Цели урока:
- познакомить учащихся с понятием «дизайн», произведениями дизайнерского искусства, особенностями работы художника-дизайнера, его участием в создании ассортимента промышленных товаров;
Задачи урока:
Предметные:
- учить создавать фирменные знаки для разного вида изделий;
- развивать приемы работы гуашью, тушью, акварелью, пастелью;
Метапредметные:
- развивать творческое воображение, умение видеть красоту, пластику, соразмерность и создавать ее своими руками в виде дизайнерских эскизов;
- воспитывать интерес к дизайнерскому искусству, любовь к прекрасному, предмету изобразительного искусства.
Личностные:
- оказывать индивидуальную практическую и теоретическую помощь нуждающимся учащимся;
- создать дизайн-проект любого изделия.v
Оборудование: образцы дизайнерского искусства: посуда, светильник, платок, ваза, рисунки с изображением различных изделий.
Словарь: дизайн, дизайнер, художественное конструирование, фирменный знак.
Ход урока
Организация урока.
- Приветствие.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы урока. ( слайд 1)
Учитель: (слайд 2)С давних пор люди старались делать самые необходимые и нужные вещи – кринки, рубахи, скамьи, инструменты – наиболее удобными.
Какой удобной формы горшок для приготовления пищи в печи? (слайд 3)
Донышко небольшое, но устойчивое. Выпуклые бока словно повторяют форму языков пламени. Огонь охватывает горшок со вех сторон, и пища проваривается в нем наилучшим образом. К тому же горшок приспособлен и для того, чтобы его легко можно было вынимать из печи ухватом. Это превосходный образец древнего дизайна. Затем на эту полезную, удобную вещь стали накладывать орнамент, рисунки, делая ее не только необходимой для быта, но и красивой.
Два мира есть у человека:
Один – который нас творил,
Другой – который мы от века
Творим по мере наших сил.
О каких мирах нам рассказывает поэт Н. Заболоцкий?
Как развивается дизайн в наше время? Востребован ли он? Что мы ждем от дизайнера? Разберемся в этом сегодня на уроке.
Сообщение теоретических сведений.
Учитель: (слайд 4)
Дизайн – английское слово, в дословном переводе означает «чертеж, рисунок, проект».
Но сейчас термин «дизайн» чаще употребляют в значении художественное конструирование. Слово «дизайн» часто обозначает и сами промышленные предметы, прошедшие художественное конструирование, и вид искусства, и деятельность художников.
Художественное конструирование стало активно развиваться с начала 30-х годов 20-го века. Появилась новая профессия – дизайнер, в задачу которой входила разработка изделий новой конструкции, изделий более качественных, удобных, красивых и более дешевых.
До этого инженеры-конструкторы с пренебрежением относились к внешнему виду станков и машин, заботились главным образом, чтобы они лучше работали. А для того, чтобы привлечь покупателя, на машинах делали украшения в виде орнаментов, которые никоим образом не связаны с заботой о удобстве человека в работе с этой машиной.
(слайд 5)
Дизайн как область искусства предметного мира охватывает главным образом вещи, созданные индустриальным путем на современных заводах. Эти вещи служат людям. И поэтому они должны быть красивыми. Это автомобили, холодильники, телевизоры, пылесосы, посуда, мебель и т.д. Ведь очень важно, чтобы посуда была красивой, удобной, легко мылась, чистилась, занимала минимум места при хранении и т.д.
Все эти дополнительные качества, наряду с внешней привлекательностью, как раз и придает посуде художник - проектировщик, дизайнер.
Предметы частого пользования - посуду, мебель, рабочую одежду - стараются делать наиболее спокойной по форме, цвету, чтобы они не надоедали и не привлекали лишнего внимания.
(слайд 6)
Критерии ценности дизайнерских предметов
- Польза
- Удобство.
- Красота.
- Легкость в обращении.
- Безопасность.
- Идивидуальность.
- Покупательная доступность.
Рассматривание образцов, представленных на выставке.
Учащиеся под руководством учителя рассматривают различные предметы: чайные чашки, блюдца, тарелки, светильник, платок; рисунки , фирменные знаки различных предприятий, флаконы.
Актуализация знаний учащихся. (слайд 7)
Учитель. Художественное конструирование – это не просто декоративное оформление изделия, не изящное рисование, а совершенно новый способ проектирования. Художник – конструктор должен создавать удобные и красивые вещи, для этого он должен иметь большой запас знаний и в области техники, и в области моды, парфюмерии, изобразительного искусства.
Что же должен знать дизайнер, приступая к проектированию?
Во-первых, свойства материалов, из которых он будет создавать изделие, и способы его обработки. Например, проектируя чайный сервиз, необходимо знать, что нельзя для производства чайных чашек использовать хрусталь, так как от горячей воды хрусталь трескается.
Во-вторых, необходимо знать, для каких целей предназначено изделие, так как от этого зависит решение формы и украшение предмета.
Какой геометрической формы могут быть предметы?
Учащиеся. Предметы могут быть круглой, квадратной, прямоугольной, овальной, цилиндрической, призматической формы и т.д.
(слайд 8)
Учитель. А всякая вещь, предмет – есть форма
(слайд 9)
Чтобы придумать вещь, предмет, в соответствии с современной дизайнерской мыслью, необходимо сначала научиться «работать» с простыми формами
(слайд 10 -15) Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства и современных дизайнерских решений.
(слайд 16)
Учитель. Одни из простейших форм, составляющих предметы и вещи – это шар (круг), куб (квадрат, прямоугольник)
Если внимательно присмотреться, то предметов круглой формы можно найти вокруг очень много…
- Подумайте и назовите предметы, имеющие форму круга или шара.
- Назовите предметы, имеющие форму куба, прямоугольника, квадрата.
Задание: (слайд 17,18)
- Необходимо интерпретировать, т.е. изменять, преобразовывать текстуру формы шара или круга, куба или квадрата
- Как бы вы не изменили форму (раскалыванием, резанием, делением…),
форма шара, круга, куба или квадрата должна угадываться!
- Надо проявить свою креативность мышления
- Используем черный и белый цвет
- Можно работать тушью, фломастером, гелиевой ручкой
- Используйте уже известные вам, графические приемы.
- Используем черный, белый, серый (ахроматические цвета)
- По желанию можно выполнить свой дизайн-проект в цвете.
- Соблюдаем законы композиции (равновесие, доминанта, целостность…)
- Разработать дизайн-проект одного из предметов быта
Посмотрите, как с этим заданием справились другие ученики (слайды 18 -28)
Практическая работа.
Задание: выполнить дизайн-проект изделия.
Итог урока.
- Выставка работ учащихся.
- Беседа с учащимися по вопросам:
- Расскажите о своей работе: название, преимущества перед существующими моделями; оценка удобства пользования.
- Какие сложности вы испытывали, создавая свое изделие? Как вы их преодолели?
- Понравилась ли вам профессия дизайнера? Если да, то почему?
- Выберите из представленных работ наиболее понравившиеся вам дизайн-проект и объясните свой выбор.
- Выставление отметок. Подведение итогов.
Домашнее задание.
Если кто-то хочет поработать над своим проектом дома, можно взять свои работы.
Дома подобрать иллюстрации, открытки, фото и т.д. к теме: «Рисуем лошадей»