Просмотр содержимого документа
«Изобразительное искусство. Рабочая программа для 2 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №39 г. Брянска»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО учителей Заместитель Директор школы
Изо, технологии и физ. культуры директора по УВР Н.Л.Баранова
……………….. …………………. Приказ №_____
Протокол №_____
от «____» ________2016 «____»_________2016 от «___»_______2016
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 2 класса
на 2016-2017 учебный год
Учебник: Т. Я Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство (перспектива). 2 класс
Учитель Селезнева Снежанна Сергеевна
1. Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 2 класс составлена на основе:
Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.
Примерной Программы начального общего образования. М., «Просвещение», 2009 год.
Программы курса «Изобразительное искусство» под редакцией Шпикаловой Т. Я, Ершовой Л. В. «Просвещение», 2012 год.
Программа, на основе которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, концепции УМК «Перспектива», авторской программы Шпикаловой Т. Я. «Изобразительное искусство», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для начального общего образования программа рассчитана на преподавание предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе в объеме 34 ч., 1 час в неделю, что соответствует учебному плану.
Цели и задачи курса:
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретныхзадачахобучения:
Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества.
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования, по предмету «Изобразительное искусство» и реализует авторскую программу Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Учебник «Изобразительное искусство 2 класс» имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для начального общего образования программа рассчитана на преподавание предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе в объеме 34 ч., 1 час в неделю, что соответствует учебному плану.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
3. Содержание учебного предмета
В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная (11 ч.)
Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные.
Осеннее многоцветие земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет.
Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы.
В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор.
Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих, светотень.
Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция: линии разные по виду и ритму, пятно, силуэт.
Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст.
В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров.
Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов.
Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет.
Загадка белого и чёрного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрия.
В гостях у чародейки-зимы (12 ч.)
В мастерской художника Гжели.Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок.
Фантазируй волшебным гжельским мазком.Пейзаж: композиция. Линия горизонта, планы, цвет.
Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски.
Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композиция.
Храмы Древней Руси. Архитектура: объёмы, пропорция, симметрия, ритм.
Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет.
Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении.
Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца.
Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок.
Русское поле. Воины-богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне.
Русский календарный праздник Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы весеннего возрождения природы.
Натюрморт из предметов старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости.
Весна-красна! Что ты нам принесла? (5 ч.)
«А сама-то величава, выступает будто пава…». Образ русской женщины.Русский народный костюм: импровизация.
Чудо палехской сказки.Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки.
Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа.
Космические фантазии.Пейзаж: пространство и свет, реальное и символическое изображение.
Весна разноцветная.Пейзаж в графике: монотипия.
В гостях у солнечного лета (6 ч.)
Тарарушки из села Полховский Майдан.Народная роспись: повтор и импровизации.
Печатный пряник с ярмарки.Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок.
Русское поле. Памятник доблестному воину.Скульптура: рельеф, круглая скульптура.
Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии разные по виду и ритму.
Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор.
Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект: доброе дело само себя хвалит
Учебно – методический комплекс
Авторские программы по изобразительному искусству: Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1-4 классов общеобразовательной школы. Москва, «Просвещение», 2011г.
Каменева Е.Н. Какого цвета радуга. - М.: Издательство «Детская литература», 2010.
Никитин Б.П. Ступенька творчества, или развивающие игры. – 4-е изд. – Кемерово, Издательство «Педагогика», 2013.
Неменский Б.М. и др. Изобразительное искусство и художественный труд: 1 – 4 кл.: Кн. Для учителя / Б.М. Неменский , Н.Н. Фомина, Н.В.Гросул и др.- М.: Просвещение, 1991.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В.. Учебник. Изобразительное искусство. 2 класс. Москва, «Просвящение», 2012 г.
4. Календарно - тематическое планирование по учебному предмету
«Изобразительное искусство» 2 класс
34 ч. (1 ч. в неделю)
№ п/п
Раздел, тема урока
Кол-во часов
Дата
Раздел 1: В гостях у осени. Узнай какого цвета земля родная.
1
Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета теплые и холодные.
1
2
Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет.
1
3
Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: симметрия, нюансы, ритм, цвет.
1
4
В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор.
1
5
Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, светотень, штрих.
1
6
Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция:
линии, разные по виду и ритму, пятно, силуэт.
1
7
Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные цвета, цветовой контраст.
1
8
Вмастерской мастера - игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров.
1
9
Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов.
1
10
Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости, цвет.
1
11
Загадки белого и черного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрия.
1
Раздел 2: В гостях у чародейки зимы.
12
В мастерской мастера Гжели. Русская керамика: форма изделия и декор. Кистевой живописный мазок.
1
13
Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет.
1
14
Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски.
1
15
Цвета радуги в новогодней ёлке. Декоративная композиция.
1
16
Храмы Древней Руси. Архитектура: объемы, пропорции, симметрия, ритм.
1
17
Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет.
1
18
Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении.
1
19
Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца.
1
20
Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок.