Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе "Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир"
Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе "Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир"
Цель:
? Познакомить учащихся с образом традиционного русского дома – избы;
? Раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой;
? Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус. Слайд № 2
Задачи:
Обучающие:
? Создание учащимися композиции «Деревня»;
? Обогащение словарного и понятийного запаса детей.
? Учить правильно, располагать объекты в пространстве.
Развивающие:
? Совершенствовать конструктивные навыки;
? Развивать навыки индивидуальной творческой деятельности.
? Развитие творческого воображения;
Воспитывающие:
? Воспитывать у учащихся интерес к историческому наследию нашего края.
? Воспитать чувства патриотизма, любви и гордости к русскому народу, к русской Земле.
? Воспитание аккуратности, взаимопомощи. Слайд № 3
Материалы и оборудование:
Оборудование: презентация, иллюстрации, рисунки.
Художественные принадлежности: краски, тряпочка, кисти, баночка с водой, цветные карандаши.
Музыкальный ряд:
Записи русских народных песен, русская народная музыка.
Зрительный ряд:
? Изображение дома,
? фотографии природы, деревянных изб,
? элементов избы, образцы домовой резьбы и наличников.
План урока:
Проверка готовности к уроку
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе "Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир" »
Урок на тему:
«Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир»
По программе Б.Н. Неменского
4 «Б» класс
Учитель: Романова Т. В.
Цель:
Познакомить учащихся с образом традиционного русского дома – избы;
Раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой;
Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус. Слайд № 2
Задачи:
Обучающие:
Создание учащимися композиции «Деревня»;
Обогащение словарного и понятийного запаса детей.
Учить правильно, располагать объекты в пространстве.
Развивающие:
Совершенствовать конструктивные навыки;
Развивать навыки индивидуальной творческой деятельности.
Развитие творческого воображения;
Воспитывающие:
Воспитывать у учащихся интерес к историческому наследию нашего края.
Воспитать чувства патриотизма, любви и гордости к русскому народу, к русской Земле.
Воспитание аккуратности, взаимопомощи. Слайд № 3
Материалы и оборудование:
Оборудование: презентация, иллюстрации, рисунки.
Художественные принадлежности: краски, тряпочка, кисти, баночка с водой, цветные карандаши.
Музыкальный ряд:
Записи русских народных песен, русская народная музыка.
Зрительный ряд:
Изображение дома,
фотографии природы, деревянных изб,
элементов избы, образцы домовой резьбы и наличников.
План урока:
Проверка готовности к уроку
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов
Ход урока:
I.Орг.момент:
Я приглашаю вас сегодня сделать интересную работу, но чтобы она получилась нужно терпение, умение аккуратно работать и помогать друг другу.
Тема нашего урока:
«Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир» слайд 1
2. Беседа по теме урока.
Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни.
Особенности искусства нашей Родины складывались в древности с историей народа, в гармонии его жизни с природой. Сегодня истоки нашего искусства можно увидеть в образе традиционной деревни.
Всем ли понятно слово “гармония”?
Гармония ( от греч. - связь, созвучие, соразмерность) – архитектуре.
В изобразительных искусствах, в природе – стройная согласованность и соразмерное сочетание всех элементов. Слайд 2
Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить.
Изба – русский срубной жилой дом. Главное место в них занимают плети, поэтому называют дома избами ( от слов «истьба», «истопа» - теплое место). Слайд 3
Избы высокие, в два этажа. Нижний этаж - подклеть – защищает от сырости, холода, наводнений. В домах обязательно деревянные полы, на чердаках – песок: всё для тепла.
Как вы думаете, из какого материала строили и строят избы? Слайд 4
Из дерева.
В Сибири воздвигали дома-терема из долговечной лиственницы. Они стоят до сих пор, поражая своей красотой и добротностью. Свидетели старины глубокой – памятники деревянного зодчества Каргополя, Кижей и других мест на Руси поражают разнообразием форм, сплетением архитектурных стилей и высоким мастерством отделки. Уцелевшие произведения деревянной архитектуры относятся к ХVII вв. Слайд 5
Дерево служило основным строительным материалом. Осенью метили подходящие деревья, зимой их рубили и вывозили из леса. В марте – апреле делали сруб: точно подгоняли брёвна друг к другу, возводили стены. Затем на несколько месяцев оставляли. Под собственной тяжестью брёвна плотно прижимались.
Фасад дома слайд 6
Деревенские избы в старину ставили не по порядку, а, как говорили, «на радостном месте», чтобы хозяину было удобно и соседу не мешать. Со временем избы стали выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «У – ЛИЦА».
Улица слайд 7
Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Характер природы формировал способ жизни людей, определял, как добывать пищу, строить дом, что почитать красотой и о чем мечтать.
Учитель: С чего начинается Родина?
Ученики: с дома, улицы, деревушки или города, то есть с малой Родины.
Учитель: тонкие березки, русские избы и огороды, обнесённые простеньким плетнем, - все это такое близкое родное.
Делали из дерева отсюда, и пошло - ДЕРЕВНЯ.
Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит. Слайд № 11
Всякий разумный человек стремился расположить и обустроить свое жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти, холоду было, как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету. Избы славян были непременно обращены дверью на юг. Слайд 8
3. Практическая часть.
Задание: рисунок изображающий русскую деревню, выполняется группой детей .
Сегодня мы должны в своей работе показать гармонию жилья с природой.
Деревня – это не только жилые дома. Это целый мир построек разного назначения. Создавая образ деревни, нужно иметь ввиду богатство деревянного мира:
Давайте обратим внимание на самую сложную задачу – передачу пространства, перспективы. Совместными усилиями решается проблема: как выразительней, естественней, красивее изобразить дома, добиться их гармоничного вхождения в окружающую природу
Самый удачный вариант, при котором есть ближние и дальние дома, т.е. создаётся естественная композиция. В результате учащиеся легко запоминают правила, на которые будут опираться при создании панно: тот, что ближе – крупнее и располагается на листе ниже.
Итог.
Выставка работ.Оценка.
Мне понравились ваши работы по композиционному решению, по построению. Использовали не только знания, полученные на этом уроке, но и привносили свою фантазию, воображение.
Учитель предлагает самим учащимся проанализировать свои работы, используя наводящие вопросы:
1. Что вам хотелось показать в своей работе?
2. Что означает слово гармония?
3. Применялся ли закон перспективы при выполнении нашей работы?