Цель: Создать условия для развития познавательного интереса к берёзе, как символу страны.
Задачи: 1. Развивать любознательность и наблюдательность. 2. Формировать умение строить причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы. 3. Продолжать изучать сезонные изменения в природе летом. 4. Воспитывать бережное отношение к миру природы.
Предварительная работа: • наблюдения за деревьями; • чтение художественной литературы о природе С. Воронин «Моя берёза», стихотворения С. Есенина; • дидактические игры: «Что, где растёт?», «Что изменилось?», «Чей мир?», «С какого дерева листочек»;
Словарная работа: упражнять в умении образовывать однокоренные слова; активизировать в речи детей прилагательные.
Формы организации совместной деятельности: загадывание загадки, рассматривание и сравнение иллюстраций с изображением берёз в разное время года, чтение стихотворений, проблемные вопросы
Оборудование, материалы: демонстрационный материал: иллюстрации, модели-схемы, диск с записью музыки природы, энциклопедия;
Организация образовательной деятельности в режимных моментах: наблюдение на прогулке за берёзой, любование красотой дерева, заучивание стихотворений, чтение рассказов о природе.
Ход НОД:
1. Привлечение внимания, мотива
Педагог обращает внимание детей на красивый лист; замечает, что лист непростой – на нем спрятана загадка: «Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней. Май серёжки дарит ей (березка) Дети отгадывают загадку, объясняют, почему это березка.
2. Основная часть
- Что такое берёза? - Это дерево лиственное или хвойное? - Да, правильно. Это лиственное дерево. - Я приглашаю вас отправиться в берёзовую рощу. На экране появляется картина берёзовой рощи с музыкальным сопровождением.
Динамическая пауза (дети выполняют движения по тексту) Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветерок всё тише, тише, Деревцо всё выше, выше.
- Смотрите, полянка на опушке рощи, присядем и отдохнем (рассаживаются на ковре) - Ребята, берёза – это живой или не живой объект природы? - А почему вы так решили? (растут, дышат, питаются, размножаются). - Да, правильно. Все растения растут, дышат, питаются, размножаются. - А как вы думаете, какие необходимы условия для роста дерева? (тепло, вода, свет, почва). - Вспомните, пожалуйста, где можно встретить березки? (на участке детского сада, в лесу, в поле) - Что есть у березки? (дети называют части дерева и показывают их на схеме: корень, стебель, ветки, крона, листья). - Что ещё интересного вы знаете о березе? Хотите узнать? Где можно найти новую информацию? - Правильно в умных книгах. Педагог зачитывает строки из энциклопедии: «Природа наделила только берёзу корой белого цвета из всех деревьев. Белая кора помогает дереву не перегреваться в жаркие летние дни и не переохлаждаться в сильные морозы». - Красота белоствольной березки отражена в произведениях многих известных людей. Каких авторов вы знаете? - Правильно, это замечательный писатель Сергей Есенин «Белая берёза», он воспевал о зимней берёзе. (Обращаю внимание на иллюстрацию зимней берёзы.).
Стих
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки Новым серебром. (Показываю изображение березы) - Чем отличается берёза в зимнем убранстве от своих подруг в другое время года? Сравнение берёзы в разное время года.
- Молодцы! Ребята, как вы думаете, почему березу называют символом России? (рассуждения детей). - Потому что растет белоствольная красавица только в нашей стране. - Сегодня я хочу рассказать вам одну историю: Ранней весной, с наступлением тёплых дней, когда берёзка только проснулась после долгого зимнего сна, ребята взяли банки и пошли к дереву, что росло недалеко от дома. Они обломали березке ветки, подвесили на них банки, и отправились домой. - Как вы думаете, зачем они это сделали? Что потом случилось с березкой? (рассуждения детей) - Собирая березовый сок, люди наносят раны берёзе; она плачет и часто погибает. Что же делать? (рассуждения детей). - Оказывается, можно добывать сок, не причиняя вреда и боли. Достаточно аккуратно срезать с неё веточку, привязать к этому месту банку – и к утру в неё наберётся сок. И запомните: срезать ветку можно только с больших берёз, а потом это место залепить землёй.
Звучит аудиозапись «Звуки леса» - Пора прощаться с берёзовой рощей «До новой встречи!». Пойдём в детский сад, мы ещё вернёмся и поговорим, о том кто живёт и что растёт в берёзовой роще.
Динамическая пауза: Наступило утро, солнышко проснулось И берёзки к солнцу потянулись (руки вверх, на носочках) Поздоровались друг с дружкой Наклонившись в стороны (наклоны в стороны), С солнцем поздоровались, Радуясь дню новому (руки вверх, помахать ими).
3. Рефлексия - Что нового вы сегодня узнали? - Что вам запомнилось? Что удивило? - О чем вы расскажите сегодня родителям?