Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий на уроке ИЗО»
Использование игровых технологий в учебной и внеурочной деятельности при обучении детей с ОВЗ
Технология
— от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ), применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ
Игровые техногологии
Проектная деятельность
Технология проблемного обучения
Технология разноуровневого обучения
Коррекционно- развивающие технологии
Здоровьесберегающие технологии
Информационно-коммуникативные технологии
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Игровая технология
самая актуальная и особенно хорошо «работает» при обучении и воспитании детей ОВЗ, поскольку игра не только считается одним из основных видов деятельности детей младшего школьного возраста, но и признана действенным обучающим и воспитательным инструментом, который понятен и интересен детям.
Понятие «игровые педагогические технологии»включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Дидактические
игры
Настольные игры
Сюжетно-ролевые
игры
Творческие
задания
Внеклассные
мероприятия
Сказочные
персонажи
Методы и формы работы с детьми с ОВЗ
факультативы
конкурсы
кружки
олимпиады
Внеурочная работа
Воспитательная работа в школе
Игровая формаурока создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Очень важно при конструировании учебного процесса, моделировать разные проблемные ситуации жизни, решающие через введение игровой ситуации.
Аукцион
Заочная
Путешествие
экскурсия
Турнир
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям
дидактическая цель
ставится перед учащимися в форме игровой задачи
учебная деятельность подчиняется правилам игры
учебный материал используется в
качестве
ее средства
в учебную деятельность вводится элемент соревнова-
ния, который переводит дидактичес-
кую задачу в игровую
успешное выполнение дидактичес-
кого задания связывается с
игровым результатом
Воздействие игровых форм обучения на развитие детей невозможно переоценить
В
игре
активно обогащается
и
развивается словарь школьника с ОВЗ
Игра формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметах, окружающего мира
Систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальнос
тей, представление о трудовой деятельности
Игра
помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, переживаний, связанный с игровыми действиями
Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:
Обучающая
Развлекательная
Коммуникативная
закрепление знаний, формирование умений и навыков, в том числе общеучебных, развитие памяти, внимания, мышления
Релаксационная
создание благоприятной атмосферы на занятии, развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес
Коррекции
объединение коллектива учащихся, установление эмоциональных контактов; свободное сотрудничество школьников с учителем
снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении
внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр
Обучающие
Контролирующие
Тренировочные
Обобщающие
В отличие от игр педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и учитель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.
Игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины. Практика показывает, что роль игры в воспитании немаловажна. Игра выступает как подготовительный этап развития ребенка. Поэтому использование игр в воспитательном процессе в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое.
Требования при подборе игрдля детей с ОВЗ
Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития
Учет
Подбор
структуры дефекта
игрового материала с постепенным усложнением
Связь содержания
Соответствие коррекционной цели занятия
Учет
игры с системой знаний ребенка
принципа смены
видов деятельности
Соответствие
Использование
ярких, озвученных игрушек и пособий
игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность
В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в процессе игры развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.
1
Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации .
2
Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития младшего школьника, следует при планировании работы с детьми оставлять достаточно времени для игровой деятельности, дающей так много радости ребенку.
3
Литература
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 2001.;
2. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Петрусинского. -М., 1994. 3. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М.,1987. 4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе организации и интенсификации деятельности учащихся». – М.,1999. 5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии – [Текст] / Г. К. Селевко. – М.: Просвещение, 1998.
6. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 9 – 11 лет. – М., 1998.;
7. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 2003.
Решение педагогического совета
Предлагаю использовать игровые технологии в рамках внеурочной деятельности, как одно из средств воспитания и обучения детей с ОВЗ.