Творческая направленность учебно-познавательной деятельности на уроках декаративно-прикладного искусства
Творческая направленность учебно-познавательной деятельности на уроках декаративно-прикладного искусства
В докладе раскрываются благоприятствующие условия, эффективные методы, учитывающие возможности каждого ребенка, для развития познавательной активности и творческих способностей. Рассматриваются различные аспекты профессионального мастерства педагога, его умение заинтересовать детей разного возраста, видам декоративно-прикладного искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческая направленность учебно-познавательной деятельности на уроках декаративно-прикладного искусства»
Кокушинская Лариса Дмитриевна
Преподаватель декоративно-прикладного искусства
Коммунальное Государственное Казённое Предприятие
«Детская школа искусств акимата г. Усть-Каменогорска №15»
г. Усть-Каменогорск
ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ДЕКАРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Краткая аннотация:
В докладе раскрываютсяблагоприятствующие условия, эффективные методы, учитывающие возможности каждого ребенка, для развития познавательной активности и творческих способностей.Рассматриваются различные аспекты профессионального мастерства педагога, его умение заинтересовать детей разного возраста, видам декоративно-прикладного искусства.
Краткая аннотация:
Баяндамада жақсы қасиеттерге қол жеткізу, тиімді әдістер, әрбір баланың мүмкіндіктері, познавательной активности және шығармашылық мүмкіндіктері үшін ашылады. Профессорлық-оқытушылық құрамның түрлі аспектілерін, олардың әртүрлі элементтерін ойнауды, декоративті-прикольді видамды.
Brief annotation:
The report reveals favorable conditions, effective methods that take into account the capabilities of each child, for the development of cognitive activity and creative abilities. Various aspects of the professional skill of the teacher, his ability to interest children of different ages, types of arts and crafts are considered.
Ключевые слова: творческая направленность, природные задатки, потенциал ребенка, познавательная активность, методы и приемы.
Актуальность исследования заключается в том, что в современных условиях в учебно-познавательной деятельностипедагогической теории и практики оказывается проблема развития творческого, социально-культурного потенциала ребенка в процессе эстетического воспитания.
На протяжении всей истории человечества народное декоративно-прикладное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений. При теоретическом обучении воспитанники знакомятся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, учатся замечать тесную связь народного творчества с природой, традициями, жизнью народа.
Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований. На развитие дополнительного образования нацеливают нормативные документы: Закон Республики Казахстан «Об образовании» и приказ Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Типовых правил деятельности видов организаций дополнительного образования для детей». В приказе отмечается: «…Дополнительное образование детей и взрослых должно быть направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».
В процессе практического освоения различных видов декоративно-прикладного искусства воспитанники учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, то есть, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Развитие творческой и познавательной активности и творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи. Чтобы дети начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности.
Если понимать творчество как создание нового, наши дети - самые большие творцы. Для них все является новым. Однако дети, по сути, не творят новое, а по большей части, открывают его для себя посредством творческого эксперимента. Особенно остро встает этот вопрос в подростковом возрасте, так как именно в этот период формируется самосознание, нравственные убеждения, мировоззрение, интересы.
Умение создавать из элементов целое, комбинировать старое в новые сочетания - составляет основу творчества. Используемые при этом педагогические методики, становятся эффективным инструментом в руках каждого умелого педагога. Наибольший эффект дают такие методы, как:
творческое задание;
постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
дискуссия (организация обсуждения материала);
создание креативного поля;
методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.
Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у детей имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.
Методы стимулирования:
методы эмоционального стимулирования;
методы развития познавательного интереса;
методы формирования ответственности и обязательности;
методы развития творческих способностей и личных качеств каждого ребенка.
«Метод проектов» является открытой и развивающей системой, которая может совершенствоваться на основе учета педагогического опыта. Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной работе. Практика показывает, что необходимо использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации, задания различной трудности и объема. Это позволяет достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей.
Подходы к изучению и развитию творчества:
выявление связи максимальной продуктивности с возрастом;
личностный подход - изучение индивидуальных качеств личности;
изучение мыслительных процессов, связь интеллектуального развития и способностей к творчеству.
В классе «фольклора» нет отбора детей по способностям. Принимаются все дети без исключения. На занятиях дети овладевают необходимыми навыками. Однако я считаю, что необходимо включение специальных занятий по развитию творческого мышления, воображения, мелкой моторики в программу работы коллектива по декоративно-прикладному искусству стимулирует развитие творческих способностей детей.
Занятия организуются в соответствии со следующими принципами: - создание благоприятного социально-психологического климата, отличающегося психологической безопасностью, принятием других, взаимным доверием;
- проявление симпатий и теплоты к творческим опытам ребенка, положительное нематериальное подкрепление всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребенка;
- обеспечение возможности решений творческой задачи;
- предоставление возможности обмена мнениями, обсуждение особенностей процесса решения творческой задачи и его результатов.
Важнейшими условиями для создания атмосферы творчества и возможности определения себя как «творца» идеи, замысла, служат следующие содержательно-процессуальные ресурсы: педагог в максимально возможной мере должен избегать чисто информационного способа передачи знаний; в основе обучения и воспитания должна находиться совместная (сотворческая) деятельность взрослого (педагога) и детей.
Для успешного развития познавательной активности и творческих способностей воспитанников, перед занятиями проводится подготовительная работа. Это: подготовка презентаций к занятиям, наглядности, раздаточного материала, проведение бесед, инструктаж по ТБ. Дети готовят доклады и рефераты об истории происхождения различных материалов, инструментов, техники изготовления (оригами, лепки, лоскутного шитья, старинной вышивки, ткачества и т.д.).
Творческая обстановка на занятиях, поощряемая и направляемая педагогом должным образом, очень важна. Перед руководителем стоит сложная задача создать такой микроклимат внутренней среды (творческую атмосферу), чтобы творческие личности, работая в группе, не теряли своей яркой индивидуальности.
Самостоятельная деятельность совершенствует навыки самоконтроля. Чем он полнее, тем меньше должен быть контроль со стороны педагога. Если педагог во всём направляет ребенка, помогает ему в том, с чем он справился бы сам, то такое управление подавляет самодеятельность, тормозит его развитие. Через подражание, качественное копирование нужно неуклонно вести ребёнка к творчеству. Ведь именно подражание является главным механизмом формирования креативности.
Но, в то же время, даже при выполнении заданий по инструкционным и технологическим картам или образцам, не следует ограничивать детей жёсткими рамками: «Делай так и не иначе!». Нужно предлагать им попробовать найти другой способ выполнения поставленной задачи, заставлять задумываться. И если кому-либо это удастся, надо обязательно его поощрить, даже если предложенный им способ более трудоёмкий. Похвала стимулирует творческое саморазвитие.
Что может сделать педагог для повышения собственного уровня рефлексии и других качеств своей профессиональной компетентности, и как сделать, чтобы ребенок не потерял интерес, но и сам бы стремился к получению новых знаний и умений? Творчество немыслимо без познавательной активности, постоянного стремления узнавать новое. Нам ясно, что инновации в дополнительном образовании не могут протекать быстро, так как изменение в сознании - дело сложное и длительное.
Но, мы - педагоги, стимулируя интерес к познанию, применяя элементы новых педагогический технологий, открываем неограниченные способности в каждом ребенке через сотрудничество и сотворчество. Роль педагога уже не является доминирующей, он превращается в консультанта, помощника, направляющего, но не управляющего деятельностью. Это помогает им поверить в свои силы, проявить инициативу, избавиться от различных комплексов. Мы используем несколько видов декоративно – прикладного искусства, работаем с различными материалами. Отрадно, что индивидуальные и коллективные работы наших учеников ежегодно занимают призовые места в районных, областных выставках. Многие ребята считают самым лучшим подарком - это подарок, сделанный своими руками для своих родителей, бабушек, учителей, друзей.
Направления, по которым я работаю, позволяют максимально воздействовать на развитие воспитанности, гуманизма и интеллекта личности детей. Декоративно-прикладное искусство обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, способствует воспитанию этических, эстетических способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков умений, развивает природные задатки детей. Оно настраивает на дальнейшую активную, творчески осознанную самостоятельную деятельность, что удовлетворяет стремление к самореализации и проявлению личностных качеств.
В конечном итоге, творческие способности чрезвычайно важны во взрослой жизни.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Банников В. Н. Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся //Педагогическое образование и наука. - 2008. - N 3. - С. 83-86.
2. Буряк В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности: дайджест // Психология обучения. - 2008. - N 3. - С. 118-119.
3. Васильева И. И. 3.Использование предметных страниц школьного сайта в самостоятельной работе учащихся // Педагогическая информатика. - 2009. - N 1. - С. 35-39.
4. Горностаева З. Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности //Открытая школа. – 1998. - N 2. - С. 31-34.
5. Градова А. Управление познавательной деятельностью учащихся //Учитель. – 2004. - N 6. - С. 76-80.
6. Губарева Л. И. Самостоятельная работа как основа формирования и развития познавательной самостоятельности учащихся // Образование и общество. – 2004. - N 2. - С. 61-62
7. Гурина И. А. Идея развития познавательной самостоятельности в российском дореволюционном образовании // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - N 3. - С. 47-55.
8. Зеленина Л. М. О курсе русского языка, построенном на познавательной активности и самостоятельности учащихся : информ.-метод. письмо к учеб. "Рус. яз.", 1 кл. //Начальная школа. – 1999. - N 9. - С. 44-47.
9. Карсонов В. А. Алгоритмизация познавательно-поисковой деятельности учащихся //Школьные технологии. - 2007. - N 5. - С. 125-126.
10. Карсонов В. А. Система мониторинга самостоятельной познавательной деятельности учащихся //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - N 5. - С. 14-16. 14.
11. Коновалец Л. С. Познавательная самостоятельность учащихся в условиях компьютерного обучения //Педагогика. – 2009. - N 2. - С. 46-50