Просмотр содержимого документа
«Урок 1 Станковая композиция»
Картина есть явление, воздействующее на зрителя внутренним содержанием через форму.
В. Кандинский
станковая композиция.Наглядное пособие для выполнения
Мастер-класс
«Композиция» в переводе с латинского обозначает «сочинение, составление, расположение».
Композиция – это сочетание отдельных частей , сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящая в гармонию целого .
При создании композиции художнику необходимо выполнить условия гармонии : первое – равновесие , второе – единство и соподчинение . Это основные Законы Композиции .
Рассмотрим подробнее эти законы.
Равновесие -Это такое состояние композиции, при котором все ее элементы сбалансированы между собой .
Однако не стоит путать это понятие с равномерным распределением предметов на плоскости.
Равновесие зависит от расположения основных масс композиции, от организации Композиционного Центра , от ритмического построения композиции, от ее пропорций, от цвета, тона. Композиция зависит от единения ее элементов.
Единства можно добиться путем соподчинения. Соподчинение происходит в основном между центром и прочими элементами. Именно композиционный центр является выразителем художественного образа и несет смысловую нагрузку. Однако существует и такой принцип композиционного построения, когда центром может оказаться «пауза».
Композиционный центр - группа
Композиционный центр – «пауза»
Как найти и определить центры Композиции?
Есть для этого ряд правил, например:
Правила третей и золотое сечение
Поделите картину
на 3 части. Это и
будут центры
(возможные)
композиции.
Поделите картину
на 8 частей.
3/8 и 5/8 - будут центры
(возможные)
композиции.
Как результат – гармоничные с сбалансированные изображения.
Это хорошо работает в картинена 1-2 персонажа, или групп персонажей.
Вот ещё оно правило,ПРАвило «трёх».
Если в картине должно быть три главных элемента или персонажа, они должны образовывать своеобразный треугольник, причем «углы» – персонажи - должны быть на разном уровне, и разного размера. Так глазу наиболее приятно и комфортно, и в картине появляется динамизм даже при отсутствия движения.
Вот еще несколько важных правил. Обязательно сохраните себе!
А теперь мы рассмотрим композицию на тему«Строители».
С чего начать?
1. Работу следует начать с выполнения натурных зарисовок и набросков. Затем выполняются композиционные эскизы с этих набросков в две-три фигуры.
Выбирается наиболее удачный эскиз.
2. Сначала определяем место действия, в данном случае этокрыша.
Композиция строится по принципу«правило «трех». Компонуем общую схему: фигуры людей в виде овалов так, чтобы две фигуры были ближе к друг другу, а одна чуть дальше, на разной высоте. Создаем ритм из фигур.
3. Теперь можно добавить динамики и композиционно объединить фигуры с помощью доски, прорисовать контуры фигур и место действия.
4. Теперь превращаем контуры в силуэты фигур. Переходим к работе тоном - черным, белым, средним (фон бумаги — средний тон). Определяем свет – он в композиции будет находиться за спинами людей, создавая цельный силуэт. Для введения тона можно использовать простой карандаш, черную гуашь, акварель.
5. С помощью белой гуаши прописываем светлые места ( небо и свет на крыше), создаем ритм из светлых и темных пятен.
6. Завершающим этапом будет выявление цветового ритма за счет распределения в композиции красного цвета. Центр композиции подчеркивается наиболее крупным пятном красного цвета, далее пятна и ритмически повторяются.
7. Выбираем дополнительные цвета для фона. К красному это будет зеленый.
Но лучше использовать «контрастную триаду» – соседние цвета.
Их можно затемнить или осветлить, смешивать.
8. Полученным колоритом сине-зеленого цвета задаем цвет фона работы.
9. Переносим эскиз на фон, темным цветом рисуем силуэты людей и зданий, а белым прописываем небо и свет на крыше. Красным цветом определяем центр композиции и ритмическое чередование. Все дополнительные цвета можно добавить по своему усмотрению.
Авторы мастер-класса: Ханнанова Т. М. Яковлева Т. А