kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Не только карандаш"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе речь идет о таких графических материалах, как уголь, соус, сангина, пастель.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Не только карандаш"»

6


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шемуршинская средняя общеобразовательная школа»





Исследовательская работа



Тема: «Не только карандаш…»







Выполнила:

ученица 4 б класса

Мартынова Марьяна Владимировна

учитель

Мартынова Наталия Анатольевна











с. Шемурша



ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………. 3

  2. Основная часть

Теоретический раздел:

  • История возникновения карандаша…………………… 4

  • Другие графические материалы: сангина, соус, пастель,

уголь……………………………………………………… 6

Экспериментальный раздел:

  • Изготовление рисовального угля в домашних условиях 7

  1. Вывод……………………………………………………………… 8

  2. Список использованной литературы…………………………… 9



















































ВВЕДЕНИЕ

«… ИЗОБРАЖЕНИЕ СТРОИТСЯ С ДВУХ СТОРОН, С ОДНОЙ СТОРОНЫ ИДЕЯ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ МАТЕРИАЛ.ТАКИМ ОБРАЗОМ, МАТЕРИАЛ ВХОДИТ, ПО-СУЩЕСТВУ, ВО ВСЯКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, ВСТРЕЧА С МАТЕРИАЛОМ ЕСТЬ УЖЕ ВСТРЕЧА С ФОРМОЙ. ПОЭТОМУ НЕ ВСЁ МОЖНО ИЗОБРАЖАТЬ ЛЮБЫМ МАТЕРИАЛОМ… ВСЁ ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДЛЯ ЖИВОПИСИ ИЛИ ГРАФИКИ ТАКЖЕ, КАК И ДЛЯ СКУЛЬПТУРЫ»

В.А. Фаворский

Уроки изобразительного искусства закладывают основы чувственного познания у детей. Чувства, мысли и представления выражаются в зрительных образах и воплощаются на плоскости и поверхности предметов в разных материалах.

Учитель изобразительного искусства не просто учит основам, технике искусства, но самым непосредственным образом участвует в эстетическом воспитании школьников, учит их видеть и понимать прекрасное и в искусстве и в жизни. Начинать обучению изобразительному искусству необходимо с изучения тех материалов и инструментов, которыми пользуются художник в своей работе и ученик в классе.

В практике школы широко используются такие материалы – карандаши, акварель, гуашь.

Я очень люблю рисовать, хожу в художественную школу. Выполняя много рисунков карандашом, я заинтересовалась, есть ли другие графические художественные материалы? Я решила узнать о них побольше и попробовать выполнить ими рисунки.

Для этого мне нужно было найти сведения о графических материалах, выполнить рисунки и изготовить рисовальный уголь в домашних условиях.

Данный творческий проект может использоваться в ознакомительных и практических целях на уроках изобразительного искусства и в художественной школе. (СЛАЙД 2)









ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Теоретический раздел

История возникновения карандаша

Было такое время, когда на земле не существовало ни карандашей, ни бумаги. Но потребность рисовать у людей уже появилась. Свои первые рисунки человек выцарапывал камнем на стенах пещер. Потом он обнаружил, что можно рисовать и даже раскрашивать рисунки глиной. Было в то время ещё одно орудие, пригодное для рисования, - древесный уголь. (СЛАЙД3)

Со временем у человека появилась потребность писать, и он придумал буквы-знаки. Это были маленькие рисунки, которые представляли собой целое слово, а иногда и целое предложение. Писали палочкой на сырых глиняных плитках, потом их высушивали или обжигали.

В Древнем Риме появляются новые дощечки – деревянные. Их покрывают воском, по которому пишут палочками – стилосами. Так начинает историю древний и славный род карандашей. Палочки были разные: деревянные и серебряные. С одной стороны они были острые, чтобы писать, а с другой – тупые, чтобы затирать ошибки.

С появлением бумаги писать и рисовать палочками было уже нельзя, и люди решили использовать для этой цели свинец. Если провести свинцом по бумаге, то он оставит слабый серый след. Его вытягивали в тонкий стержень и вставляли в деревянный или железный держатель. Отсюда и произошло немецкое название карандаша «бляйштифт», что значит «свинцовая палочка».(СЛАЙД4)

Слово «карандаш» происходит от тюркского «кара» - чёрный и «даш» (или «таш») – камень. Он появился, когда на смену свинцу пришёл графит, очень мягкий минерал чёрного цвета. Название этот минерал получил от древнегреческого слова «графо» - пишу. Писать и рисовать графитом оказалось намного лучше, чем свинцом. Он давал на бумаге чёткую, яркую линию. (СЛАЙД5)

В 1565 году в Англии в графстве Камберленд нашли большие залежи графита, и тогда свинец был окончательно забыт. Графит резали на тонкие пластинки, шлифовали их, пилили на палочки, которые вделывали в тростник или вклеивали в деревянную оправу. Такие карандаши стоили очень дорого, и их было немного. Постепенно запасы графита стали истощаться. Строго запрещалось вывозить его за границу.

В 1795 году чех Йозеф Гардмут занялся производством фарфора. Однажды он разбил одну из чашек и осколком провёл по бумаге. Он оставил яркий след. Чашка была изготовлена из смеси графита и глины. Оказалось, что этот материал писал не хуже, а даже лучше чистого графитного стержня.

Гардмут стал карандашным фабрикантом. Вскоре он выпустил первые карандаши, и уже через 11 лет на Всемирной выставке в Париже этим карандашам была присуждена золотая медаль.

Карандаши были очень хороши. Гардмут их назвал «Кохинор», что в переводе означает «не имеющий себе равных». Он же является основателем карандашной фирмы «Кохинор».(СЛАЙД 6,7)

Известно, что великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов тоже изготовлял хорошие карандаши. Но в то время в России не было карандашных фабрик, карандаши привозили из-за границы. И только в 1926 году была построена первая карандашная фабрика.(СЛАЙД 8)

Характер у карандашей бывает разный – твёрдый и мягкий. Если в стержне больше глины, то карандаш получается твёрдый. На нём стоит буква «Т». Другие карандаши имеют мягкий характер, в них больше графита. Он оставляет более чёрный след. На нём ставят букву «М». за рубежом твёрдость обозначается буквой «Н» (Hard – твёрдый), а буквой «В»(Black –чёрный).(СЛАЙД 9)



Карандашами называют и палочки сангины, пастели, соуса.

САНГИНА представляет собой карандаш интенсивного коричневого цвета. Сангина натуральная – минерал. Искусственная сангина изготавливается в виде палочек из каолина и окиси железа. Карандаши сангины дают тёплый красноватый или тёмно-коричневый цвет. Они легко ложатся на холст, бумагу, картон. Растушёвываются обёрточной бумагой, ватным тампоном от тёмно до тёмно-коричневого цвета.(СЛАЙД10,11)

ПАСТЕЛЬ представляет собой мягкие цветные карандаши нежных цветов и оттенков. В состав её входят спрессованные цветные пигменты, каолин, мел, часов-ярская глина, белая сажа.

Характерной особенностью пастели является бархатистость и матовость цвета. Пастель плохо удерживается на бумаге и может осыпаться. Поэтому пастелью работают на шероховатой бумаге. Для закрепления рисунков, выполненных пастелью, применяют закрепители, но тогда пастель теряет свою бархатистость, а рисунок свою колористику. (СЛАЙД12,13)

СОУС выпускается трёх цветов: чёрный, серый и коричневый. Он обладает сильной красящей способностью. Приготовляется из цветного пигмента, часов-ярской глины и мела. Соус даёт бархатистый тон, он легко разносится по поверхности бумаги. Рисунок соусом выполняют и сухим, и мокрым способом. Им пользуются как акварелью, работая кистью. При этом он похож на чёрную или цветную тушь. Особенность соуса заключается в том, что после его нанесения кистью на плотную бумагу, дав ему высохнуть, рисунок можно моделировать срезанной под углом резинкой, стирая соус в нужных местах до белой бумаги. Добавлять тон в процессе работы можно кистью, сухим соусом или растушёвкой.(СЛАЙД14.15)

УГОЛЬ для рисования производят из различных пород дерева путём медленного сгорания. Мягкость его зависит от породы дерева и способа обжига. Палочка угля сохраняет толщину и форму ветки. Уголь хорошо ложится на шероховатую поверхность и легко снимается с неё, поэтому особенно пригоден для первоначальных набросков. Уголь применяется и для самостоятельного рисунка, но требует фиксирования спиртовым или водным раствором. Основное выразительное свойство угля – бархатистость. При рисовании на тонированной бумаге хорошо сочетается с углём мел, что делает рисунок контрастным, живописным.(СЛАЙД16,17,18)



ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Изготовление рисовального угля в домашних условиях.

Сангину, пастель и соус невозможно получить в домашних условиях. Поэтому их можно купить в художественных салонах.

В домашних же условиях можно получить один из древнейших графических материалов – рисовальный уголь. Для этого мы приготовили прутья ивы, очистили от коры и просушили. Взяли консервную банку, поставили эти прутки вертикально, засыпали сухим песком пространство между ними, закрыли железной крышкой и замазали глиной, чтобы не попал воздух.

Поставили в банную печку на 3-4 часа. На следующий день ими можно было рисовать. (СЛАЙД16)

Углём попробовали рисовать мои одноклассники на уроке ИЗО. Им очень понравилось. Ещё для рисунка мы использовали мел.



ВЫВОД

В ходе работы над творческим проектом из прочитанной литературы и информации, найденной в Интернете, я узнала много нового о художественных графических материалах, их свойствах и особенностях. Выполнила рисунки сангиной, пастелью, соусом, углём и в смешанной технике. Для этого пришлось сангину, пастель и соус купить в специализированном магазине – художественном салоне.

Каждый материал обладает уникальными выразительными возможностями и я считаю, что эти материалы смогут заинтересовать детей, занимающихся изобразительной деятельностью вне школы.

Выяснила, что самым доступным графическим материалом является обычный графитовый (простой) карандаш и рисовальный уголь, который нетрудно приготовить в домашних условиях.

Данная работа была представлена учащимся Шемуршинской школы на уроках ИЗО.

Работа может использоваться в качестве пособия учителями школ и преподавателями школы искусств.

























ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Сайт «koh-i-noor» - http://www.koh-i-noor.cz/ru/mapa-stranek

  • А. Воловик «Человечек на стене», Москва, «Детская литература», 1973г.

  • Г.В. Беда «Основы изобразительной грамоты», Москва, «Просвещение», 1981г.

  • Н.В. Одноралов «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве», Москва, «Просвещение», 1988г.

  • В.Б. Косминская «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей», Москва, «Просвещение», 1981г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Исследовательская работа "Не только карандаш"

Автор: Мартынова Наталия Анатольевна

Дата: 26.09.2016

Номер свидетельства: 346010

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Исследовательская работа на тему:"Черный Ивашка- деревянная рубашка" "
    ["seo_title"] => string(77) "issliedovatiel-skaia-rabota-na-tiemu-chiernyi-ivashka-dierieviannaia-rubashka"
    ["file_id"] => string(6) "119553"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413462592"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Презентация исследовательской работы по теме: «Эта удивительная соль»"
    ["seo_title"] => string(66) "prezentatsiia_issledovatelskoi_raboty_po_teme_eta_udivitelnaia_sol"
    ["file_id"] => string(6) "512913"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1559287082"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Исследовательская работа "Сколько весит здоровье первоклассника" "
    ["seo_title"] => string(68) "issliedovatiel-skaia-rabota-skol-ko-viesit-zdorov-ie-piervoklassnika"
    ["file_id"] => string(6) "123948"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414602789"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Научно- исследовательская работа. "Водействие транспорта на живые организмы" "
    ["seo_title"] => string(81) "nauchno-issliedovatiel-skaia-rabota-vodieistviie-transporta-na-zhivyie-orghanizmy"
    ["file_id"] => string(6) "202557"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429278804"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Исследовательская работа " Влияние воды на рост и развитие комнатного растения - абутилона"."
    ["seo_title"] => string(95) "issliedovatiel-skaia-rabota-vliianiie-vody-na-rost-i-razvitiie-komnatnogho-rastieniia-abutilona"
    ["file_id"] => string(6) "307871"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458469554"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства