kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по изобразительному искусству 5 класс "Хохлома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный урок  разработан на основе авторской программы по изобразительному искусстве Б.М.Неменский в 5 классе.  Урок состоит из следующих основных этапов: организационная часть, повторение, акцентуация, изложение теоретического материала, первичный контроль, практическая работа, рефлексия, оздоровительная пауза, изучение нового материала, практическая работа, инструктаж, подведение итогов урока, определение и запись домашнего задания. Для более успешного усвоения материала учащимися учителем выполнена презентация по теме урока.В процессе такого урока учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний,  коллективно обсуждают результаты своей работы. Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. Основной дидактической задачей этого урока является повторение и практическое применение ранее изученного материала и включение его в систему уже имеющихся знаний. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока по изобразительному искусству 5 класс "Хохлома" »

Конспект урока ИЗО (5 класс)


Тема: Истоки и современное развитие промысла. Искусство Хохломы

Цели:

  1. Познакомить учащихся с историей промысла, с технологией изготовления изделий и с приемами выполнения росписи по дереву;

  2. Научить детей выполнять травный орнамент, используя элементы хохломской росписи;

  3. Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию, навыки кистевой росписи;

  4. Воспитывать у учеников интерес и любовь к народному искусству; чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.


Ход урока:


  1. Организационный момент (1-2 слайд)

Прекрасная осенняя пора… Выглянет солнышко из-за осенних туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнём. Золотом горят листья берёзок, клёнов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины. А это уже не осенний лес, но такая же нарядная красочная деревянная посуда. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить незазорно.

Мир волшебной хохломы
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Черно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы:
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной Хохломы.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощение, но от всей души…       Как же появилось это диво дивное — «золотая хохлома»?       

(3-4 слайд)

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.  (4 слайд)

- Ребята, посмотрите на экран. О каком народном промысле пойдёт речь сегодня? (5 слайд) По какому материалу выполнялась хохломская роспись?

В деревне Семёново-

В русском краю,

Стояли избушки

Там в бытность свою...

И пели там птицы,

Кормила земля.

И жёлтая ржица

Ласкала поля.

Леса там родили

Рябину, цветы.

И люди там жили,

Лелея мечты.

Чтоб жизнь была краше

Для жителей тех-

Писали на чашах

Узор для потех.

А в этих узорах

Рябиновых лоз.

Царили Соборы,

Леса и покос.

Там музу вершил

Кистью русский народ.

И сказку творил,

Нежно вписанный плод.

Там сказка вплеталась

В ковши и дома.

Вот так зарождалась

У нас хохлома.


  1. Сообщение темы и цели урока, объяснение нового материала.


Итак, мы отправляемся в мир «золотой хохломы».

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. (6 слайд)

Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». (7 слайд)


- Полюбуйтесь на это чудо - ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы, ковши. Выросла золотая травка на ложке, распустился красный цветок мальва на плошке. Ягодка клюква поспела на поварешке. Клюет эту ягодку птица - золотое перо.

Ученик: Стоит студеная зима,

Снежинки крутит буйный ветер,

А солнечная Хохлома

Напоминает нам о лете.

Грустят деревья и дома,

Но сохраняет хохлома

В ромашках, в ложках, в плошках – Радость!

Ладья – цветущий хвост, корма.

Нос - петушиная головка.

Плывет по лету Хохлома,

Расписанная очень ловко.

Бочонок солнечен весьма,

На нем цветы и земляника.

Семеновская Хохлома

Вся золотиста - краснолика.

В тарелочках не полутьма.

Не сумрак в вазах и солонках,

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку.

В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник». (8 слайд)


- Как же появилась хохлома? Существует легендарное объяснение появления хохломской росписи.


Ученик: Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.

- А сейчас мы познакомимся с технологией изготовления изделий с хохломской росписью.


(9-10 слайды)

1. Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева.

2. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши, ложки и чашки.


Изготовление «белья»

3. После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой.


4. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла).


(11 слайд)

5. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи.


Лужение и художественная роспись

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов называемых “травкой”, “ягодкой”, “виноградом”, “листком” “древком”, “кудриной”.

Эта роспись используется для украшения посуды, мебели, сувенирной продукции, а в последнее время стала излюбленным решение оформления даже для автомобилей, корпусов телефонов и т. п.

6. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов.


Выделяют роспись «верховую» (красным и черным цветом на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый рисунок на цветном фоне). (12- 15 слайды)


К "верховой" росписи принято относить традиционную "травку" и орнамент "под листок". "Травка" — это роспись включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись "под листок" состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля.


Разновидностью росписи "под фон" является роспись "кудрина" — пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри.

Традиционные элементы Хохломы – растительного орнамента — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

7. Оказывается, прежде чем стать золотой, «хохлома» бывает и серебряной и глиняной. Обо всех этих превращениях мы сейчас и поговорим. Посмотрите на первую из кружек. Это - «бельё». Сперва её сушат, а затем шлифуют - убирают все мелкие шероховатости специальной шкуркой или на станке, а затем уже она попадает к красильщику. Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. Вначале его обмазывают льняным маслом, а затем особым составом - вапой или грунтом. Современные мастера называют наложение грунта – вапы грунтовкой. Вапа красновато - коричневого цвета, потому что в её состав входит глина. Обмазанная вапой кружка похожа на глиняную - под плотным слоем грунта совсем не видно дерева. Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой - так, чтобы пропитался грунт, и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда - измельченный в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас - алюминий, серебристый, легкий и дешевый материал. Втирание полуды называется лужением. Луженая кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрыла дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла - она сияет матовым серебристым блеском. И только сейчас к ней может прикоснуться кисть мастера - красильщика. Художники работают ловко и старательно. Обычные их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов, "ляпушки" (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб - дождевик) и небольшие баночки с красками. Итак, серебристая луженая кружка расписана. Художник - красильщик закончил свою работу и уже положил последний мазок краски. Ну а как же золото? Когда мерцающее холодным металлическим блеском изделие заиграет радостным золотым цветом? Этим последним таинством ведают лачила и печник. Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака - олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре. И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 - 180 градусов. Современные лачилы покрывают изделие синтетическим желтым лаком из пульверизаторов - пистолетов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым. (16- 21 слайды)

Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Сегодняшний ассортимент хохломских изделий включает в себя декоративные вазы и ковши, наборы посуды - для меда, ягод, кваса, ухи, многопредметные сервизы, предназначенные для праздничного стола. Современный хохломской орнамент разнообразен: это и традиционные типы - "травка", "древко", "под листок", и новые узоры с ягодами смородины, малины или земляники, гроздьями рябины, порхающими птицами, и любимая в Семенове "кудрина" - орнамент из золотых завитков, образующих сказочные причудливые цветы и кудрявые листочки. Прихотливо изгибаясь, золотые ветки ложатся на красный фон чашек, братин, ковшей, подобно драгоценному ажурному кружеву. Узоры никогда не повторяются в точности, существуя во множестве вариантов, отражая неистощимую фантазию мастеров и индивидуальность каждого из них.


  1. Рекомендации к самостоятельной творческой работе учащихся.


- Ребята, какие росписи выделяют в хохломе?

- Какие основные краски и мотивы в хохломской росписи используют мастера – умельцы?


Сегодня мы будем работать над созданием травяного орнамента («верховая роспись»). (16 слайд)

Все элементы рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку берут почти за основание тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Кисть правой руки свободна, ни на что не опирается – именно это позволяет одним движением плавно проводить пластичные мазки.

  • Рисуем ведущий стебель «криуль» чёрной краской.

  • Вписываем завитки, закручивая их попеременно вверх и вниз.

  • Затем узор усложняется добавлением чёрных и красных кустиков, травинок, завитков, ягод.

  • Делаем оживку белой краской.




  1. Самостоятельная работа учащихся.


Задание: выполнить травяной орнамент хохломской росписи.

6. Закрепление знаний учащихся.


- С каким художественным промыслом вы сегодня познакомились?

- Какие основные элементы создания хохломской росписи вы сегодня узнали?

- Какой прием росписи мы сегодня учились рисовать? (Травка или верховая роспись)

- Что было самым интересным на уроке?

- Где еще в жизни мы можем встретить хохломскую роспись? (Аэрография, маникюр, вышивка)


Хохлома – сегодня. (22 слайд)





7. Анализ работ учащихся, оценивание. (23 слайд)


8. Итог урока.


9. Домашнее задание.

- Составить кроссворд, где опорным словом будет «хохлома».


Спасибо за урок! (24 слайд)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
разработка урока по изобразительному искусству 5 класс "Хохлома"

Автор: Гонтовая Светлана Александровна

Дата: 08.10.2015

Номер свидетельства: 237570

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Народные промыслы. Гжель, хохлома"
    ["seo_title"] => string(35) "narodnyie_promysly_gzhiel_khokhloma"
    ["file_id"] => string(6) "411557"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493127397"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "методическая разработка урока по изобразительному искусству для 7 класса. Декоративно-прикладное искусство "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-dlia-7-klassa-diekorativno-prikladnoie-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "222188"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1435945830"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Методическая разработка «Мазковая роспись как способ изучения мира природы  в учебных и творческих работах» "
    ["seo_title"] => string(118) "mietodichieskaia-razrabotka-mazkovaia-rospis-kak-sposob-izuchieniia-mira-prirody-v-uchiebnykh-i-tvorchieskikh-rabotakh"
    ["file_id"] => string(6) "227298"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440680402"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Методическая разработка «Мазковая роспись как способ изучения мира природы  в работах обучающихся» "
    ["seo_title"] => string(110) "mietodichieskaia-razrabotka-mazkovaia-rospis-kak-sposob-izuchieniia-mira-prirody-v-rabotakh-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "227300"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440681071"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Волшебное кружево узоров"
    ["seo_title"] => string(29) "volshiebnoie-kruzhievo-uzorov"
    ["file_id"] => string(6) "285274"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454135317"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства