Цель: Познакомить учащихся со способом изображения (с техникой рисования) белой березы методом тычка.
Задачи: Образовательные: • закрепить умение изображать по памяти и представлению; • формировать художественно-графические умения; • обучать навыку работы в новой технике;
• учить передавать картину зимнего пейзажа на основании наблюдений; • учить видеть красоту природы; Развивающие: • развивать у детей потребность в творчестве; • развивать психические процессы: воображение, эмоции, внимание; • развивать ассоциативное мышление, художественную фантазию; • продолжать развивать умение осваивать новые способы рисования;
Воспитательные: • воспитывать любовь к родной природе, доброту и заботу о ней; • вызывать интерес к различным видам искусства.
Оборудование, материалы:
1. Рисунок с изображением дерева. 2. Краски, кисти, палитры, тонированные листы бумаги, емкости для воды, салфетки, губка, квадратики бумаги, простые карандаши, трубочки, гушь, кисти. 3. ИКТ 4. Иллюстративный материал: рисунки про березы, про зиму, времена года. 5. Музыкальная аппаратура 6. Литературный ряд - стихотворение С. Есенина «Белая береза»
7. Музыкальный ряд: П.И. Чайковский, из цикла "Времена года" Декабрь 8. Конверт с письмом от Зимушки.
ПЛАН
Организационный момент – 1мин
Вступительное слово педагога (представление новогоматериала) -1мин
Озвучивание письма (сюрпризный момент) – 2мин
Актуализация опорных знаний – 3мин
Работа с иллюстрированным материалом - 2мин
Физкультурная минутка – 1мин
Краткий инструктаж по практической работе - 2мин
Практическая (индивидуальная помощь детям по необходимости) -12 мин
Анализ выполненных детьми работ (выставка) - 2 мин
Итог с элементами рефлексии – 2 мин
Уборка рабочих мест и построение – 2 мин
ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Организационный момент (Дети сидят за партами) Педагог: Здравствуйте ребята! Сели все ровно, красиво и приготовились внимательно меня слушать.
2.Вступительное слово педагога
Представление новой темы (сообщение о новой технике)
Тема нашего урока: «Белая береза» и нарисуем мы её особым способом - методом тычка.
Сегодня, когда я зашла в кабинет, обнаружила у себя на столе вот это письмо. Но без вас я его читать не стала.
Давайте все вместе посмотрим, что же нам прислали. А что это такое? (Рассматривает письмо) Интересно, кто это нам его прислал? Давайте посмотрим!
Это Зимушка-зима!
3.Озвучивание письма (сюрпризный момент)
Зимушка-зима пишет: «Дорогие ребята, я знаю, что вы умеете и любите рисовать. И недавно я видела вас, как вы гуляли и любовались природой. И мне это очень понравилось. И мне очень хочется, чтобы вы нарисовали рисунки про зимнюю природу и деревья.
В письме я посылаю вам картину с березкой.(Посмотрите ребята, достает картинку) Но одной березке скучно, и вы добавьте к ней зимние элементы, т. е. составите композицию.
Дорогие ребята Зимушка-зима в письме просит чтобы мы с вами, отгадывали загадки, а из ответов на эти загадки дополнили и составили более полную композицию на этом листе.
Ну что, порадуем «Зимушку»?
Сюрпризный момент. В конце нашего урока А теперь я дочитаю письмо и напутственные слова «Зимушки» Играйте в снежки, стройте снежные крепости, катайтесь на коньках и лыжах, но не обижайте друг друга, будьте внимательны добры к родным и друзьям. Бережно относитесь к природе, чаще восхищайтесь ее красотой, стройностью и красотой белых берез. И зимушка дарит на память сладкие снежки. Будьте здоровыми и веселыми!
Правильно, у нас получилась картина про зимнюю природу: про то, что мы с вами видим
каждый день и чем, не устаем восхищаться – это и снегопад, и сугробы, зимние березки и сосулька. Нравится вам? Думаю, Зимушке тоже понравится наша работа. Но, давайте же посмотрим, что еще нам приготовила Зимушка. (Достать из конверта задание и прочитать текст).
Обобщение ответов. - Правильно на всех иллюстрациях мы с вами увидели красоту природы зимой, березы в зимнем наряде. Красива зимняя природа прекрасны белые березы, но эту красоту надо беречь и трепетно относится к ней не ломая ветки деревьев. С добротой нежностью относиться к белым красавицам березам.
Зимушка-зима пишет: «Дорогие ребята, я знаю, что вы умеете и любите рисовать. И недавно я видела вас, как вы гуляли и любовались природой. И мне это очень понравилось. И мне очень хочется, чтобы вы нарисовали рисунки про зимнюю природу и деревья.
В письме я посылаю вам картину с березкой.(Посмотрите ребята, достает картинку) Но одной березке скучно, и вы добавьте к ней зимние элементы, т. е. составите композицию.
Дорогие ребята Зимушка-зима в письме просит чтобы мы с вами, отгадывали загадки, а из ответов на эти загадки дополнили и составили более полную композицию на этом листе.
Ну что, порадуем «Зимушку»?
2. Актуализация опорных знаний и введение в тему занятия Итак начнем. Я буду загадывать вам загадки. А вы, пожалуйста, дослушайте её до конца, а потом можете отвечать хором. И мы будем дополнять рисунок вашими отгадками.
1. Он из снега слеплен ловко: Три колобка и нос – морковка. (Снеговик)
2. Большая белая скала Всю зиму крепла и росла, Но от весеннего тепла Скала осела, потекла… (Сугроб)
3. Висит под крышей Кулёк ледяной, Он полон капели И пахнет весной. (Сосульки)
4. Как по небу, с севера, Плыла лебедь серая, Плыла лебедь сытая, Вниз кидала, сыпала На поля, зёрнышки Белый пух да пёрышки. (Снежная туча, снегопад)
Рисунок на листе дополняется изображением снеговика, сугробов, сосулек, снежных туч и снегопада.
Педагог (обобщение ответов детей) Итак, ответьте мне на вопрос: - Как вы думаете, справились мы с заданием? (загадки мы разгадали и у нас получилась композиция т.е группа предметов правильно и гармонично расположенных на листе) - Про что получилась картинка? (ответы детей)
Правильно, у нас получилась картина про зимнюю природу: про то, что мы с вами видим
каждый день и чем, не устаем восхищаться – это и снегопад, и сугробы, зимние березки и сосулька. Нравится вам? Думаю, Зимушке тоже понравится наша работа. Но, давайте же посмотрим, что еще нам приготовила Зимушка. (Достать из конверта задание и прочитать текст).
Теперь я прошу вас посмотреть на экран, рассмотреть иллюстрации про зиму и рассказать, что вы увидели и что вам понравилось».
- Сели все ровно, красиво. Посмотрим внимательно на экран, потом каждый из вас скажет о том, что ему больше всего понравилось. А я вам прочитаю вам стихотворение про белую березу.
5. Работа с иллюстративным материалом: рисунки про зиму и белую березу. Сопровождать иллюстрации чтением стихотворения С. Есенина про белую березу.
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой…
И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.
А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром.
• Беседа по содержанию. 1. Ребята, понравились вам иллюстрации? 2. Чем они вам понравились? 3. Расскажите, что изображено на этих иллюстрациях. 4. Что общего на этих иллюстрациях изображено? (Деревья)
Обобщение ответов. - Правильно на всех иллюстрациях мы с вами увидели красоту природы зимой, березы в зимнем наряде. Красива зимняя природа прекрасны белые березы, но эту красоту надо беречь и трепетно относится к ней не ломая ветки деревьев. С добротой нежностью относиться к белым красавицам березам.
- Ребята, мы с вами выполнили все задания Зимушки и уже поняли, что рисовать мы будем сегодня «Белую березу» новой техникой методом тычка
- Молодцы! Снег падает и ложится на ветви деревьев и со стороны кажется, что они надели белые косынки и снежные пальтишки. Очень красивы зимой дедевья ,особенноберезы.
6. Физкультурная минутка: - А сейчас нам пора набраться ссил перед работой и мы с вами сделаем разминку. Встаньте прямо и повторяйте за мной, выполняя движения.
Ветер дует нам в лицо. (машут руками перед лицом) Закачалось деревцо.(подняли руки вверх, раскачивают в разные стороны) Ветер тише, тише, тише, (приседают медленно) Деревцо все выше, выше. (подтягиваются на носочках)
7. Краткий инструктаж по практической работе.
Педагог: Тихонько садимся на свои места и работаем дальше. Прежде чем приступить к работе проверим, все ли готово у нас для работы.
Кто скажет, как правильно пользоваться кисточками, карандашами?(ими нужно пользоваться аккуратно!) Что можно делать, а что нельзя(ими не нужно размахивать)
Как вы думаете, как нам изобразить снег на ветвях деревьев, чтобы он был пушистым? Правильно (методом тычка) Я приготовила бумагу, тонированную в синий цвет. Почему такого цвета? (можно нарисовать лес в разное время суток – день, ночь, утро или вечер. Нарисовать белый снег.)
Берем кисть вертикально и начинаем работу. Прокрываем большую часть березы.
8. Практическая (индивидуальная помощь детям по необходимости) -13 мин
Все рисуют, а я как обещала, тихонько включу музыку. Это музыкальное произведение называется «Времена года – декабрь», сочинил которое композитор П.И. Чайковский. Музыка поможет вам лучше представить красоту белой березы, зимнего леса, его безмолвие, холод. (звучит музыка) 9. Анализ выполненных детьми работ (Выставка)
А теперь давайте устроим выставку работ. (Дети вешают свои работы)
- Как красиво! Как будто мы в зимнем лесу оказались! Даже в классе прохладней стало.
10. Итог урока (с элементами рефлексии): - Понравился вам урок? - Чем мы занимались? - Что понравилось? - Что запомнилось?
Сюрпризный момент. В конце нашего урока А теперь я дочитаю письмо и напутственные слова «Зимушки» Играйте в снежки, стройте снежные крепости, катайтесь на коньках и лыжах, но не обижайте друг друга, будьте внимательны добры к родным и друзьям. Бережно относитесь к природе, чаще восхищайтесь ее красотой, стройностью и красотой белых берез. И зимушка дарит на память сладкие снежки. Будьте здоровыми и веселыми!
Педагог:
Итак закончился урок. А я говорю Вам: Спасибо вам за старание. И порадуйте дома своими рисунками родителей. Подарите им вместе со своими рисунками доброту и нежность. А, белая березка дарит вам снежинки на память.