познакомить учащихся с понятиями и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни, познакомить учащихся с традициями в росписи глиняной игрушки, формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В ГЛИНЯНЫХ ИГРУШКАХ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
СТ. БАТУРИНСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по изобразительному искусству
в 5 классе
ТЕМА:
«ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В ГЛИНЯНЫХ ИГРУШКАХ».
Учитель изобразительного искусства
Рожкевич Оксана Алексеевна
ст. БАТУРИНСКАЯ
«Единство формы и декора в глиняных игрушках».
Цель:
познакомить учащихся с понятиями и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни, познакомить учащихся с традициями в росписи глиняной игрушки, формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен.
1. Организационный момент.
Знаете ли вы, как жили наши предки?
С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений.
Презентация с изображением явлений природы.
2. Актуализация опорных знаний.
Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, грозу, воду, растения, землю.
Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.
Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов.
3. Формирование новых знаний.
Так появилось декоративно-прикладное искусство.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.
Сегодня мы с вами познакомимся с росписью глиняных игрушек. Декор их тоже отличается, как и пластическая форма. В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые нам: конь, птица, берегиня, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.
Презентация.
Декоративно-прикладное искусство – это украшение предметов быта художниками и народными умельцами.
Древние люди наполняли свою жизнь предметами с символическими изображениями солнца в виде розеток и полурозеток с узорами внутри окружности; земли в виде горизонтальных лини, прямоугольников, ромбов; воды в форме вертикальных и горизонтальных линий. Такие изображения называются солярными знаками. Из этих знаков выстраивали орнамент.
Основным источником для создания орнамента, была природа.
На шкурах зверей, змей, гусениц, крыльях птиц и бабочек, на растениях и плодах природа нарисовала чудесные узоры, открыв человеку бесконечное множество орнаментальных форм и цветовых оттенков.
Цвет тоже имел символическое значение:
Черный – символизировал землю;
Красный – жизнь, кровное родство;
Желтый – солнце, свет;
Синий, голубой – вода земная, небеса;
Белый – чистота;
Зеленый – молодость, ростки.
В древних русских узорах нет кричащих цветов, все они согласованы между собой и построены в единой цветовой гамме.
Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы, и древа жизни.
Берегиня– так называли изображение женщины. Это наиболее почитаемое божество олицетворяло плодородие земли, источник жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян.
Древо жизни – символ вечной жизни, процветающей природы. Изображалось в виде разветвленного растения с причудливыми пташками на ветвях, либо цветами и плодами.
Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства, был одним из древнейших образов солнца, движение солнца по небу, символом крепости крестьянской жизни.
Птицы – изображения птиц были особенно разнообразными и красивыми. С удивительными гребнями, хвостами и узорчатыми перьями. Птицы – символ счастья, весны, тепла и света.
Удивительно красивым был быт трудолюбивого крестьянина, окружавшего себя яркими, красивыми предметами и изображениями.
Радостнее было терпеть тяготы труда, переживать суровые зимы, преодолевать горести и болезни в доме, излучающем радость, тепло и добро.
Просмотр презентации с комментариями учащихся.
В рабочих тетрадях записи новых понятий.
Выступление учащихся с краткими сообщениями по теме.
1. Ученик.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла. Форма игрушек очень пластичная и обобщенная, и все же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к созданию ее образа.
2. Ученик.
В деревне Филимоново Тульской области с древних времен существует производство знаменитых филимоновских игрушек.
Фигуры с вытянутыми пропорциями, мягкими очертаниями формы выглядят очень стройными и изящными. Они вылеплены из белой, с синеватым оттенком, податливой глины. Высокие стройные женские фигурки часто держат что- то в руках, мужские фигуры под стать им: статные, длинноногие, чуть смешные. Очень большое разнообразие образов воплотила в себе игрушка. Здесь и удивительные кони с длинными шеями, домашние животные, птицы. У персонажей филимоновской игрушки небольшая голова плавно перетекает в длинную шею и придает фигурке горделивую осанку, легкость силуэта и устремленность ввысь.
Любимые цвета мастеров этой игрушки – интенсивный красный, малиновый. Они горят еще ярче в соседстве с желтым, темно – синем и зеленым. Орнамент росписи простой: узкие полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы. Эти мотивы знакомы нам из узорного ткачества, вышивки, росписей. Простой и легкий узор хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами фигуры.
3. Ученик.
Родина каргопольских игрушек – русский Север, Архангельская область.
Пропорции этих фигурок противоположны филимоновской – приземисты, неуклюжи и тяжеловесны. Веселые плосковатые лица, короткие руки делают фигуру забавной и шутливой.
Любимым персонажем каргопольской игрушки всегда был Конь-Полкан или Полихан-Чудо с головой и туловищем человека и телом коня.
Мастера Каргополья создали свой мир глиняной сказочной игрушки, где живут крепкие веселые люди и добродушные звери и птицы.
Роспись каргопольских игрушек очень выразительная и простая. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца – большие огненные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.
4. Ученик.
Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими народными игрушками благодаря ее колориту. Это, прежде всего снежной белизны фон, по которому написан простой узор. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, зеленый.
Дымково – бывшая заречная слобода города Вятки. В ней уже больше 200 лет мастера лепят декоративную игрушку. Высотой они 20-25см. Рецепт изготовления игрушки не так прост. Сначала замешивают из красной глины тесто, из него лепят игрушки, затем обжигают в печи. Форма игрушек монолитна, а силуэты отличаются легкостью, плавностью и округлостью. Игрушки составлялись из разных частей, соединяемых между собой. К туловищу крепились лепные детали: изящные оборки, воланы, жгуты. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор.
Роспись начинается с того, что фигурки покрывают слоем мела, разведенного на снятом молоке. На белый фон начинают наносить многоцветные узоры, чаще всего геометрический узор. Применяют до 8 цветов, добавляя сусальное золото. В палитре дымковских мастеров почти отсутствует смешение цветов.
Мастер продуманно использует выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте природы тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают яркие цвета.
5. Ученик. Сегодня мы познакомились с наиболее самобытными и известными глиняными промыслами. Игрушки создавали во многих российских городах и селах, где и сейчас существуют производства абашевской, тульской, курской, липецкой, каргопольской, филимоновской и дымковской игрушек.
Интерес к народной глиняной игрушке вызван не только ее ценностью как музейного экспоната. Она близка своим художественным содержанием – поэтичностью, меткостью выраженных характеров, остроумной шуткой, чувством радости и полноты жизни.
Задание: декоративно оформить в цвете, выполненную на предыдущем уроке фигуру глиняной игрушки (на выбор).