Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Не только карандаш"»
6
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шемуршинская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
Тема: «Не только карандаш…»
Выполнила:
ученица 4 б класса
Мартынова Марьяна Владимировна
учитель
Мартынова Наталия Анатольевна
с. Шемурша
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………. 3
Основная часть
Теоретический раздел:
История возникновения карандаша…………………… 4
Другие графические материалы: сангина, соус, пастель,
уголь……………………………………………………… 6
Экспериментальный раздел:
Изготовление рисовального угля в домашних условиях 7
Вывод……………………………………………………………… 8
Список использованной литературы…………………………… 9
ВВЕДЕНИЕ
«… ИЗОБРАЖЕНИЕ СТРОИТСЯ С ДВУХ СТОРОН, С ОДНОЙ СТОРОНЫ ИДЕЯ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ МАТЕРИАЛ.ТАКИМ ОБРАЗОМ, МАТЕРИАЛ ВХОДИТ, ПО-СУЩЕСТВУ, ВО ВСЯКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, ВСТРЕЧА С МАТЕРИАЛОМ ЕСТЬ УЖЕ ВСТРЕЧА С ФОРМОЙ. ПОЭТОМУ НЕ ВСЁ МОЖНО ИЗОБРАЖАТЬ ЛЮБЫМ МАТЕРИАЛОМ… ВСЁ ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДЛЯ ЖИВОПИСИ ИЛИ ГРАФИКИ ТАКЖЕ, КАК И ДЛЯ СКУЛЬПТУРЫ»
В.А. Фаворский
Уроки изобразительного искусства закладывают основы чувственного познания у детей. Чувства, мысли и представления выражаются в зрительных образах и воплощаются на плоскости и поверхности предметов в разных материалах.
Учитель изобразительного искусства не просто учит основам, технике искусства, но самым непосредственным образом участвует в эстетическом воспитании школьников, учит их видеть и понимать прекрасное и в искусстве и в жизни. Начинать обучению изобразительному искусству необходимо с изучения тех материалов и инструментов, которыми пользуются художник в своей работе и ученик в классе.
В практике школы широко используются такие материалы – карандаши, акварель, гуашь.
Я очень люблю рисовать, хожу в художественную школу. Выполняя много рисунков карандашом, я заинтересовалась, есть ли другие графические художественные материалы? Я решила узнать о них побольше и попробовать выполнить ими рисунки.
Для этого мне нужно было найти сведения о графических материалах, выполнить рисунки и изготовить рисовальный уголь в домашних условиях.
Данный творческий проект может использоваться в ознакомительных и практических целях на уроках изобразительного искусства и в художественной школе. (СЛАЙД 2)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Теоретический раздел
История возникновения карандаша
Было такое время, когда на земле не существовало ни карандашей, ни бумаги. Но потребность рисовать у людей уже появилась. Свои первые рисунки человек выцарапывал камнем на стенах пещер. Потом он обнаружил, что можно рисовать и даже раскрашивать рисунки глиной. Было в то время ещё одно орудие, пригодное для рисования, - древесный уголь. (СЛАЙД3)
Со временем у человека появилась потребность писать, и он придумал буквы-знаки. Это были маленькие рисунки, которые представляли собой целое слово, а иногда и целое предложение. Писали палочкой на сырых глиняных плитках, потом их высушивали или обжигали.
В Древнем Риме появляются новые дощечки – деревянные. Их покрывают воском, по которому пишут палочками – стилосами. Так начинает историю древний и славный род карандашей. Палочки были разные: деревянные и серебряные. С одной стороны они были острые, чтобы писать, а с другой – тупые, чтобы затирать ошибки.
С появлением бумаги писать и рисовать палочками было уже нельзя, и люди решили использовать для этой цели свинец. Если провести свинцом по бумаге, то он оставит слабый серый след. Его вытягивали в тонкий стержень и вставляли в деревянный или железный держатель. Отсюда и произошло немецкое название карандаша «бляйштифт», что значит «свинцовая палочка».(СЛАЙД4)
Слово «карандаш» происходит от тюркского «кара» - чёрный и «даш» (или «таш») – камень. Он появился, когда на смену свинцу пришёл графит, очень мягкий минерал чёрного цвета. Название этот минерал получил от древнегреческого слова «графо» - пишу. Писать и рисовать графитом оказалось намного лучше, чем свинцом. Он давал на бумаге чёткую, яркую линию. (СЛАЙД5)
В 1565 году в Англии в графстве Камберленд нашли большие залежи графита, и тогда свинец был окончательно забыт. Графит резали на тонкие пластинки, шлифовали их, пилили на палочки, которые вделывали в тростник или вклеивали в деревянную оправу. Такие карандаши стоили очень дорого, и их было немного. Постепенно запасы графита стали истощаться. Строго запрещалось вывозить его за границу.
В 1795 году чех Йозеф Гардмут занялся производством фарфора. Однажды он разбил одну из чашек и осколком провёл по бумаге. Он оставил яркий след. Чашка была изготовлена из смеси графита и глины. Оказалось, что этот материал писал не хуже, а даже лучше чистого графитного стержня.
Гардмут стал карандашным фабрикантом. Вскоре он выпустил первые карандаши, и уже через 11 лет на Всемирной выставке в Париже этим карандашам была присуждена золотая медаль.
Карандаши были очень хороши. Гардмут их назвал «Кохинор», что в переводе означает «не имеющий себе равных». Он же является основателем карандашной фирмы «Кохинор».(СЛАЙД 6,7)
Известно, что великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов тоже изготовлял хорошие карандаши. Но в то время в России не было карандашных фабрик, карандаши привозили из-за границы. И только в 1926 году была построена первая карандашная фабрика.(СЛАЙД 8)
Характер у карандашей бывает разный – твёрдый и мягкий. Если в стержне больше глины, то карандаш получается твёрдый. На нём стоит буква «Т». Другие карандаши имеют мягкий характер, в них больше графита. Он оставляет более чёрный след. На нём ставят букву «М». за рубежом твёрдость обозначается буквой «Н» (Hard – твёрдый), а буквой «В»(Black –чёрный).(СЛАЙД 9)
Карандашами называют и палочки сангины, пастели, соуса.
САНГИНА представляет собой карандаш интенсивного коричневого цвета. Сангина натуральная – минерал. Искусственная сангина изготавливается в виде палочек из каолина и окиси железа. Карандаши сангины дают тёплый красноватый или тёмно-коричневый цвет. Они легко ложатся на холст, бумагу, картон. Растушёвываются обёрточной бумагой, ватным тампоном от тёмно до тёмно-коричневого цвета.(СЛАЙД10,11)
ПАСТЕЛЬ представляет собой мягкие цветные карандаши нежных цветов и оттенков. В состав её входят спрессованные цветные пигменты, каолин, мел, часов-ярская глина, белая сажа.
Характерной особенностью пастели является бархатистость и матовость цвета. Пастель плохо удерживается на бумаге и может осыпаться. Поэтому пастелью работают на шероховатой бумаге. Для закрепления рисунков, выполненных пастелью, применяют закрепители, но тогда пастель теряет свою бархатистость, а рисунок свою колористику. (СЛАЙД12,13)
СОУС выпускается трёх цветов: чёрный, серый и коричневый. Он обладает сильной красящей способностью. Приготовляется из цветного пигмента, часов-ярской глины и мела. Соус даёт бархатистый тон, он легко разносится по поверхности бумаги. Рисунок соусом выполняют и сухим, и мокрым способом. Им пользуются как акварелью, работая кистью. При этом он похож на чёрную или цветную тушь. Особенность соуса заключается в том, что после его нанесения кистью на плотную бумагу, дав ему высохнуть, рисунок можно моделировать срезанной под углом резинкой, стирая соус в нужных местах до белой бумаги. Добавлять тон в процессе работы можно кистью, сухим соусом или растушёвкой.(СЛАЙД14.15)
УГОЛЬ для рисования производят из различных пород дерева путём медленного сгорания. Мягкость его зависит от породы дерева и способа обжига. Палочка угля сохраняет толщину и форму ветки. Уголь хорошо ложится на шероховатую поверхность и легко снимается с неё, поэтому особенно пригоден для первоначальных набросков. Уголь применяется и для самостоятельного рисунка, но требует фиксирования спиртовым или водным раствором. Основное выразительное свойство угля – бархатистость. При рисовании на тонированной бумаге хорошо сочетается с углём мел, что делает рисунок контрастным, живописным.(СЛАЙД16,17,18)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Изготовление рисовального угля в домашних условиях.
Сангину, пастель и соус невозможно получить в домашних условиях. Поэтому их можно купить в художественных салонах.
В домашних же условиях можно получить один из древнейших графических материалов – рисовальный уголь. Для этого мы приготовили прутья ивы, очистили от коры и просушили. Взяли консервную банку, поставили эти прутки вертикально, засыпали сухим песком пространство между ними, закрыли железной крышкой и замазали глиной, чтобы не попал воздух.
Поставили в банную печку на 3-4 часа. На следующий день ими можно было рисовать. (СЛАЙД16)
Углём попробовали рисовать мои одноклассники на уроке ИЗО. Им очень понравилось. Ещё для рисунка мы использовали мел.
ВЫВОД
В ходе работы над творческим проектом из прочитанной литературы и информации, найденной в Интернете, я узнала много нового о художественных графических материалах, их свойствах и особенностях. Выполнила рисунки сангиной, пастелью, соусом, углём и в смешанной технике. Для этого пришлось сангину, пастель и соус купить в специализированном магазине – художественном салоне.
Каждый материал обладает уникальными выразительными возможностями и я считаю, что эти материалы смогут заинтересовать детей, занимающихся изобразительной деятельностью вне школы.
Выяснила, что самым доступным графическим материалом является обычный графитовый (простой) карандаш и рисовальный уголь, который нетрудно приготовить в домашних условиях.
Данная работа была представлена учащимся Шемуршинской школы на уроках ИЗО.
Работа может использоваться в качестве пособия учителями школ и преподавателями школы искусств.