kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гжель- русский художественный промысел.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детям нужно знать народное творчество своей страны, в этом залог сохранения художественной культуры прошлых поколений, развития ее традиций.

Данное занятие направлено на ознакомление с традициями гжельского промысла, развитие декоративного стиля, освоение приемов гжельской росписи. Занятие способствует развитию фантазии, творческого потенциала и эстетического вкуса.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гжель- русский художественный промысел. »

Гжель. Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса! Л. Куликова. Подготовила преподаватель Новозыбковской детской художественной школы: Рожкова И.В.

Гжель.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Л. Куликова.

Подготовила преподаватель Новозыбковской детской художественной школы: Рожкова И.В.

Цель занятия:  познакомить учащихся с историей развития гжельского промысла, основными мотивами, сюжетами промысла, формировать умения учащихся создавать свои композиции, основываясь на основных элементах народного промысла, воспитывать чувство прекрасного, развитие фантазии, творческого потенциала и эстетического вкуса.   Материал: лист бумаги, гуашь синяя, белая, черная, палитра, кисти.

Цель занятия: познакомить учащихся с историей развития гжельского промысла, основными мотивами, сюжетами промысла, формировать умения учащихся создавать свои композиции, основываясь на основных элементах народного промысла, воспитывать чувство прекрасного, развитие фантазии, творческого потенциала и эстетического вкуса. Материал: лист бумаги, гуашь синяя, белая, черная, палитра, кисти.

Гжель  — один из традиционных российских центров производства керамики.  — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст», который расположен примерно в 60 километрах от Москвы.

Гжель  — один из традиционных российских центров производства керамики.

 — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст», который расположен примерно в 60 километрах от Москвы.

Поскольку Гжель является старинным центром производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды, ещё в 19 веке появились попытки связать непонятное название местности с её специализацией. Посуду жгут, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель .

Поскольку Гжель является старинным центром производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды, ещё в 19 веке появились попытки связать непонятное название местности с её специализацией.

Посуду жгут, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель .

История промысла. Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17 века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости. В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды».

История промысла.

Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17 века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости. В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды».

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду , изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки , снабжая ими Москву. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле . Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы .

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду , изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки , снабжая ими Москву.

Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле . Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы .

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью. Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы , нашли состав белой фаянсовой массы . Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы , нашли состав белой фаянсовой массы . Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.

Тематика гжельского рисунка. Тематика гжельского рисунка в прошлые времена являлась результатом творчества людей, как правило, неграмотных, но талантливых. В большинстве случаев гжельские гончары воспроизводили в росписях окружающий мир.  На сегодняшний день тематика гжельского рисунка делится на 3 вида: растительная (травка, злаки, ягоды, веточки, гирлянды цветов и т.д.); орнаментальная. В первую очередь - это

Тематика гжельского рисунка.

Тематика гжельского рисунка в прошлые времена являлась результатом творчества людей, как правило, неграмотных, но талантливых. В большинстве случаев гжельские гончары воспроизводили в росписях окружающий мир.

На сегодняшний день тематика гжельского рисунка делится на 3 вида:

растительная (травка, злаки, ягоды, веточки, гирлянды цветов и т.д.);

орнаментальная. В первую очередь - это "шашечки" (несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика). Сюда можно отнести гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики».

cюжеты (природа и времена года ).

Техника гжельского рисунка имеет две основные особенности: наносится только вручную ; использование краски 3-х основных цветов: белого (фон изделия), синего и голубого (сам рисунок) . Насчитывается больше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига. Инструменты гжельского живописца: кисточки, стеклянная палитра, шпатель для смешивания красок.  Главный секрет гжельского рисунка - нанесение мазков , которые всегда считались родовой приметой искусства. Правильная технология гжельского рисунка подразумевает правильное соотношение синего и белого цветов, а также отличие каждого последующего мазка от предыдущего.

Техника гжельского рисунка имеет две основные особенности:

наносится только вручную ;

использование краски 3-х основных цветов: белого (фон изделия), синего и голубого (сам рисунок) . Насчитывается больше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига.

Инструменты гжельского живописца: кисточки, стеклянная палитра, шпатель для смешивания красок. Главный секрет гжельского рисунка - нанесение мазков , которые всегда считались родовой приметой искусства. Правильная технология гжельского рисунка подразумевает правильное соотношение синего и белого цветов, а также отличие каждого последующего мазка от предыдущего.

Основные элементы и мотивы.

Основные элементы и мотивы.

Изделия с гжельской росписью.

Изделия с гжельской росписью.

Композиции по мотивам  гжельской росписи.

Композиции по мотивам гжельской росписи.

Закрепление знаний  Тест:  1. Гжель – это  а) один из традиционных российских центров производства керамики.  б) один из традиционных российских центров производства игрушек.  в) один из традиционных российских центров производства тканей.

Закрепление знаний Тест: 1. Гжель – это а) один из традиционных российских центров производства керамики. б) один из традиционных российских центров производства игрушек. в) один из традиционных российских центров производства тканей.

2. Кто первым научился технике изготовления фарфора:  а) Г. Н. Храпунов ,  б) Павел Куликов.   3. Выберите гжельские мотивы:        а б

2. Кто первым научился технике изготовления фарфора: а) Г. Н. Храпунов , б) Павел Куликов. 3. Выберите гжельские мотивы: а б

4. Выберите гжельские изделия:    а б в

4. Выберите гжельские изделия: а б в

5. Что не относится к гжельскому промыслу?     а б в

5. Что не относится к гжельскому промыслу? а б в

6. На каком рисунке костюм изготовлен по мотивам гжели?   а б в

6. На каком рисунке костюм изготовлен по мотивам гжели? а б в

Творческое задание:   Украсьте елочную игрушку, используя элементы и мотивы гжельского промысла.

Творческое задание: Украсьте елочную игрушку, используя элементы и мотивы гжельского промысла.

У мастеров получилось так, а как получится у вас...

У мастеров получилось так, а как получится у вас...

А вот что получилось у ребят.

А вот что получилось у ребят.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гжель- русский художественный промысел.

Автор: Рожкова Ирина Владимировна

Дата: 28.12.2014

Номер свидетельства: 148564

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "конспект урока на тему: русский народный промысел - Гжель "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-russkii-narodnyi-promysiel-gzhiel"
    ["file_id"] => string(6) "121473"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413981901"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Презентация: "Народные художественные промыслы" "
    ["seo_title"] => string(54) "priezientatsiia-narodnyie-khudozhiestviennyie-promysly"
    ["file_id"] => string(6) "133433"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416505049"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "Конспект урока по изобразительному искусству по теме:«Происхождение и виды орнамента, основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве »5 класс" "
    ["seo_title"] => string(155) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-po-tiemie-proiskhozhdieniie-i-vidy-ornamienta-osnovnyie-ornamiental-nyie-motivy-v-mirovom-iskusstvie-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "111784"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407931223"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Консультации по инновационной деятельности Старинный русский промысел - Гжель."
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsii_po_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_starinnyi_russkii_promysiel_gzhi"
    ["file_id"] => string(6) "386519"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485954865"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "НАРОДНОЕ  ИСКУССТВО  НА УРОКАХ  ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(56) "narodnoie-iskusstvo-na-urokakh-diekorativnogo-risovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "229353"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441713213"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства