Просмотр содержимого документа
«Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства как средство творческого развития младших школьников»
Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства как средство творческого развития младших школьников
Янгличева Алиса Аркадьевна
студентка 5 курса ОЗО ПиМНО
Научный руководитель: кондидат педагогических наук, доцент
Исламова Зульфира Фаритовна
Бирский филиал «БашГУ»
Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства достаточно часто используется в школьной практике. Она пользуется популярностью не только среди учителей, но и вызывает интерес к творческому процессу у учащихся. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. Педагогами коллективная деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализации творческого потенциала и комфортности.
Успех любой деятельности зависит от ее организации. Организация коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства требует от педагога особой подготовки. А при выборе темы и методики коллективной изобразительной деятельности необходимо учитывать следующее:
-место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре урока;
-возрастные особенности учащихся;
-посильность задания и доступность изобразительной технологии его выполнения.
Коллективная деятельность в арсенале учителя служит инструментом для наблюдения за систематическими изменениями в отношениях между учащимися. Отталкиваясь от первых коллективных работ можно проследить, как меняются связи, зарождённые в ходе коллективной деятельности, под действием личных симпатий и антипатий.
Успешность коллективной художественной деятельности зависит от её комплексного характера, это в свою очередь даёт возможность отнести данную форму деятельности к педагогическим технологиям, которые доступны для всех возрастных групп учащихся. При этом возрастные особенности коллектива служат вектором для углубления в тему и решения задач обучения. В настоящее время, когда задача развития личности, индивидуальности и творческой активности становится одной из центральных проблем современности, настоятельной необходимостью жизни, проблема педагогической разработки круга вопросов по организации учебного процесса становится исключительно актуальной. Для учителей изобразительного искусства по использованию коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса разработаны следующие методические рекомендации: -при построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык; - при введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец; - при оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок. При организации групповой работы необходимо учитывать противопоказания: 1. недопустима пара из двух «слабых» учеников; 2. детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить вновь работать вместе); 3. нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Таким образом, анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что коллективная форма работы обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с первоклассниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями. Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие со школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.
Литература:
1.Даниленко А.П.: Эстетическое воспитание школьников на занятиях изобразительным искусством. - Белгород: НИУ БелГУ, 201. 2. В.И.Колякина. Методика организации уроков коллективного творчества. М.: ВЛАДОС. 2004.
Регистрационная карта участника:
Фамилия, имя, отчество
Янгличева Алиса Аркадьевна
Место работы
МБОУ СОШ №4 г.Дюртюли
Должность
Старшая вожатая
Ученая степень
-
Звание
-
Почтовый адрес
РБ, Дюртюлинский район г.Дюртюли, ул.Ленина 38, кв.20,