kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие творческих способностей детей на занятиях по декоративно-прикладному искусству»

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад «Развитие творческих способностей детей на занятиях по декоративно-прикладному искусству»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей детей на занятиях по декоративно-прикладному искусству»»

КГУ «Фрунзенская средняя школа»

отдела образования акимата Денисовского района»









Доклад

Тема: «Развитие творческих способностей детей на занятиях по декоративно-прикладному искусству»





Учитель технологии: Панова Т.В.








2015 г

Декоративно-прикладное искусство составляет значительную часть духовного богатства народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремёсел, связанных со средой обитания человека. Сравнительно несложная и недорогая материально-техническая база, широкие возможности обучения, разностороннего воспитания, развития личности ребёнка и раскрытия педагогом своего творческого потенциала, обращение к историческим корням – все это говорит о важности изучения данного раздела. Включение в программу «технология» таких разделов как «декоративно - прикладное искусство» и «проект», где мы можем изучать различные виды рукоделия, способствует развитию творческих способностей детей. Какие же виды ДПИ наиболее популярны сейчас? Это – вышивка, бисероплетение, вязание, лоскутная мозаика, ковроделие, флористика. Занятия декоративно-прикладным искусством увлекательны, и вызывают у детей живой интерес, удовлетворяя их тягу к творчеству. В своей работе руководствуюсь мудрой мыслью В.А. Сухомлинского «Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное», это мое педагогическое кредо Дети участвуют в трудовом процессе по созданию полезных и красивых вещей, что способствует их духовному развитию, формирует эстетический вкус, приобщает к самостоятельной творческой деятельности. В результате освоения новых видов декоративно-прикладного искусства, исследования материалов и литературы в этой области появляются все новые проекты детей, которые заслуживают пристального внимания; некоторые из них можно взять в руки: это поделки, сувениры для родных людей и друзей, а некоторые - интереснейший и богатый теоретический материал для будущих научных проектов. При изготовлении различных изделий используем такой украшающий элемент, как орнамент, у детей возникает вопрос: какие орнаменты существуют у разных народов, населяющих нашу Республику Казахстан? Все поиски вылились в проект под названием «Орнамент как язык в диалоге культур народов Казахстана», с которым дети участвовали в городском конкурсе «Зерде». В работе представлен материал об орнаментах казахов, русских, украинцев, белорусов и других народов, как одном из видов прикладного искусства, его истории происхождения и культурном наследии, передающемся из поколения в поколение. «Орнамент это художественно-эстетическое средство оформления жилой среды и это соль народной культуры, ее гордость и красота». В орнаменте отразилась история народа, его трудолюбие, благополучие и народная мудрость, а также его связь с другими культурами. Другой проект о хлебе получил призовое место на I городском конкурсе «Зерде», где учащиеся пытались доказать, что хлеб это не только пища, но и труд, культура, судьба народа, источник вдохновения для устного народного творчества, а соломка - прекрасный поделочный материал, который мы используем на занятия для изготовления аппликаций. Художественные возможности соломки чрезвычайно велики. Стебли соломки дают богатую цветовую гамму, имеют удивительный блеск и переливчатость. Ее золотистый цвет сродни свету теплых солнечных лучей.

Я и сама стала заниматься исследовательской деятельностью и непосредственно в области декоративно-прикладного искусства Казахстана, собрала большой материал и лицензировала учебно-методический комплекс, который использую на протяжении нескольких лет. Методическое пособие содержит познавательный и теоретический материал о традициях и обычаях казахского народа, поэтические строки известных авторов, методические рекомендации и инструкционные карты по технологии изготовления швейных и декоративных изделий из различных материалов, одежды, головных уборов и предметов интерьера юрты, а также их иллюстрации. Пособие дополнено разработками внеклассных мероприятий, способствующих более глубокому изучению быта и культуры казахского народа. Также содержит приложение, которое служит иллюстративным материалом к практическим и теоретическим занятиям курса.

Чтобы заинтересовать девочек занятиями по декоративно-прикладному искусству, подбираю темы с проявлением творческой фантазии. Так, например, большой интерес вызывает работа с бисером. Бисер обладает декоративными уникальными возможностями, что позволяет проявить творчество и индивидуальность, даже при изготовлении одинаковых изделий по образцу Во время практических работ девочки выполняют фенечки, миниатюрные композиции из бисера, броши, цветы.

Бисер - это прекрасный материал, который вызывает восхищение даже своим видом. Изготовление поделок из искрящихся разноцветных бусинок - одно из любимых занятий детей.

Лоскутная мозаика, аппликация из ткани, как вид народного творчества приобретает последнее время большую популярность. Изделия из лоскутков позволяют реализовывать стремление украсить дом, ощутить радость творчества. В лоскутном шитье заключается мудрость бережливой хозяйки, умеющей ценить все то, что ее окружает. Эту мысль пытаюсь внушить девочкам на занятиях по лоскутной мозаике, воспитывая уважение к народному творчеству, аккуратность, бережливость, развивая воображение творческие возможности, а также совершенствуются навыки выполнения ручных швов. Лоскут словно настоящая сказка, яркая, разноцветная, которая завораживает, притягивает к себе, дает возможность ребенку проявить свою безграничную фантазию в творческой работе.

Разнообразие используемых в работе материалов: ткани, кожи, меха, бисера, пряжи и др. - неисчерпаемый источник вдохновения для детской фантазии. Природный материал - засушенные растения, семена, соломка способствуют экологическому воспитанию.

Художественный вкус детей проявляется и при вязании. На начальной стадии при выборе цвета пряжи ребенок старается представить, как будет выглядеть будущая вещь. Она будет обязательно красивой и неповторимой. Ручное вязание - прекрасное, древнее, не нестареющее рукоделие. Оно является подлинно народным и массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех народов. На уроках стараюсь не только научить детей основам вязания, но и привить и художественный вкус, рассказывая о сочетании различных цветов, используемых изделиях. Учитывая материальные возможности семьи, учу использовать остатки пряжи старые вязаные вещи, из которых получаются красивые поделки, воспитывая у девочек бережное отношение к вещам и материалам. Уверена, способность творить делает человека счастливым Всегда с большим интересом открываю новые для себя и детей виды декоративно - прикладных работ.

Изготовление цветов из ткани и лент очень заинтересовало девочек. Цветы из лент оказались так хороши, что всем захотелось научиться их делать. И хотя первые стежки были неуклюжими и ленты непослушными, девочки с большим терпением учились делать розы. Некоторые сделали даже маленькие панно, где расцвел розовый куст. Выполняя такую работу, дети говорили «я подарю это маме». Приятно заниматься творчеством, ведь они не слепо подражают педагогу, а проявляют фантазию, внося что-нибудь свое, личное. Работы получаются разнообразными, красочными. Разработала методическое пособие по изготовлению цветов из тканей и лент.

На занятиях кружка «Декоративно-прикладное искусство» стараюсь научить их видеть красоту окружающей природы, а используя природный материал изготовить красивые вещи поделки. Новый учебный год всегда начинаю с занятий кружка по флористике. Девочки вместе со мной делают стилизованные вазочки из собранных летом семян. Обязательный атрибут сентября - букет ромашек из семян ясеня. И у каждой - это свой, неповторимый, обязательно это подарок маме или бабушке. Панно из семечек дыни и арбуза, других семян сделано с большим старанием и любовью, дома оно покроется лаком и от этого станет еще красивее. И в каждой детской работе - кусочек уходящего лета и фантазии.


Раскрытие индивидуальности через создание, специальным образом, организованной творческой среды – в этом я вижу цель своей педагогической деятельности.

Работая также в дворовом клубе «Буревестник» на протяжении многих лет, вместе с детьми младшего школьного возраста осваиваем различные виды декоративно-прикладного искусства, делаем небольшие сувениры, которые радуют и создают благоприятную среду для дальнейшего творчества.

Моя работа – мое хобби! Вместе с детьми осваиваю новые виды рукоделия, люблю шить, вязать, делать цветы из различных материалов, аппликацию из соломки, получаю огромное удовольствие от творчества. Организация прикладной художественно-творческой деятельности – одно их из условий успешности формирования еще и технологической культуры. Разнообразие используемых материалов в работе: природного материала, ткани, кожи, меха, бисера, пряжи – познание материального мира вещей и неисчерпаемый источник вдохновения для детской фантазии.


Темы занятий по ДПИ разнообразны не только по использованию разных материалов, но и по технологии изготовления поделок, что дает детям возможность проявить себя, показать свои творческие способности, а лучшая награда для меня - это теплота и благодарность детей.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Панова Татьяна Владимировна

Дата: 06.01.2017

Номер свидетельства: 375849


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства