kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по ИЗО для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Рабочая  программа по предмету «Изобразительное искусство» для четвёртого класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (второго поколения), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования,  примерной программы по изобразительному искусству  ОУ и ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту:

1.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 1 - 4 классы: пособие для учителей  общеобразоват.  учреждений  /  Б. М. Неменский,  Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011;

2.Неменская Л. А,  Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. Б. М. Неменского. -   М. Просвещение, 2012

3.  Неменская Л. А,  Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс. /Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.

4. Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1 -4 классы. / Б. М. Неменский, Е. И. Коротеева и др.; под ред. Б. М. Неменского. – м.; Просвещение,2010.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО для 4 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Сафоново Смоленской области.

« Рассмотрено»

Руководитель Г (Р) МО

учителей изобразительного

искусства

Зимина Л.Н.


Протокол № _1_ от


«_25___»___08______2015г.



«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР


__________/ Новикова Е.В./


«_25___»___08________2015г.


« Утверждено»


Директор МБОУ «СОШ №9»


_______/ Тимашкова Л. В./


Приказ № 225

От «_31_»_08__2015г.



Рабочая программа



Зиминой Любови Николаевны

( Учителя высшей категории)

по учебному курсу «Изобразительное искусство»

4класс.



Утверждено на заседании

Педагогического совета школы

Протокол № _1_от 26 августа 2015г.











2015 -2016 учебный год.

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету « Изобразительное искусство» для четвёртого класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (второго поколения), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования, примерной программы по изобразительному искусству ОУ и ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту:

1.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011;

2.Неменская Л. А, Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. Б. М. Неменского. - М. Просвещение, 2012

3. Неменская Л. А, Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс. /Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.

4. Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1 -4 классы. / Б. М. Неменский, Е. И. Коротеева и др.; под ред. Б. М. Неменского. – м.; Просвещение,2010.


Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интел­лектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобрази­тельному искусству; обогащение нравственного опыта, пред­ставлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусст­во;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприя­тию искусства и окружающего мира, умений и навыков со­трудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искус­ствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; фор­мирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятель­ности, разными художественными материалами; совершен­ствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художествен­ной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование навыков работы с различными художест­венными материалами.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  • Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка.

  • Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

  • Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

  • Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача не ограничивает связи с культурой разных стран мира. Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

  • Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно - эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы ), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так- же способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, раз мышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Тематическая цельность и последовательность помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, которые помогают детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме :(с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности: форма, пропорции, пространство, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция , осваиваются учащимися на всём протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры , живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

3. Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса рассчитана на 1час в неделю. (Всего 34 часа в год).



4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  • Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям о человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

  • Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

  • В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

  • Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса.

  • Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

  • Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

  • Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание

  • художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально - ценностных критериев жизни.

5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе.

Личностные результаты обучения

Ученик научится:

-- испытывать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

-- уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

-- понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

-- быть доброжелательным и эмоционально отзывчивым по отношению к окружающим людям; понимать чувства других людей;

-- взаимодействовать с одноклассниками в процессе совместной творческой деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим художественным замыслом;

-- сотрудничать с учителем в процессе творческой деятельности;

-- реализовывать свои теоритические познания на практике.

-- Признавать право каждого на собственное мнение;

Ученик получит возможность научиться:

-- ощущать потребность в общении с искусством и природой;

-- испытывать потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;

-- анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно - творческих задач, в процессе поиска дополнительного изобразительного материала.

  • Метапредметные результаты обучения

  • Ученик научится:

  • -- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

  • -- слушать одноклассников и учителя, вступать при необходимости в диалог;

  • -- выполнять практическую работу под руководством учителя и самостоятельно;

  • -- оценивать с эстетической точки зрения представителей флоры и фауны,

  • -- определять существенные признаки объектов живой и неживой природы;

  • Ученик получит возможность научиться:

  • -- планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • -- рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;

  • -- получать информацию об изобразительном искусстве из различных источников;

  • -- понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности



Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно – нравственном развитии человека; сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании).

  • Знание видов художественной деятельности: изобразительной ( живопись, графика, скульптура), конструктивной ( дизайн и архитектура), декоративной ( народные и прикладные виды искусства);

  • Знание основных видов и жанров пространственно – визуальных искусств;

  • Понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально – пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоционального состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам ) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.


Предметные результаты обучения


Ученик научится:


  • понимать роль изобразительного искусства в жизни человека;

  • владеть элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании); применять художественные знания в своей практической деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной ( народные и прикладные виды искусства);

  • различать между собой виды и жанры пространственно – визуальных искусств;

  • знать названия ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

моделировать из бумаги различные фигурки и объекты;


Ученик получит возможность научиться:

  • высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного; создавать новые образы природы, человека, средствами изобразительного искусства;

  • анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • видеть проявления визуально – пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • рассуждать о многообразии представлений о красоте народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображать в творческих работах особенности художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов;

  • передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;




6. Содержание программы 4 класс.

«КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК» (34 ч). (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)

I Раздел : «Истоки родного искусства» ( 9 ч).


Пейзаж родной земли

Деревня — деревянный мир.

Красота человека.

Народные праздники.

II Раздел: « Древние города нашей Земли» ( 7 ч).

Родной угол.

Древние соборы.

Города Русской земли.

Древнерусские воины – защитники.

Новгород. Псков. Владимир. Суздаль. Москва.

Узорочье теремов.

Пир в теремных палатах.

III Раздел: “Каждый народ — художник» (10 ч).

Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Природа.

Страна Восходящего солнца. Образ человека.

Народы гор и степей.

Города в пустыне.

Древняя Эллада.

Образ человека Древней Греции.

Европейские города Средневековья.

Многообразие художественных культур в мире.

IV Раздел: “ Искусство объединяет народы» ( 8 ч).

Материнство.

Мудрость старости.

Сопереживание.

Герои - защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).

(ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)

Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной кра­соте человека.

Разнообразие культур — богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры — важнейший элемент содержания учебного года.

Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического пережива­ния народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью.

Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческо­му прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.

Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).



1 четверть. Истоки родного искусства (9ч)


Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте чело­века.

Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. При­родные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня - деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празд­нества.



Тема «Пейзаж родной земли» (1 час)


Содержание. Красота природы родной земли. Эс­тетические характеристики различных

пейзажей — среднерусского, горного,

степного, таежного и др. Разнообразие

природной среды и особенности сред­

нерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа.

Практическая работа. Задание: изображение Российской

природы (пейзаж).

Материалы, акварельные краски , гуашь, кисти, бумага.


Тема «Красота природы в произведениях русской живописи. » (1 час)


Содержание. Красота природы в произведениях

русской живописи (И. Шишкин, А. Сав­расов, Ф.Васильев, И.Левитан, И.Гра­барь и др.). Роль искусства в понима­нии красоты природы.

Изменчивость природы в различное

время года и в течение дня. Красота разных времен года.


Практическая работа. Беседа об искусстве. Изображение берёзы как одного из символов России.

Материалы: акварельные краски , гуашь, листы белой бумаги.




Тема «Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы. » (1 час)


Содержание. Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характе­ре традиционной культуры народа


Образ традиционного русского до­ма — избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических пред­ставлений — представлений о порядке и устройстве мира.

Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов.

Украшения избы и их значение. Магические представления как поэти­ческие образы мира.

Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в раз­ных областях России.


Практическая работа. Задание: 1) изображение избы; 2)создание образа тради­ционной деревни: коллективное панно

Материалы: акварельные краски ,гуашь, кисти, бумага; ножницы, клей, резаки.


Тема « Деревня – деревянный мир.» (1 час)


Содержание. Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колод­цы и т.д. Деревянная храмовая архи­тектура. Красота русского деревянного зодчества.

Практическая работа. Изображение деревянного колодца.

Материалы: акварельные краски ,гуашь, листы белой бумаги.



Тема «Красота человека (Женский образ) » (1 час)


Содержание. Представление народа о красоте че­ловека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.

Женский образ. Сло­жившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться.

Традиционная одежда как выраже­ние образа красоты человека. Женский праздничный костюм — концентрация народных представлений об устройстве мира.

Конструкция женского народного костюма; украшения и их значение. Роль головного убора. По­стройка, украшение и изображение в народном костюме.

Практическая работа. Изображение женской фигуры в народном праздничном костюме


Материалы: акварельные краски , гуашь, кисти, бумага



Тема «Красота человека (Мужской образ). » (1 час)


Содержание. Представление народа о красоте че­ловека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.

Мужской образ. Сло­жившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться.

Традиционная одежда как выраже­ние образа красоты человека. Мужской праздничный костюм — концентрация народных представлений об устройстве мира.

Роль головного убора.

Практическая работа. Изображение мужской фигуры в народном праздничном костюме


Материалы: акварельные краски , гуашь, кисти, бумага


Тема «Образ русского человека в произведениях живописи. » (1 час)


Содержание. Образ русского человека в произ­ведениях художников: А. Венецианова ,И.Аргунова, В.Сурикова, В.Васнецова, В. Тропинина, 3. Серебряковой, Б. Кусто­диева..

Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях рус­ских художников

Образ труда в народной культуре.

Практическая работа. Изображение сцен труда из крестьянской жизни

Материалы: акварельные краски , гуашь, кисти, бумага.



Тема «Календарные праздники.» (1 час)


Содержание. Праздник — народный образ радос­ти и счастливой жизни.

Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др.

Образ народного праздника в изоб­разительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.).

Практическая работа. Ярмарка в селе.

Материалы: акварельные краски , гуашь, кисти, бумага



Тема «Народные праздники . » (1 час)


Содержание. Праздник — народный образ радос­ти и счастливой жизни.

Роль традиционных народных празд­ников в жизни людей.



Практическая работа. Задание: создание коллективного панно на тему народного праздника (возможно создание индивидуальных композиционных работ).

Материалы, акварельные краски , гуашь, кисти, склеен­ные листы бумаги (или обои).




2 четверть. Древние города нашей земли (7 ч)

Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русско­го города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма.

Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суз­даль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.

Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формирова­нии образа.


Тема «Родной угол. » (1 час)




Содержание. Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города. Впечатление, которое произво­дил город при приближении к нему. Крепостные стены и башни. Въездные ворота.

Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь», их об­разное восприятие.

Знакомство с картинами русских художников (А. Васнецов, И. Билибин, Н.Рерих, С. Рябушкин и др.).



Практическая работа Изображение древнерусской крепости.

Материалы: акварельные краски, гуашь, листы белой бумаги.




Тема «Древние соборы » (1 час)


Содержание. Соборы — святыни города, вопло­щение красоты, могущества и силы го­сударства. Собор — архитектурный и смысловой центр города.

Конструкция и символика древне­русского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, укра­шение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объ­емов в организации пространства

Практическая работа. Изображение храма.

Материалы: акварельные краски , гуашь, листы белой бумаги.



Тема «Города Русской земли. » (1 час)




Содержание. Организация внутреннего простран­ства города. Кремль, торг, посад — ос­новные структурные части города. Раз­мещение и характер жилых построек, их соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произ­ведения архитектуры и их роль в жиз­ни древних городов.

Жители древнерусских городов, со­ответствие их одежды архитектурно- предметной среде. Единство конструк­ции и декора.

Практическая работа. Изображение древнего Смоленска.

Материалы: акварельные краски , гуашь, листы белой бумаги.



Тема «Древнерусские воины – защитники. » (1 час)



Содержание. Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый

люд. Одежда и оружие воинов: их фор­ма и красота. Цвет в одежде, символи­ческие значения орнаментов.

Развитие навыков ритмической ор­ганизации листа, изображения человека

Практическая работа. Задание: изображение древнерус­ских воинов, княжеской дружины.

Материалы: акварельные краски, гуашь и кисти или

мелки, бумага.


Тема «Новгород. Псков. Владимир. Суздаль. Москва. » (1 час)


Содержание. Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный

архитектурный образ Новгорода, Пско­ва, Владимира, Суздаля (или других тер­риториально близких городов). Архи­тектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы

Особый облик города, сформиро­ванный историей и характером деятель­ности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов.

Храмы-памятники в Москве: По­кровский собор (храм Василия Блажен­ного) на Красной площади, каменная шатровая церковь Вознесения в Коло­менском. Памятники архитектуры в дру­гих городах.



Практическая работа. Задание:

живописное или графическое изображение древнерус­ского города.

Материалы: акварельные краски, гуашь, листы белой бумаги.



Тема «Узорочье теремов. » (1 час)

Содержание. Рост и изменение назначения горо­дов — торговых и ремесленных цент­ров. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы.

Отражение природной красоты в ор­наментах (преобладание растительных мотивов). Сказочность и цветовое бо­гатство украшений.



Практическая работа. Изображение сказочного терема.

Материалы: акварельные краски , гуашь, листы белой бумаги.




Тема «Пир в теремных палатах. » (1 час)


Содержание. Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участни­ков пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники); ков­ши и другая посуда на праздничных столах. Длиннополая боярская одежда с травяными узорами.

Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений.



Практическая работа. Задание:

индивидуальные изображения пира (гуашь).


Материалы: акварельные краски, гуашь, кисти, бумага.


3 четверть. Каждый народ — художник (10ч)

Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.

Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных по­строек и предметов традиционного быта.

Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Ху­дожественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.

Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимо­пониманию.


Тема «Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Природа» (1 час)



Содержание. Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир.

Особое поклонение природе в япон­ской культуре. Умение видеть бесцен­ную красоту каждого маленького момен­та жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл.

Японские рисунки-свитки. Искус­ство каллиграфии.

Японские сады. Традиции любова­ния, созерцания природной красоты.

Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с пе­редвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном кон­такте с природой.

Храм-пагода. Изящная конструкция пагоды, напоминающая дерево.

Практическая работа. Задание . Изображение природы через характерные детали.


Материалы: акварельные краски , гуашь, кисти, бумага.


Тема «Страна Восходящего солнца. Образ человека» (1 час)


Содержание. Образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орна­мент росписи японского платья-кимо­но, отсутствие интереса к индивидуаль­ности лица. Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия — характер­ные особенности японского искусства.


Практическая работа Задание: Изображение японок в кимоно, передача характерных черт ли­ца, прически, волнообразного движе­ния фигуры.

Материалы: листы бума­ги, гуашь или акварель, пастель, каран­даши


Тема «Народы гор и степей. » (2 часа)


Содержание. Разнообразие природы нашей пла­неты и способность человека жить в са­мых разных природных условиях. Связь художественного образа культуры с при­родными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построе­нии своего мира.

Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими кры­шами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.

Художественные традиции в куль­туре народов степей. Юрта как произ­ведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и ко­жаная посуда. Орнамент и его значе­ние; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.

Практическая работа. Задание: изображение жизни в сте­пи и красоты пустых пространств (раз­витие живописных навыков).

Материалы: акварельные краски, гуашь, кисти, бумага.



Тема «Города в пустыне. » (1 час)


Содержание. Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со ста­ном кочевников. Глина — главный строительный материал. Крепостные стены. Здание мечети: купол, торжествен­но украшенный огромный вход — пор­тал. Минареты. Мавзолеи.

Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы. Сплош­ная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.

Торговая площадь — самое много­людное место города.


Практическая работа. Задание: создание образа древнего среднеазиатского города.

Материалы: акварельные краски , гуашь, кис­ти, листы белой бумаги.




Тема «Древняя Эллада. » (1 час)


Содержание. Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России.

Образ греческой природы. Мифоло­гические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота

его тела, смелость, воля и сила разума.

Древнегреческий храм и его сораз­мерность, гармония с природой. Храм

как совершенное произведение разума

человека и украшение пейзажа. Кон­струкция храма. Древнегреческий ордер

и его типы. Афинский Акрополь —

главный памятник греческой культуры.

Гармоническое согласие всех видов ис­кусств в едином ансамбле.

Конструктивность в греческом по­нимании красоты мира. Роль пропор­ций в образе построек.

Особенности изображения, украше­ния и постройки в искусстве древних

греков.

Практическая работа Задание: изображение греческих

храмов .

Материалы: акварельные краски, гуашь, кис­ти, листы белой бумаги.



Тема «Образ человека Древней Греции» (1 час).

Содержание. Красота построения человеческого тела — «архитектура» тела, воспетая гре­ками. Скульптура. Восхищение гармо­ничным человеком — особенность ми­ропонимания.

Искусство греческой вазописи. Рас­сказ о повседневной жизни.

Практическая работа

. Изображение олимпийских спорт­сменов (фигуры в движении) и участ­ников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах).




Тема «Европейские города Средневековья. » (2 часа)


Содержание. Образ готических городов средневе­ковой Европы. Узкие улицы и сплош­ные фасады каменных домов.

Образ готического храма. Его вели­чие и устремленность вверх. Готиче­ские витражи и производимое ими впе­чатление. Портал храма. Средневековая

скульптура.

Ратуша и центральная площадь го­рода. Городская толпа, сословное разделение людей. Ремесленные цеха, их эмб­лемы и одежды. Средневековые готи­ческие костюмы, их вертикальные ли­нии, удлиненные пропорции.

Единство форм костюма и архитек­туры, общее в их конструкции и укра­шениях

Практическая работа. Задание: поэтапная работа над пан­но «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади») с подготови­тельными этапами изучения архитекту­ры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Материалы: цветная и тонирован­ная бумага, гуашь, кисти (или пастель).


Тема «Многообразие художественных культур в мире. » (1 час)



Содержание. Художественные культуры мира — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.

Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гар­монию жилья с природой, образ красо­ты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в пред­ставлении этого народа).

Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник». Понимание разности творческой работы в разных культурах.




4 четверть. Искусство объединяет народы (8 ч)

От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уваже­ние к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро.

Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусст­ва — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Тема «Материнство. » (2 часа)



Содержание. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, даю­щей жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве.

Великие произведения искусства на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском ис­кусстве, тема материнства в искусстве XX века.

Развитие навыков творческого вос­приятия произведений искусства и на­выков композиционного изображения

Практическая работа. Задание: изобразить на листе бумаги по пред­ставлению мать и дитя, их единство, ласку, т. е. отношение их друг к другу.

Материалы, акварельные краски, гуашь, кисти или пас­тель, бумага.


Тема «Мудрость старости. » (1 час)




Содержание. Красота внешняя и красота внут­ренняя, выражающая богатство духов­ной жизни человека.

Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в тради­циях художественной культуры разных народов.

Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Вин­чи, Эль Греко и т.д.).

Практическая работа. Задание: изображение по­жилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир.


Материалы: акварельные краски,гуашь или цветные мелки, пас­тель, бумага.



Тема «Сопереживание. » (1 час)



Содержание. Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вы­зывает сопереживание зрителя. Искус­ство воздействует на наши чувства.

Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник

Практическая работа. Задание: создание рисунка с драма­тическим сюжетом, придуманным авто­ром (больное животное, погибшее де­рево и т. п.).


Материалы, гуашь (черная или бе­лая), кисти, бумага.


Тема «Герои - защитники. » (2 часа)



Содержание. Все народы имеют своих героев-за­щитников и воспевают их в своем ис­кусстве.

В борьбе за свободу, справедли­вость все народы видят проявление ду­ховной красоты.

Героическая тема в искусстве раз­ных народов. Памятники героям. Мо­нументы славы.

Практическая работа. Задание: лепка эскиза памятника герою.

Материалы: пластилин, стеки, до­щечка.



Тема «Юность и надежды. » (1 час)



Содержание. Тема детства, юности в изобрази­тельном искусстве.

В искусстве всех народов присутст­вуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.

Примеры произведений, изображаю­щих юность в русском и европейском искусстве.

Практическая работа. Задание: изображение радости дет­ства, мечты о счастье, подвигах, путе­шествиях, открытиях.

Материалы: акварельные краски, гуашь, кисти или цветные мел­ки, бумага.


Тема «Искусство народов мира (обобщение темы). » (1 час)




Содержание. Вечные темы в искусстве.

Восприятие произведений станко­вого искусства — духовная работа, творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и един­ство нравственных ценностей в произве­дениях искусства разных народов мира.

Искусство помогает людям пони­мать себя и других людей.

Итоговая выставка творческих работ. Обсуждение своих работ и работ одноклассников.

Практическая работа.


7. Учебно – тематический план.(4 класс).

п/п

Наименование разделов и тем.

Количество часов.

Характеристика основных видов деятельности.


1

I Раздел: « Истоки родного искусства»


Тема «Пейзаж родной земли»



(9 час)




1


Характеризуют красоту природы родного края.

Характеризуют особенности кра­соты природы разных климатических зон.

Изображают характерные особен­ности пейзажа родной природы.

Учатся использовать выразительные сред­ства живописи для создания образов природы.

Учатся работать красками.



2


Тема «Красота природы в произведениях русской живописи»




1



Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Обсуждают , сравнивают, анализируют, картины художников – пейзажистов. Выполняют упражнения.


3


Тема «Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы»




1


Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Обсуждают , сравнивают, анализируют. Рисуют краскам. Рассматривают рисунки, оценивают работу свою и одноклассников.


4


Тема «Деревня — деревянный мир»




1

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Составляют план работы над панно. Создают декоративное панно.


5


Тема «Красота человека» (женский образ).




1


Приобретают представление об особенностях национального образа женской красоты.

Анализируют кон­струкцию русского народного женского костюма. Выполняют творческую работу. Рассматривают ученические работы и оценивают их.



6


Тема «Красота человека» (мужской образ).



1


Приобретают представление об особенностях национального образа мужской красоты.

Анализируют кон­струкцию русского народного мужского костюма. Выполняют творческую работу. Рассматривают ученические работы и оценивают их.



7


Тема «Образ русского человека в произведениях живописи»




1


Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Обсуждают , сравнивают, анализируют, картины художников. Выполняют упражнения. Выполняют творческую работу.


8


Тема «Календарные праздники»



1


Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Обсуждают , сравнивают, анализируют, картины художников, исторический материал. Выполняют упражнения. Выполняют творческую работу.


9


Тема «Народные праздники».




1


Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Обсуждают , сравнивают, анализируют, картины художников, исторический материал. Выполняют упражнения. Выполняют творческую работу.

Рассматривают коллективную работу « Осенняя ярмарка»










10


II Раздел: «Древние города нашей Земли».



Тема «Родной угол»





(7 час)






1



Изучают роль и зна­чение древнерусской архитектуры в жизни людей.

Изучают конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад).

Анализируют роль пропорций в архитектуре.

Рассматривают репродукции картин художников, изоб­ражающие древнерусские города.

Выполняют творческую работу.



11



Тема «Древние соборы»




1


Рассматривают на иллюстрациях и фотографиях конст­рукцию здания древнерусского камен­ного храма.

Определяют роль пропорций и рит­ма в архитектуре древних соборов.

Изображают древнерусский храм.




12


Тема «Города Русской земли»





1

Изучают основные струк­турные части города, сравнивают и оп­ределяют их функции, назначение.

Изображают и моделируют на­полненное жизнью людей пространство древнерусского города.

Учатся понимать красоту истори­ческого образа города и его значение для современной архитектуры. Изучают историю своей страны.




13


Тема «Древнерусские воины – защитники»




1

Знакомятся с картинами худож­ников, изображающих древнерусских

воинов — защитников Родины (В. Васнецов,­

И. Билибин, П. Корин и др.).

Изображают древнерусских воинов

Овладевают навыками изображе­ния фигуры человека.



14


Тема «Новгород. Псков. Владимир. Суздаль. Москва»





1


Учатся анализировать ценность и неповторимость памятников древнерус­ской архитектуры.

Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России.

Обсуждают значение архи­тектурных памятников древнего зодче­ства для современного общества.

Создают художественными средствами образ древнерусского го­рода.



15


Тема «Узорочье теремов»





1



Рассматривают изображения теремов на фотографиях и иллюстрациях. Выполняют индивидуальную творческую работу. Анализируют результаты практической работы.




16



Тема «Пир в теремных палатах»





1


Создают изображения на тему праздничного пира в теремных палатах.

Создают многофигурную компо­зицию .



17



III Раздел: «Каждый народ — художник».


Тема «Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Природа»






(10 час)


1

Знакомятся с культурными традициями жителей Японии.

Знакомятся с образами традиционных японских построек и конструкцией здания храма (пагоды).

Изучают особенности изображе­ния, украшения и постройки в искус­стве Японии.

Учатся изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с ба­бочкой; трава с кузнечиками, стрекоза­ми; ветка цветущей вишни на фоне ту­мана, дальних гор), развивают живо­писные и графические навыки.






18




Тема «Страна Восходящего солнца. Образ человека».



1


Знакомятся с культурными традициями жителей Японии.

Сопоставляют традиционные пред­ставления о красоте русской и япон­ской женщин.

Создают женский образ в нацио­нальной одежде в традициях японского искусства.



19




ТЕМА «Народы гор и степей»





2


Изучают разнообра­зие природы различных ре­гионов нашей страны, самобытную художественную культуру народов населяющих горные долины и степи.

Изображают сцены жизни людей в степи и в горах, передают красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.

Овладевают живописными навыка­ми в процессе создания самостоятель­ной творческой работы.





20


Тема «Города в пустыне»




1

Знакомятся с особенностями ху­дожественной культуры Средней Азии.

Объясняют связь архитектурных по­строек с особенностями природы и при­родных материалов.

Создают образ древнего средне­азиатского города.




21



Тема «Древняя Эллада»




1




Учатся эстетически воспринимать про­изведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.

Учатся отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.

Изучают отличи­тельные черты и конструктивные эле­менты древнегреческого храма, измене­ние образа при изменении пропорций постройки.

изображают греческие

храмы...




Тема «Образ человека Древней Греции».


1


Учатся эстетически воспринимать про­изведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.

Изображают олимпийских спорт­сменов (фигуры в движении) и участ­ников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах).






22


Тема «Европейские города Средневековья»




2


Наблюдают единство форм

костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Учатся использовать выразительные воз­можности пропорций в практической

творческой работе.

Создают коллективное панно.

Приобретают навыки изображения человека в условиях новой образной си­стемы.




23


Тема «Многообразие художественных культур в мире».




1


Делают выводы о ценности каждой куль­туры.

Обсуждают богатство художественных культур наро­дов мира.

Опознают по предъявляемым про­изведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках.

Учатся применять особенности тради­ционной культуры народов мира в вы­сказываниях, эмоциональных оценках .






IVРаздел: «Искусство объединяет народы»







(8 час)












24



Тема « Материнство».



2


Узнают и приводят примеры

произведений искусства, выражающих красоту материнства.

Говорят о своих впечатлени­ях от общения с произведениями искусства. Оттачивают навыки композицион­ного изображения.

Изображают образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.



25


Тема « Мудрость старости».


1

Рассматривают и анализируют репродукции картин выдающихся мастеров.

Вспоминают проявления духовного мира в лицах близких людей.

Создают в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюде­ний).



26


Тема « Сопереживание»



1

Рассуждают, как

в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.

Учатся изображать художественными сред­ствами свое отношение при изображе­нии печального события.

Изображают в самостоятельной творческой работе драматический сю­жет.



27


Тема « Герои – защитники».



2


Приобретают творческий компози­ционный опыт в создании героическо­го образа.

Приводят примеры памятников героям Отечества.

Приобретают творческий опыт соз­дания проекта памятника героям (в объеме).

Овладевают навыками изображе­ния в объеме, навыками композицион­ного построения в скульптуре.



28



Тема « Юность и надежды».



1





Приводят примеры произведений изобразительного искусства, посвящен­ных теме детства, юности, надежды, учатся выражать свое отношение к ним.

Выражают художественными сред­ствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты.

Развивают композиционные навы­ки изображения и поэтического виде­ния жизни.




29



Тема «Искусство народов мира (обобщение темы)»





1

Объясняют и оценивают свои впе­чатления от произведений искусства разных народов.

Называют, к каким ху­дожественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традицион­ной культуры.

Рассказывают об особенностях ху­дожественной культуры разных (знако­мых по урокам) народов, об особеннос­тях понимания ими красоты.

Объясняют почему многообразие художественных культур (образов кра­соты) является богатством и ценностью всего мира.

Обсуждают и анализируют свои работы и работы одноклассников с по­зиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.

Участвуют в обсуждении выстав­ки.







8. Календарно – тематическое планирование уроков изобразительного искусства для 4 класса.



1 четверть - 9 ч.

Тема: «Истоки родного искусства».


п/п


Тема урока


Дата

По плану

По факту

1


Пейзаж родной земли




2


Красота природы в произведениях русской живописи.




3


Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы.




4


Деревня – деревянный мир.



5

Красота человека (Женский образ)




6

Красота человека (Мужской образ).




7


Образ русского человека в произведениях живописи.




8


Календарные праздники.



9

Народные праздники.






2 четверть -7 ч.

Тема: «Древние города нашей Земли».


п/п


Тема урока


Дата

По плану

По факту

1

Родной угол.




2

Древние соборы.




3

Города Русской земли.




4

Древнерусские воины – защитники.




5

Новгород. Псков. Владимир. Суздаль. Москва.





6


Узорочье теремов.





7


Пир в теремных палатах.






3 четверть -10 ч.

Тема: «Каждый народ — художник».


п/п


Тема урока


Дата

По плану

По факту

1

Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Природа.




2

Страна Восходящего солнца. Образ человека.



3

Народы гор и степей.



4

Народы гор и степей.




5

Города в пустыне.




6

Древняя Эллада.




7

Образ человека Древней Греции.



8

Европейские города Средневековья.




9

Европейские города Средневековья.




10

Многообразие художественных культур в мире.







4 четверть -8 ч.

Тема: «Искусство объединяет народы».


п/п


Тема урока


Дата

По плану

По факту

1

Материнство.




2

Материнство.




3

Мудрость старости.




4

Сопереживание.





5


Герои – защитники.




6


ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ.


Герои – защитники.




7


Юность и надежды.




8


Искусство народов мира (обобщение темы).






9. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

Основная учебная литература для учащихся:

1..Неменская Л. А, Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. Б. М. Неменского. - М. Просвещение, 2012

2. Неменская Л. А, Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс. /Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.



Основная литература для учителя:

. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г./Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.  

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. –М.:

Просвещение, 2011.

3.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011;

4..Неменская Л. А, Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. Б. М. Неменского. - М. Просвещение, 2012

5. Неменская Л. А, Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс. /Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.

6. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 -4 классы: метод. Пособие/ Б.М, Неменский (и др.); под ред Б.М.Неменского. – М.; Просвещение,2012.


7.Планируемые результаты начального общего образования/ Л. Л. Алексеева, С.В. Анащенкова. М. З. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: просвещение, 2011. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).

8. Оценка достижений планируемых результатов. Начальная школа. Часть 1 / Под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение 2011.

Дополнительная литература для учителя:

1. Изобразительное искусство. 4 класс: рабочая программа по учебнику Л. А. Неменской / авт. – сост. Н. в. Бабакова. – Волгоград 6 Учитель, 2013.

2. Изобразительное искусство. 4 класс: технологические карты уроков по учебнику Л. А. Неменской / авт. – сост. Н. в. Бабакова. – Волгоград: Учитель, 2013.


3. Ячменёва В.В. занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7 -14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 148 с.,

8. Азбука народных промыслов. 1 – 4 классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт. – сост. И. А. Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2011, - 199 с.

4. Изобразительное искусство. 1 – 8 классы: опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков / сост. З. А. Степанчук и др. – Волгоград: Учитель, 2009, - 271.: ил.

5. Воловик А. Ф. Всё о рисовании. – М.:ООО « Издательство Астрель», ООО «Издательство А С Т», 2000 – 176 с.: ил.

6. Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 176 с, ил.

Интернет-ресурсы.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. – Режим доступа: http://www. standart.edu.ru

Сетевое объединение методистов «СОМ». – Режим доступа: http://som.fio.ru

Портал «Все образование». – Режим доступа : http://catalog.alledu.ru

Федеральный портал «Российское образование». – Режим доступа: http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа: http://window.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

Музейные головоломки. – Режим доступа: http://muzeinie-golovolomki.ru

Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников. – Режим доступа: http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

Виртуальный музей искусств. – Режим доступа: http://www.museum-online.ru

Академия художеств Бибигон. – Режим доступа: http://www.bibigon.ru

Словарь терминов искусства. – Режим доступа: http://www.artdic.ru/index.htm

http://www.orientmuseum.ru/art/roerich


http://ru.wikipedia.org/wiki

http://moikompas.ru/tags/plastilin

http://art.thelib.ru.culture/pictures/iskusstvo_yaponii.html

http://www.orientmuseum.ru/art

http://www.vasnecov.ru


Методический фонд.

  • Репродукции картин художников.

  • Муляжи для рисования

  • Изделия декоративно-прикладного искусства выполненные учащимися и учителем.

  • Тела геометрические (конус, цилиндр, призма)

  • Предметы для натурной постановки (кувшин, 2 керамические вазы и др.).

  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

  • Наглядные пособия к урокам изобразительного искусства, выполненные учителем.

Дидактический раздаточный материал.

Технические средства обучения.

Компьютер.

Учебно-практическое оборудование.

1.Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

2. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

3. Стол учительский с тумбой.

4. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

5. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.





















Методический фонд

  • Репродукции картин художников.

  • Муляжи для рисования

  • Изделия декоративно-прикладного искусства выполненные учащимися и учителем.

  • Тела геометрические (конус, цилиндр, призма)

  • Предметы для натурной постановки (кувшин, 2 керамические вазы и др.).

  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

  • Наглядные пособия к урокам изобразительного искусства выполненные учителем.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.


Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия: 1..Неменская Л. А, Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений; под ред. Б. М. Неменского. - М. Просвещение, 2012

2. Неменская Л. А, Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс. /Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.


Дополнительная литература для учителя:

Интернет – ресурсы.

1. htt://ru/Wikipedia.orq/wiki

2. htt://moikompas.ru/taqs/plastilin




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по ИЗО для 4 класса

Автор: Зимина Любовь Николавна

Дата: 12.11.2015

Номер свидетельства: 252100

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Рабочая программа ИЗО"
    ["seo_title"] => string(23) "rabochaia_programma_izo"
    ["file_id"] => string(6) "526700"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1573545525"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Рабочая программа учителя начальных классов: требования ФГОС НОО. "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-uchitielia-nachal-nykh-klassov-triebovaniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "143186"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418471702"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Рабочая программа по РСВ и ФП для 5кл. "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-rsv-i-fp-dlia-5kl"
    ["file_id"] => string(6) "181883"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425404104"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Рабочая программа ИЗО 4 класс "
    ["seo_title"] => string(32) "rabochaia-proghramma-izo-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "142814"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418371930"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Рабочая программа ИЗО 3 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-izo-3-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "234012"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443327748"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства