Урок, посвященный народному промыслу - Гжель. Где описывается возникновение данного промысла, его развитие, техника нанесения красками и представлены примеры работ выполненные в этой технике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Истоки и современное развитие промысла. Гжель.»
Искусство Гжели.Истоки и современное развитие промысла.
Урок-презентация в 5 классе по ИЗО программа Б.М.Неменского.
Автор: Рябова Алена Сергеевна
Цель:познакомить учащихся
с искусством Гжели.
Задачи: научить учащихся методам, принципам и техническим приемам работы,
расширить эстетические познания
о народном искусстве, развить индивидуальные творческие способности, воспитать любовь к искусству.
Гжель - это один из крупнейших гончарных промыслов не только в Московской области, но и во всей России.
При слове «гжель» мы сразу представляем белую керамическую
посуду, расписанную синими и голубыми узорами.
Гжельский фарфор – это не только чайные сервизы, вазы, предметы для сервировки, но и
украшения для интерьера, сувениры
разнообразной формы и
размера.
От истоков до наших дней…
Если быть точным с исторической точки зрения, то под этим названием нужно понимать целый район, в который входит более двадцати деревень. Это место находится очень близко от Москвы и на данный момент входит в состав Раменского района Московской области.
Уже в прошлом веке пытались установить связь между промыслом и странным названием местности. Объяснение вполне логичное. Занимались обжигом посуды, и поэтому все производство получило название «Жгель». С течением времени согласные поменялись, и появилось уже привычное название «Гжель», которым потом и назвали самый занятый этим производством район.
В исторических документах упоминания о Гжели датированы еще 1328 годом. Во времена Ивана Грозного она уже значилась в качестве государственных дворцовых волостей.
Еще во время правления Петра 1 предпринимались попытки к организации производства художественной керамики. Результаты данных усилий проявились только к 18 веку. Да этого момента здесь изготавливали совершенно обычную посуду.
С 18 века в Гжели освоили изготовление майолики, которая в России имела название ценина, а в Европе ее называли фаянс.
Цветовая гамма росписи была
довольно скудной. Здесь применяли
синий, белый, лиловый, желтый и
зеленый цвета .
Самым большим достижением
мастеров того времени считаются
изображения птиц.
Уже в начале 19 века появляется и полуфаянс, который считается более прочным и легким в обработке. Полуфаянсовые изделия отличались более строгими формами. Изделия уже создавались более совершенные.
Цветовая гамма данной группы изделий подбиралась достаточно долго. Применяли синий и зеленый цвета. Затем попробовали использовать только коричневый. Решено было остановиться на синем цвете. Раз стали использовать для украшения изделий только один цвет, то пришлось и совершенствовать технику нанесения рисунка.
Затем появился фаянс. Он имеет тонкий черепок белого цвета, который покрывают прозрачной глазурью. Для данного вида керамики в Англии даже разработали особый метод переводной печати.
Полихромные рисунки имели выразительные акценты, все так же видна плоскостность изображения. Появляется печатный рисунок. Здесь уделялось основное внимание именно качеству технического исполнения. Это была сложная композиция. Вокруг основного сюжета изображался растительный орнамент. Фон выполнялся в широкой гамме градаций цвета. Стали изображать и военные сцены.
Конец 19 и начало 20 века явилось периодом, когда гжельская керамика перестала развиваться. В этот момент кустарное производство приходило в упадок.
Современные гжельские изделия начинают появляться лишь в конце 40-х годов. Здесь большую роль играет уже научная основа.
А. Салтыков возглавил эту работу. Именно он является знатоком и исследователем гжельской керамики.
Основой стали полуфаянсовые изделия, которые датировались первой половиной 19 века, ведь именно этот период считается наиболее ярким в гжельском искусстве.
В 1970-х годах наблюдается заметное расширение выпускаемого ассортимента изделий, тематики их росписи.
Теперь основным становится кистевое письмо. Центральный рисунок перестал был единичным. Теперь это целая композиция.
Восстанавливать майоликовые изделия 18 века также начали лишь в середине 1940-х годов. Основная работа происходила в 70-х годах.
Сегодня массовое производство гжельской керамики – это многочисленные мастера и ручной труд.
Современные стилевые особенности при производстве гжели – применение на фарфоре подглазурной синей кобальтовой краски.