Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для четвёртого класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (второго поколения), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования, примерной программы по изобразительному искусству ОУ и ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту:
1.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011;
2.Неменская Л. А, Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. Б. М. Неменского. - М. Просвещение, 2012
3. Неменская Л. А, Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс. /Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.
4. Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1 -4 классы. / Б. М. Неменский, Е. И. Коротеева и др.; под ред. Б. М. Неменского. – м.; Просвещение,2010.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО для 4 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Сафоново Смоленской области.
« Рассмотрено»
Руководитель Г (Р) МО
учителей изобразительного
искусства
Зимина Л.Н.
Протокол № _1_ от
«_25___»___08______2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР
__________/ Новикова Е.В./
«_25___»___08________2015г.
« Утверждено»
Директор МБОУ «СОШ №9»
_______/ Тимашкова Л. В./
Приказ № 225
От «_31_»_08__2015г.
Рабочая программа
Зиминой Любови Николаевны
( Учителя высшей категории)
по учебному курсу «Изобразительное искусство»
4класс.
Утверждено на заседании
Педагогического совета школы
Протокол № _1_от 26 августа 2015г.
2015 -2016 учебный год.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету « Изобразительное искусство» для четвёртого класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (второго поколения), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования, примерной программы по изобразительному искусству ОУ и ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту:
1.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011;
2.Неменская Л. А, Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. Б. М. Неменского. - М. Просвещение, 2012
3. Неменская Л. А, Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс. /Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.
4. Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1 -4 классы. / Б. М. Неменский, Е. И. Коротеева и др.; под ред. Б. М. Неменского. – м.; Просвещение,2010.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачиобучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цельучебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача не ограничивает связи с культурой разных стран мира. Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно - эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы ), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так- же способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, раз мышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, которые помогают детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме :(с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности: форма, пропорции, пространство, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция , осваиваются учащимися на всём протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры , живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса рассчитана на 1час в неделю. (Всего 34 часа в год).
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям о человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание
художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально - ценностных критериев жизни.
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе.
Личностные результаты обучения
Ученик научится:
-- испытывать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
-- уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-- понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-- быть доброжелательным и эмоционально отзывчивым по отношению к окружающим людям; понимать чувства других людей;
-- взаимодействовать с одноклассниками в процессе совместной творческой деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим художественным замыслом;
-- сотрудничать с учителем в процессе творческой деятельности;
-- реализовывать свои теоритические познания на практике.
-- Признавать право каждого на собственное мнение;
Ученик получит возможность научиться:
-- ощущать потребность в общении с искусством и природой;
-- испытывать потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;
-- анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
использование средств информационных технологий для решения различных учебно - творческих задач, в процессе поиска дополнительного изобразительного материала.
Метапредметные результаты обучения
Ученик научится:
-- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
-- слушать одноклассников и учителя, вступать при необходимости в диалог;
-- выполнять практическую работу под руководством учителя и самостоятельно;
-- оценивать с эстетической точки зрения представителей флоры и фауны,
-- определять существенные признаки объектов живой и неживой природы;
Ученик получит возможность научиться:
-- планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-- рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
-- получать информацию об изобразительном искусстве из различных источников;
-- понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно – нравственном развитии человека; сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании).
Знание видов художественной деятельности: изобразительной ( живопись, графика, скульптура), конструктивной ( дизайн и архитектура), декоративной ( народные и прикладные виды искусства);
Знание основных видов и жанров пространственно – визуальных искусств;
Понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально – пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоционального состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам ) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
понимать роль изобразительного искусства в жизни человека;
владеть элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании); применять художественные знания в своей практической деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной ( народные и прикладные виды искусства);
различать между собой виды и жанры пространственно – визуальных искусств;
знать названия ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
моделировать из бумаги различные фигурки и объекты;
Ученик получит возможность научиться:
высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественногоконструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного; создавать новые образы природы, человека, средствами изобразительного искусства;
анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
видеть проявления визуально – пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
рассуждать о многообразии представлений о красоте народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображать в творческих работах особенности художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов;
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
6. Содержание программы 4 класс.
«КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК» (34 ч). (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
I Раздел : «Истоки родного искусства» ( 9 ч).
Пейзаж родной земли
Деревня — деревянный мир.
Красота человека.
Народные праздники.
II Раздел: « Древние города нашей Земли» ( 7 ч).
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины – защитники.
Новгород. Псков. Владимир. Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах.
III Раздел: “Каждый народ — художник» (10 ч).
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Природа.
Страна Восходящего солнца. Образ человека.
Народы гор и степей.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Образ человека Древней Греции.
Европейские города Средневековья.
Многообразие художественных культур в мире.
IVРаздел: “ Искусство объединяет народы» ( 8 ч).
Материнство.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
(ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека.
Разнообразие культур — богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры — важнейший элемент содержания учебного года.
Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью.
Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
1 четверть. Истоки родного искусства (9ч)
Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня - деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Тема «Пейзаж родной земли» (1 час)
Содержание. Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных
пейзажей — среднерусского, горного,
степного, таежного и др. Разнообразие
природной среды и особенности сред
нерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа.
Практическая работа.Задание: изображение Российской
Содержание. Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа
Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира.
Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов.
Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира.
Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России.
Тема «Образ русского человека в произведениях живописи. » (1 час)
Содержание. Образ русского человека в произведениях художников: А. Венецианова ,И.Аргунова, В.Сурикова, В.Васнецова, В. Тропинина, 3. Серебряковой, Б. Кустодиева..
Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях русских художников
Образ труда в народной культуре.
Практическая работа. Изображение сцен труда из крестьянской жизни
Содержание. Праздник — народный образ радости и счастливой жизни.
Роль традиционных народных праздников в жизни людей.
Практическая работа. Задание: создание коллективного панно на тему народного праздника (возможно создание индивидуальных композиционных работ).
Материалы,акварельные краски , гуашь, кисти, склеенные листы бумаги (или обои).
2 четверть. Древние города нашей земли (7 ч)
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма.
Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.
Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
Тема «Родной угол. » (1 час)
Содержание. Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города. Впечатление, которое производил город при приближении к нему. Крепостные стены и башни. Въездные ворота.
Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь», их образное восприятие.
Знакомство с картинами русскиххудожников (А. Васнецов, И. Билибин, Н.Рерих, С. Рябушкин и др.).
Материалы: акварельные краски, гуашь, листы белой бумаги.
Тема «Древние соборы » (1 час)
Содержание.Соборы — святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства. Собор — архитектурный и смысловой центр города.
Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства
Практическая работа. Изображение храма.
Материалы: акварельные краски , гуашь, листы белой бумаги.
Тема «Города Русской земли. » (1 час)
Содержание.Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад — основные структурные части города. Размещение и характер жилых построек, их соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произведения архитектуры и их роль в жизни древних городов.
Жители древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурно- предметной среде. Единство конструкции и декора.
Практическая работа. Изображение древнего Смоленска.
Материалы: акварельные краски , гуашь, листы белой бумаги.
Тема «Древнерусские воины – защитники.» (1 час)
Содержание. Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый
люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде, символические значения орнаментов.
Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека
Практическая работа.Задание: изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.
Содержание. Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный
архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы
Особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов.
Храмы-памятники в Москве: Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади, каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Памятники архитектуры в других городах.
Практическая работа.Задание:
живописное или графическое изображение древнерусского города.
Материалы: акварельные краски, гуашь, листы белой бумаги.
Тема «Узорочье теремов. » (1 час)
Содержание. Рост и изменение назначения городов — торговых и ремесленных центров. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы.
Отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Сказочность и цветовое богатство украшений.
Практическая работа. Изображение сказочного терема.
Материалы: акварельные краски , гуашь, листы белой бумаги.
Тема «Пир в теремных палатах. » (1 час)
Содержание. Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники); ковши и другая посуда на праздничных столах. Длиннополая боярская одежда с травяными узорами.
Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений.
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.
Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.
Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.
Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Тема «Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Природа»(1 час)
Содержание.Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в тоже время вписана в современный мир.
Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл.
Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии.
Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты.
Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой.
Тема «Страна Восходящего солнца. Образ человека»(1 час)
Содержание.Образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия — характерные особенности японского искусства.
Практическая работаЗадание: Изображение японок в кимоно, передача характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры.
Материалы: листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши
Тема «Народы гор и степей. » (2 часа)
Содержание. Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении своего мира.
Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.
Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.
Практическая работа.Задание: изображение жизни в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков).
Содержание. Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный строительный материал. Крепостные стены.Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты. Мавзолеи.
Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.
Торговая площадь — самое многолюдное место города.
Практическая работа.Задание: создание образа древнего среднеазиатского города.
Материалы: акварельные краски , гуашь, кисти, листы белой бумаги.
Тема «Древняя Эллада. » (1 час)
Содержание. Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России.
Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота
его тела, смелость, воля и сила разума.
Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм
как совершенное произведение разума
человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер
и его типы. Афинский Акрополь —
главный памятник греческой культуры.
Гармоническое согласие всех видов искусств в едином ансамбле.
Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Роль пропорций в образе построек.
Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних
греков.
Практическая работа Задание: изображение греческих
храмов .
Материалы: акварельные краски, гуашь, кисти, листы белой бумаги.
Тема «Образ человека Древней Греции» (1 час).
Содержание.Красота построения человеческого тела — «архитектура» тела, воспетая греками. Скульптура. Восхищение гармоничным человеком — особенность миропонимания.
Искусство греческой вазописи. Рассказ о повседневной жизни.
Практическая работа
. Изображение олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах).
Тема «Европейские города Средневековья. » (2 часа)
Содержание.Образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов.
Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая
скульптура.
Ратуша и центральная площадь города. Городская толпа, сословное разделениелюдей. Ремесленные цеха, их эмблемы и одежды. Средневековые готические костюмы, их вертикальные линии, удлиненные пропорции.
Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях
Практическая работа.Задание: поэтапная работа над панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади») с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).
Материалы: цветная и тонированная бумага, гуашь, кисти (или пастель).
Тема «Многообразие художественных культур в мире. » (1 час)
Содержание. Художественные культуры мира — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.
Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа).
Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник». Понимание разности творческой работы в разных культурах.
4 четверть. Искусство объединяет народы (8 ч)
От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро.
Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Тема «Материнство. » (2 часа)
Содержание. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве.
Великие произведения искусства на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX века.
Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства и навыков композиционного изображения
Практическая работа.Задание: изобразить на листе бумаги по представлению мать и дитя, их единство, ласку, т. е. отношение их друг к другу.
Материалы, акварельные краски, гуашь, кисти или пастель, бумага.
Тема «Мудрость старости. » (1 час)
Содержание. Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека.
Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов.
Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.).
Практическая работа. Задание: изображение пожилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир.
Материалы: акварельные краски,гуашь или цветные мелки, пастель, бумага.
Тема «Сопереживание. » (1 час)
Содержание. Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства.
Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник
Практическая работа. Задание: создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.).
Материалы, гуашь (черная или белая), кисти, бумага.
Тема «Герои - защитники. » (2 часа)
Содержание.Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве.
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты.
Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы.
Практическая работа. Задание: лепка эскиза памятника герою.
Материалы: пластилин, стеки, дощечка.
Тема «Юность и надежды. » (1 час)
Содержание. Тема детства, юности в изобразительном искусстве.
В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.
Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве.
Практическая работа. Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Материалы: акварельные краски, гуашь, кисти или цветные мелки, бумага.
Тема «Искусство народов мира (обобщение темы). » (1 час)
Содержание.Вечные темы в искусстве.
Восприятие произведений станкового искусства — духовная работа, творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира.
Искусство помогает людям понимать себя и других людей.
Итоговая выставка творческих работ. Обсуждение своих работ и работ одноклассников.
Практическая работа.
7. Учебно – тематический план.(4 класс).
№ п/п
Наименование разделов и тем.
Количество часов.
Характеристика основных видов деятельности.
1
IРаздел: « Истоки родного искусства»
Тема «Пейзаж родной земли»
(9 час)
1
Характеризуют красоту природы родного края.
Характеризуют особенности красоты природы разных климатических зон.
Изображают характерные особенности пейзажа родной природы.
Учатся использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.
Учатся работать красками.
2
Тема «Красота природы в произведениях русской живописи»
1
Слушают учителя. Отвечают навопросы. Обсуждают , сравнивают, анализируют, картины художников – пейзажистов. Выполняют упражнения.
3
Тема «Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы»
1
Слушают учителя. Отвечают навопросы. Обсуждают , сравнивают, анализируют. Рисуют краскам. Рассматривают рисунки, оценивают работу свою и одноклассников.
4
Тема «Деревня — деревянный мир»
1
Слушают учителя. Отвечают навопросы. Составляют план работы над панно. Создают декоративное панно.
5
Тема «Красота человека» (женский образ).
1
Приобретают представление об особенностях национального образа женской красоты.
Анализируют конструкцию русского народного женского костюма. Выполняют творческую работу. Рассматривают ученическиеработы и оценивают их.
6
Тема «Красота человека» (мужской образ).
1
Приобретают представление об особенностях национального образа мужской красоты.
Анализируют конструкцию русского народного мужского костюма. Выполняют творческую работу. Рассматривают ученическиеработы и оценивают их.
7
Тема «Образ русского человека в произведениях живописи»
Слушают учителя. Отвечают навопросы. Обсуждают , сравнивают, анализируют, картины художников, исторический материал. Выполняют упражнения. Выполняют творческую работу.
9
Тема «Народные праздники».
1
Слушают учителя. Отвечают навопросы. Обсуждают , сравнивают, анализируют, картины художников, исторический материал. Выполняют упражнения. Выполняют творческую работу.
Рассматривают коллективную работу « Осенняя ярмарка»
10
II Раздел: «Древние города нашей Земли».
Тема «Родной угол»
(7 час)
1
Изучают роль и значение древнерусской архитектуры в жизни людей.
Изучают конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад).
Анализируют роль пропорций в архитектуре.
Рассматривают репродукции картин художников, изображающие древнерусские города.
Выполняют творческую работу.
11
Тема «Древние соборы»
1
Рассматривают на иллюстрациях и фотографиях конструкцию здания древнерусского каменного храма.
Определяют роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов.
Изображают древнерусский храм.
12
Тема «Города Русской земли»
1
Изучаютосновные структурные части города, сравнивают и определяют их функции, назначение.
Изображают и моделируют наполненное жизнью людей пространство древнерусского города.
Учатся понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Изучают историю своей страны.
13
Тема «Древнерусские воины – защитники»
1
Знакомятся с картинами художников, изображающих древнерусских
воинов — защитников Родины (В. Васнецов,
И. Билибин, П. Корин и др.).
Изображают древнерусских воинов
Овладевают навыками изображения фигуры человека.
14
Тема «Новгород. Псков. Владимир. Суздаль. Москва»
1
Учатся анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.
Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России.
Обсуждают значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.
Создают художественными средствами образ древнерусского города.
15
Тема «Узорочье теремов»
1
Рассматривают изображения теремов на фотографиях и иллюстрациях. Выполняют индивидуальную творческую работу. Анализируют результаты практической работы.
16
Тема «Пир в теремных палатах»
1
Создают изображения на тему праздничного пира в теремных палатах.
Создают многофигурную композицию .
17
III Раздел: «Каждый народ — художник».
Тема «Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Природа»
(10 час)
1
Знакомятся с культурными традициями жителей Японии.
Знакомятся с образами традиционных японских построек и конструкцией здания храма (пагоды).
Изучают особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
Учатся изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивают живописные и графические навыки.
18
Тема «Страна Восходящего солнца. Образ человека».
1
Знакомятся с культурными традициями жителей Японии.
Сопоставляют традиционные представления о красоте русской и японской женщин.
Создают женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.
19
ТЕМА «Народы гор и степей»
2
Изучают разнообразие природы различных регионов нашей страны, самобытную художественную культуру народов населяющих горные долины и степи.
Изображают сцены жизни людей в степи и в горах, передают красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.
Овладевают живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы.
20
Тема «Города в пустыне»
1
Знакомятся с особенностями художественной культуры Средней Азии.
Объясняют связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов.
Создают образ древнего среднеазиатского города.
21
Тема «Древняя Эллада»
1
Учатся эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.
Учатся отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.
Изучают отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.
изображают греческие
храмы...
Тема «Образ человека Древней Греции».
1
Учатся эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.
Изображают олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах).
22
Тема «Европейские города Средневековья»
2
Наблюдают единство форм
костюма и архитектуры, общее в ихконструкции и украшениях.
Учатся использовать выразительные возможности пропорций в практической
творческой работе.
Создают коллективное панно.
Приобретают навыки изображениячеловека в условиях новой образной системы.
23
Тема «Многообразие художественных культур в мире».
1
Делают выводы о ценности каждой культуры.
Обсуждают богатство художественных культур народов мира.
Опознают по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках.
Учатся применять особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках .
IVРаздел: «Искусство объединяет народы»
(8 час)
24
Тема « Материнство».
2
Узнаютиприводят примеры
произведений искусства, выражающих красоту материнства.
Говорят о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства. Оттачивают навыки композиционного изображения.
Изображают образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.
25
Тема « Мудрость старости».
1
Рассматривают и анализируют репродукции картин выдающихся мастеров.
Вспоминают проявления духовного мира в лицах близких людей.
Создают в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений).
26
Тема « Сопереживание»
1
Рассуждают, как
в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.
Учатся изображать художественными средствами свое отношение при изображении печального события.
Изображают в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.
27
Тема « Герои – защитники».
2
Приобретают творческий композиционный опыт в создании героического образа.
Приводят примеры памятников героям Отечества.
Приобретают творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме).
Овладевают навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре.
28
Тема « Юность и надежды».
1
Приводят примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, учатся выражать свое отношение к ним.
Выражают художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты.
Развивают композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни.
29
Тема «Искусство народов мира (обобщение темы)»
1
Объясняют и оценивают свои впечатления от произведений искусства разных народов.
Называют, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры.
Рассказывают об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты.
Объясняют почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира.
Обсуждают и анализируют свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.
Участвуют в обсуждениивыставки.
8. Календарно – тематическое планирование уроков изобразительного искусства для 4 класса.
1 четверть - 9 ч.
Тема: «Истоки родного искусства».
№ п/п
Тема урока
Дата
По плану
По факту
1
Пейзаж родной земли
2
Красота природы в произведениях русской живописи.
3
Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы.
4
Деревня – деревянный мир.
5
Красота человека (Женский образ)
6
Красота человека (Мужской образ).
7
Образ русского человека в произведениях живописи.
8
Календарные праздники.
9
Народные праздники.
2 четверть -7 ч.
Тема: «Древние города нашей Земли».
№ п/п
Тема урока
Дата
По плану
По факту
1
Родной угол.
2
Древние соборы.
3
Города Русской земли.
4
Древнерусские воины – защитники.
5
Новгород. Псков. Владимир. Суздаль. Москва.
6
Узорочье теремов.
7
Пир в теремных палатах.
3 четверть -10 ч.
Тема: «Каждый народ — художник».
№ п/п
Тема урока
Дата
По плану
По факту
1
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Природа.
2
Страна Восходящего солнца. Образ человека.
3
Народы гор и степей.
4
Народы гор и степей.
5
Города в пустыне.
6
Древняя Эллада.
7
Образ человека Древней Греции.
8
Европейские города Средневековья.
9
Европейские города Средневековья.
10
Многообразие художественных культур в мире.
4 четверть -8 ч.
Тема: «Искусство объединяет народы».
№ п/п
Тема урока
Дата
По плану
По факту
1
Материнство.
2
Материнство.
3
Мудрость старости.
4
Сопереживание.
5
Герои – защитники.
6
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ.
Герои – защитники.
7
Юность и надежды.
8
Искусство народов мира (обобщение темы).
9. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Основная учебная литература для учащихся:
1..Неменская Л. А, Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. Б. М. Неменского. - М. Просвещение, 2012
2. Неменская Л. А, Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс. /Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.
Основная литература для учителя:
. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г./Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. –М.:
Просвещение, 2011.
3.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011;
4..Неменская Л. А, Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. Б. М. Неменского. - М. Просвещение, 2012
5. Неменская Л. А, Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс. /Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.
6. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 -4 классы: метод. Пособие/ Б.М, Неменский (и др.); под ред Б.М.Неменского. – М.; Просвещение,2012.
7.Планируемые результаты начального общего образования/ Л. Л. Алексеева, С.В. Анащенкова. М. З. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: просвещение, 2011. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
8. Оценка достижений планируемых результатов. Начальная школа. Часть 1 / Под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение 2011.
Дополнительная литература для учителя:
1. Изобразительное искусство. 4 класс: рабочая программа по учебнику Л. А. Неменской / авт. – сост. Н. в. Бабакова. – Волгоград 6 Учитель, 2013.
2. Изобразительное искусство. 4 класс: технологические карты уроков по учебнику Л. А. Неменской / авт. – сост. Н. в. Бабакова. – Волгоград: Учитель, 2013.
3. Ячменёва В.В. занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7 -14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 148 с.,
8. Азбука народных промыслов. 1 – 4 классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт. – сост. И. А. Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2011, - 199 с.
4. Изобразительное искусство. 1 – 8 классы: опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков / сост. З. А. Степанчук и др. – Волгоград: Учитель, 2009, - 271.: ил.
5. Воловик А. Ф. Всё о рисовании. – М.:ООО « Издательство Астрель», ООО «Издательство А С Т», 2000 – 176 с.: ил.
6. Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 176 с, ил.
Интернет-ресурсы.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. – Режим доступа: http://www. standart.edu.ru
Сетевое объединение методистов «СОМ». – Режим доступа: http://som.fio.ru
Портал «Все образование». – Режим доступа : http://catalog.alledu.ru
Федеральный портал «Российское образование». – Режим доступа: http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа: http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
Музейные головоломки. – Режим доступа: http://muzeinie-golovolomki.ru
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников. – Режим доступа: http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств. – Режим доступа: http://www.museum-online.ru
Академия художеств Бибигон. – Режим доступа: http://www.bibigon.ru
Словарь терминов искусства. – Режим доступа: http://www.artdic.ru/index.htm
Изделия декоративно-прикладного искусства выполненные учащимися и учителем.
Тела геометрические (конус, цилиндр, призма)
Предметы для натурной постановки (кувшин, 2 керамические вазы и др.).
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Наглядные пособия к урокам изобразительного искусства, выполненные учителем.
Дидактический раздаточный материал.
Технические средства обучения.
Компьютер.
Учебно-практическое оборудование.
1.Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
2. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
3. Стол учительский с тумбой.
4. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
5. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.
Методический фонд
Репродукции картин художников.
Муляжи для рисования
Изделия декоративно-прикладного искусства выполненные учащимися и учителем.
Тела геометрические (конус, цилиндр, призма)
Предметы для натурной постановки (кувшин, 2 керамические вазы и др.).
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Наглядные пособия к урокам изобразительного искусства выполненные учителем.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия: 1..Неменская Л. А, Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. Б. М. Неменского. - М. Просвещение, 2012
2. Неменская Л. А, Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс. /Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.