Просмотр содержимого документа
««Фантазируем и украшаем»»
Тема: «Фантазируем и украшаем»
Тип урока - комбинированный.
Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления темы "Украшения и фантазия. Кружевные узоры" с помощью организации на уроке частично- поисковой работы.
Цели по содержанию:
Образовательные:
дать представление об отражении элементов природы в произведениях мастеров украшения, о свободном фантазировании на тему узоров с использованием природных мотивов;
познакомить с народными художественно-декоративными промыслами - вышивкой, кружевом.
Развивающие:
создать условия для развития умения творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные;
совершенствовать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции, в любой форме изделия.
Воспитательные:
создать условия для формирования интереса к изобразительному творчеству, декоративной деятельности;
воспитывать бережное отношение к родной природе, национальным традициям.
Методы обучения: частично-поисковый, метод решения учебных задач.
Формы организации учебной деятельности:
Групповая.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Оборудование урока: гуашь, кисти, салфетки, клей.
Зрительный ряд: слайды кружев, украшений, вышивок и сами вещи бытового назначения, декоративно украшенные, работы учащихся по данной теме, презентация.
Литературный ряд: загадки по данной теме, учебник для 2 класса по программе Б.М. Неменского "Искусство и ты".
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности рабочего места.
Кто шагает с сумкой книг Утром в школу…(ученик) Долгожданный дан звонок?..(да) Начинаем наш …(урок)
II. Введение в тему.
- Прочтите отрывок из книги "Волшебные узоры"
"Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька - узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь - лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение".
- Ответьте на вопросы:
Каким мастерством прославилась бабушка Веретена?
Из чего создавала она свои кружевные изделия?
- Это сказка. Издавна ее рассказывали на Рязанской, Новгородской, Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы.
- Посмотрите, как красивы творения мастериц!(Рассматривают и вещи, принесенные на урок).
- А что помогает им создавать такую красоту?
Поэтому тема нашего урока "Украшения и фантазия".
III. Новый материал.
- Сегодня нам нужно придумать свои кружевные узоры. Но сначала, чтобы создать красивый узор, подумайте и скажите:
- А в природе есть узоры? (Приведите свои примеры)
- Где мы их можем наблюдать?
- Человек учится у природы, а чтобы создать красивые вещи надо быть не только наблюдательным, но уметь фантазировать.
- Посмотри на украшения с драгоценными камнями - ведь эти листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника!
- Из листьев и цветов художник может придумать многое, например украшения для кокошника - старинного головного женского убора.
- С чего начнет свою работу мастер? Что ему необходимо сделать, чтобы создать такую красоту?
( = Сначала художник как Мастер Изображения сделал много рисунков цветов и листьев. Потом как Мастер Украшения придумал из них узор для вышивки. А затем художник сконструировал форму кокошника и расположил на нем вышивку).
- Посмотри на эту рыбку. Ее рисунок и сочетание цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья.
- Рассмотри это кружево.
- Какие природные формы можно увидеть в нем?
- Кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Кто научил человека плести кружева? Угадайте.
С ветки на ветку, Зацепив за сук, Тоненькую сетку Натянул … (паук)
- Рассмотрите хрупкое, нежное творение древнего мастера природы - паука - его жилище - паутинку.
- А видели ли вы в лесу, поле паутинки? В их нежных нитях можно увидеть листочки, капли дождя, росу, запутавшихся насекомых. Паутинки - украшение леса. Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе.
Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: "рыбка", "ручеек", "протекай-речка", "мороз", "звездочки", "гуличики", "цветочек", "елочка" и другие.
- Попробуй повторить узоры кружевниц. Нарисуй их на тетрадном листке черной гелевой ручкой или фломастером. Придумай и изобрази свои узоры.
(Дети работают самостоятельно, придумывая и свои узоры)
- Давайте проверим, что у вас получилось. Что вы нафантазировали?
(Мини-выставка, обсуждение и оценивание результатов работы)
- Послушайте стихотворение и назовите те природные формы, которые могли бы использовать мастерицы для создания кружевных узоров на различных изделиях.
Окружают меня кружева - Одуванчик, дрожащий едва, Пенный гребень на гладкой волне И узор на морозном окне. Кружева - в стрекозиных крылах И в летящих сквозных облаках, В паутине воздушной лесной, В невесомой тени вырезной. Кружит лист кружевной надо мной,
Придумай кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки.
Укрась воротничок, салфетку, скатерть (на выбор) кружевным узором. Работа может быть выполнена разными способами.
1 вариант - на альбомном листе, работая тонкой кистью изобразить кружевную салфетку, воротничок. Краски на выбор (гуашь или акварель). 2 вариант - из салфетки вырезать необходимую форму салфетки или воротничка, белой гуашью нарисовать узоры. Обратите внимание на то, чтобы элементы узора не выпадали, то есть они должны соединяться между собой ниточками-линиями.