kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование и развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности.

Творческие способности обучающихся можно развивать в различных видах деятельности: игровой, исследовательской, художественной, трудовой. Рассмотрим возможности развития творческих способностей обучающихся на примере нашей работы в кружке «Золотая кисточка». Через работу этого кружка реализуется обще интеллектуальное направление внеурочной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности»

МБОУ «ООШ с.Смородинка Перелюбского муниципального района Саратовской области»




«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


(кружковая работа "Золотая кисточка")





Педагогические чтения № 5 , 2015 год

Подготовила

учитель изобразительного искусства Тапешко С.В.















«2014-2015 учебный год»



Наше время - это время перемен. Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Школа должна готовить детей к жизни. Главной целью школы, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. Без таланта детей нет.

Под творческими способностями детей младшего школьного возраста понимается:

  • создание ребенком субъективно нового (прежде всего значимого для ребенка) продукта (рисунка, лепки, сувенира, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком);

  • придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.;

  • применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы - на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.);

Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что "развить способности - это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости".

Поскольку психологи утверждают, что для того, чтобы стать "кем-то", достичь "чего-то", надо многое перепробовать в детстве, то в соответствии с этим обозначается задача педагогов: как можно с более раннего возраста создать ребёнку благоприятные условия для занятия различными видами деятельности, чтобы ребёнок через руки сформировал своё ощущение и отношение к разного рода действиям.

Развивать творческие способности? Что это значит?

- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Первое условие развития творчества - высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, "вкус успеха". "Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом". Второе условие развитие способности ребёнка - создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности.

Творческие способности обучающихся можно развивать в различных видах деятельности: игровой, исследовательской, художественной, трудовой. Рассмотрим возможности развития творческих способностей обучающихся на примере нашей работы в кружке «Золотая кисточка». Через работу этого кружка реализуется обще интеллектуальное направление внеурочной деятельности

Уже на тренировочных занятиях в 1 - ом классе мы с обучающимися учились искать проблему, определять тему исследования, план его проведения, учились фиксировать собранный материал и представлять, защищать результаты своих исследований.

Поиск проблемы - дело непростое. В психологии творчества говорится о способности творчески одарённого человека видеть проблемы как об особом даре. Известный философ Ф. Нитцше писал, что "великая проблема подобна драгоценному камню - тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его", Умение видеть проблему развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Рассмотрим некоторые задания, направленные на развитие этого умения.

  • "Посмотри на мир чужими глазами". Если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что не замечают другие. Читаем детям неоконченный рассказ: "Утром небо покрылось чёрными тучами , и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, дороги…". Просим продолжить рассказ, представив себя лётчиком, дворником, зайчиком в лесу, мальчиком, гуляющим во дворе с друзьями.

  • Составь рассказ от имени другого персонажа.

  • Составь рассказ, использую данную концовку.

  • Назови как можно больше признаков предмета.

  • Сколько значений у предмета.

Определив проблему, учащиеся вырабатывают гипотезу - предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом. Это предвидение событий. Выдвижение гипотезы - это прогресс в любой творческой деятельности. Приведём несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезу.

  • Перечислено несколько предметов. При каких условиях они будут полезны или вредны?

  • Найди возможную причину события. (Во дворе пожелтела трава. Медведь не уснул зимой)

  • Чтобы произошло, если бы люди стали размером со слона. Слоны стали меньше кошек.

Большое значение на наших занятиях придаётся проблеме обучения умению задавать вопросы. В процессе обучения детей искусству задавать вопросы существует своя иерархическая лесенка. Эрик Ландау - специалист в области обучения одарённых детей выделяет следующие уровни креативной постановки вопросов:

  • Описательный ((Кто, как, что, когда?)

  • Каузальные вопросы (Почему, Отчего?)

  • Субъективные (Что я при этом чувству? Что я об этом знаю?)

  • Вооблражаемый вопрос? (Что было бы, если…?

  • Оценочный (Что лучше? Что правильней?)

Мы должны творчески подходить к изучаемой проблеме и необходимо приучать их к дальнейшим вопросам: «Что ещё может заинтересовать тебя? Что ты ещё можешь предложить сделать?» Эти вопросы бросают вызов креативности ребёнка.

О развитии творческих способностей во внеурочное время в рамках этой кружковой работы можно говорить очень долго.

Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества - огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Поэтому следующими принципами для развития творческих способностей являются:

" Восприятие ребёнка как личности вне зависимости от того, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть.

" Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности младших школьников, которое предполагает восхищение каждой идеей, мыслью, поделкой ученика; категорическое отсутствие критики и оценок.

В рамках работы кружка «Золотая кисточка», организуя занятие с детьми, помню, что маленькому ребёнку непросто заниматься трудовой деятельностью и тем более сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим первая важная задача - сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности, заинтересовать ученика ("хочу сделать"), вселить уверенность "могу сделать" и помочь довести работу до конца -"я - сделал"! Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу, творить. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребёнка, а процесс изготовления поделки посилен. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них "просыпаются" творческие способности и возникает желание жить "по законам красоты".

Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он стремится делать всё лучше и лучше, он может посмотреть на свою работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество. А, зная о практическом применении своих поделок, дети работают с увлечением.

Мы, учителя, предпочитаем видеть в своём классе учеников, отличающихся высокоразвитым интеллектом, а не творческими способностями, объясняя, что от последних "всегда неизвестно, чего можно ожидать" и что они - "очень неспокойный, своенравный народ" или "отъявленные индивидуалисты". Необходимо в каждом ребёнке видеть творческий потенциал, своеобразную индивидуальную креативность и стремиться развивать её, а также помогать детям понять самих себя, а родителям своих детей.

Все дети талантливы! Для развития их способностей и задатков необходимы соответствующие условия. Талант реализуется в знаниях, умениях и навыках, в свободном поиске, творчестве. Надо дать возможность школьникам творить, самим создавать модели и макеты, сочинять рассказы и стихи, изображать, рисовать, заниматься делом по душе.

Увлечённость не рождается у детей сама по себе, а создаётся , программируется учителем. Учитель, чтобы обучить, должен создать эмоциональную атмосферу, ученик же должен захотеть научиться, иначе ничего не выйдет. Внушить ученику веру в успех – дело большое.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тапешко Светлана Викторвна

Дата: 04.09.2016

Номер свидетельства: 342316

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Развитие творческих способностей младших школьников при организации проектно- исследовательской деятельности "
    ["seo_title"] => string(123) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-pri-orghanizatsii-proiektno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "212986"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431961685"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) ""Развитие творческих способностей учащихсяв урочной и внеурочной деятельности""
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskikh_sposobnostei_uchashchikhsiav_urochnoi_i_vneurochnoi_deiate"
    ["file_id"] => string(6) "617546"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1668611543"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Игровые задания и упражнения для развития творческого мышления младших школьников"
    ["seo_title"] => string(88) "ighrovyiezadaniiaiuprazhnieniiadliarazvitiiatvorchieskoghomyshlieniiamladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "297145"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456149349"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Сообщение на тему: "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(130) "soobshchieniie-na-tiemu-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-ramkakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "143812"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418582300"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства