Давид
Давид (евр. David, возможно, "любимец"), царь Израильско-Иудейского государства (10 в. до н.э.), ветхозаветное повествование о котором (1 Царств 16 - 3 Царств 2, 11; 1 Парал. 10-29) придало ему черты эпического героя, царя-воителя, а последующая иудаистическая и христианская традиция связала с ним (и его родом) мессианские чаяния (см.Мессия).
Согласно ветхозаветному повествованию, Давид - выходец из иудейского города Вифлеема, младший сын Иессея (из колена Иуды), пастух; предание характеризует его как юношу, "умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах, и видного собою", пользующегося покровительством Яхве (1 Царств 16, 18). Он появляется при дворе израильско-иудейского царя Саула. Об этом сообщается в двух версиях: Давид был призван как певец-гусляр, чтобы успокаивать царя игрой, когда того тревожил злой дух (16, 14-23); Давид снискал расположение Саула, одержав победу в поединке с Голиафом. Рассказ о поединке Давида и Голиафа (1 Царств 17), отразивший борьбу израильских племён против филистимлян, содержит более всего фольклорно-сказочных мотивов. Когда филистимляне собрали войска и стали против стана израильского, вперёд выступил Голиаф, великан-филистимлянин (ростом "шести локтей и пяди") из города Гат (Геф). Подробно описывается его вооружение: медный шлем, чешуйчатая броня (весом "пять тысяч сиклей меди"), медные наколенники и щит, копьё "в шестьсот сиклей железа". Сорок дней выставлял себя филистимлянин, но не находилось никого в израильском стане, кто бы вышел на единоборство с ним. И только юноша-пастух Давид, оставивший свои стада и пришедший в стан царя Саула, услышав, что Голиаф поносит израильтян, выражает готовность сразиться со страшным противником. Он отказывается от полного вооружения (т.к. к нему не привык), которое даёт емуСаул, и выступает против Голиафа только с пращой. Со словами: "Ты идёшь против меня с мечом и копьём и щитом, а я иду против тебя во имя... бога воинств израильских", - Давид поражает великана из пращи так, что камень вонзается в его лоб и он падает на землю; затем, наступив ногой на Голиафа, Давид отсекает ему голову. Это обеспечивает победу израильтянам: филистимляне, увидев, что силач их умер, обращаются в бегство. Согласно более краткому изложению героического мотива поединка с Голиафом (2 Царств 21, 19), победу над великаном одержал воин по имени Элханан. Многие исследователи полагают, что это и есть подлинное имя героя, тогда как Давид - его позднее прозвище.
Пожалованный в царские оруженосцы, прославившийся в боях с филистимлянами, отваживавшийся на схватки со львом и медведем, искусный музыкант и поэт, Давид стал вскоре любимцем народа. Он снискал преданную любовь Ионафана, старшего сына Саула, добился руки царевны Мелхолы (Михали), дочери Саула. Но тем несноснее становитсяДавид для Саула (когда бы ни возвращались с очередного сражения, повсюду народ говорил: "Саул поразил тысячи, а Давид - десятки тысяч"). Царь замышляет убить Давида. Далее идёт полное драматизма описание преследованияДавида Саулом. Давид бежит от Саула, скрываясь в пустыне, в пещере, в лесу. Сплотив вокруг себя вольницу, Давиддержит в страхе население. Он переходит на службу к царю города Гат. В борьбе с Саулом Давиду удаётся расположить к себе жрецов из Новы, Саул же навлекает гнев поклонников Яхве, истребляя жрецов этой святыни (1 Царств 22, 11-19). После гибели потерпевшего поражение от филистимлян Саула и его сыновей военачальник Саула Авенир провозглашает царём Иевосфея (Ишбаала), оставшегося в живых сына Саула, Давид же провозглашён царём в Хевроне (т.е. над Иудеей); "тридцать лет было Давиду, когда он воцарился; царствовал сорок лет" (2 Царств 5, 4). Ишбаал вскоре был убит своими стражниками (Давид их публично казнит за цареубийство, демонстрируя свою непричастность к гибели Саулидской династии), Давид же провозглашается царём и израильтянами, и иудеями.
Далее следует рассказ о многочисленных военных победах Давида, о завоевании у иевусеев города Иерусалима ("град Давидов") и перенесении сюда ковчега завета, о попытке воздвигнуть в Иерусалиме храм Яхве и о других его деяниях. Повествование об исторических событиях облекается в легендарно-эпическую форму. Военные предприятияДавида сопровождаются "вопрошанием" Яхве, благословляющего его на победы или предупреждающего об опасностях. Рассказ о проведённой по повелению Давида переписи населения (рассматривающейся как нарушение суеверного запрета считать людей) дополняется сообщением о том, что этот поступок Давида навлёк "гнев Яхве", который насылает на израильтян в наказание моровую язву; ангел, посланный Яхве, прекращает поражать народ лишь после того, какДавид ставит жертвенник Яхве и приносит ему жертвы. Намерение Давида построить в Иерусалиме постоянный храм Яхве не осуществляется (в повествовании это облекается в предуведомление от Яхве, который через пророка Нафана сообщает Давиду, что храм будет дано воздвигнуть не Давиду, но его потомку). Давид изображается как патриарх, как отец множества детей, рождённых его многочисленными жёнами и наложницами. Известностью пользуются рассказы о любви Давида к умной и красивой Авигее и особенно к Батшебе (Вирсавии), которую он увидел купающейся и затем взял в жёны, а мужа её, верного воина Урию Хеттянина, отослал на войну с аммонитянами заведoмo на смерть. Яхве наказывает Давида смертью младенца, рождённого Вирсавией; однако второй сын Вирсавии - Соломон оказывается угодным богу (пророк Нафан нарекает ему имя Иедидиа, "возлюбленный богом"). Распря с сыном Авессаломом (начавшаяся с убийства тем Амнона, сына Давида, как месть за изнасилование Амноном, сводным братом Авессалома, Фамари, родной сестры Авессалома); перерастающая в открытый мятеж, в ходе которого Давид вынужден бежать из Иерусалима, оканчивается подавлением мятежа и гибелью царевича (он убит военачальником Иоавом); Давидоплакивает сына (к недоумению тех, кто победой спас царя). Другой сын Давида - царевич Адония стремится воцариться при жизни престарелого отца, но пророк Нафан умело склоняет Давида назначить наследником Соломона.
Ветхозаветный образ Давида противоречив. Это, с одной стороны, свидетельствует о наличии достоверных сведений об исторической личности, а с другой - способствует развитию легенды путём усиления одних черт и сглаживания других. Летописцы - современники Давида воплотили в его жизнеописании концепцию нелицеприятного божьего покарания порочного царя через пророков, уделив поэтому в книгах Царств значительное внимание описанию проступков Давида. В дальнейшем, когда положение династии Давидидов упрочилось, в кругах последователей пророков сложилась легенда, согласно которой пророк Самуил по велению Яхве ещё при жизни Саула сам помазал на царство юношуДавида, младшего отпрыска незнатной пастушеской семьи (1 Царств 16, 1-13). Отсюда исходит представление о Давидекак мессии ("помазаннике") и о богоизбранности не только Давида, но вообще царской власти у евреев, а затем и христианский обряд оформления монархии через помазание елеем. В силу легенды о помазании Давида Самуилом потомком Давида считали помазанниками божьими.
В книге израильского пророка Амоса (6, 5) Давид упоминается как искусный музыкант.по более поздней традицииДавиду приписывается составление псалмов (объединённых в библейской книге Псалтирь). В книгах Исаии (11, 1) и Иеремии (30, 9) - пророков, живших в период нависшей над иудейским царством угрозы утраты независимости, выражены надежды на предстоящее восстановление "царства Давидова" (его единство к тому времени было уже утрачено). Образ Давида, потомки которого продолжали править в Иудейском царстве около 400 лет, до завоевания его в 587/586 до н.э. вавилонским царём Навуходоносором II, приобретает со времени вавилонского пленения эсхатологические черты бессмертного царя-спасителя. Вечным представляется и "град Давидов" - Иерусалим (хотя он и был разрушен) как место будущего избавления народа и торжества Яхве. Эсхатологическая вера в мессию как "сына Давидова" была воспринята христианством: по Евангелию от Матфея (1, 20-21), Иисус является прямым потомкомДавида - только в силу такого происхождения Иисус (как и Давид, родом из Вифлеема), будучи "помазанником" (букв. значение слова "Христос"), имел право на "престол Давидов" и царский титул (Лук. 1, 27-33).
В духе богословского т. н. типологического толкования ветхозаветных персонажей сам Давид оказывается всего лишь "прообразом", "типом", т.е. предшествующим воплощением Иисуса Христа, а эпизоды жизни Давида истолковываются как спасительные деяния Иисуса (напр., поединок с Голиафом - как поединок Христа с антихристом). Представление об извечности мессии, связывающееся с образом Давида, выражено в средневековой каббалистической книге "Зогар": царь Давид был на этом свете и будет царём в грядущем времени. Ожидание пришествия "помазанника" (самого Давидаили его потомков) - один из ведущих мотивов еврейского мессианства и вероучения некоторых христианских сект. Временами пассивное выжидание перерастало в активные народные движения или поддерживалось индивидуально - проповедниками, алчущими приблизить срок прихода мессии и узнать его приметы.
Внешности Давида уделено внимание уже в ветхозаветных текстах: он белокур, с красивыми глазами и приятным лицом (1 Царств 16, 21). В послебиблейской литературе (талмудическая книга "Берешит рабба" 73) рассказано, что когда Самуил впервые увидел Давида, которого должен был помазать на царство, пророк выразил опасение, что этот "рыжий" будет проливать кровь, как Исав, о котором рассказывали, что и он был красным; однако бог успокоил пророка, сказав, что Давид будет проливать кровь только по приговору синедриона. В каббалистической книге "Зогар" говорится, что глаза Давида были цвета радуги и блестели, но после "греха" (с Вирсавией?) стали тускнеть.
Лит.: Никольский Н. М., Царь Давид и псалмы, СПБ, 1908; Фрезер Д. Д., Фольклор в ветхом завете, пер. с англ., М.-Л., 1931; Wei11 К., La citй de David, [t. 1-2], P., 1947; Desnoyers L., Histoire du peuple hйbreu, des Juges а la captivitй, t. 2, P., 1930; Eissfeldt O., Einleitung in das Alte Testament, 3 Aufl., Tьbingen, 1964.
Образ Давида широко представлен в европейском искусстве. Наиболее популярно изображение Давида как победителя Голиафа (пластика раннехристианских саркофагов, росписи в римских катакомбах, скульптура собора в Реймсе,