В данной презентации рассмотрены основные народные промыслы глиняной игрушки, представлена методика изготовления глиняной свистульки на занятиях скульптуры в художественной школе. Занятие рассчитано для детей 10-11 лет.
Презентация состоит из двух частей: 1 - Народная глиняная игрушка, 2 - Изготовление свистульки по мотивам народной игрушки. В рамках художественной школы количество учебных часов по теме – 6ч.; 2 занятия по 3 учебных часа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Народная глиняная игрушка. Изготовление свистульки" »
Народные глиняные игрушки
Выполнила преподаватель
МОУДОД «Сланцевская
детская художественная школа»
Николаева Анастасия Николаевна
Глина – один из древнейших материалов, используемых человеком. 5 тысяч лет назад в Месопотамии была изобретена письменность и первой бумагой была глина .
Из неё изготавливали
различную посуду: чаши,
блюда, кувшины,
светильники, кирпичи,
изразцы.
Изделия из обожженной глины называют керамикой. Издревле глина использовалась как своеобразное целебное средство. Например, чтобы снять боль в суставах, накладывали на больные места пластырь из глины, разведенной в горячей воде с до-
бавлением керосина.
А из белой глины, называемой «земляным жиром» европейцы изготавливали лакомство наподобие конфет.
С помощью раскаленного кирпича и травы полыни и можжевельника ………….
наши предки дезинфицировали
помещение и изгоняли из него
мух и комаров.
В Южной и Юго-Восточной Азии многоярусные пагоды возводили из сырой глины. Пагоду по мере строительства,изнутри и снаружи
обкладывали дровами,
которые исполняли роль
лесов и опалубки. При
завершении строительства и высыхании здания , вся древесина сжигалась ,и здание приобретало необходимую прочность.
И, конечно же, из глины изготавливали игрушки. Часто игрушки служили оберегами – защитниками детей от злых сил и бед. По верованиям наших предков разнообразные свистульки, погремушки и трещотки своим шумом и свистом отгоняли от детей злых духов, а красотой и яркостью привлекали
добрых.
Узоры, которыми
«разряжали» игрушки,
имели древние символы:
круги обозначали солнце;
квадраты, ромбы –
пашни; волнистые линии
–то небо, то воду;
прямая горизонтальная
линия – земля,
ветви елей – лес.
Дымковская игрушка
Наибольшую известность получила дымковская игрушка. А появилась она в Дымковской слободе под г.Вятка (ныне г.Киров) в XIXвеке.
В любой порядочной избушке
Есть место дымковской игрушке !
Какие чудные зверюшки
Лошадки, курочки, индюшки!
У барыни на коромысле
Ведерки синие повисли
А у другой румяной пышки
Под боком милые детишки!
Предварительных рисунков-эскизов мастера не делали, а лепили людей и зверей как представляли. После обжига
в печи глина выходила
ярко-оранжевой.
Сначала все игрушки
грунтовали в молоке с
мелом. А по белому
наносили яркие узоры
красным, малиновым,
желтым, оранжевым,
синим, зеленым, черным.
Узор строго геометрический. Часто для большейнарядности мастера наклеивали
на игрушки ромбики из фольги сусального золота.
Филимоновская игрушка
Эти игрушки издеревни Филимоново, чтонеподалеку от старинногогорода Одоева в Тульскойобласти.
Легенда рассказывает, что жил некогда дед Филимон, что делал он для местных ребятишек игрушки из глины, которую находил на берегу реки Упы. Цвет этой глины иссиня-серый и называют её «синика», в огне же она превращается в поблескивающую белую. Так и начался промысел, а деревня получила название Филимоново.
Филимоновскую игрушку выделяет вытянутость форм и очень яркая роспись- малиново-красного, изумрудно-зеленого , синего и желтого цветов. Узоры – полосы, дуги, точки, круги, овалы, пересекающиеся штрихи, розетки-солнышки, лучистые звездочки – в разнообразных сочетаниях создают веселую пестроту и нарядность.
«Князьки» Больших Гончаров
Рассказывают будтовыходцы из Филимоновапоселились в предместьеТулы и основали тамгончарную слободу – БольшиеГончары. Там во второйполовине XIXв стали делатьглиняные куклы, прозванные«князьками». Фигурки дам,военных, нянек, монахов –стройные и изящные с узкими талиями и маленькими головками.
Цветовая гамма – пастельные цвета: голубой, бледно-сиреневый, розовый, зеленый, охристый, белый. Облик глиняных кукол напоминает фарфоровые статуэтки. Многие дамы изображались с зонтиками, которые крепились к фигурке при помощи проволоки.
Каргопольская игрушка
На р.Онеге стоит городКаргополь, а вокруг него наглинистых земляхраскинулись деревниТокарево,
Гринево,Печниково, Ананьино.
До XX века игрушки были
«обварными» или
«поливными».
В 1930-е годы гончар из д.Гринёво Иван
Васильевич Дружинин начал делать
расписные игрушки.
Красками
неярких
оттенков
покрывают
всплошную
отдельные
части фигуры,
а по ним
наносят узоры черной, белой, желтой,
красной и серебряной красками.
Абашевская игрушка
А вот в селе Абашево Пензинской области исстари игрушечным промыслом занимались мужчины. Особенно
прославился мастер
Ларион Зоткин.
Абашевская игрушка
–это свистульки,
животных сказочного
облика, они покрыты
яркими эмалями,
а иногда бесцветной
глазурью.
Скопинская игрушка
В г.Скопине Рязанскойобласти с давнихвремен изготавливаютглиняныеигрушки изместной глины иглазуруют их зеленой,коричневой, или синейполивой. Особеннолюбимыдраконы,львы, медведи, полканы,птица скопа, сказочнаяптица сирин.
Изготовление свистульки
по мотивам
народной игрушки
1. Взяв комок глины величиной
со сливу, придадим ему форму шара.
2. Затем разомнем его ладонями в
«оладушку» (толщина которой –
не менее 5 мм).
3.Обернем «оладушку» вокруг большого
пальца левой руки – сделаем «пельмешек».
Шов тщательно соединим (сначала
стекой, затем мокрым пальцем).
4. Снимаем заготовку с пальца, закрываем отверстие и ставим форму на животик.
5. Уплотняем хвостик и делаем из него
мундштук (нем.Mund – «рот» stuck – «часть» )
6. Аккуратно придаем заготовке
необходимую форму и загибаем головку.
7. Добавляем ножки.
Изготовление свистка
8. Свисток следует выполнять только на слегка подсушенной глине!
9. Первое отверстие выполняется круглой в разрезе деревянной палочкой на расстоянии 1,5 – 2 см от края хвостика под наклоном к основанию фигурки.