Формы проблемного обучения на уроках изобразительного искусства
Формы проблемного обучения на уроках изобразительного искусства
Технология проблемного обучения часто применяется на уроках изобразительного искусства и вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка. Однако следует учитывать, что метод проблемного обучения невозможно применить ко всем темам предмета Изобразительного искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Желание учителя- сделать предмет особенным, чтобы он вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость ученикам и учителю. Для этого необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.
Технология проблемного обучения часто применяется на уроках изобразительного искусства и вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка. Однако следует учитывать, что метод проблемного обучения невозможно применить ко всем темам предмета Изобразительного искусства.
Актуальность использования проблемного обучения в том, что оно в отличие от традиционного доставляет учащимся радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие их творческой активности.
Проблемный метод обучения изобразительному искусству определяется спецификой художественного метода познания и творчества, в чувственно-сенсорным и действенным усвоении способов создания художественного образа с помощью художественно выразительных средств.
М. И. Махмутов условно выделяет несколько уровней проблемного обучения: уровень полусамостоятельной активности; уровень самостоятельной (продуктивной) активности; уровень творческой активности.
Главным этапом в проблемном обучении является создание проблемной ситуации разными способами.
Большая самостоятельность учащихся при использовании проблемного обучения на уроке проявляется при использовании частично-поискового метода. Например, не называя темы урока, учитель подводит к теме, и задает вопрос, таким образом, создается проблемная ситуация. В ходе размышлений
дети приходят к выводу, что и есть разрешение ситуации. И только после этого называется тема урока. Затем выясняются главные и второстепенные образы эпизода, способы выделения главного. Таким образом, учитель создает проблемную ситуацию, когда не обговаривается и не даётся основных вопросов по теме. Подобные детали ученики должны обдумать самостоятельно или под руководством учителя.
Наибольшая самостоятельность учащихся проявляется при использовании исследовательского метода. Например, при иллюстрировании произведения или сказки учитель предлагает творческое задание, а учащиеся самостоятельно их выполняют. Этот метод является высшим уровнем творческого развития.
1. О проблемном обучении, его формах и применении на уроках изобразительного искусства. Если традиционное обучение школьников на уроках изобразительного искусства базируется на ассоциативном мышлении, памяти, которая закрепляется повторениями, заключается в воспроизведении, обновлении когда-то уже бывших мыслей, то проблемное обучение основано на мышлении, поставленном в проблемную ситуацию, когда ученик сталкивается с новыми условиями и должен найти новый способ действия. Происходит активизация мысли, развитие интеллектуальных способностей. Мыслить человек начинает, когда надо понять что-то. Мышление начинается с вопроса, удивления, недоумения.
1.1. Формы проблемного обучения и способы его организации
В отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения:
• проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара;
• частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах;
• самостоятельная исследовательская деятельность. Проблемный семинар можно провести в форме теоретической игры, когда небольшие рабочие группы, организованные на базе класса, доказывают друг другу преимущества своего мини- проекта. Наиболее оптимальной является следующая структура проблемного задания:
Создание проблемной ситуации.
1.2. Создание проблемных ситуаций на уроке.
Постановка педагогом проблемных ситуаций ставит своей целью активизацию усилий учащихся по разрешению соответствующего противоречия.
Целью этапа мотивации на уроке должно стать возникновение сомнения, неуверенности, вопроса или проблемы. На их разрешение должна быть направлена вся дальнейшая активность учащихся.
Создание разных вариантов практических обстоятельств помогут создать проблемные ситуации на уроке. Выделяют три основных способа их создания:
приём ключевых слов;
приём загадки-интерпретации;
выполнимое/невыполнимое действие.
Приём ключевых слов основан на рефлексии учащимися того, что им уже известно, и стимулировании постановки вопросов о том, что им ещё неизвестно. Для рефлексии известного и вычленения неизвестного применяется лобовой приём: учитель сначала спрашивает детей о том, что они знают по тому или иному вопросу, а затем спрашивает их о том, что им ещё неизвестно. Такая постановка задания не вызывает у учащихся каких-либо серьёзных трудностей. Трудность заключается в том, что вопросы детей о том, что им неизвестно могут быть весьма многочисленными и среди них может и не быть того вопроса, который подлежит изучению. Использование ключевых слов позволяет избежать этой трудности. Стимулирование и обучение постановке исследовательских вопросов является одним из важнейших способов развития исследовательской активности. Учащимся предлагается отгадать, что спрятано в шкатулке с помощью вопросов, на которые учитель может отвечать только «да» и «нет». Дети с увлечением начинают задавать вопросы, но достаточно быстро их вопросы иссякают в силу отсутствия умения задавать исследовательские вопросы.
Следующий этап – этап поиска неизвестного. Учитель предлагает ребятам воспользоваться специальными ключами, которые подведут их к решению главной проблемы. Этими ключами являются вопросы, которые основаны на словах, с помощью которых можно решить поставленную задачу. Задача учителя на данном этапе – научить пользоваться ключевыми словами для постановки исследовательских вопросов. Целесообразно начать обучение постановке вопросов с таких ключей, как «свойства» и «функции».
Помогая детям переходить от одного ключа к другому, учитель стимулирует постановку исследовательских вопросов. В этом случае дети быстро решают проблемную задачу. Если было проведено хотя бы одно такое занятие, то в дальнейшем не составляет труда вводить такие ключевые слова как «причина», «условие», «значение», «происхождение», «виды» и т.д.
Далее учитель может предложить сгруппировать вопросы, сходные по смыслу. Или обращает внимание детей, что есть ещё много вопросов по данной теме и побуждает учащихся решить, что в таком случае необходимо сделать. Дети, имеющие опыт самостоятельного поиска, могут предложить провести исследование. Обсудив с детьми, в какой форме лучше всего провести исследование, и сформулировав задачу такого исследования, можно переходить к следующему этапу урока – исследованию в малых группах.
Приём ключей обеспечивает возникновение вопроса, что составляет обязательное условие проведения индуктивного исследования.
Широко используется другой способ создания мотивации – приём загадки. Он основан на использовании такого стимульного материала, который характеризуется той или иной степенью неопределенности, что позволяет создать проблемную ситуацию. Таким стимульным материалом может быть всё, что угодно: реальные объекты, рисунок, схема, модель, демонстрация и т.п.
Третий способ создания мотивации на уроке – выполнимое/невыполнимое действие. Характерной особенностью данного способа является то, что детям предлагается выполнить такое задание, которое субъективно кажется выполнимым. Но в процессе его выполнения зарождается сомнение или обнаруживается невозможность его осуществления. Проблемная ситуация в этом случае создаётся с помощью какого-то задания с «ловушкой». Преимуществом данного приёма является то, что обеспечивает возникновение очень сильной потребности в познании чего-либо, что необходимо узнать детям.
Формулировка проблемы:
Далее педагог дает четкую формулировку проблемы. При правильной постановке проблемной ситуации у обучающихся пробуждается интерес и появляется мотивация к ее изучению.
Выдвижение гипотез:
Ученики выдвигают возможные гипотезы по решению данной проблемы с помощью разных форм технологии проблемного обучения.
Доказательство или опровержение гипотез:
Обязательно учащимся предлагается обосновать гипотезу и доказать ее, проверить, насколько она соответствует исходным условиям проблемной ситуации.
После доказательства гипотезы, выполняемой путем выведения из нее следствий и их проверки, осуществляется окончательный этап: оценка найденного решения, определение того, насколько оно пригодно для решения других задач.
Воспроизведение нового материала (выражение решения):
В дальнейшем закрепление полученных знаний может осуществляться как по традиционной схеме – с применением репродуктивных методов, так и снова в рамках проблемного обучения (вернее, с элементами проблемного обучения) - путем видоизменения условий исходной проблемной ситуации.
1.3. Структура проблемной ситуации
Проблемные ситуации могут различаться по степени сложности решения этой проблемы. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой человек:
1) сам формулирует проблему (задачу);
2) сам находит ее решение;
3) решает и самоконтролирует правильность этого решения.
Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.
В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:
– проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
– поиск истины (способа, приема, правила решения);
– различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– противоречия практической деятельности.
1.4. Сравнительная характеристика проблемного и традиционного обучения
Традиционное обучение
Проблемное обучение
1. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание, прежде всего, на программу
1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач
2. В устной подаче или через учебник возникают проблемы, преграды и трудности, вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса
2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают здесь высокого уровня
3. Темп подачи информации ориентирован на более сильных, или средних, или слабых учащихся
3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся
4. Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения, он не является его органической частью
4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов
5. Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информации на практике
5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности
В отличие от простой тренировочной и практической работы, проблемная задача должна содержать противоречие, требующее решения. Это могут быть новые условия, новые требования или подходы к решению практической задачи, которые включают и более широкий круг ранее усвоенных знаний, личный опыт ученика. Связь проблемной задачи на уровне эмоционального восприятия действительности и образного восприятия мира для предметов искусства очень важна.
Психологическая структура проблемного обучения включает познавательную потребность; неполное знание о предмете или явлении, но достаточное для того, чтобы восстановить его до целостного образа; интеллектуальные возможности и творческие способности ребенка.
1.5. Три метода проблемного обучения
Проблемное изложение.Учитель создает проблемную ситуацию, раскрывает противоречие, показывает ход его разрешения. Задача такого изложения состоит в том, чтобы привлечь детей к соучастию, рассуждению.
Частично поисковый метод.Учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся решают ее самостоятельно или под руководством учителя на уровне размышления о ней.
Исследовательский метод.Учитель конструирует творческие задания, а учащиеся самостоятельно их решают.
Этот метод предполагает самый высокий уровень творческого развития личности и является основным методом проблемного обучения. Обучение развивает ребенка только тогда, когда он сам добывает знания, т.е. активно интеллектуально развивается. Знания даются не в готовом виде, а с помощью такой организации передачи информации, когда учащиеся должны сами работать, чтобы усвоить новые понятия и способы деятельности.
Урок с вопросами-парадоксами
Целый ряд уроков может быть начат с вопросов-парадоксов, заставляющих рассуждать, мыслить, стараться найти на них ответ. Учитель вместе с детьми сгущает ситуацию и вместе с детьми находит ответы.
Таким образом, основные понятия не преподносятся в готовом виде, а отыскиваются через опорные понятия. Учитель побуждает детей добывать знания, вовлекает их в творческий процесс, дает возможность самостоятельно додуматься, как действовать дальше, найти оригинальные творческие решения практического задания. Развитие интереса к предмету невозможно без стимулирования мышления ребенка.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Педагогические действия:
- создания проблемной ситуации
- побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации
- побуждения к формулированию учебной проблемы
- принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы
Рассмотрим некоторые особенности данного метода на разных этапах освоения учебного материала
1. Овладение основами изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (обучение мастерству).
В обучении школьников изобразительной грамоте нами используется система учебно-творческих заданий, которые направлены на формирование и развитие специальных качеств, таких как: чувство линии, чувство пропорций, чувство формы и объема, чувство светотени, чувство ритма, чувство колорита. В данном случае на разных этапах освоения учебного материала и в разных возрастных группах необходимо сочетать использование как репродуктивных, так и проблемных заварианты таких проблемных задач.
Примеры:
В процессе знакомства с приемами выявления объема предметов перед учащимися стоит задача: изобразить два бытовых предмета различной формы, выявить объем с помощью штриховки. Условие: использовать графический материал - карандаш. Цель: установить зависимость характера линий штриховки от формы предмета.
Педагогической целью решения данной задачи является развитие воображения, умения анализировать, наблюдать. Задача используется в качестве предварительного задания на уроке, предшествуя объяснению нового материала, не вызывая на первый взгляд затруднений. Но в процессе выполнения рисунка, учащиеся приходят к осознанию противоречия между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами, обнаруживающимися в ходе решения задачи: штриховка в виде прямых линий, изученная ранее, не передает форму круглого предмета (шара, чашки, вазы). Решение задачи происходит в процессе эвристической беседы с применением метода сравнений и аналогий: анализируя форму изображаемого предмета и характер линий штриховки, учащиеся приходят к выводу о необходимости их соответствия. Таким образом, учащиеся получают знания о новых способах действия. Данный тип задач является проблемным, так как в их структуре два обязательных компонента – условия, известные учащимся (приемы работы графическим материалом, способы выявления объема предметов с помощью штриховки прямыми линиями), неизвестное, искомое (выбор способов выполнения штриховки в зависимости от формы предметов). Это вариант учебно-творческого задания пи изучении нового материала, его закреплении и отработке навыков. . [ 1 ]
Вот пример решения проблемных практических задач контролирующего характера.
Задача: выполнить конструктивный рисунок бытового предмета (на выбор).
Предлагается три уровня сложности:
- Задание практически не содержит неизвестного, предполагает копирование готового рисунка, для выполнения которого необходимо применить изученные ранее правила и последовательность изображения. Задание репродуктивного характера.
- Учащимся предлагается нарисовать бытовой предмет, самостоятельно применив необходимые линии построения. Неизвестным является выбор способа действия – последовательность выполнения построений формы предмета, применения правил изображения. Характер задания можно определить как частично-поисковый.
- Неизвестным является конечный результат и способ действия – сконструировать и изобразить предмет, используя жизненный опыт и полученные ранее знания. Задание творческого характера.
Здесь мы видим общие для всех трех вариантов задания черты: контроль уровня овладения правилами выполнения конструктивного рисунка предмета, а также диагностика уровня развития творческих способностей.
В ходе работы, учащиеся не получают «готового» знания, но из предложенных источников, посредством анализа и обобщения информации могут сделать вывод и прийти к решению самостоятельно. Технология проблемного обучения призвана дать возможность раскрыться тому творческому потенциалу, который заложен у ребенка. [4 ]
Задача: выполнить конструктивный рисунок бытового предмета (на выбор).
Предлагается три уровня сложности:
Задание практически не содержит неизвестного, предполагает копирование готового рисунка, для выполнения которого необходимо применить изученные ранее правила и последовательность изображения. Задание репродуктивного характера.
Учащимся предлагается нарисовать бытовой предмет, самостоятельно применив необходимые линии построения. Неизвестным является выбор способа действия – последовательность выполнения построений формы предмета, применения правил изображения. Характер задания можно определить как частично-поисковый.
Неизвестным является конечный результат и способ действия – сконструировать и изобразить предмет, используя жизненный опыт и полученные ранее знания. Задание творческого характера.
Общим для всех трех вариантов задания является контроль уровня овладения правилами выполнения конструктивного рисунка предмета, а также диагностика уровня развития творческих способностей. Приведенные выше примеры проблемных ситуаций по классификации А.М.Матюшкина относятся к классу практических, в которых усваиваемое неизвестное составляет способ действия. Проблемные ситуации такого рода чаще всего используются в процессе обучения изобразительной грамоте.
В некоторых случаях, когда овладение практическими навыками сопровождается усвоением каких-либо закономерностей, теоретических положений, используются проблемные ситуации другого класса – такие, в которых усваиваемым неизвестным является цель (предмет) действия. А.М.Матюшкин характеризует данный класс проблемных ситуаций как теоретический. Например, перед учащимися стоит задача – исследовать цветовое решение натюрмортов различного эмоционального звучания. Педагогической целью является установление зависимости цветового решения натюрморта от условий освещения. Для работы предлагаются репродукции работ различных художников. В данном случае в основе проблемной ситуации лежит противоречие между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня. В процессе анализа картин учащиеся приходят к осознанию закономерностей в передаче цвета предметов – зависимость цвета предметов от освещения естественного и искусственного.
2. Формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству (воспитание чувств).
Возможно в процессе различных видов деятельности – как при выполнении собственных творческих работ, так и в процессе общения с произведениями искусства. Особое значение при этом приобретает умение понимать искусство, постигать образный смысл художественного произведения.
Научить понимать смысл художественного произведения невозможно, если применять традиционные методы обучения, заимствованные из общей дидактики. Поэтому становится единственно правильным использование принципов и методов художественной педагогики, в основе которых – творческий процесс, поиск, некое умение задаваться вопросом, ставить перед собой проблему. В этом случае главной целью становится не научение, а побуждение к действию. Особое значение при этом имеет использование методов художественной педагогики, среди которых: интонационный анализ художественных произведений, интегрированное использование различных видов искусств, переинтонирование образа на язык смежного вида искусства, метод творческих заданий, художественного тренинга.
3. Развитие умения выражать в художественных образах творческую задачу, художественный и конструкторский замысел (самоактуализация личности через изобразительную деятельность).
Данное направление в формировании художественных способностей можно назвать собственно творческим, так как результатом, а главное показателем развития определенных качеств являются самостоятельно создаваемые учащимися оригинальные продукты – рисунок, эскиз, модель, изделие и т.д. Основной задачей этого направления является знакомство с этапами и компонентами творческого процесса, его закономерностями, а также практическое обучение умению воплощать замысел в собственной творческой работе.
Создание любой творческой тематической композиции представляет собой проблемную задачу, в которой можно выделить несколько подзадач – отбор материала (первоначальное художественное накопление), эскизное решение, поиск художественных средств и т.д. Успешное решение данных задач определяется умением ставить перед собой вопросы, формулировать цели работы на каждом этапе, знать способы их достижения. Решение данных задач осуществляется на всех этапах обучения изобразительному искусству, в разных возрастных группах. [ 2 ]
Приведем конкретный пример. Выполнение любой тематической композиции предваряется обучением составлению плана рисунка – планирование последовательности действий, этапов выполнения рисунка. Общая схема работы над творческой композицией выглядит примерно так: РИСУНОК = ТЕМА+ГЛАВНЫЕ ПРЕДМЕТЫ+ДЕТАЛИ+ЦВЕТ. При этом каждый этап работы учащиеся наполняют конкретным содержанием, соответствующим теме творческой работы. Следует отметить, что в процессе создания таких схем-алгоритмов учащиеся также проявляют творчество, предлагая различные варианты построения схем, отражая в них возможные неудачи и трудности работы.
При знакомстве со структурой творческого процесса целесообразно использовать не только упражнения на составление плана собственного рисунка, но и анализировать произведения искусства с точки зрения решения художественных задач – составлять план рисунка конкретной картины. Например, задача может быть сформулирована так: Опишите процесс работы художника В.Серова над портретом актрисы Ермоловой, предложив свою схему плана рисунка.
Таким образом, проблемное обучение является одним из эффективных средств в формировании и развитии художественно-творческих способностей. Методы организации решения проблемных задач применимы и к художественной деятельности. Наиболее широко используются эвристическая беседа и исследовательский метод.
Наряду с методами, заимствованными из общей дидактики, в развитии художественно-творческих способностей используются принципы и методы художественной педагогики, которые по своей сути также относятся к проблемному обучению. [ 5 ]
2. Описание педагогического опыта.
Свои навыки по технологии проблемного обучения реализую на обычных уроках, открытых уроках, мастер- классах с учителями изобразительного искусства, на семинарах.
2.1. Урок «Сатирические образы человека»
На уроке «Сатирические образы человека» в 6 классе проблемный диалог ведётся с начала урока и прослеживается на каждом его этапе. [ Приложение 1 стр. ], «Точечный рисунок гуашью» [Приложение1 ]
2.2. Уроки изобразительного искусства с проблемной ситуацией
Применение технологии «Фищбоун» на уроке для решения проблемной ситуации» . [ Приложение 2 ]
2.3. Проектно- исследовательская деятельность»
Одним из видов деятельности, по социализации обучающихся является организация и проведение социально-значимых проектов. Группой обучающихся под моим руководством был разработан и реализован социальный проект «Православная культура. Православная икона». Организацию работы, реализацию целей и задач осуществляет группа обучающихся 8 класса (Камышанская Анастасия, Сычёва Татьяна, Курникова Людмила) с лидером группы ученицей 8 класса Казиной Татьяной. Данной группой осуществляется разработка основных этапов проекта, координация действий по их реализации. К участию в реализации проекта были привлечены учащиеся среднего звена. Проект рассчитан на три месяца. Лидер и члены группы являются ведущими в реализации проекта «Православная культура. Православная икона».
Актуальность данного исследования заключается в том, что множество людей, в том числе и дети, не знают и не знакомы с культурным наследием своей религии. Причиной этого является отсутствие информированности людей, снижение роли религии в обществе или занятость. Проблема исследования состоит в том, чтобы узнать об иконах и их происхождении как можно больше сведений и донести их до подростков и взрослых.
Путь к возрождению России лежит, прежде всего, через возрождение ее духовности, через приобщение к истории русской культуры, ее ценностным ориентирам. К XIV в. основным стал другой прием написания ликов - санкирный. Санкирь темная краска зеленоватого оттенка покрывает всю поверхность будущего лика. Поверх санкиря наносятся слои охры (вохрение). Каждый следующий слой светлее предыдущего и меньше по площади. Границы слоев не видны, сплавлены; такую манеру именуют плавями. [ Приложение 3 стр.]
Заключение
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Моя задача: создать на уроке проблемную ситуацию, направить учащихся на ее решение, организовать поиск решения, т.е. поставить ребенка в позицию субъекта своего обучения, в результате чего у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Проблемное обучение для меня – это процесс развивающего обучения, включение учащихся в творческую деятельность.
Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает педагогу формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление.
Литература
Артемьева Т.И. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5, № 3.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.
Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М.: Школа-пресс, 1993.
Психология одаренности: от теории к практике/Под ред. Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2000.
Ресурсы интернета
http://www.mirkrestikom.ru
http://delai-sam.com
http://days.pravoslavie.ru/Images/alln.htm
Библиографическая ссылка
Супринович С.Е., Лысых Н.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 6. – С. 40-41; URL: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=31963 (дата обращения: 08.03.2017).
Приложения
Урок в 6 классе. «Сатирические образы человека»
Составил А.Р.Рамазанова
Учитель изобразительного искусства и технологии
МОУ СОШ№4 г. Ершова Саратовской области
Тема занятия: Сатирические образы человека
Цель:
- познакомиться с видом изобразительного искусства – сатирическим образом - карикатурой и ее разновидностями.
Задача урока: научиться создавать сатирический образ человека
- совершенствовать технику работы красками;
- развивать приемы изображения образа, наблюдательность;
- воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию.
Оборудование: Презентации:
1.Виды жанров изобразительного искусства.
2.Виды сатирических образов
3.Задание на создание рисунков, образцы рисунков
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Приветствие.
2.Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока.
Здравствуйте, ребята!
Урок сегодня мы начнём с разгадывания загадок о жанрах изобразительного искусства, нам надо вспомнить, о чём шла речь на предыдущих уроках. Для этого мы обратимся к презентации, на вопросы которые в ней возникнут, я попросила бы отвечать всем вместе дружно, хором.
Повторение. Просмотр презентации «Жанры в изобразительном искусстве».
(Отгадывание загадок)
Цитата известного философа Бертольда Брехта Искусство должно быть средством воспитания, но цель его - удовольствие. Как вы думаете, о чём здесь идёт речь? (ответы учащихся).
Рассказ учителя. Мы вспомнили, ребята, с Вами работы художников в жанре «Деловой портрет», его ещё называют «Серьёзный портрет»,
Поглядите на образ этого человека. Что вы можете о нём сказать? 9Формулировка темы и целей вместе с учащимися)
Поговорим о сатирическом образе портрета в изобразительном искусстве.
Для этого посмотрим презентацию. Презентация №2
Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать).
жанр изобразительного искусства (обычно графики, но необязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.
Сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями.
Разновидности карикатуры:
Собственно карикатура, гротеск, шарж, лубок.
Гротеск – это художественный образ, стиль или жанр, основанный на фантастике, смехе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального.
Он появился в культуре Древней Греции и широко используется в различных видах искусства по настоящее время.
Шарж - (от франц.)– искаженное изображение, шуточное или сатирическое изображение кого-нибудь с карикатурным подчеркиванием наиболее характерных внешних черт. В шаржах должно сочетаться полное портретное сходство, точная и меткая характеристика людей с остроумным и комическим преувеличением характерных черт. Однако в этом жанре не позволяется никакое подчеркивание физических недостатков, ничего задевающего личное достоинство.
Лубок - это народная (фольклорная) картинка. С середины 17в. на Руси впервые появились печатные картинки, называемые «фряжскими» (иностранными). Затем эти картинки называли «потешными листами», во второй половине 19 в. их стали называть лубками. В лубке никогда не было горя или плача. Он только радовал и веселил, да иногда обличал, но это делал с большим юмором и достоинством. Лубок вселял в людей веру в себя, в свои силы.
- Сегодня на уроке вы будете экспериментировать, делая зарисовки различных сатирических образов, добиваясь при этом большей выразительности.
Физкультминутка
Леопольд
VI. Практическая работа. Работа в группах.
Задание. Выполнить по заданию карикатуру. Вам необходимо сконструировать сатирический образ. В файле с заданием вы получаете разные части лица, которые подбираете по форме и собираете сатирический образ. Придумайте название своему персонажу.
Во время практической работы делается целевой обход:
I) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполненной работы.
VII. Итог урока.
1.Выставка работ учащихся. Ребята прикрепляют работы к доске, сообщают название изображению.
2. Учитель вместе с учащимися комментирует работы групп.
РЕФЛЕКСИЯ
Учитель предлагает на листочках разного цвета написать:
- то, что бы им хотелось унести с урока (знания и умения, которые пригодятся)
-то, что показалось интересным, но требует доработки, переработке в мясорубке (в голове)
-то, что показалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в мусорную корзину.
2.Заключительноеслово.
Выполняя сегодняшнее задание, вы учились решать поставленные задачи при рисовании сатирических образов. По вашим рисункам видно, что тема урока вами усвоена, вы хорошо соблюдаете пропорции, а некоторые из вас ищут свои средства выражения образности, выразительности, оригинальности. Я думаю, вы согласитесь со мной, что сегодня все хорошо и увлечённо работали на уроке и все заслуживают оценку пять за урок.
Домашнее задание: Составьте дружеский шарж на своего одноклассника, помните, Вы не должны изобразить его таким, чтобы это обидело или унизило его человеческое достоинство.
Проект обучающихся.
Гипотеза исследования: Православная икона в становлении православной культуры людей
Цель работы: знакомство с православной иконой как одним из видов православной культуры.
Задачи работы:
- исследовать происхождение икон;
- показать их влияние на культурное развитие православного общества;
- представить результаты исследования на классных часах, на уроках изобразительного искусства, внеклассных мероприятиях,
- подарить продукт проекта детям с ОВЗ
Объект исследования: иконы:
План работы над проектом:
Изучить, проанализировать литературу по проблеме.
Провести Социологический опрос среди обучающихся 5-9 классов для выяснения их отношения к проблеме.
Рассмотреть теоретические вопросы:
- История появления иконы;
- Виды материалов для изготовления икон;
- Характеристика каждой иконы;
- Влияние иконы на культурное наследие
Изучить исторические сведения для проведения эксперимента
Провести эксперимент
Подготовить презентацию по теме.
Подготовить выступление на НПК.
Выступить с данным материалом на классных часах, внеклассных мероприятиях.
Краткое описание работы над проектом
Православная культура, православная икона.
Социально – творческий интегрированный проект обучающихся 8 класса МОУ «СОШ №4 г. Ершова Саратовской области»
Руководитель: Рамазанова Альфия Рафиковна учитель изобразительного искусства и технологии МОУ «СОШ №4г. Ершова Саратовской области»
Начало работы:
Подготовительный этап. Определение и формулирование проблемы.
Постановка цели проекта. Определение задач проекта.
Выдвижение гипотез и их решения. Планирование продукта, обсуждение способов оформления конечных результатов (Презентация, защита,)
Составление плана реализации проекта.
Практическая реализация проекта. Сбор и анализ полученных данных. Изучение найденной информации.
Завершение работы: Презентационное. Защита проекта. Вручение подарков, выводы.
Наш проект Православная культура. Православная икона.
Проблема: Какой полезный подарок можно подарить детям с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Цель: Изготовить и подарить икону, выполненную вручную из бисера детям с ОВЗ.
Задачи:
Познакомиться со значением икон
Изучить технологию вышивания бисером.
Провести социологический опрос
Изготовить изделие, сделать отчёт в виде презентации
Сроки реализации проекта сентябрь-ноябрь месяц учебного года
Представление результатов:
Школьное НОУ
Муниципальный конкурс проектов «Мир вокруг меня»
Научно- практическая конференция СГАУ
Анализ ресурсов
Ресурс
Способ получения
Примечание
Материалы для изготовления икон
Спонсорская помощь, остаточная сумма денежных средств после предыдущих акций
Материалы приобретаются по закупочной стоимости в г. Москве ( родители- предприниматели)
Сбор информации
Ресурс Интернет, литература по бисероплетению
Поиск информации о бисере, об иконах
Изготовление икон
Изучить технику изготовления
Оформить работы в рамы
Анализ социологического опроса
Провести социологический опрос
Сделать вывод на предпочтение подарка
Защита проекта
Подготовиться к защите проекта, оформить презентацию
Подготовка к выступлению на конференции
Готовый продукт
Подарить иконы детям с ОВЗ
Договориться о времени встречи
Расчёты:
Материалы
Количество шт.
Цена за шт.
Стоимость
Бисер
Набор (10)
20
200
Нитка
1
10
10
Ножницы
1
б/у
0
Иголки
Набор 10
30
30
Рамочка
5
100
500
Полотно для вышивки
3
100
300
Чтобы решить задачу о значении икон мы обратились к сети Интернет, нашли много информации о значении иконы. Задача настоящей работы попытаться понять мир русской иконы, осмыслить роль и назначение иконы в русском храме, а в конечном итоге больше узнать о религиозном и художественном наследии русской православной церкви. Волоколамская икона Божией Матери
Иверская икона Божией Матери
Евтропия (икона), Клеоника (икона) и Василиска (икона)
Икона Божией Матери "Взыскание Погибших" - молятся при головной и зубной боли, лихорадке, болезни глаз, о вразумлении отпавших от веры православной, погибающих детях, о благодатном браке и от пристрастия к винопитию...
Чтобы решить задачу по созданию иконы мы обратились к пособию по изготовлению изделий из бисера, выбрали интересующий способ плетения и приступили к реализации задуманного
Для решения проблемы о предпочтительном подарке проведён социологический опрос. Учитывая мнения и пожелания учащихся о предпочтительном подарке мы определились с выбором конкретных икон.
Планируемый продукт: иконы из бисера подарят радостное настроение детям и веру в исцеление детей их родителям.
Планируем использовать (Идея внешней презентации проекта). Аналогичный проект можно использовать и для пожилых и одиноких людей.
Характеристика полученного продукта Изделия получились красивыми, будто нарисованные красками, оформленные в рамы они выглядят просто великолепно. Изготовление изделий с помощью ручного труда всегда ценятся выше, чем фабричное изделие, тем более для таких детей.
Сильные стороны работы над проектом:
Возможность использования для всех категорий людей, доступность.
Слабые стороны работы над проектом: Изготовление икон требует много времени. Проект реализован для людей, исповедующих православие.
Наши достижения Свои работы мы подарили детям, которые проходят курс лечения в Центре реабилитации детей с ОВЗ.
График работы:
Сроки
Действия
Исполнители
Результат проделанной работы
5.09-12.09.16
Сбор и обработка информации о значении икон
КазинаТатьяна, Сычёва Татьяна
Собран и подготовлен материал о значении икон
13.09-27.09.16
Изучение технологической последовательности изготовления изделия
Вся творческая группа обучающихя
Подготовлены схемы и образцы изготовления изделия
28-31.09.16
Проведение социологического опроса и обработка полученной информации
Курникова Людмила,
Камышанская Анастасия
1.10-31.10.16
Изготовление изделия
Вся творческая группа обучающихся
3.11- 10.11.16
Подготовка презентации, отчётов к защите проекта
Курникова Людмила, Сычёва Татьяна
12.11.16
Проведение акции «Делай добро» Вручение подарков детям
Вся творческая группа обучающихся
Вручение икон детям Детского центра детей с ОВЗ
15.11- 25.11.16
Участие в заочном этапе конкурса «Мир вокруг меня»
Вся творческая группа обучающихся
По итогам жюри переход во второй тур конкурса «Мир вокруг меня»
11.12.16
Участие в очном этапе конкурса. Защита проекта
Казина Татьяна
Камышанская Анастасия
Грамота 1 место
14.03.16
Участие в конференции СГАУ
Казина Татьяна
Грамота
Моя цель во время презентации способствовать формированию информационной культуры обучающихся, как основы подготовки к самообразовательной работе, привлечение обучающихся к исследовательской работе, ориентирование на овладение методологией самостоятельного научного исследования. В ходе работы над проектом формируются у обучающихся таких компетенций как:
- учебно- позновательная(знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);
-информационная(умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять её при помощи реальных объектов (компьютер, сканер) и информационных технологий (Интернет, СМИ);
- коммуникативная (знание способов общения с людьми, презентовать себя);
- компетенция личного совершенствования
ПЛАН ПРЕЗЕНТАЦИИ
Титульный лист
Основополагающий вопрос, вопрос темы проекта, учебные предметы, ресурсы
Содержание проекта
Обоснование возникшей проблемы
Цель проекта
Задачи проекта
Схема обдумывания
Теоретические сведения о прикладном искусстве бисероплетения, краткие исторические сведения
Что такое икона, виды икон, назначение иконы
Требования к изделию: техника исполнения, прочность, экологичность
Дизайн-анализ. Инструменты, материалы
Мастер- класс с учителями изобразительного искусства.
Мастер – класс: «Ты можешь гораздо больше, чем думаешь. Cтив Джопс!»
Тема «Точечный рисунок гуашью».
Цель методической разработки:
оказание методической помощи педагогам в выборе нетрадиционных, доступных и эффективных техник рисования, способствующих творческому развитию детей.
Задачи:
выделить и дать описание возможным видам рисования;
определить различные варианты применения данной техники рисования;
выработать методические советы и рекомендации по использованию предлагаемой изобразительной техники.
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилами работы с гуашью; способствовать развитию умений видеть красоту вокруг себя, анализировать свой рисунок и рисунок товарища; содействовать воспитанию интереса к предмету, трудолюбия, внимательного отношения к окружающим, желания оказывать помощь.
Существует много разнообразных нетрадиционных изобразительных техник. Их необычность состоит в том, что они позволяют педагогам вывести учащихся за привычные рамки рисования, а детям быстро достичь желаемого результата.
Использование нетрадиционных техник при обучении детей рисованию способствует развитию:
мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
позволяют достичь положительных результатов при рисовании;
способствуют развитию творческого потенциала учащихся;
для рисования используются доступные подручные материалы;
технику точечного рисования можно объединять с любой другой изобразительной техникой.
При рисовании в нетрадиционных техниках используют разнообразные предметы вместо кисти. Рисовать красками можно не только кисточкой, но и с помощью ватной палочки. Ватная палочка – один из замечательных нетрадиционных инструментов для рисования, использование которого при рисовании помогает вызвать у детей интерес к творческой деятельности, экспериментам при рисовании, достичь “ситуации успеха”, т.к. хорошие результаты получатся у каждого ребенка, даже если он не умеет рисовать достаточно хорошо.
Ход работы.
Организация начала занятия.
Здравствуйте коллеги, сегодня Вы будете в роли обучающихся 4 класса на занятии по внеурочной деятельности «Мир глазами художника».
Итак, начнем.
[Дети, рада вас всех видеть, давайте поздороваемся и скажем вместе:
«Какой хороший день, какой прекрасный день, какой хороший я и кисточка моя»]
Техника безопасности на занятиях по рисованию.
Перед началом нашего занятия давайте вспомним правила безопасности на занятиях по рисованию:
1. Выполнять все действия только по указанию учителя.
2. Не делать резких движений во время работы.
3. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.
4. Осторожно пользоваться красками и необходимыми на уроке материалами.
5. Не покидать рабочее место без разрешения учителя.
Инструкция на листе.
Правила «Как работать кистью»:
1. Смочите кисть в воде.
2. Приложите кисть к салфетке, чтобы убрать лишнюю воду.
3. Опустите кисть в краску и нарисуйте на листе сверху вниз горизонтально, примерно, два сантиметра светло синей краской.
4. Промойте кисть в воде и уберите лишнюю воду тряпочкой и т. д.
5. Поочередно тоже самое проделываем и с ярко жёлтой ( оранжевый + желтый), далее жёлто- коричневой и коричневой краской, заполняя весь лист по горизонтали.
6. Пользуясь шаблоном, инструкцией для рисования, рисуем верблюда.
Слайд 1. Техника безопасности.
Беседа. Введение в тему.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но для начала, ответьте:
Какие виды картин вы знаете? (натюрморт, портрет, пейзаж)
Что изображают на этих картинах? (ответы детей)
Слайды 2 – 5: натюрморт, портрет, пейзаж.
Изучение нового материала.
Назовите предметы художника, с помощью которых он пишет картины. (ответы детей)
А кто сможет назвать технику исполнения рисунков? (мазки, штрихи, линии и т.д.)
Сегодня мы попробуем еще один вариант выполнения рисунка – это точечный рисунок гуашью и предмет, с помощью которого можно рисовать – это ватные палочки. Но, чтобы работа у нас получилась полной, мы совместим две техники: мазки кистью и точки (тычки)- палочками.
Данная техника в изобразительном искусстве при помощи мазков кистью называется пуантилизмом, то есть перенос одного цвета красок в другой.
Творческая практическая работа.
Скажите, что за вещество у меня в руках? Где, в детстве мы видели много песка?(песочница), а скажите, где мы можем увидеть горы песка? (в пустыни), ответьте, какого обитателя пустыни называют «Кораблем» пустыни?»(верблюд), значит какой пейзаж мы сегодня нарисуем? (Верблюд в пустыни)
Как мы уже знаем, есть тёплые и холодные цвета красок, нам сегодня понадобится «тёплые» цвета.
Давайте их назовём: жёлтый, красный, коричневый, зелёный( зелёный+ жёлтый)
Чтобы легче представить нам пустыню, обратимся к видеоролику.
Этапы работы.
Покройте весь лист бумаги тёплыми цветами (голубой, жёлтой, жёлто- коричневой, краской) по горизонтали, начиная сверху вниз.
Берем шаблон рисунка или инструкцию по рисованию для рисования верблюда)
Накладываем шаблон, переводим или рисуем верблюда, раскрашиваем в коричневый цвет.
Даём подсохнуть рисунку, а в это время займёмся арт- терапией.
Физминутка..
Творческая работа 2 часть.
Ну, а теперь вернёмся к работе.
Продолжаем работу, берем ватные палочки, ну и теперь, техника пуантилизм.
Посмотрите на рисунок, небо, должно быть отражено на земле, ставим точки хаотично на песке (нижняя часть рисунка)
Теперь точки на небе должны быть жёлто-коричневого цвета
Средняя часть листа должна быть отражена на других частях.
Для оранжевого соседним станет красный цвет, он передаст нам горячий воздух пустыни.
И самым волшебным цветом здесь станет белый, только стараться им не перегрузить рисунок и коснуться соседних точек, как бы предать блеск.
Ну, а теперь на расстоянии вытянутой руки посмотрите на свой рисунок, если считаете, что нужно где-то чуть- чуть добавить, сделайте это, только не переусердствуйте.
Занятие кропотливое, но увлекательное, развивает терпение и усидчивость.
Но главное, что получается абсолютно у всех!
Итог занятия.
1. Выставка и анализ работ.
Поднимите руки те, кто быстро понял, как надо рисовать?
Получились очень яркие, красивые картины. Сегодня по средствам этого рисунка вы приобщились к прекрасному. Когда мы идем в магазин за покупками, то нам нужна математика, написать сообщение- русский язык, совершит путешествие- география, и лишь к прикоснувшись к искусству, ты получаешь духовное наслаждение, согласны?
Ну а теперь мне бы хотелось вернуться к нашему высказыванию
«Ты можешь гораздо больше, чем думаешь»
Спасибо вам за участие и внимание, всего Вам, доброго.
Помните, что искусство рядом, нужно всего лишь захотеть!
Приложение3
Элементы проблемного урока
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.
В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) - японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно - следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. Схемы Фишбоун дают возможность:
1. организовать работу участников в парах или группах;
2. развивать критическое мышление;
3. визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями; 4. ранжировать факторы по степени их значимости.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма. Составление схемы Фишбоун
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Голова - проблема, вопрос, тема, которые, подлежат анализу, сравнению, обсуждению.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост-ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Применение метода Фишбоун на уроках
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.
Хорошо этот приём используется в проблемном обучении при изучении нового раздела или его завершении.