kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В ГЛИНЯНЫХ ИГРУШКАХ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

познакомить учащихся с понятиями и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни, познакомить учащихся с традициями в росписи глиняной игрушки, формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В ГЛИНЯНЫХ ИГРУШКАХ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

СТ. БАТУРИНСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН










ОТКРЫТЫЙ УРОК


по изобразительному искусству

в 5 классе


ТЕМА:

«ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В ГЛИНЯНЫХ ИГРУШКАХ».





Учитель изобразительного искусства

Рожкевич Оксана Алексеевна










ст. БАТУРИНСКАЯ

«Единство формы и декора в глиняных игрушках».

Цель:

познакомить учащихся с понятиями и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни, познакомить учащихся с традициями в росписи глиняной игрушки, формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен.


1. Организационный момент.

Знаете ли вы, как жили наши предки?

С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений.


Презентация с изображением явлений природы.


2. Актуализация опорных знаний.


Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, грозу, воду, растения, землю.

Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.

Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов.


3. Формирование новых знаний.


Так появилось декоративно-прикладное искусство.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.

Сегодня мы с вами познакомимся с росписью глиняных игрушек. Декор их тоже отличается, как и пластическая форма. В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые нам: конь, птица, берегиня, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.


Презентация.

Декоративно-прикладное искусство – это украшение предметов быта художниками и народными умельцами.

Древние люди наполняли свою жизнь предметами с символическими изображениями солнца в виде розеток и полурозеток с узорами внутри окружности; земли в виде горизонтальных лини, прямоугольников, ромбов; воды в форме вертикальных и горизонтальных линий. Такие изображения называются солярными знаками. Из этих знаков выстраивали орнамент.

Основным источником для создания орнамента, была природа.

На шкурах зверей, змей, гусениц, крыльях птиц и бабочек, на растениях и плодах природа нарисовала чудесные узоры, открыв человеку бесконечное множество орнаментальных форм и цветовых оттенков.


Цвет тоже имел символическое значение:

Черный – символизировал землю;

Красный – жизнь, кровное родство;

Желтый – солнце, свет;

Синий, голубой – вода земная, небеса;

Белый – чистота;

Зеленый – молодость, ростки.


В древних русских узорах нет кричащих цветов, все они согласованы между собой и построены в единой цветовой гамме.

Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы, и древа жизни.


Берегиня – так называли изображение женщины. Это наиболее почитаемое божество олицетворяло плодородие земли, источник жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян.

Древо жизни – символ вечной жизни, процветающей природы. Изображалось в виде разветвленного растения с причудливыми пташками на ветвях, либо цветами и плодами.

Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства, был одним из древнейших образов солнца, движение солнца по небу, символом крепости крестьянской жизни.

Птицы – изображения птиц были особенно разнообразными и красивыми. С удивительными гребнями, хвостами и узорчатыми перьями. Птицы – символ счастья, весны, тепла и света.

Удивительно красивым был быт трудолюбивого крестьянина, окружавшего себя яркими, красивыми предметами и изображениями.

Радостнее было терпеть тяготы труда, переживать суровые зимы, преодолевать горести и болезни в доме, излучающем радость, тепло и добро.


Просмотр презентации с комментариями учащихся.

В рабочих тетрадях записи новых понятий.







Выступление учащихся с краткими сообщениями по теме.

1. Ученик.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла. Форма игрушек очень пластичная и обобщенная, и все же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к созданию ее образа.


2. Ученик.

В деревне Филимоново Тульской области с древних времен существует производство знаменитых филимоновских игрушек.

Фигуры с вытянутыми пропорциями, мягкими очертаниями формы выглядят очень стройными и изящными. Они вылеплены из белой, с синеватым оттенком, податливой глины. Высокие стройные женские фигурки часто держат что- то в руках, мужские фигуры под стать им: статные, длинноногие, чуть смешные. Очень большое разнообразие образов воплотила в себе игрушка. Здесь и удивительные кони с длинными шеями, домашние животные, птицы. У персонажей филимоновской игрушки небольшая голова плавно перетекает в длинную шею и придает фигурке горделивую осанку, легкость силуэта и устремленность ввысь.

Любимые цвета мастеров этой игрушки – интенсивный красный, малиновый. Они горят еще ярче в соседстве с желтым, темно – синем и зеленым. Орнамент росписи простой: узкие полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы. Эти мотивы знакомы нам из узорного ткачества, вышивки, росписей. Простой и легкий узор хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами фигуры.


3. Ученик.

Родина каргопольских игрушек – русский Север, Архангельская область.

Пропорции этих фигурок противоположны филимоновской – приземисты, неуклюжи и тяжеловесны. Веселые плосковатые лица, короткие руки делают фигуру забавной и шутливой.

Любимым персонажем каргопольской игрушки всегда был Конь-Полкан или Полихан-Чудо с головой и туловищем человека и телом коня.

Мастера Каргополья создали свой мир глиняной сказочной игрушки, где живут крепкие веселые люди и добродушные звери и птицы.

Роспись каргопольских игрушек очень выразительная и простая. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца – большие огненные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.




4. Ученик.

Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими народными игрушками благодаря ее колориту. Это, прежде всего снежной белизны фон, по которому написан простой узор. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, зеленый.

Дымково – бывшая заречная слобода города Вятки. В ней уже больше 200 лет мастера лепят декоративную игрушку. Высотой они 20-25см. Рецепт изготовления игрушки не так прост. Сначала замешивают из красной глины тесто, из него лепят игрушки, затем обжигают в печи. Форма игрушек монолитна, а силуэты отличаются легкостью, плавностью и округлостью. Игрушки составлялись из разных частей, соединяемых между собой. К туловищу крепились лепные детали: изящные оборки, воланы, жгуты. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор.

Роспись начинается с того, что фигурки покрывают слоем мела, разведенного на снятом молоке. На белый фон начинают наносить многоцветные узоры, чаще всего геометрический узор. Применяют до 8 цветов, добавляя сусальное золото. В палитре дымковских мастеров почти отсутствует смешение цветов.

Мастер продуманно использует выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте природы тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают яркие цвета.


5. Ученик. Сегодня мы познакомились с наиболее самобытными и известными глиняными промыслами. Игрушки создавали во многих российских городах и селах, где и сейчас существуют производства абашевской, тульской, курской, липецкой, каргопольской, филимоновской и дымковской игрушек.

Интерес к народной глиняной игрушке вызван не только ее ценностью как музейного экспоната. Она близка своим художественным содержанием – поэтичностью, меткостью выраженных характеров, остроумной шуткой, чувством радости и полноты жизни.


Задание: декоративно оформить в цвете, выполненную на предыдущем уроке фигуру глиняной игрушки (на выбор).











Стихотворение К.Фофанова:


«Чем знаменито Дымково»

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично –

Ликующе и празднично.

В ней молодость – изюминка,

В ней удаль и размах…

Сияйте, охра с суриком,

По всей земле в домах!

Сияйте охра с суриком,

Чтоб всем – светло, не сумрачно!

И злость, и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымково

Растают навсегда!


Подведение итога урока. Анализ работ учащихся.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В ГЛИНЯНЫХ ИГРУШКАХ

Автор: Рожкевич Оксана Алексеевна

Дата: 22.10.2016

Номер свидетельства: 351312

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Презентация на тему: "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках" 5класс "
    ["seo_title"] => string(98) "priezientatsiia-na-tiemu-drievniie-obrazy-iedinstvo-formy-i-diekora-v-narodnykh-ighrushkakh-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "144622"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418752943"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Народная глиняная игрушка"
    ["seo_title"] => string(31) "narodnaia-ghlinianaia-ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "284157"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453921474"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "урок ИЗО в 5 классе по теме "Дымковская игрушка" "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-izo-v-5-klassie-po-tiemie-dymkovskaia-ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "138632"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417584665"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Тема: Единство формы и декора в игрушках."
    ["seo_title"] => string(41) "tema_edinstvo_formy_i_dekora_v_igrushkakh"
    ["file_id"] => string(6) "657514"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1728717892"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по изобразительному искусству "Дымковская игрушка" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-dymkovskaia-ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "133828"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416587698"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства