки детей.

«Цветы и травы». Ритм пятен и линий.

Организация: Рисование цветов. Изобразительные свойства графических материалов, фломастеров, мелков.

Задание: Учащиеся выполняют композицию «Цветы и травы», используя изобразительные свойства графических материалов, фломастеров, мелков.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, рисунки детей.

«Волшебная птица весны».

Организация: Рисование композиции «Волшебная птица весны».

Задание: Учащиеся выполняют композицию Гуашь. Пятно, линия, точка.

Материалы: лист А4, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.

«Цветы и бабочки». Композиция в круге. Гуашь.

Организация: Декоративное рисование.

Задание: Учащиеся выполняют композиция в круге«Цветы и бабочки». Гуашь.

Материалы: лист А4, гуашь, кисточки-3, салфетка.



3 год обучения

Вводное занятие.

Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Выборы старосты.

Заполнение документов.

Орнаментальная композиция.

Организация: Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые, линии красоты, зигзаг. Организация плоскости.

Задание: Учащиеся выполняют орнаментальную композицию с помощью линий разного характера.

Материалы: лист А4, карандаш, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны.

Натюрморт из 2-х предметов.

Организация: Рисование натюрморта из 2-х предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель «гризайль». Тоновая растяжка.

Задание: Учащиеся выполняют тоновую растяжку цвета, знакомятся с понятием «гризайль».

Рисование натюрморта с натуры - овощи.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны

Холодные цвета. Стихия - вода.

Организация: Рассказ учителя о холодных цветах. Показ иллюстраций, таблиц.

Задание: Рисование акварелью по методу ассоциаций.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны.

Тёплые цвета. Стихия - огонь.

Организация: Рассказ учителя о тёплых цветах. Показ иллюстраций, таблиц

Задание: Рисование акварелью по методу ассоциаций.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны.

«Осенние листья».

Организация: Рассказ учителя о зарисовке растений с натуры. Показ иллюстраций, таблиц

Задание: Рисование карандашом. Изучение изобразительных свойств карандаша, пластика линий. Линия, штрих, тон.

Материалы: лист А4, карандаш, иллюстрации, шаблоны, осенние листья.

Природная форма - лист.

Организация: Рисование листа с натуры. Понятие «тон». Одноцветная акварель «гризайль». Тоновая растяжка.

Задание: Учащиеся выполняют тоновую растяжку цвета, знакомятся с понятием «гризайль».

Рисование листа с натуры.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны

Натюрморт.

Организация: Рисование натюрморта из стекла.

Задание: Учащиеся знакомятся с основными и дополнительными цветами, с изобразительными свойствами гуаши.

Рисование натюрморта с натуры -стекло.

Материалы: лист А4, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны.

«Дворец Снежной королевы».

Организация: Рисование холодной цветовой гаммой дворца гуашевыми красками.

Задание: Учащиеся выполняют творческое задание. Ритм геометрических форм. Гуашь.

Материалы: лист А4, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны, рисунки детей.

«Портрет Снегурочки».

Организация: Рисование пропорций человеческого лица, изучение таблиц.

Задание: Учащиеся выполняют эскиз портрета Снегурочки. Гармония тёплых и холодных цветов.

Материалы: лист А4, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, таблицы.

«Цветы весны».

Организация: Рисование цветов.

Задание: Учащиеся выполняют композицию «Цветы весны», используя изобразительные свойства акварели.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, рисунки детей.

«Прогулка по осеннему саду».

Организация: Рисование композиции с фигурами в движении.

Задание: Учащиеся выполняют композицию с фигурами в движении. Изучают пропорции человеческой фигуры.

Материалы: лист А4, акварель, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.

Творческая работа.

Организация: Самостоятельная работа, используя изученный материал.

Задание: Учащиеся выполняют работу. Свободный выбор тем и материалов для выполнения.

Материалы: лист А4, акварель, гуашь, кисточки-3, салфетка.

«Листья и веточки».

Организация: Рисование с натуры.

Задание: Учащиеся выполняют упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, тушь, перо, салфетка, иллюстрации, таблицы, рисунки детей.

«Осенние листья».

Организация: Рисование композиции «Осенние листья», используя живые листья как матрицы.

Задание: Учащиеся выполняют композицию «Осенние листья». «Живая» линия - тушь, перо.

Материалы: лист А4, салфетка, тушь, перо, иллюстрации, наглядный материал.

Натюрморт. Свет и тень.

Организация: Рисование натюрморта.

Задание: Учащиеся выполняют натюрморт из стекла, набросочный характер рисунков с разных положений предметов в пространстве. Свет и тень - падающая и собственная.

Материалы: лист А4, тушь, перо, простой карандаш, мелки, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.

«Город». Монотипия.

Организация: Рассказ учителя о цветовом фоне в технике монотипии. Показ иллюстраций, таблиц. Монотипия город» - нетрадиционная техника рисования.Понятия отпечатка и оттиска.

Задание: Учащиеся выполняют цветовой фоне в технике монотипии. Дома - линиями, штрихами. Люди - силуэты. Цвет как выразитель настроения.

Выполнение на половинке листа и оттиск на другой половине.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: кисти, гуашь либо акварель, влажная губка

лист А4, тушь, перо, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.

«Терема».

Организация: Рассказ учителя о гравюре на картоне. Показ иллюстраций, таблиц

Задание: Учащиеся выполняют гравюру на картоне.

Материалы: лист А4, тушь, картон, палочки, гуашь, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.

Поздравление. Штрих.

Организация: Рассказ учителя об использовании шаблона и трафарета. Показ иллюстраций, таблиц. Поздравление. Штрих - выделение главного.

Задание: Учащиеся выполняют поздравление, используя шаблон и трафарет.

Материалы: лист А4, гуашь, салфетка, иллюстрации, наглядный материал, шаблон, трафарет.

Открытка - поздравление. Творческая работа.

Организация: Рассказ учителя об изготовлении открыток. Показ иллюстраций, наглядного материала.

Задание: Учащиеся выполняют творческую работу, используя аппликацию, орнаментики, шрифт.

Материалы: лист А4, акварель, гуашь, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.

Творческая работа.

Организация: Самостоятельная работа, используя изученный материал.

Задание: Учащиеся выполняют работу. Свободный выбор тем и материалов для выполнения.

Материалы: лист А4, акварель, гуашь, тушь, перо, кисточки-3, салфетка.


4 год обучения.

Вводное занятие.

Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Выборы старосты.

Заполнение документов. Роспись в тетрадях по технике безопасности

Задание: Учащиеся выполняют рисунок «Впечатления о лете» гуашью или акварелью

Материалы: лист А4, карандаш, кисточки-3, салфетка, акварель, гуашь.

«Деревья»

Организация: Пленэрные зарисовки деревьев в осеннем саду.

Задание: Учащиеся выполняют индивидуальную работу, затем составляют коллективную композицию «Осенний сад». Обрывная техника.

Материалы: лист А4, акварель, гуашь,кисточки-3, салфетка, клей ПВА

Натюрморт осенний.

Организация: Рисование портрета из фруктов и овощей. Информация учителя о Д.Арчимбольдо, его «съедобных» портретах.

Задание: Учащиеся выполняют рисунок в стиле итальянского художника

Материалы: лист А4, акварель, гуашь, фломастеры, кисточки-3, салфетка, иллюстрации.

Натюрморт из овощей

Организация: Рассказ учителя о жанре натюрморт. Показ иллюстраций, таблиц

Задание: Рисование акварелью, гуашью натурной постановки.

Материалы: лист А4, акварель, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, муляжи овощей.

«Цветы».

Организация: Рисование цветов.

Задание: Учащиеся выполняют композицию «Цветы», используя изобразительные свойства акварели.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, рисунки детей.

Небо в искусстве

Организация: Рассказ учителя о приёмах, технике изображения неба. Показ иллюстраций

Задание: Рисование акварелью. Изучение изобразительных свойств акварели.

Материалы: лист А4, акварель, иллюстрации, вата.

Монотипия

Организация: Монотипия пейзажная» - нетрадиционная техника рисования. Правила рисование пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска.

Задание: Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: лист А4, акварель, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, влажная губка.

-Скачущая лошадь

Организация: Рисование скачущей лошади с объяснением по этапам.

Задание: Учащиеся выполняют лошадь в движении по этапам.

Материалы: лист А4, акварель, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстраци.

-«Улица моей деревни».

Организация: Рисование сельского дома и сада, обрывная техника, составление фриза.

Задание: Учащиеся из индивидуальных работ составляют фризовую композицию.

Материалы: лист А4, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, клей ПВА.

«Цветы.».

Организация: Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма – кистевая роспись. Беседа « Голубая сказка гжели»

Задание: Учащиеся выполняют эскиз монохромной декоративной росписи гжель.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, таблицы, рисунки детей.

«Цветы и трава»

Организация: Декоративная роспись. Ассиметричная композиция. Декоративная переработка природной формы.

Освоение приёма – кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи.

Задание: Учащиеся выполняют эскиз монохромной декоративной росписи жостово.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, таблицы, рисунки детей.

«Волшебная сказка городца».

Организация: Рисование композиции городецкой росписи.

Задание: Учащиеся выполняют композицию. Разучивание элементов росписи.

Материалы: лист А4, гуашь, акварель, кисточки-3, иллюстрации, наглядный материал.

Составление узоров городецкой росписи.

Организация: Рисование узоров городецкой росписи.

Задание: Учащиеся выполняют узоры.

Материалы: лист А4, гуашь, акварель, кисточки-3, иллюстрации, наглядный материал.

« Цветы и птицы»

Организация: Декоративная роспись подготовленной основы. Глубоковская роспись. Творческая работа.

Задание: Учащиеся выполняют композицию. Разучивание элементов росписи.

Материалы: лист А4, гуашь, акварель, кисточки-3, иллюстрации, наглядный материал.

Составление узоров глубоковской росписи.

Организация: Рисование узоров глубоковской росписи.

Задание: Учащиеся выполняют узоры.

Материалы: лист А4, гуашь, акварель, кисточки-3, иллюстрации, наглядный материал.

«Золотая Хохлома». Разучивание элементов росписи.

Организация: Рассказ учителя о хохломской росписи.

Задание: Учащиеся разучивают элементы росписи.

Материалы: лист А4, гуашь, акварель, кисточки-3, иллюстрации, наглядный материал.

Составление узоров из элементов Хохломы.

Организация: рисование узоров из элементов Хохломы.

Задание: Учащиеся рисуют узоры по собственному замыслу в традициях промысла.

Материалы: лист А4, гуашь, акварель, кисточки-3, иллюстрации, наглядный материал.

Откуда пришла Матрешка.

Организация: Знакомство с традиционным русским промыслом - Полхов-Майдан. Разучивание элементов росписи.

Задание: Учащиеся получают представление о данном промысле, знакомятся с типами и формами цветов в росписи.

Материалы: лист А4, гуашь, салфетка, иллюстрации, кисточки-3, наглядный материал.

Народные глиняные игрушки.

Организация: Знакомство с традиционными русскими промыслами – Дымково, филимоновская.

Задание: Рассказ учителя об образном строе дымковской игрушке. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц. Учащиеся выполняют лепку игрушек с сохранением стиля. Роспись.

Материалы: солёное тесто, стеки, салфетка, иллюстрации, образцы игрушек, лист А4, гуашь, акварель, кисточки-3, иллюстрации, наглядный материал.

Русское народное искусство народов севера.

Организация: Знакомство с декоративно- прикладным искусством народов севера.

Задание: Рассказ учителя. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц. Учащиеся выполняют элемент украшения эвенской одежды..

Материалы: лист А4, гуашь, акварель, кисточки-3, иллюстрации, наглядный материал.

«Учимся рисовать птиц»

Задание: Беседа. Строение, окраска. Птицы в покое; птицы в полете.

Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц. Учащиеся выполняют рисование по образцу.

Материалы: салфетка, иллюстрации, лист А4, гуашь, акварель, кисточки-3, иллюстрации, наглядный материал.

«Учимся рисовать животных».

Задание: Анализ изображений животных. Рисование по образцу. Рисование по представлению. Беседа. Анализ изображений животных.

Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц. Учащиеся выполняют рисование по образцу.

Материалы: салфетка, иллюстрации, лист А4, гуашь, акварель, кисточки-3, иллюстрации, наглядный материал.

«Учимся рисовать рыб и подводных жителей»

Задание: Рисование рыб. Построение. Цвет как художественно-выразительное средство. Беседа. Анализ изображений животных.

Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц. Учащиеся выполняют рисование по образцу.

Материалы: салфетка, иллюстрации, лист А4, гуашь, акварель, кисточки-3, иллюстрации, наглядный материал

«В гостях у сказочных героев»

Задание: Рисование по воображению.

Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц. Учащиеся выполняют рисование по воображению.

Материалы: салфетка, иллюстрации, лист А4, гуашь, акварель, кисточки-3, иллюстрации, наглядный материал

Иллюстрация. Рисование по воображению.

Рисование с натуры.

Задание: Наблюдение. Строение, окраска. Рисование предметов, которые нас окружают.

Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц. Учащиеся выполняют рисование с натуры.

Материалы: салфетка, иллюстрации, лист А4, гуашь, акварель, кисточки-3, иллюстрации, наглядный материал

Урок - выставка

Подведение итогов деятельности. Анализ проделанной работы.



Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага различного формата и цвета.

2. Акварельные краски.

3. Гуашь.

4. Баночки для воды.

5. Кисти круглые и плоские.

6. Салфетки.

7. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.

8. Клей ПВА.

9.Соленое тесто.


VII.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Методическая литература
1.Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент?» - М.,1998г.
2.Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» -М.,1985г.
3.Маслов Н.Я. «Пленэр.»-М.,1989г.
4.Межуева Ю.А. «Сказочная гжель.» (рабочая тетрадь) М.,2003г.
5.Неменский Б.М. «Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания.» -М.,1987г.
6.Нестеренко О.И. «Краткая энциклопедия дизайна» -М.,1994г.
7.Орлова Л .В. «Хохломская роспись.» (рабочая тетрадь) .М.,1998г.
8.Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве» М.,1983г.
9. «Основы декоративного искусства в школе» Под ред. Б.В. Нешумова,
Е.Д.Щедрина. – М., 1981г.
10. «Программно – методические материалы. Изобразительное искусство».
Сост. В.С.Кузин.
11.Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». – М., 1999 г.
12.Сокольникова Н. М. « Основы живописи». Обнинск. 1996г.
13. Сокольникова Н. М. « Основы композиции». Обнинск, 1996г.
14. Сокольникова Н. М. « Основы рисунка». Обнинск, 1996 г.
15. Стасевич В.Н. « Пейзаж: картина и действительность». М., 1978г.
16. Хворостов А.С. « Декоративно – прикладное искусство в школе». – М..1988г.
17. Энциклопедический словарь юного художника.- М.,1983г. и др.


VIII .Тематическое планирование


1 год обучения

Основы изобразительной грамоты

21

Вводное занятие «Как стать художником?

1

«Город мастеров» - работа в технике граттаж.

2

Техника рисования «Свеча + акварель».

2

Рисование пальчиками (творческая работа).

2

Приём рисования по сырому, или равномерноокрашенному.

2

Использование карандашей в рисовании цветов.

2

Художественный приём «заливка». Рисование неба.

2

Рисование по сырому. Пейзаж.

2

Многослойная живопись.

2

Кляксография обычная. Моё любимое животное.

2

Кляксография трубочкой.

2

Декоративно – прикладное искусство

13

Составление коллективного панно техникой «рваная бумага».

2

«В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки.

2

«Подводное царство» - рисование рыбок.

2

Рисование с натуры родной природы. Пейзаж.

2

Цветочная поляна

2

Насекомые.


2

Урок - выставка

1


2 год обучения.

Тема

Кол- во часов

Основы изобразительной грамоты

17

 «Знакомство с королевой Кисточкой». Условия безопасной работы.


1

 «Что могут краски». Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок

1

 «Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром.

«Разноцветные шарики». Акварель.

2

«Тепло – холодно». Знакомство с теплыми и холодными цветами.

1

«Белое и черное». Знакомство с белой и черной красками.

1

«Живопись» .Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования.

1

«Жанры». Знакомство с жанрами изобразительного искусства.

«Пейзаж».

Знакомство с жанром пейзажа.

2

Беседа на тему «Осень» с исп. илл. материала.

«Осень. Листопад».

«Грустный дождик». Образ дождя.

3

«Натюрморт». Знакомство с жанром натюрморта.

«Как рисовать натюрморт». Фрукты в вазе.

2

«Портрет». Знакомство с жанром портрета.

«Как рисовать портрет». Рисование лица человека.

«Мамин портрет».

3

Декоративно – прикладное искусство

16

«Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге.

1

«Ёлочка-красавица».

1

« Снегурочка».

1

«В гостях у Деда Мороза».

1

«Экскурсия в зимний парк»

«Зимний лес». Характер деревьев.

2

«Снежная птица зимы».

«Дом снежной птицы».

2

«Рисуем животных». Рисование домашних животных.

1

«Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев.

2

«Экскурсия в весенний парк»

1

«Весенний пейзаж».

«Весенние цветы». Рисование весенних цветов.

3

Урок - выставка

1


3 год

Тема занятия

Кол-во часов

Примечания

Основы изобразительной грамоты

21


Вводное занятие. Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы.

2

Роспись в тетрадях по технике безопасности на занятиях кружка.

Холодные цвета. Стихия - вода.

2

Акварель. Иллюстрации.

Тёплые цвета. Стихия - огонь.

2

Акварель. Иллюстрации

Экскурсия «Прогулка по осеннему парку».

1


«Осенние листья».

2

Листья для рисования с натуры. Таблицы, наглядные пособия, рисунки детей.

Природная форма - лист.

2

Акварель. Иллюстрации.

Орнаментальная композиция. Выполнение линий разного характера.

Организация плоскости.

2

Просмотр иллюстраций, примеров орнаментальных композиций.

Натюрморт. Свет и тень.

2

Стекло. Простой карандаш, мелки.

Натюрморт из 2-х предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель «гризайль». Тоновая растяжка.

2

Овощи для натюрморта. Наглядные пособия.

«Сказочно – былинный жанр». Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства

2

Листья для рисования с натуры. Таблицы, наглядные пособия, рисунки детей.

«Анималистический жанр». Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства.

2

Листья для рисования с натуры. Таблицы, наглядные пособия, рисунки детей.

Рисуем животных

1

Листья для рисования с натуры. Таблицы, наглядные пособия, рисунки детей.

Декоративно- прикладное искусство

13


«Дворец Снежной королевы».

2

Гуашь. Таблицы, наглядные пособия, рисунки детей.

«Портрет Снегурочки».

1

Гуашь. Иллюстрации.

«Город». Монотипия.

2

Таблицы, наглядные пособия, рисунки детей.

«Цветы весны».

2

Акварель. Иллюстрации.

«Листья и веточки».

2

Листья для рисования с натуры. Таблицы, наглядные пособия, рисунки детей. Тушь, перо.

«Терема».

2

Гуашь. Картон. Палочки.

Открытка - поздравление. Творческая работа.

1

Аппликация. Орнаментики.

Творческая работа.

2

Свободный выбор техники.

Урок- выставка

1




4 год обучения

Основы изобразительной грамоты (10 ч)

Кол- во часов

Вводное занятие. Рисунок – тест

«Впечатление о лете».

Материалы, инструменты. Условия безопасной работы. Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал.

1

«Деревья». Пленэрные зарисовки.

Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура. Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель.

1

Осенний натюрморт.

Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство.

Живая и статическая композиция. Ассиметричная композиция.

2

Небо в искусстве.


Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния.

Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт.

2

Монотипия.

«Отражение в воде».

Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки.

1

« Скачущая лошадь».


Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.

Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.

2

« Улицы моей деревни».


Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам.

1

Декоративно – прикладное искусство (24ч)


«Цветы».

Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели».

1

«Цветы и травы».

Декоративная роспись. Ассиметричная композиция.
Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи.

1

«Волшебная сказка Городца».

Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа о городецкой росписи.

1

«Цветы и птицы»

Декоративная роспись подготовленной основы. Глубоковская роспись. Творческая работа.

1

«Золотая хохлома».

Беседа о хохломской росписи. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра.

1

Откуда пришла Матрёшка

Творческая работа – роспись матрёшки. Техника исполнения – Полхов-майдан.

1

Народные глиняные игрушки.

Роспись игрушек в традиционных техниках. (Дымковская игрушка). Творческая работа.

1

Народные глиняные игрушки.

Роспись игрушек в традиционных техниках. (Филимоновская игрушка). Творческая работа.

1

Русское народное искусство народов Севера.

Русская народная живопись.


1

«Учимся рисовать птиц»

Беседа. Строение, окраска. Птицы в покое; птицы в полете. Рисование по образцу.

1

«Учимся рисовать животных».


Беседа. Анализ изображений животных. Рисование по образцу. Рисование по представлениюБеседа. Анализ изображений животных. Рисование по образцу. Рисование по представлению.

2

«Учимся рисовать рыб и подводных жителей»

Беседа. Рисование рыб. Построение. Цвет как художественно-выразительное средство.

1

«В гостях у сказочных героев»

Иллюстрация. Рисование по воображению.

2

Рисование с натуры.

Наблюдение. Строение, окраска. Рисование предметов, которые нас окружают.

1

Урок - выставка


Подведение итогов деятельности. Анализ проделанной работы.


1

Итого: 34 часа







Календарно-тематическое планирование

кружка « Юный художник»

1 год обучения

Тема

Дата

план

факт


Основы изобразительной грамоты ( 21 ч)



1

Вводное занятие «Как стать художником?



2

3

«Город мастеров» - работа в технике граттаж.



4

5

Техника рисования «Свеча + акварель».



6

7

Рисование пальчиками (творческая работа).



8

9

Приём рисования по сырому, или равномерноокрашенному.



10

11

Использование карандашей в рисовании цветов.



12

13

Художественный приём «заливка». Рисование неба.



14

15

Рисование по сырому. Пейзаж.



16

17

Многослойная живопись.



18

19

Кляксография обычная. Моё любимое животное.



20

21

Кляксография трубочкой.




Декоративно – прикладное искусство (13 ч)



22

23

Составление коллективного панно техникой «рваная бумага».



24

25

«В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки.



26

27

«Подводное царство» - рисование рыбок.



28

29

Рисование с натуры родной природы. Пейзаж.



30

31

Цветочная поляна



32

33

Насекомые.




34

Урок - выставка




Календарно-тематическое планирование

кружка « Юный художник»

2 год обучения

Тема:

Дата


Основы изобразительной грамоты ( 17 ч)

план

факт

 1

 «Знакомство с королевой Кисточкой». Условия безопасной работы.




 2

 «Что могут краски». Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок



 3

 «Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром.




4

«Разноцветные шарики». Акварель.



5

«Тепло – холодно». Знакомство с теплыми и холодными цветами.



6

«Белое и черное». Знакомство с белой и черной красками.



7

«Живопись» .Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования.



8

«Жанры». Знакомство с жанрами изобразительного искусства.



9

«Пейзаж».

Знакомство с жанром пейзажа.



10

Беседа на тему «Осень» с исп. илл. материала.



11

«Осень. Листопад».



12

«Грустный дождик». Образ дождя.



13

«Натюрморт». Знакомство с жанром натюрморта.



14

«Как рисовать натюрморт». Фрукты в вазе.



15

«Портрет». Знакомство с жанром портрета.



16

«Как рисовать портрет». Рисование лица человека.



17

«Мамин портрет».




Декоративно – прикладное искусство ( 16 ч)



18

«Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге.



1

«Ёлочка-красавица».



20

« Снегурочка».



21

«В гостях у Деда Мороза».



22

«Экскурсия в зимний парк»



23

«Зимний лес». Характер деревьев.



24

«Снежная птица зимы».



25

«Дом снежной птицы».



26

«Рисуем животных». Рисование домашних животных.



27

28

«Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев.



29

«Экскурсия в весенний парк»



30

31

«Весенний пейзаж».



32

«Весенние цветы». Рисование весенних цветов.



33

Урок - выставка





Календарно-тематическое планирование

кружка « Юный художник»

3 год обучения

Тема

Дата


Основы изобразительной грамоты ( 21 ч)


1

Вводное занятие. Условия безопасной работы.

план

факт

2

3

Холодные цвета. Стихия - вода.



4

5

Тёплые цвета. Стихия - огонь.



6

Экскурсия «Прогулка по осеннему парку».



7

8

«Осенние листья».



9

10

Природная форма - лист.



11

12

Орнаментальная композиция. Выполнение линий разного характера. Организация плоскости.



13

14

Натюрморт. Свет и тень.



15

16

Натюрморт из 2-х предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель «гризайль». Тоновая растяжка.



17

18

«Сказочно – былинный жанр». Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства



19

20

«Анималистический жанр». Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства.



21

Рисуем животных




Декоративно – прикладное искусство (13 ч)



22

23

«Дворец Снежной королевы».



24

«Портрет Снегурочки».



25

26

«Город». Монотопия



27

28

«Цветы весны».



29

«Листья и веточки».



30

«Терема».



31

Открытка - поздравление.



32

33

Творческая работа.



34

Урок - выставка




Всего часов:




Календарно-тематическое планирование

кружка « Юный художник»

4 год обучения

Тема

Дата



план

факт


Основы изобразительной грамоты (10 ч)



Вводное занятие. Рисунок – тест

«Впечатление о лете».



«Деревья». Пленэрные зарисовки.



Осенний натюрморт.



Осенний натюрморт.



Небо в искусстве.



Небо в искусстве.



Монотипия.

«Отражение в воде».



« Скачущая лошадь».



« Скачущая лошадь».



« Улицы моей деревни». Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам.




Декоративно – прикладное искусство ( 24 ч)



11

«Цветы».



12

«Цветы и травы».



13

14

«Волшебная сказка Городца».



15

16

«Цветы и птицы»



17

18

«Золотая хохлома».



19

20

Откуда пришла Матрёшка



21

22

Народные глиняные игрушки.



23

24

Народные глиняные игрушки.



25

26

Русское народное искусство народов Севера.



27

«Учимся рисовать птиц»



28

 «Учимся рисовать животных».



29

 «Учимся рисовать животных».



30

«Учимся рисовать рыб и подводных жителей»



31

«В гостях у сказочных героев»



32

«В гостях у сказочных героев»



33

Рисование с натуры.



34

Урок - выставка

 













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа " Юный художник" с 1-4 классы

Автор: Шаблова Светлана Владимировна

Дата: 20.10.2017

Номер свидетельства: 433423

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Программа " Юный художник""
    ["seo_title"] => string(27) "proghramma_iunyi_khudozhnik"
    ["file_id"] => string(6) "350943"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477014010"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Программа внеурочной деятельности "Юный художник" 2 класс."
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_iunyi_khudozhnik_2_klass"
    ["file_id"] => string(6) "423918"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1499709495"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа кружка " Юный художник"для начальной школы"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_kruzhka_iunyi_khudozhnik_dlia_nachal_noi_shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "350944"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477015520"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный художник" 5 классы 2022-2023"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_iunyi_khudozhnik_5_klassy_2022_2"
    ["file_id"] => string(6) "620713"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1671346127"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Разработка кружка "Юный оформитель" "
    ["seo_title"] => string(35) "razrabotka-kruzhka-iunyi-oformitiel"
    ["file_id"] => string(6) "139262"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417692360"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства