Просмотр содержимого документа
«Ювелирное искусство Урала»
Изобразительное искусство
Основы народного и декоративно-прикладного искусства.
ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО УРАЛА
Рабочая тетрадь по основам
Народного искусства.
Рекомендуется для занятий с детьми
на уроках изобразительного искусства.
ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО УРАЛА.
Светлое, радостное, праздничное - вот те слова, которые сопутствуют ювелирному искусству.
Яркие краски самоцветов, причудливые формы изделий, затейливые орнаменты рассказывают о чем-то знакомом, близком и все-таки неведомом, влекут в мир таинственной красоты.
В марте 1765 года генерал - поручик Иван Иванович Бецкий подал императрице Екатерине второй доклад о разведывании, отыскании, добыче и обделке мраморных, агатовых и других цветных камней около Екатеринбурга и в Оренбургской губернии. Так начались целенаправленные поиски, открытия, освоения самоцветных богатств каменного пояса. Чиновники и мастеровые, объявили о трехстах месторождениях изумрудов, хризобериллов, топазов, рубинов, александритов, аквамаринов, аметистов, сапфиров, турмалинов.
Драгоценные камни стекались в кладовые Екатеринбургской гранильной фабрики. Развиваясь, гранильный промысел, создал множество отраслей изготовления вещей из поделочного камня.
При всей необходимости в работах уральских художников прослеживается тенденция единого романтического принципа. Украшениям свойственны приподнятый настрой, эмоции, выразительность.
Желание раскрыть какую-то тему, воплотить какое-то свое переживание, мысль определяет конструкцию и архитектонику вещи, диктуют выбор материала. Для уральцев характерно обращение к природе, к мотивам русского эпоса и фольклора, к мотивам бажовских сказов. В их искусстве много значат поэтическая догадка, лирический порыв, фантазия. Они верны природному камню и серебру.
Однако «образ» вещи требует иногда совсем другого материала, тогда ведутся поиски, эксперименты, возникает потребность в дереве, пирите, меди, латуни, алюминии, мельхиоре, никеле, в их комбинации.
И главное в работе - желание создать ювелирное украшение, сформировать и воплотить его образ.
Занятие №1. Тема: Узоры и прописи.
Цель: Знакомство с узорами Урала. Освоение простейших элементов росписи - прямых и волнистых линий.
Организация занятия:
Необходимо рассказать детям о ювелирных изделиях Урала, его истории, показать образцы, выполненные народными мастерами, или их изображения.
Практическая работа:
Дети стараются воспроизвести представленные образцы.
Занятие№2. Тема: Узоры в круге. Цель: Знакомство с простыми узорами в круге.
Организация занятия:
Широкое распространение в искусстве получил узор в круге, особенно его можно часто встретить в древних русских художественных промыслах. Издревна круг является символом тепла и солнца.
Практическая работа:
Дети повторяют предложенные узоры в круге.
Занятие №3. Тема: Простые элементы.
Цель: Освоение простых элементов в различных узорах, умение рисовать по воображению, повторение спиралек и зигзагов.
Организация занятия:
Дети выполняют упражнения на повтор по образцам. Все спиралевидные и зигзагообразные элементы выполняются без отрыва руки.
Практическая работа:
Повторение элементов.
Занятие №4. Тема: Узоры в полосе.
Цель: Научить выполнять узоры в полосе, прорисовывать линии, круги, спирали.
Организация занятия:
Рассмотреть с детьми построение узоров в полосе.
Практическая работа:
По намеченным линиям дети копируют узоры.
Занятие №5. Тема: Ленточный орнамент.
Цель: Дать первоначальные знания и навыки о орнаменте.
Организация занятия:
Рассмотреть с детьми построение орнаментов, найти отличие между орнаментом и узором.