kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Экология. Плакат - особый вид графики". Открытый урок по композиции в ДХШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для Детской художественной школы, предмет - станковая композиция, для учащихся третьего класса. Знакомит учащихся с правилами и аллгоритмом работы над плакатом, как особым видом графики в искусстве.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Экология. Плакат - особый вид графики". Открытый урок по композиции в ДХШ»


Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь –

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут –

В реку смотрят удивлённо.

Береги свою планету!

Ведь другой на свете нету!


План-конспект

открытого урока в ДХШ


1.Предмет: композиция.

Класс: 3-й.

ФИО педагога: Мартынова Анастасия Викторовна.

2. Тема: «Экология. Плакат – особый вид графики».

3. Количество часов: 18 часов.

4. Тип занятий: комбинированный.

5. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

6. Цель: изучение специфики образного языка плаката и его взаимосвязи с рисунком, закрепление понятия стилизации, символики цвета, воспитание бережного отношения к природе.

7. Задачи: 1. Воспитывающие: воспитать любовь к природе. Формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

2. Развивающие: формировать у учащихся знания, умения и навыки в рисовании экологического плаката.

3. Обучающие: объяснить, изучить и отработать на практике последовательность и особенности выполнения плаката. Использование специальных композиционных и цветовых приёмов работы с плакатом.

4. Креативные: развивать воображение, образное мышление. Развивать способность остро наблюдать, обобщать увиденное. Обучить выявлять характерное.

8. Задание: создать эскизы и выполнить плакат на тему «Экология».

9. Оборудование для учителя: наглядные пособия с приёмами изображения птиц и животных; набор фотографий, иллюстраций художников, работы учащихся, таблицы, слад-шоу «Дети за сохранение природы», Интернет.

10. Оборудование для учащихся: бумага, ватман, формат А3 для фор-эскизов, карандаши Н, НВ, В. Ластик, акварельные краски, мягкие материалы, гуашь, банки под воду. Кисти: беличьи № 7-10, колонок № 1-3, синтетика № 2,8,10, палитра, тряпочка.

11. Используемая литература: А.Т. Макашев «Жемчужины Казахстана», В.А. Тихонова «Птицы и звери Василия Ватагина», Карлов «Изображение птиц и зверей», Ли Хэммонд «Учимся рисовать животных», Ли Эймис «Рисуем 50 лошадей», журналы «Юный художник» и «Художественный совет».

12. План работы по занятиям:

1 занятие – 4 часа.

2 занятие – 3 часа.

3 занятие – 4 часа.

4 занятие – 4 часа.

5 занятие – 3 часа.

План занятий:

1) Организационный момент - 5 минут.

2) Беседа (ТБ). Объяснение материала – 10 - 30 минут.

3) Самостоятельная работа (практическая часть) – 90 - 70 минут.

4) Подведение итогов, анализ выполненной работы – 10 минут.

5) Уборка рабочего места (класса) – 5 минут.






ХОД ЗАНЯТИЯ № 1


Вводная беседа: «Экологические проблемы современного мира».


Глобальная проблема человечества – загрязнение водной среды

Проблема загрязнения воды (морей, рек, озер и т.д.) – одна из самых актуальных. Человек своей деятельностью безвозвратно изменяет естественный режим водных объектов отходами и сбросами. Воды на Земле много, пресной воды – всего 3%, остальные 97% – вода морей и океанов. Три четверти пресной воды живым организмам не доступны, так как это вода ледников. Ледниковая вода – это запас пресной воды.

До развития человеческой цивилизации цикл воды на планете был равновесным. С её развитием этот цикл нарушился. Загрязнение океанов привело к уменьшению количества воды, которая испаряется с океанов. Обмелели реки в южных районах. Все это привело к ухудшению водоснабжения биосферы. Частым явлением становятся засухи, различные экологические бедствия.

Неисчерпаемый ранее ресурс – пресная вода – в настоящее время становится исчерпаемым. Во многих районах мира не хватает воды для питья, орошения, промышленного производства. Эта проблема очень серьезная, так как загрязнение воды окажет влияние на будущие поколения. Следовательно, эта проблема требует скорейшего решения, проблему промышленных сбросов необходимо радикально пересмотреть.

(Просмотр слайдов)

Проблемная атмосфера

Даже дети в детском саду знают, что чистый воздух нам жизненно необходим. Но состояние современной атмосферы, в особенности в больших городах, оставляет желать намного лучшего. Выбросы газов больших предприятий то и дело способствуют распространению абсолютно непригодного для здорового образа жизни воздуха, которым дышим мы и наши дети. Спасти плачевное состояние атмосферы могут лишь зеленные насаждения, но их не все заинтересованы создавать, так как они отбирают драгоценное место, которое может принести прибыли побольше.

Расширение зеленых парковых зон принесет в атмосферу больше чистого кислорода. Да и люди будут иметь еще больше места для полноценного отдыха под открытым небом. Кроме насаждения разнообразных зеленых растений и деревьев, необходимо еще и контролировать деятельность всех химических заводов. Только строгий контроль и установленный предел выброса в атмосферу вредных газовых отходов сможет предотвратить глобальное загрязнение воздуха и резкое снижение уровня кислорода в этом воздухе.
Многие считают, что проблема экологии не касается их прямым путем. Но многочисленные болезни и патологии у только что родившихся детей каждый день доказывают только обратное.

(Просмотр слайдов)

Глобальные проблемы

Существует масса глобальных проблем, порождённых новыми изобретениями человечества. Несомненно, новые и продвинутые технологии дают возможность развиваться в мире науки. Этими технологиями мы пользуемся каждый день – бензин для автомобиля, выделяющий вредные для окружающей среды выхлопные газы; полиэтиленовые мешки для покупок, не перерабатываемые и не способные разлагаться в земле, и масса других вещей. Безусловно, это не самые важные и решающие изобретения. Кроме загрязнения почвы нарушается дисбаланс воздуха, также загрязняется Мировой океан; воды, пригодной для питья, становится меньше. Чаще происходят войны, основанные на конфликтах по поводу принадлежности тех или иных видов ископаемых на территориях какой-либо страны. Люди уже не могут обойтись без использования нефти и других нефтепродуктов, что существенно портит экологию.

Человек, делая различные открытия, всё больше вмешивается в хозяйство биосферы, в которой существует наша жизнь. Подвергая эту часть планеты загрязнениям, мы рискуем собственной жизнью, будущим наших потомков, которых есть больше вероятность, что раз не мы, так они застанут последствия химического загрязнения окружающей среды. Среди этих загрязнений – газообразные и аэрозольные вещества, существенно портящие экологию.

Кроме того, увеличивается массовая доля углекислого газа в воздухе. Из-за этого есть вероятность наступления глобального потепления, о чём давно уже информируют наши экологи. Неблагоприятное воздействие оказывает и выброс нефти в океан. Это нарушает естественный обмен между гидросферой и атмосферой.

На загрязнение окружающей среды влияет и присутствие ТЭЦ, выбрасывающие кроме дыма сернистый газ. Загрязняется атмосфера не только промышленностью, но и транспортом. Транспорт – необходимая часть жизни человека, удобное средство передвижения, доступное в любом месте. Это существенно облегчило жизнь горожанам, особенно учитывая, что место жительства и работа находятся в разных городах.

У всех этих изобретений есть как плюсы, так и минусы, зачастую более значимые. Наш долг – развивать науку «зелёными» методами – изобретать вещества, более дружелюбные к окружающей природе – например, природный бензин без вредных выхлопных газов, биокосметику, в конце-концов, использовать при покупке товаров не полиэтиленовые новые пакеты, а сумки из ткани.

Внося какой-нибудь маленький, даже самый незаметный вклад, но, обьединившись в большую силу, мы сможем восстановить экологию нашей планеты и подарить жизнь в экологически чистой атмосфере ещё множеству поколений.

(Просмотр слайдов)

Актуальные проблемы экологии и способы их решения

На сегодняшний день экология нашей планеты находится в состоянии острого кризиса. Быстрый прогресс науки и техники с одной стороны позволил удовлетворить все потребности человеческого общества, но с другой стороны — ухудшил условия его существования.
Постоянно нарастающее влияние цивилизации на окружающую среду быстро приближает глобальную экологическую катастрофу. Следует подчеркнуть, что по мнению многих ученых данная катастрофа может произойти гораздо раньше, чем случится кризис из-за нехватки какого-либо ископаемого ресурса.
Весь научный прогресс не сможет предотвратить экологическую катастрофу, поскольку искусственные системы не в силах заменить естественный биокомпонент окружающей среды, а значит, не урегулируют и происходящие в биосфере процессы.
Среди актуальных экологических проблем самыми важными являются:
- исчезновение многих тысяч видов животных и растений;
- мировой океан все меньше и меньше способен регулировать природные процессы;
- повсеместное уменьшение площади лесного покрова;
- тотальное загрязнение атмосферы, дефицит чистого воздуха;
- появление дыр в озоновом слое, который защищает все живое на планете от смертельных космических лучей;
- сокращение запаса полезных ископаемых.
Решить данную проблему необходимо в кратчайшие сроки, причем исключительно силами мирового сообщества, поскольку все научные задачи природопользования не могут быть разрешены только одним отдельно взятым государством.

Попытка объединения в международных масштабах была сделана в начале XX века, когда в ноябре 1913 г. в Швейцарии было проведено первое международное совещание, касающееся вопросов охраны природы. В конференции приняли участие представители 18 самых крупных стран мира.
Сегодня сотрудничество между государствами выходит на новый уровень: совместные разработки и программы, заключение международных конвенций по охране природы. Активизировалась также деятельность многих известных общественных организаций, занимающихся защитой окружающей среды: Гринпис, а также Зеленый Крест и Зеленый Полумесяц, которые разрабатывают программу по решению вопроса о дырах в озоновом слое Земли. Тем не менее, можно заметить, что международное сотрудничество в сфере экологии далеко не совершенно.

В самом близком будущем высокоразвитые страны должны перейти к постепенной реализации программы разумного ограничения использования природных ресурсов. Это выполнимо путем отказа населения стран от чрезмерных материальных благ. Средства, освободившиеся в результате выполнения проекта, поступят в счет разработок природоохранных технологий.

Следующим этапом станет формирование экологического мышления путем проведения массового экологического воспитания и образования. Сформированная в итоге новая культура поведения людей положит основу соединения человека с природной средой и станет основой их мирного сосуществования.

(Просмотр слайдов)

Есть просто храм.

Есть храм науки.

А есть еще природы храм —

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.



- Ребята, а что для вас природа?

- Это и солнце, и цветы, и животные, и фрукты с овощами с бабушкиной дачи, лес, таёжные реки, свежий воздух, растительный и животный мир, занесённый в Красную Книгу и т.д.

- Согласны ли вы с мнением, что в настоящее время наша планета под угрозой экологической катастрофы?

- Да, конечно, согласны.

- Подумайте и скажите, какой вклад мы с вами, как художники, можем внести в процесс сохранения природы и решения экологических проблем?

- Привлечь внимание к существующим проблемам посредством изображения плаката на тему экологии.

- А как вы понимаете значение слова «Плакат»?


  • Плакат - красочное рекламное изображение среднего и большого формата, напечатанное на бумаге. Плакат эффективен для рекламы. Плакаты используются для оформления интерьеров офиса и витрины магазина, выставочного стенда и демонстрационных залов.

Эффективные, сильные плакаты – это плакаты, с которых информация воспринимается за несколько секунд, без искажения смысла. Сила плаката заключается в образах, в визуальной информации. Эффектные плакаты содержат визуальный ряд и текстовую часть, которая не повторяет изображение, а поддерживает его. Формула запоминающегося плаката - лаконичная фраза и яркий образ.

Чтобы привлечь внимание и интерес зрителя, активизировать его восприятие, нацелить в нужном направлении сознание и волю к действию, плакат использует ряд специфических художественных средств. В плакате могут применяться изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, разновременных и происходящих в различных пространствах событий, обобщение формы предметов; важную роль в плакате играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение.



  • Плакат (нем. Plakat от фр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) — броское, как правило крупноформатное,изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационныхрекламных, информационных или учебных целях. (В другом значении — разновидность графики). В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий».

К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.

- Что такое экологический плакат?


  • Экологический плакат – это компактное, информативное и лёгкое в восприятии изображение с текстом-инструкцией или текстом-призывом, созданное с целью привлечения внимания к экологическим проблемам.



- Рассмотрим внимательно иллюстративный материал, обращая особое внимание на композиции, на идейное содержание, на цветовое решение:









Примеры плакатов

- Из представленного иллюстративного материала, а именно плакатов, видно, что идейное содержание работ ясное для нашего понимания и восприятия, предельно лаконичное, доступное, без излишеств. Это передано посредством цветового и образного решения. Подобные композиции настраивают сознание на определённый лад, несут в себе крик души, своеобразный призыв: « Настало время принять решения – иначе КАТАСТРОФА!»

Делаем вывод: назначение плаката - привлечь внимание большого количества людей на улицах, в учреждениях, в городском транспорте, - а это значит, что художественный язык плаката должен быть максимально выразительным.

Практическая (самостоятельная) часть

Основная задача занятия – выполнение зарисовок (фор-эскизов), поиск композиционного решения.

Предлагаю ребятам обратить внимание на следующие факты - один брошенный в озеро окурок отравляет кубометр воды; авиалайнер при взлете и посадке “съедает” 100 тонн кислорода; из 30 литров потребленной человеком воды, 15-20 литров возвращаются в водоемы загрязненными и т.д.

Какими призывами можно сопроводить работы?

- «Уходя из леса – гаси костер!», « Охранять природу – значит охранять Родину!», «Губишь природу – губишь себя!», «Давайте жить в мире с природой!», « Не стреляйте в белых лебедей!», «Подумаем о будущем нашей планеты, о её чистоте, красоте!» и т.д.

В процессе работы учащихся обращаю внимание на:

Основные принципы построения композиции:

1) Рисунок в плакате должен быть лаконичным, надпись краткой, а шрифт легко читаемым.

2) В абстрактной композиции общая форма создается пятнами и линиями (мягкими и размытыми или четкими и острыми), углами или дугами.

3) Условие зрительной устойчивости композиции — уравновешенность. Композиционное равновесие обеспечивается сочетанием деталей, цветом и пластикой. Равновесие формы — состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой.

4) В асимметричной композиции активную роль играет плоскость, в которой расположены элементы. Если главный элемент композиции — фигура с мягкими округлыми формами, чаще всего она располагается на плоскости немного выше центра листа и сдвинута влево.

5) Если композиция состоит из объектов сложной выразительной формы, она имеет, как правило, ярко выраженный динамический характер. В этом случае элементы располагают так, чтобы в поле листа оставалось свободное пространство, определяющее направление движения.

6) Сложная геометрическая форма одного элемента, как правило, главного в композиции, может быть уравновешена несколькими другими объектами более простой формы.

7) Цельность произведения определяется возможностью сразу охватить его взглядом и одновременно определить основную часть, вокруг которой располагаются не столь значимые, но, тем не менее, необходимые элементы композиции. Всегда можно выделить главное и второстепенное. 

8) Слово “центр” композиции не следует понимать буквально, это понятие достаточно условное. Им может быть самый большой элемент, самый маленький или даже пустое пространство на листе. Центр можно выделить контрастным цветом или сложной формой. Место его размещения может быть любым, но главная часть композиции всегда содержит внутри себя точку или линию, относительно которой устанавливается равновесие боковых частей или верха и низа.

9) Избегайте пестроты и дробности. Пестрые, перенасыщенные изображением композиции утомляют, вызывают отрицательные эмоции. Лаконичные ком­позиции могут быть очень выразительными.

10) Композиционный закон контрастов имеет огромное значение в плакатном искусстве. Без опоры на этот закон невозможно создать плакат, который будет эмоционально воздействовать на зрителя и донесет до него свое содержание.

В плакатном рисунке обращается особое внимание на  экспрессию фигуры, предмета, детали. В  то  же  время плакату свойственны предельная степень обобщения, лаконичность изображения типического, обнажающего сущность предмета.


В конце занятия проводим промежуточный просмотр с обсуждением идей, выбранных за основу работы. Обозначаем ошибки и предлагаем пути и способы их решения. Выявляем наиболее удачные композиции.

- Выполняя фор – эскизы, не забываем о применении стилизации, которая поможет упростить многие элементы композиции (её содержание), сделав их понятными для любого зрителя.

Итог занятия: 3-5 фор – эскизов в карандаше (возможно цветовое решение – в зависимости от наличия времени).

Уборка рабочего места (класса).


ХОД ЗАНЯТИЯ № 2


Практическая (самостоятельная) часть

Основная задача данного занятия – это утверждение композиционного решения, работа с фор – эскизом в цвете. Перенос композиции в карандаше на Ф А2 или Ф А3 (формат выбирается индивидуально). На начальной стадии определяем следующие позиции: выбираем формат (горизонтальный, вертикальный), размещаем композицию в массах на формате (согласно основных пропорций), проверяем соответствие размера рисунка размеру листа (не слишком маленький, не слишком большой). Рисуем фон (если он есть в композиции).

В цветовом решении необходимо не забывать о том, что в плакате выбор цветов ограничен тремя-четырьмя: 2 на контрасте и 1-2 на нюансе.

Акцентирую внимание учащихся на символике цвета в композиции:

В плакатном искусстве огромная роль принадлежит символике цвета и условным символам, давно сложившимся общепризнанным обозначениям какого-либо понятия, явления, идеи. Символика цвета основывается на его способности вызывать определенные эмоции у зрителя.


Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью.
Красное обозначает также власть, величие. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.
Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным.
Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге — со смертью.
Черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель.
Желтый — цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира.
С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест — чуму. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности.
Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность.
Зелёный — цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой — и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой»).

Существуют также цвета, сочетания которых друг с другом, вызывают негативные эмоции. Например, соединение фиолетового с оранжевым говорит о безысходности. Тот же эффект вызывает надпись, написанная, например, белыми буквами на глухом черном фоне.


Предлагаю попытаться разобраться в закономерностях. Необходимо концентрировать внимание на основных контурах, линиях и формах.

В конце занятия проводим промежуточный просмотр, выявляем недочёты, ошибки методом сравнения с аналогом (просматриваем работу на расстоянии).

Итог занятия: уточнённый фор-эскиз в цвете и рисунок композиции в карандаше на Ф А2 или Ф А3.

Уборка рабочего места (класса).


ХОД ЗАНЯТИЯ № 3



Основная задача данного занятия – работа в цвете либо в графике (по выбору учащихся).


Практическая часть

Объясняю:

Плакат — графическое изображение в два или несколько цветов, рассчитанное на мгновенное восприятие зрителем. Основными чертами плаката являются: четкость и лаконизм формы, интенсивность цвета, призывный короткий текст, связанный с изображением.

Искусство плаката имеет особенности, которые присущи графике вообще. Так, в плакате, как и в гравюре, черная краска и белая бумага служат изображениями света и тени, причем без перехода в полутени, без рефлексов и «живописности».

В графике, и в частности в плакате, очень часто объекты изображаются плоскостно, в одну силу тона. При этом большую роль играют контрасты черного и белого, а также линия и контур, позволяющие передать впечатление объемности формы. Например, в плакате Д. Моора «Красный подарок белому пану» (см.иллюстративный материал) рабочий и красноармеец, несущие снаряд, изображены одним красным цветом в одну силу тона, т. е. плоскостно, однако воспринимаются они стереоскопично. Этого художник достиг линейной обрисовкой больших и малых объемов. Так, линии, изображающие поперечные окружности на снаряде, выявляют его объемную форму. Кроме того, впечатление объемности усиливается белыми бликами на красном снаряде. Блики также передают и фактуру, полированную поверхность снаряда.

Для плаката характерны контрасты цветовые, силуэтные, тоновые, а также контрасты величин и форм. В плакате Д. Моора «Помоги!» контрасты темного и светлого увеличивают силу эмоционального воздействия композиции, приковывают внимание зрителя, увидевшего плакат еще издалека. В «Красном подарке белому пану» в качестве главных контрастов использованы черный фон, красные фигуры и белые блики на красном снаряде.

Образ мощной Красной Армии остро воспринимается потому, что красный цвет доминирует в плакате. Наличие ведущего цвета — одна из особенностей плакатного искусства, связанная с проявлением закона целостности. Д. Моор пишет: «Отсутствие ведущего цвета или дробит плакат, или делает его серым. Представим себе наклеенный на серую стену лист бумаги, разбитый на два равных поля: белое и черное. Такой лист вблизи ни в коем случае не будет смотреться как одно целое. С очень далекого расстояния он будет виден серым… Ведущий цвет всегда должен быть связан с содержанием плаката, он должен рождаться из содержания, из главной идеи плаката».

Цвет в плакате имеет принципиальное значение. В цветовую композицию включается один или два-три цвета (редко больше) одной силы тона. Оперируя этими скромными возможностями (по сравнению с многокрасочной палитрой живописца), художник создает особый колорит, свой почерк, отмечаемый зрителем во многих произведениях данного плакатиста.

Напоминаю об уравновешенности тёмных и светлых участков на плоскости листа. Использование света и тени для передачи формы, плавные переходы тонов очень необходимы (если присутствует объём). Предлагаю внимательно изучить свои аналоги и максимально точно передать светотональные отношения, если изображение не плоскостное.

Итог занятия: работа в цвете должна быть выполнена на 30-50 %.

Уборка рабочего места (класса).


ХОД ЗАНЯТИЯ № 4

Основная задача занятия: работа с фоном и деталями второго плана. Уточнения, деталировка и обобщения.

Объясняю учащимся:

На восприятие сюжета, живописной картины и оценку мастерства ее исполнителя затрачивается сравнительно много времени. Это отчасти объясняется тем, что живописец дает больше деталей, чем плакатист. Кроме того, структура колорита живописного произведения включает в себя цветовые и тональные отношения, игру светотени, полутона, рефлексы, блики. В этом разнообразии изобразительных средств свое место занимают фактура материала, способ наложения красок, мазки кисти. Художник-плакатист же освобождает композицию от всего, что замедляет восприятие ее смысла, сводит до минимума число красок и количество деталей. По умению ясно выражать содержание столь на первый взгляд ограниченными средствами можно судить о мастерстве плакатиста. Он как бы сужает арсенал своих средств во имя предельной экспрессии плакатной композиции, оставляя на палитре иногда всего лишь одну краску и  белый цвет бумаги.

Кроме того, цвет обладает способностью к передаче впечатления весомости предмета. Поэтому не стоит изображать паровоз легковесно-светлыми красками. Иначе говоря, средствами колорита художник может добиться равновесия композиции при наличии в ней разновесомых компонентов.

В цветовое равновесие плакатной композиции включается и размер, расположение и рисунок шрифта.

Плакатный образ должен сразу восприниматься обобщенным и в то же время многозначным. Так, в плакате Д. Моора «Помоги!» пустой надломленный колос стал образным выражением голода, свирепствовавшего в годы гражданской войны в Поволжье. Задача этой образной детали — окрасить восприятие идеи произведения глубоким чувством, яркой эмоцией. Пустой высохший колос должен был вызвать у зрителей переживания, аналогичные тем, которые испытал автор плаката в период творческой работы. Это впечатление усиливалось черным фоном плаката.

В плакатной композиции со всей очевидностью выполняют свою роль контрасты, в первую очередь цветовые, контрасты малого и большого, вплоть до преувеличения (или преуменьшения) малой формы.

Не обязательно насыщать рисунок мелкими деталями.

Итог занятия: работа в цвете должна быть выполнена на 80 %.

Уборка рабочего места (класса).



ХОД ЗАНЯТИЯ № 5


Практическая (самостоятельная) часть


Занятие начинаем с проведения промежуточного просмотра, на котором выявляются недочёты, обсуждаются приёмы и способы исправления ошибок. Выделяется центр композиции, если необходимо он усиливается. Обобщаются элементы фона.

При подведении итогов учитываются следующие параметры: плакат должен раскрывать тему бережного отношения к природе, обращать внимание на необходимость решения экологических проблем, быть ярким и запоминающимся, сопровождаться призывом.

В конце занятия проводится итоговый просмотр и анализ работ учащихся, оформляется зрительный ряд, выставляются итоговые оценки по следующим критериям:

  • центр композиции;

  • цветовое или графическое решение;

  • техника и чистота подачи;

  • выразительность.

Работы получились интересными и разнообразными по содержанию, относительно аккуратными по исполнению. С поставленными задачами учащиеся справились.

Делаем вывод: каждый человек - часть природы, и оттого, в каком состоянии будет природа, зависит наше будущее. К природе надо относиться с добротой, любя и охраняя ее.

Прививая любовь и уважение к природе детям, мы надеемся на лучшее будущее для своей Родины, а значит, и на будущее наших детей.



Уборка рабочего места (класса).




Практическое применение выполненным работам: работы будут представлены в классном кабинете и в ДХШ, а также примут участие по теме «Экология» в выставках-конкурсах международного, республиканского и городского уровня.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Примеры детских работ


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Экология. Плакат - особый вид графики". Открытый урок по композиции в ДХШ

Автор: Мартынова Анастасия Викторовна

Дата: 22.05.2016

Номер свидетельства: 329343


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства