Пояснительная записка
Учебная программа предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена
на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и программы начального общего образования «Школа России», Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООПНОО), Программы формирования универсальных учебных действий.
Используется учебник «Изобразительное искусство» Неменская Л.А.» 2 класс. М.: Просвещение,2012.;Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А., Питерских А.С. Программа « Изобразительное искусство» (Рабочие программы) «Школа России». 1-4 классы. М.:Просвещение,2011.
Данная программа построена в соответствии с документами:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от
06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г.
№1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (зарегистрирован в
Минюсте России 4 февраля 2011г.);
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта
2011г);
4.Программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» (УМК «Школа России») - М.:
Просвещение,2011;
Цели:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи:
окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и пр.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» во втором классе представлены содержательными блоками: «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чём говорит искусство», «Как говорит искусство». Второй год обучения развивает представления детей о трёх формах художественной деятельности, изучаемых в первом классе. По мере углубления этих знаний меняется понимание связи этих форм деятельности с жизнью искусства, с жизнью человека.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование индивидуального практического творчества и коллективной творческой работы, освоение учениками различных художественных материалов (гуашь, акварель, пластилин, мелки и т.д.), постоянную смену художественных материалов. Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:
использование различных художественных материалов, приёмов и техник;
изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;
выражение настроения художественными средствами;
компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;
использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
использование знаний графической грамоты;
использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика;
диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение
традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых
смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая
деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений
искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли
художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя,
осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Обучающиеся
2 класса осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши,
мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные
материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные
техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес
учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием
формирования личности каждого.
Программа «Изобразительное искусство» для 2 класса предусматривает чередование
уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной
творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-
коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или
постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и
решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе
товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и
уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то
большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия
каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность обучающихся 2 класса на уроках находит разнообразные
формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по
представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений
действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов
коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного
наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание
музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с
музыкой, литературой, историей, трудом.
Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.
На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 34 ч. в год.
Из расчета 1 час в неделю (34 уч. недели).
Описание ценностных ориентиров содержание учебного предмета.
Приоритетная цель художественного образования во 2 классе — духовно-
нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих
представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в
восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и
патриотизма. Прежде всего, первоклассник постигает искусство своей Родины, а потом
знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом
открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие
всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневной жизни
общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение
жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе
наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным
условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего
отношения к действительности должно служить источником развития образного
мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру
человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это
является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через
чувства ученика, а это возможно в форме личного творческого опыта. Только тогда,
знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной
жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется
его ценностное отношение к миру.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения конкретного учебного предмета.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны были достигнуты определенные результаты:
Личностные результаты
В ценностно-эстетической сфере у второклассника будет формироваться: - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); -толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; -художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственней оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере у второклассника будет развиваться: - способность к художественному познанию мира; -умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере у второклассника будут формироваться: - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); - стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей над их украшения.
Метапредметные результаты. У второклассника продолжится формирование:
умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптур и др.);
желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Проговаривать последовательность действий на уроке;
- Работать по предложенному учителем плану;
- Отличать верно выполненное задание от неверного;
- Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные УУД:
- Пользоваться языком изобразительного искусства;
- Слушать и понимать высказывания собеседников;
- Согласованно работать в группе.
Предметные результаты. У второклассника продолжатся процессы:
- формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
формирования основ художественной культуры, том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения во втором классе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
узнавать жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, Дымково);
различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
различать тёплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного, скульптуры и архитектуры);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуры (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 2 класс
№ | Раздел | Содержание раздела | Кол-во часов |
1. | Как и чем работают художники? | Выразительные возможности через краски, аппликацию, графические материалы, бумагу. Выразительность материалов при работе в объёме. | 9ч. |
2. | Реальность и фантазия | Формирование художественных представлений через изображение реальности и фантазии. Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии. | 7ч. |
3. | О чём говорит искусство | Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характера, выраженный в объёме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшение. | 10ч. |
4. | Как говорит искусство | Цвет как средство выражения. Линия как средство выражения. Ритм как средство выражения. Пропорции. | 8ч. |
Всего: | | | 34ч. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. | Портреты русских и зарубежных художников (на электронном носителе) | Ф |
2. | Таблицы по изобразительному искусству. 2класс. | Д |
3. | Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц. | Д |
4. | Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству | Д |
5. | Компьютер для учителя | 1 |
6. | Ноутбук для учащихся | 1 |
7. | Многофункциональное устройство | 1 |
8. | Аудиторная доска с магнитной поверхностью | 2 |
9. | Стерео колонки. | 2 |
10. | Презентации по темам (На эл. носителе) | Д |
11. | Краски акварельные | Ф |
12. | Краски гуашевые | Д |
13. | Бумага А 4 | Д |
14. | Бумага цветная | Ф |
15. | Фломастеры | Ф |
16 | Восковые мелки | Д |
17. | Ножницы | Д |
18. | Кисти беличьи | Ф |
19. | Емкости для воды | К |
20. | Пластилин | Д |
21. | Клей | Д |
22. | Рамочки для оформления работ (для оформления выставок) | К |
23. | Муляжи фруктов (комплект) | Д |
37 | Изделия декоративно-прикладного искусства (шкатулка, досточка расписная и т.д.) | Д |
38 | Столы учебные | 8 |
39 | Стулья ученические | 16 |
40 | Шкафы для книг | 2 |
41 | Стол учительский | 1 |
42 | Стул учительский | 1 |
43 | Стол - тумба | 1 |
44 | Компьютерный стол | 1 |
Символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных
случаев), в том числе используемые для постоянной экспозиции;
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный
комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по
несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися
поочередно.
Перечень учебно - методического обеспечения
Учебно- методическая литература для учащихся:
1. Неменская Л.А.Учебник «Изобразительное искусство. Искусство и ты ». 2 класс. М.:Просвещение,2013 2. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса начальной школы / Под редакцией Б.М. Неменского 3.Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник для 2 кл нач. школы. / Под редакцией Б.М.Неменского,- М. Просвещение 2013. 4.Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. [Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. и др.]; под ред. Б. М. Неменского. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
Учебно- методическая литература для учителя:
1. Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А., Питерских А.С.Программа «Изобразительное искусство»(Рабочие программы) «Школа России». 1-4 классы.М.:Просвещение,2011. 2.НеменскаяЛ.А.Поурочное планирование «Изобразительное искусство» 2класс. / Волгоград: Учитель,2011 3.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.]; под ред. Б. М. Неменского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012. 4.Изобразительное искусство. Методическое пособие.1-4 классы [Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др.]; / Под ред. Неменского Б. М.- М.: Просвещение, 2012. 5.Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др./ Под ред. Неменского Б. М.- М.: Просвещение, 2013
16