Презентация для учащихся 5 класса. В ней рассказывается о нескольких народных промяслах, которые занимаются глиняной игрушкой, в том числе и о романовской игрушке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
МБОУ СОШ села КузьминскиеОтвержки Липецкого муниципального района
«Глиняная игрушка»
Выполнила Маркина Галина Викторовна
Содержание
1. Керамика
2.Разнообразие глиняной игрушки
- абашевская,
- каргопольская,
- филимоновская,
- дымковская
3.Село Романово.Романовская игрушка
4.Маркин Виктор Васильевич
5.Разнообразие сюжетов
-птицы,
-звери,
-“Романушка”
6. Заключение
Керамика
Керамические фигурки - вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений, древнейшие игрушки, их лепили еще до повсеместного изготовления глиняной посуды, до изобретения гончарного круга.
Изготовляли их, чтобы задобрить духов-охранителей человека, спасти и приумножить его жилища, скот и посевы. В них ярко отразились древние верования, суеверия, в них непосредственно и ярко выражается душа, психология автора.
Разнообразие глиняной игрушки
Абашевская игрушка - с.Абашево Беднодемьяновского района Пензенской области. Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг. Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик. В Абашеве заготовка игрушки покрывается сплошной яркой краской, которая затем дополняется серебряной или золотой. Этот прием ("оживка") придает игрушкам индивидуальный, весьма сувенирный характер
Каргопольская игрушка - г.Каргополъ Архангельской области. Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур. В настоящее время делаются попытки восстановить каргопольское гончарное ремесло
Филимоновская игрушка - д.Филимонова, г.Одоев Одоевского района Тульской области. Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.
Дымковская игрушка - г.Вятка. Промысел игрушки уже в XIX в. приобрел самостоятельное значение, выделившись из гончарства. Название игрушки связано с местом изготовления - слободой Дымково (ныне - район г. Вятки). Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре. Наиболее характерны женские фигуры ("барыни", "кормилицы"). Большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни. Праздничный и нарядный облик игрушек создается росписью по меловому фону, в основе росписи - геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги.
Село Романово. Романовская игрушка.
Романовская игрушка сформировалась в 17 веке, и называется по месту основного поселения ремесленников, завезённых в 17 веке с Рязанщины боярином Романовым в Липецкий уезд Тамбовской губернии.Сельские гончары возили в уездный город традиционный товар: кувшины, чайники, вазоны, кринки для молока и др. – всего примерно 70 видов бытовых изделий. А также игрушки. В 19 - начале 20-го века романовская игрушка была очень популярна, её коллекционировали.
В период коллективизации промысел был практически истреблён. Работали только отдельные мастера В. И. Митин и А. Ф. Коняхин.Известность народному промыслу в 80-е годы 20-го века вернул потомственный гончар И. Ф. Гункин. В.В. Маркин полностью воссоздал традицию романовской игрушки, продолжает традиции мастера Гункина по сохранению архаики игрушки, и создаёт авторские разработки.
Маркин Виктор Васильевич
Маркин Виктор Васильевич – художник и педагог, народный мастер России. Член Союза художников c 2000 г. Основные жанры творчества – живопись, глиняная игрушка, мелкая пластика. Один из немногих мастеров России, продолжающий традиции исконной русской игрушки в современном культурном пространстве.
Разнообразие сюжетов
Романовская игрушка – местная липецкая пластическая школа, отличная от каргопольской, абашевской, дымковской, филимоновской и др. В ней насчитывается всего 42 сюжета, но двух одинаковых игрушек не бывает, в каждой запечатлевается индивидуальность мастера. За кажущейся простотой – опыт мастеров многих поколений. В чистоте линий и простоте замысла – искра Божья.
Птица – культовый знак, известный еще с каменного века. Самое широкое распространение, птица, как культовый символ и декоративный мотив, получила в искусстве восточных славян. Птице приписывались разнообразные свойства и функции, ей отводилось особое место на вершине дерева жизни. Большая роль принадлежит птицам, как помощникам Бога, чаще всего, Бога грома.
В музейных коллекциях хранится несколько животных.Все они – варианты раз найденной, разработанной декоративной формы. Ни одна из них не повторяет другую. Именно в этой вариативности суть народной традиции, ее живое дыхание.
Женским персонажем романовской глиняной игрушки является “Романушка” – жительница села Романово. По форме игрушка почти цилиндрическая, сильно вытянутая по вертикали, колокол юбки к низу несколько расширяется. Декоративные налепы – ленты, бусы несколько разбивают вертикаль и уравновешивают фигурку.
«Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники,люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи.» /А.М.Горький/
«Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники,люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи.» /А.М.Горький/