Учебная цель:
• познакомить учащихся с творчеством росписи народной глиняной игрушки;
• создание условий для освоения учащимися практических навыков в росписи народной игрушки;
• расширить кругозор детей о художественных народных промыслах;
• формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов;
Развивающая цель:
• развивать мелкую моторику руки, глазомер, аналитическое мышление, образное воображение, художественный вкус;
• овладение умением самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия.
• актуализировать знания учащихся о роли игры, народных игрушках,
Воспитательная цель:
• создание условий для позитивного коммуникационного поля;
• формировать отзывчивость на красоту росписи народных игрушек; воспитывать интерес и любовь к народным промыслам своей страны.
• Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Форма урока: творческая мастерская.
Вид деятельности: декоративное рисование.
Педагогическая технология: обучение в сотрудничестве.
Место урока в образовательном процессе: второй урок ИЗО по теме "Связь времён в народном искусстве"
Материальное обеспечение: образцы глиняных игрушек: Дымкова, Филимоново, Каргопольска; не расписанные игрушки, компьютер, интерактивная доска, проектор.
Презентация.
План урока
• Организационный момент.
• Актуализация опорных знаний.
• Комплексное применение новых знаний.
• Творческая практическая деятельность учащихся.
• Итог урока:
• выставка и анализ работ;
• обобщение темы урока.
• Домашнее задание.
Ход урока:
Этап
Цель
Формы работы
Прогнозируемый
результат
1.Организационный момент.
Организация внимания учащихся, обеспечение полной готовности к работе. мотивация деятельности.
Музыкальный фон.
- Ребята, каким бы вы хотели видеть наш урок сегодня?
- С каким настроением вы его начинаете? Ваше настроение предлагаю вам отметить на экране погоды. Поместите свою фишку на соответствующее поле
(солнышко - настроение отличное, уверен в себе; солнышко за тучкой – настроение хорошее, готов работать, но есть сомнения). И я тоже покажу вам свое настроение (Учитель помещает свою фишку).
- Ребята, я вижу, что не у всех настроение в начале урока отличное, давайте проведем наш урок так, чтобы в конце его у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
Хороший, лучший, наилучший –
Твои заветные слова.
Чтобы хороший сделать лучшим,
А лучший сделать наилучшим –
Нужны лишь труд, терпенье, голова.
- Вот и сегодня на уроке вам будут помогать труд, ваше терпение и умные головы, которые будут думать и запоминать. Ведь недаром в народе говорят:
«Есть терпение, будет и умение»,
«Голова научит, руки сделают»,
Вызвать интерес к совместной деятельности
2.Актуализация знаний
Обобщить и систематизировать знания по пройденному материалу, актуализировать опорные знания.
- Как вы понимаете, ребята, урок у нас сегодня опять немного необычный. Посмотрите на наш класс. На прошлом занятии он превратился в настоящий цех, а вы были уже не просто ученики школы, а мастера, которые работают в артелях. Каждая артель приехала из своего родного города, и мы с вами совершили путешествие в далёкое прошлое, к мастерам народных глиняных игрушек. Побывав в качестве таких мастеров, вы создали пластический образ одной из этих игрушек. Давайте вспомним эти игрушки, а также чем они отличаются по своей форме. (Класс разделён на группы)
Встаньте, пожалуйста, мастера Дымковской игрушки…Филимоновской игрушки…
Каргопольской игрушки …
Все отличия занесем в таблицу (на доске).
Отличительные особенности народных глиняных игрушек:
форма
орнамент
цвета
Дымковская
игрушка
монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью.
Филимоновская
игрушка
имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными.
Каргопольская
игрушка
приземисты. Они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми.