Формирование и развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности
Формирование и развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности.
Творческие способности обучающихся можно развивать в различных видах деятельности: игровой, исследовательской, художественной, трудовой. Рассмотрим возможности развития творческих способностей обучающихся на примере нашей работы в кружке «Золотая кисточка». Через работу этого кружка реализуется обще интеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности»
МБОУ «ООШ с.Смородинка Перелюбского муниципального района Саратовской области»
«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(кружковая работа "Золотая кисточка")
Педагогические чтения № 5 , 2015 год
Подготовила
учитель изобразительного искусства Тапешко С.В.
«2014-2015 учебный год»
Наше время - это время перемен. Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
Школа должна готовить детей к жизни. Главной целью школы, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. Без таланта детей нет.
Под творческими способностями детей младшего школьного возраста понимается:
создание ребенком субъективно нового (прежде всего значимого для ребенка) продукта (рисунка, лепки, сувенира, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком);
придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.;
применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы - на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.);
Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что "развить способности - это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости".
Поскольку психологи утверждают, что для того, чтобы стать "кем-то", достичь "чего-то", надо многое перепробовать в детстве, то в соответствии с этим обозначается задача педагогов: как можно с более раннего возраста создать ребёнку благоприятные условия для занятия различными видами деятельности, чтобы ребёнок через руки сформировал своё ощущение и отношение к разного рода действиям.
Развивать творческие способности? Что это значит?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Первое условие развития творчества - высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, "вкус успеха". "Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом". Второе условие развитие способности ребёнка - создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности.
Творческие способности обучающихся можно развивать в различных видах деятельности: игровой, исследовательской, художественной, трудовой. Рассмотрим возможности развития творческих способностей обучающихся на примере нашей работы в кружке «Золотая кисточка». Через работу этого кружка реализуется обще интеллектуальное направление внеурочной деятельности
Уже на тренировочных занятиях в 1 - ом классе мы с обучающимися учились искать проблему, определять тему исследования, план его проведения, учились фиксировать собранный материал и представлять, защищать результаты своих исследований.
Поиск проблемы - дело непростое. В психологии творчества говорится о способности творчески одарённого человека видеть проблемы как об особом даре. Известный философ Ф. Нитцше писал, что "великая проблема подобна драгоценному камню - тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его", Умение видеть проблему развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Рассмотрим некоторые задания, направленные на развитие этого умения.
"Посмотри на мир чужими глазами". Если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что не замечают другие. Читаем детям неоконченный рассказ: "Утром небо покрылось чёрными тучами , и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, дороги…". Просим продолжить рассказ, представив себя лётчиком, дворником, зайчиком в лесу, мальчиком, гуляющим во дворе с друзьями.
Составь рассказ от имени другого персонажа.
Составь рассказ, использую данную концовку.
Назови как можно больше признаков предмета.
Сколько значений у предмета.
Определив проблему, учащиеся вырабатывают гипотезу - предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом. Это предвидение событий. Выдвижение гипотезы - это прогресс в любой творческой деятельности. Приведём несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезу.
Перечислено несколько предметов. При каких условиях они будут полезны или вредны?
Найди возможную причину события. (Во дворе пожелтела трава. Медведь не уснул зимой)
Чтобы произошло, если бы люди стали размером со слона. Слоны стали меньше кошек.
Большое значение на наших занятиях придаётся проблеме обучения умению задавать вопросы. В процессе обучения детей искусству задавать вопросы существует своя иерархическая лесенка. Эрик Ландау - специалист в области обучения одарённых детей выделяет следующие уровни креативной постановки вопросов:
Описательный ((Кто, как, что, когда?)
Каузальные вопросы (Почему, Отчего?)
Субъективные (Что я при этом чувству? Что я об этом знаю?)
Вооблражаемый вопрос? (Что было бы, если…?
Оценочный (Что лучше? Что правильней?)
Мы должны творчески подходить к изучаемой проблеме и необходимо приучать их к дальнейшим вопросам: «Что ещё может заинтересовать тебя? Что ты ещё можешь предложить сделать?» Эти вопросы бросают вызов креативности ребёнка.
О развитии творческих способностей во внеурочное время в рамках этой кружковой работы можно говорить очень долго.
Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества - огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Поэтому следующими принципами для развития творческих способностей являются:
" Восприятие ребёнка как личности вне зависимости от того, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть.
" Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности младших школьников, которое предполагает восхищение каждой идеей, мыслью, поделкой ученика; категорическое отсутствие критики и оценок.
В рамках работы кружка «Золотая кисточка», организуя занятие с детьми, помню, что маленькому ребёнку непросто заниматься трудовой деятельностью и тем более сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим первая важная задача - сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности, заинтересовать ученика ("хочу сделать"), вселить уверенность "могу сделать" и помочь довести работу до конца -"я - сделал"! Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу, творить. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребёнка, а процесс изготовления поделки посилен. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них "просыпаются" творческие способности и возникает желание жить "по законам красоты".
Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он стремится делать всё лучше и лучше, он может посмотреть на свою работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество. А, зная о практическом применении своих поделок, дети работают с увлечением.
Мы, учителя, предпочитаем видеть в своём классе учеников, отличающихся высокоразвитым интеллектом, а не творческими способностями, объясняя, что от последних "всегда неизвестно, чего можно ожидать" и что они - "очень неспокойный, своенравный народ" или "отъявленные индивидуалисты". Необходимо в каждом ребёнке видеть творческий потенциал, своеобразную индивидуальную креативность и стремиться развивать её, а также помогать детям понять самих себя, а родителям своих детей.
Все дети талантливы! Для развития их способностей и задатков необходимы соответствующие условия. Талант реализуется в знаниях, умениях и навыках, в свободном поиске, творчестве. Надо дать возможность школьникам творить, самим создавать модели и макеты, сочинять рассказы и стихи, изображать, рисовать, заниматься делом по душе.
Увлечённость не рождается у детей сама по себе, а создаётся , программируется учителем. Учитель, чтобы обучить, должен создать эмоциональную атмосферу, ученик же должен захотеть научиться, иначе ничего не выйдет. Внушить ученику веру в успех – дело большое.