кисть, промывать ее в воде, осушать при помощи тряпочки.
Материалы и оборудование:
1. репродукции картин на тему «Осень» и «Лето»;
2. загадки о временах года: лето и осень, стихотворение В. Орлова «Лето».
3. картинки с изображением лета и осени;
4. бумага для рисования, комплект кистей, акварельные краски, баночки с водой, салфетки, палитра (по количеству детей).
Предварительная работа: чтение стихов, загадывание загадок, наблюдения на прогулках, экскурсия в ближайший парк, рисование без кисточки, рассматривание картин, составление рассказов.
1. Организационный момент.
Дети проходят под музыку на ковёр. (Звучит аудиозапись осенней музыки, шума ветра, дождя, щебетания птиц). Воспитатель задаёт детям вопросы:
- Дети, какие времена года вы знаете? (Зимушка-зима, весна - красна, лето красное, осень золотая) .
- Какое самое тёплое время года? (Лето красное) .
- Молодцы, что не забыли!
2. Загадывание загадок.
Воспитатель предлагает вниманию детей загадки о лете и осени.
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)
Пришла без красок
и без кисти,
И перекрасила все листья.
(Осень)
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я.
(Осень)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист) Не снег, не лед,
Солнце печет, липа цветет.
Рожь поспевает, когда это бывает?
Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь! " - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я.
(Лето)
В щедром поле колосится
Золотистая пшеница.
Ягоды в лесу поспели,
Пчелы прячут мед по кельям.
Много и тепла, и света,
Так бывает только.
(Лето)
Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться.
3. Рассматривание репродукций картин с изображением лета и осени. Воспитатель предлагает вниманию детей репродукцию картины, запечатлевшую лето. Спрашивает, что на ней изображено, какое время года, почему дети думают, что на картине лето; выслушивает и обобщает ответы детей, затем показывает картину, на которой нарисован осенний пейзаж; проводит аналогичный первому разбор её; обобщает ответы детей.
Воспитатель. Осень и лето отличаются друг от друга. Вы уже называли ряд отличий. Но есть и другие. Некоторые приметы спрятаны в картинках, которые лежат на моём столе. На одних картинках вы узнаете осень, на других лето.
4. Составление рассказов по картинкам в форме дидактической игры «Я начну – вы продолжайте». Воспитатель объясняет правила игры. Дети самостоятельно выбирают картинку для составления рассказа по ней.
5. Физ. минутка
Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Всё вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Нагулялся я в лесу.
Корзину с ягодой несу. (Ходьба на месте) .
6. Чтение стихотворения В. Орлова «Лето».
Воспитатель читает стихотворение:
- Что ты мне подаришь, лето?
- Много солнечного света!
В небе радугу-дугу
- И ромашки на лугу!
- Что ещё подаришь мне?
- Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кукушку,
Чтобы, выйдя на опушку,
Ты погромче крикнул ей:
«Погадай мне поскорей! »
7. Беседа по прочитанному стихотворению.
Вопросы:
- Какое настроение передал автор стихотворения?
- Что может подарить нам лето?
- Назовите признаки лета.
- Нарисуйте, кто какую хочет картинку про лето.
8. Рисование «Краски лета»
Воспитатель предлагает детям стать художниками и нарисовать пейзаж про лето. Помогает выбрать им материал для работы.