Коллективная художественная деятельность на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей младших школьников
Коллективная художественная деятельность на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей младших школьников
Развитие у детей способностей творчески работать — одна из важнейших задач современного образования. Динамичность мира, в котором мы живем, делает креативность не роскошью, доступной и требуемой от избранных, а повседневной необходимостью каждого человека. Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно меняющемся окружении. Особенно значима для современного человека способность творчески работать в коллективе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коллективная художественная деятельность на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей младших школьников »
Щипанова Татьяна Николаевна -
учитель изобразительного искусства
ГКООУ «Надежда»
Волгоград
Волгоградская область
Тема опыта:Коллективная художественная деятельность на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей младших школьников
Актуальность
Развитие у детей способностейтворчески работать— одна из важнейших задач современного образования. Динамичность мира, в котором мы живем, делает креативность не роскошью, доступной и требуемой от избранных, а повседневной необходимостью каждого человека. Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно меняющемся окружении. Особенно значима для современного человекаспособность творчески работать в коллективе.
Цель:
обеспечение положительной динамики творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства посредством коллективной деятельности.
Что же такое «творческие способности» или «креативность»(от лат. creatio – творение)?
«Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях; это направленность на открытие нового и способность глубокого осознания своего опыта».
Американский психолог Фромм
Основные показатели
творческих способностей
скорость и гибкость мысли
оригинальность
любознательность
точность и смелость
Основные направления
в развитии творческих
способностей детей:
Развитие
творческого воображения
Развитие
творческого мышления
Задачи:
развитие творческого мышления, воображения, фантазии как компонентов творческих способностей;
приобретение навыков коллективного творчества, умения взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
развитие пространственного мышления, способности сконстструировать целостную форму и видеть соотношение ее частей;
развитие умения работать с художественными материалами (картон, бумага, пластилин);
воспитание у детей интереса к совместной деятельности и результатам коллективного творчества
Этапы развитиятворческих способностей
I Подражание, имитация II Преобразования IIIАльтернатив I Подражание, имитация II Преобразования IIIАльтернатива
Подражание, имитация
Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта, как основы для творчества.
Освоение эталонов творческой деятельности, технологий , средств, способов.
Преобразования
Применение основных эталонов и их преобразование в новых личностно-значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями
Альтернатив
Индивидуализация, гармонизация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, собственного неповторимого опыта
Коллективные формы изобразительной деятельности
1. Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что на начальном этапе участники работают индивидуально и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции
2. Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действия одного участника находиться в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего
3. Совместно-взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности
Выписка из тематического планирования
1класс
III Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
Строим город
Совместно-индивидуальная деятельность учащихся
2 класс
I Чем и как работают художники
Игровая площадка для вылепленных животных
Совместно-индивидуальная деятельность учащихся
Выполнение макета игровой площадки
Морозные узоры
Совместно-индивидуальная деятельность учащихся
Создание коллективного панно
II Реальность и фантазия
Подводный мир. Постройка и реальность.
Совместно-индивидуальная деятельность учащихся
Создание композиции «Подводный мир»
Выписка из тематического планирования
IV Как говорит искусство
Птицы.
Пропорция как средство художественной выразительности
Совместно-последовательная деятельность учащихся
Создание мобиля «Стая птиц»
3 класс
I Искусство в твоем доме
Витрины магазинов. Головные уборы
Совместно-индивидуальная деятельность учащихся
Выполнение оформления витрины магазина
Ажурные ограды
Совместно-индивидуальная деятельность учащихся.
Коллективная работа «Улица твоего города»
Фонари на улицах и в парках
Транспорт
Выписка из тематического планирования
III Художник и зрелище
Театр кукол. Голова кукол. Театральный костюм.
Совместно-взаимодействующая деятельность учащихся
Создание театра кукол
Театральный занавес
Афиша
4 класс
I Каждый народ художник. Истоки народного искусства
Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы. Деревня- деревянный мир.
Совместно-взаимодействующая деятельность учащихся
Создание макета русской избы.
Макета «Деревня - деревянный мир»
Образ традиционного русского дома
Образ красоты человека
Народные праздники
Выписка из тематического планирования
II Древние города нашей земли
Города Русской земли. Узорочье теремов.
Совместно-взаимодействующая деятельность учащихся
Создание макета древнерусского города - крепости
Древнерусский город – крепость.
Древние соборы
В своей работе я придерживаюсь основных педагогических требований:
дети должны быть наделены умениями и навыками, необходимыми для выполнения предлагаемого творческого задания;
создание условий, побуждающих учащихся к творчеству;
Организация учебно- воспитательного процесса
I этап
Презентации, короткие по содержанию, включающие набор фотографий, репродукций
Технологические таблицы, показывающие основные приемы работы с бумагой: сгибание, разрезание, склеивание; последовательность выполнения работы
Стихотворения, загадки, кроссворды
Дидактические материалы используемые на Iэтапе развития творческих способностей
Вырезание круга
Сгибы и складки
Вырезание квадрата
Работа учеников 1 класса«Строим город»
Организация учебно- воспитательного процесса
II этап
Презентации, короткие по содержанию, включающие набор фотографий, репродукций
Схемы, показывающие последовательность выполнения работы, образцы макетов
Стихотворения, загадки, кроссворды
Работы учащихся прошлых лет
Дидактические материалы используемые на II этапе развития творческих способностей
Работа учеников 2 класса«Морозные узоры»
Фонари на улицах и в парках.
1699 год
1730 год.
Фонарь
Чугунные фонари
Дидактические материалы используемые на II этапе развития творческих способностей
Анна Иоанновна
ПетрI
Осветительный прибор в виде различных форм, коробки или ящичка со стеклянными стенками, в котором помещается источник света.
Фонари на улицах и в парках.
Фонарь
Осветительный прибор в виде различных форм, коробки или ящичка со стеклянными стенками, в котором помещается источник света.
1699 год
ПетрI
1730 год.
Анна Иоанновна
Чугунные фонари
Проектирование фонарей
Проектирование ажурных оград
Проектирование транспорта
Работа учеников 3 классаМакет «Улица твоего города»
Организация учебно- воспитательного процесса
III этап
Презентации,виртуальные экскурсии,включающие набор фотографий, репродукций,терминологию
Творческие работы учащихся, выполненные по собственному замыслу
Стихотворения, загадки, кроссворды
Работы учащихся прошлых лет
Дидактические материалы используемые на III этапе развития творческих способностейЗрительный рядДекор русской избыНаличники
Дидактические материалы
Макеты «Образ традиционного русского дома»Работы учеников 4 класса
Макет «Деревня -деревянный мир»Работы учеников 4 класса
Дидактические материалы используемые
на III этапе развития творческих способностей
Словари терминов
К уроку «Древние соборы»
Барабан - венчающая часть здания, цилиндр или многогранник, на котором возводиться купол.
Закомары - полукруглое или килевидное завершение наружной верхней части стен древнерусских храмов.
Глава - купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание. Куб - основной объем храма. Луковица- церковная глава, напоминающая по форме луковицу. Пилястра (лопатка) - конструктивный или декоративный. Портал - архитектурно оформленный вход в здание. Фронтон - завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания. Яблоко — шар на завершении купола под крестом.
К уроку«Древнерусский город-крепость»
Башня – высокое оборонительное сооружение с площадкой на вершине для размещения воинов.
Крепость – оборонительное сооружение, состоящее из башен, соединенных стенами.
Кремль (детинец) – центральная часть крепости.
Посад – поселение у стен крепости или Кремля.
Ров – глубокая канава, наполненная водой.
Тын – ограждение из бревен, частокол.
Макет «Древнерусский город- крепость»Работа учеников 4 класса