Конспект урока по изобразительному искусству
в 1 классе
по теме «Красивые рыбки.
Используется технология парадоксального комбинирования
с элементами методики Г. Роршаха
Цели:
-
Продолжить знакомство с выразительными возможностями фактурных изображений, с неброской и неожиданной красотой в природе.
-
Учить детей видеть красоту разнообразных поверхностей на примере красивых рыб.
-
Способствовать развитию творческого воображения и эстетического вкуса при украшении узорами рыб.
-
Формировать умения составлять узоры на неожиданной для детей форме, новые навыки изобразительной деятельности. Закреплять навыки работы графическим материалом.
-
Воспитывать аккуратность в работе, любовь к окружающему миру и его красоте.
Практическая работа: Дорисовать рыб, украсить их красивыми узорами чешуи.
Оборудование урока: Акварельные краски, фломастеры, бумага альбомная, кисти. Зрительный ряд: иллюстрации с изображением рыб, учебник «Искусство и ты» - 1 класс под редакцией Б. М. Неменского, таблица-образец рисования рыб, цветовой круг, образцы детских работ на пятно.
Литературный ряд: загадки о рыбах.
Музыкальный ряд: запись звуков журчания воды.
Методы: частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, используется технология парадоксального комбинирования с элементами методики абстрактных стимулов(тест Роршаха).
Форма работы: индивидуальная
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1 Организация детей на работу:
-
приветствие
-
проверка готовности рабочих мест (напомнить о порядке на рабочем месте)
-
физкультминутка
2. Повторение ранее изученной темы
- Вспомните, чем мы с вами занимались на предыдущем уроке? (рассматривали коллекции бабочек, украшали бабочек узорами).
- Какой мастер помогал нам в этом? (мастер украшения).
- У кого учится мастер украшения, для того чтобы кого-нибудь или что-нибудь украсить? (природы). Прежде, чем сегодня на уроке Мастер украшения вступит в свои права, давайте пофантазируем.
3. Подготовка к практической работе
- Скажите, мы раньше загадывали загадки? (да). Как мы это делали? (Ответы детей).
-Мы приклеивали оторванный кусочек цветной бумаги на середину листа, думали, кого оно нам напоминает, на что оно похоже и дорисовывали недостающие части изображения. Еще мы распутывали путаницу из линий. Мы фантазировали. (Демонстрация работ детей на загадывание загадок друг другу).
- Для того чтобы сегодня загадать загадку, нам надо подготовить бумагу.
- Возьмите лист бумаги. Сложите его пополам и разверните. Сегодня мы работаем акварельными красками. «Аква» в переводе означает – вода. Это значит, что краски любят воду. Для того чтобы краски хорошо писали, их надо напоить водой. (Показываю, как это сделать).
- Откройте краски. Возьмите большую кисть, наберите на нее как можно больше воды, и проведите кистью по всем краскам. Теперь наши краски готовы к работе.
- Подумайте, какие цвета вам сегодня наиболее приятны. Выберите несколько цветов. Обращаю внимание детей на цветовой круг, напоминаю, какие цвета можно смешивать между собой, чтобы было красивое сочетание цвета. Здесь дается право выбора цвета. Наберите краску выбранного вами цвета на кисть, начиная от светлого цвета к темному (показать, как это делается).
- Поставьте большое цветовое пятно в форме овала, круга, треугольника на левой половинке вашего листа бумаги. Правую половинку листа прижмите рукой к левой половинке листа, разгладьте лист. Затем лист разверните. Получается отпечаток, который выглядит иначе, чем первичное пятно.
- Что появилось на бумаге? (Появились различные затеки фактуры и два одинаковых пятна).
- Рассмотрите их. Подумайте, на что похоже одно из пятен? Кого оно вам напоминает?
(Используется частично-поисковый метод). А теперь загадайте загадку своему соседу. Поменяйтесь листами. Соседи, подумайте, на что или кого похожи эти красивые пятна. Скажите отгадку своему соседу. Поднимите руку те, чьи загадки отгадали (опрос детей).
- У многих из вас ответы не совпали. Это хорошо. Это значит, что каждый из вас мыслит по-разному, по-разному воображает и фантазирует.
3. Самоцелеполагание
- Я вам тоже загадаю загадку. Одну на всех. Отгадав, загадку вы узнаете, кого мы будем сегодня учиться изображать и украшать.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Вильнет хвостом
Туда-сюда – и нет ее, И нет следа.
- О ком идет речь в загадке? (Это рыбы). Показ рыбы. Обращается внимание на доску.
4. Сообщение целей и темы урока
- Сегодня на уроке природа будет нашим помощником. Она будет учить нас видеть красоту рыбы. Мастер изображения будет помогать, рисовать рыб с использованием цветового пятна. Мастер украшения - украшать рыб узорами из чешуи. Закрепим навыки работы графическими материалами.
- А чтобы нарисовать рыб мы должны их изучить. Узнать какой они формы, где живут, на что похожи чешуйки рыб (ставиться проблема - изучить рыб.)
5. Усвоение нового материала
1. В с т у п и т е л ь н а я б е с е д а.
- Звучит музыка. Какие звуки вы услышали? Что напоминают вам эти звуки? (Ответы)
- А где еще могут жить рыбы?
- Отгадав мою загадку, вы сможете ответить на вопрос, где живут рыбы кроме океана, реки и т. д.
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
- Что это? (Аквариум)
- У кого из вас есть дома аквариум?
- Опишите аквариумных рыб.
2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у.
- Давайте рассмотрим чудесных рыб - стр. 54 и 55 учебника (запись на доске). Поиск новой информации. Используется исследовательский метод.
- Обратите внимание на строение рыбы. Из каких частей она состоит? Что у нее есть? - Мозговой штурм. Дети называют части рыбы. Учитель записывает их на доске в следующей последовательности:
туловище, голова, глаза, рот, жабры, хвост, плавники.
- Какую форму имеют рыбы? (Овальную, длинную, треугольную.)
- Какая окраска чешуи рыб? (Яркая, пятнистая.) Именно она помогает рыбам прятаться среди камней и песка или в зарослях подводных растений. Используется частично-поисковый метод. Дети рассматривают, изучают, сравнивают и т. д. На доске вывешиваются картинки с изображением рыб. Обращается внимание детей на доску.
- Итак, рыбы имеют следующие строение – обращается внимание на записи на доске, различную форму и окрас чешуи.
- Какие узоры мы с вами рассматривали в природе? (Линейные, запутанные на листьях растений, причудливые на коре дерева, расписные на коже змеи, крылья бабочек.)
3. В ы в о д.
- Мы можем сказать, что наш мир полон украшений? ( Да.)
- Что надо для того, чтобы их замечать? ( Внимательно рассматривать окружающий нас мир.)
- Какой мы сможем сделать вывод о мире, в котором мы живем? (Мир полон разнообразных рисунков и узоров на поверхностях различных предметов. Их много, но их нужно уметь замечать).
- Для того чтобы рисовать рыб их надо уметь изображать. Представьте себе, что вы рыбки.
Физкультминутка "Рыбки".
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся.
То зароются в песке.
Дети изображают резвящихся рыб.
6. Закрепление изученного материала на основе его творческого применения на практике
Творческая работа. Практическая деятельность учащихся
- Перед вами стоит задача. Используя тот багаж знаний, который вы получили сегодня на уроке превратить эти замысловатые пятна, поставленные ранее вами, в красивых рыб.
Для этого необходимо использовать такой графический материал, как фломастер. Он поможет нам красочно нарисовать рыб. Используя его, мы сможем четко нарисовать все составляющие части рыбы, и красиво украсить рыб узорами из чешуи.
Д е м о н с т р а ц и я в ы п о л н е н и я р а б о т ы. Используется объяснительно-иллюстративный метод.
- С чего мы будем начинать работу? (Ответы)
-
Сначала обведем контуры рыбы.Какой формы может быть туловище рыбы?
-
Теперь отделимлинией голову, обозначим глаза.
-
Рядом с нижним контуром головы проведем короткую линию рта.
-
Нарисуем грудные плавники. Они могут быть различные по форме (длинные, короткие, волнистые, в форме треугольника и т. д.)
-
От середины спины вверх идет слегка изгибающий контур спинного плавника.
-
Сзади рисуем большой хвостовой плавник. Он также может быть различный по форме.
- Изобразим чешуйки в виде узора (здесь развиваются и закрепляются графические навыки.) Используется репродуктивный метод, направленный на закрепление и формирование графических навыков работы.
- Давайте посмотрим, на что похожи чешуйки. На доске различные изображения рыб. Обращается внимание на доску. (Ответы). Используется частично-поисковый метод.
- Правильно. Чешуйки похожи на волнистые полоски, на разной величины кружочки, на рябь воды или песка, на легкие воздушные пузырьки или покрывающие дно камешки и т.д
Все этапы работы проговариваются, и показывается один из вариантов выполнения. После этого образец работы убирается.
- Желающие могут нарисовать любимую рыбку, которая живет у вас в аквариуме. А может, кто-то увидел в этих пятнах не только рыб, а что-нибудь другое. Можно
применить свою фантазию и нарисовать свою отгадку этим красивым пятнам. (Дается возможность детям проявить свое индивидуальное творчество и фантазию).
- Не забудьте нарисовать среду обитания рыб. Можно также если у вас будет время дорисовать еще других рыб по форме и размеру.
- Рыбки могут плыть друг другу навстречу, могут в разные стороны, а может ли одна рыбка плыть вверх, а другая в низ? (Да). Или одна из рыбок плыть вправо, а другая вверх или в низ? (Да).
-
- Правильно. Могут. Используйте любой из вариантов направления движения рыб на вашем листе (дается право выбора).
- Во время практической работы ведется индивидуальная работа с детьми.
7. Итог урока
1. В ы с т а в к а работ учащихся и их обсуждение.
- Вам удалось изобразить нарядных, красивых, разноузорчатых рыбок. Если все рисунки поместить на доску, то получиться сказочное подводное царство.
2. Р е ф л е к с и я.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему учились? (Украшать узорами рыб, рисовать их пятном.)
3. У б о р к а р а б о ч е г о м е с т а.