Просмотр содержимого документа
«Доклад "Декоративно прикладное искусство"»
КГКП «Боровскя детская школа искусств»
отдела образования Мендыкаринского района»
Управления образования акимата Костанайской области
Доклад на тему:
«Декоративно прикладное искусство»
Педагог ДО: Медведева С.М.
В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости Казахстан сделал прорыв в экономике, интегрируясь в мировую цивилизацию, используя новые прогрессивные технологии. Определены перспективы социально-экономического развития страны.
В этом контексте возрастает роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основу нового уровня жизни общества и являющихся важнейшими факторами, базой экономической мощи и национальной безопасности страны.
В свою очередь, преобразования в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и должны соответствовать потребностям развития экономики в целом.
Парламентом Республики Казахстан принят Закон «Об образовании»2. Статья этого закона определяет в числе приоритетных задач об образовании развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование привычных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности, а также приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры. Статья 14 Закона «Об образовании», в разделе организация учебно-воспитательного процесса, пункт 8 предусматривает, что для апробации новых технологий обучения, внедрения нового содержания могут разрабатываться образовательные программы, реализуемые в режиме эксперимента в организации образования .
Роспись – это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой и интерьером. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. В последнее время дизайнеры интерьеров в своей работе все чаще применяют декорированные вазы.
В ХХ столетии роспись изучали такие мастера, как Николай Григорьевич и Никанор Григорьевич Подоговы. Сознавая важность передачи знаний новым поколениям художников, мастера еще в годы Великой Отечественной войны начали работу над альбомом различных орнаментов. В течение нескольких лет они рисовали таблицы, вспоминая узоры, которые видели и записывали все, что слышали от отца и деда. В работе им помогала дочь Анна, ставшая к этому времени уже опытным
мастером. Так были созданы четыре экземпляра альбома, в которых запечатлены многие орнаменты XIX и начала XX века. Это ценнейшее
собрание рисунков помогло сохранению в искусстве Хохломы традиционных приемов росписи.
Это направление очень интересно разнообразием своих техник выполнения и приемов работы. Изделия, выполненные художественной росписью занимают почетное место в наших домах среди других творений человека, потому что они являются уникальными, оригинальными и неповторимыми. Назначение витражей и изделий из стекла разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.
Очень часто в интерьере наших домов стали появляться и другие декоративные изделия в технике росписи. Это все возможные вазы для цветов, посуда, люстры и бра выполненные в этой технике, фоторамки с элементами художественной росписи и многое другое.
Цель: исследование выполнения росписи ваз с использованием различных технологий
задачи:
-изучить особенности витражного искусства в историческом аспекте;
-рассмотреть современные направления и виды росписи;
-ознакомиться с вариантами использования техники росписи ваз в современном интерьере;
-провести эксперимент по освоению различных приёмов росписи стекла;
-разработать методические рекомендации по организации внеклассных занятий с детьми в технике росписи;
- произвести экономический расчет стоимости и себестоимости готового изделия.
Объект исследования: технологии росписи ваз.
Предмет исследования: приемы и методы росписи ваз.
методы исследования:
-Теоретические: Была проанализирована и изучена специальная и методическая литература. Проведены экскурсии, посещены выставки.
-Эмпирические: были рассмотрены и освоены технологические приемы росписи по стеклу, что позволило выявить выразительность изделия и изготовить триптих «Африка».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучены исторические и современные особенности витражного искусства.
Практическая значимость в том, что разработаны методические рекомендации работы в технике росписи ваз, которые позволят овладеть учащимися интересным и увлекательным декоративно-прикладным направлением.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В первой главе раскрываются исторические аспекты искусства, современные приемы и техники росписи по стеклу, а так же применение витража в интерьере. Во второй главе проводится опытно-экспериментальная
работа по изготовлению триптиха в техники росписи ваз.
В жизни ребенка воспитывает все: убранство помещения, опрятный костюм, формы личных отношений, общение с окружающими, условия труда и развлечений. Все это либо привлекает, либо отталкивает детей. Причем особенно важно не только организовать эстетику среды, в которой живет, учится, работает, отдыхает ребенок, но и привлечь самих детей к активной деятельности по созиданию и сохранению красоты. Только в этом случае красота по-настоящему станет видна школьникам, будет чувственно осязаемой, сделает их ревностными защитниками и пропагандистами прекрасного, доброго, человечного. Поддержание красоты во всем, ставшее в коллективе прочной традицией, — важное условие эстетического воспитания
. Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие, передает художественный опыт народа, сохраняют историческую память
Еще одно условие развития творческих возможностей детей - это комплексное и системное использование методов и приемов,
Б. М. Теплов отмечал, что единственного приема стимуляции детского творчества не может быть, тем более что творчество индивидуально. В связи с этим он говорил о необходимости индивидуального подхода к детям.
Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития творчества в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и
характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа [
Е. А. Флерина в свое время дала очень точную формулировку соотношения обучения и творчества. Она говорила, что в каждом занятии обучающего характера (деление условно, по доминирующему типу задач) должна быть отдушина для творчества, а в каждом творческом занятии - элементы обучения. Дело заключается в умении педагога целенаправленно организовывать познавательную деятельность, усложнять ее характер, побуждая ребенка ко все большей самостоятельности и творчеству.
Создание изложенных выше условий развития творчества у детей вполне по силам любому педагогу, доступно любому учреждению. Необходимо только помнить о весьма существенном замечании Б.М. Теплова: художественное восприятие и художественное творчество остаются действительно эстетическими только при том условии, если они доставляют эстетическое наслаждение .
Опытно-эксперементальной базой исследования являлся Школа Искусств села Боровское. В эксперименте участвовало 9 учащихся.
.
Проведено занятие по теме дипломной работы с детьми 2го класса, выявлена значимость применения данной техники на уроках ИЗО и кружковых занятиях. Рассмотрены способы применения социально-этического воспитания в кружковой работе, выявлена его необходимость в работе учителя изобразительного искусства.
Разработанный урок по знакомству учащихся с росписью ваз способствует творческому, эстетическому развитию учащихся и прививает любовь к предмету. Работа над вазами приучает детей быть более внимательными и ответственными. Дети даже и не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд – когда они, фантазируют и старательно продумывают нужные элементы для своей будущей работы. Считается важным, что когда ребенок работает со стеклом, он прилагает намного больше усилий, чем когда просто работает с краской, сильнее развивает мышцы, массирует активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же работа с вазами несет в себе массу положительной энергии, так как это натуральный продукт. В целом уроки декоративно- прикладного искусства приносят только пользу.
В ходе работы над дипломной работой была проведена огромная работа по изучению источников об истории декоративно- прикладного искусства, развитии искусства росписи ваз, а также современное его применение. Главной целью было разработать методику приемов художественной обработки ваз и экспериментальная проверка ее эффективности. Поставленная цель достигнута путем изучения поставленных задач: изучение научно-методической литературы; рассмотрение различных техник и способов росписи ваз; проведение эксперимента; анализ методики поэтапной росписи ваз.