В презентации «Чем и на чем рисует художник?» показывается в начале учебного года, как более глубокое ознакомление учащихся с инструментами и материалами, которыми пользуется в своем творчестве художник. Содержание презентации разделено на два вида изобразительного искусства:
1.графику;
2. живопись.
В презентации наглядно показываются способы использования таких графических инструментов для рисунка, как
Простой карандаш
- его история создания и особенности работы
- возможности его применения: рисунки линией, штрихом,
Рисование пером и тушью
- история и необходимые принадлежности и особенности работы пером и тушью
- сочетание в работы пером с акварелью
Рисование цветными карандашами и их средства художественной выразительности
- особенности работы цветными карандашами
Работа фломастерами их использование и средства художественной выразительности
-способы, приемы работы и сочетание разных техник
Уголь и его средства художественной выразительности
- способы рисования углем
Рисунки сангиной и его средства художественной выразительности
- способы рисования сангиной
- сочетание сангины с другими графическими материалами
Рисунки шариковой и гелевой ручкой
- способы рисования ручками (в один цвет, и многоцветные рисунки с использованием бумаги разных цветов)
Рисование мелом
-способы рисования мелом
Рисование пастелью
- особенности и способы рисования пастелью
В презентации наглядно показываются технические возможности и способы работы акварельными и гуашевыми красками.
Презентация наглядно знакомит учащихся с возможностями использования художественных материалов и инструментов в своем творчестве, способами их сочетания и какими средствами художественной выразительности можно сделать свои работы интереснее и разнообразнее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Чем и на чем рисует художник?" »
Чем и на чем рисует художник
Учитель ИЗО и МХК , 1 квалификационной категории,
МБОУ гимназии № 30 г.Ульяновска:
Бутузова Наталья Витальевна
«Рисовать надобно уметь прежде, нежели быть художником, потому что рисунок составляет основу искусства…..»
К.И. Брюллов
Художественные материалы для творчества
Материалы и инструменты художника: бумага, картон, холст, карандаши, ластик, кисти, палитра, мольберт, этюдник, краски: акварельные, гуашевые. Правильно организуй своё рабочее место !
Инструменты и материалы для рисунка
Для выполнения рисунков используются многие инструменты и материалы. Для начинающего наиболее пригоден обычный простой карандаш с графитным стержнем. Карандаши"(от тюрк, «кара» — черный и «таш» — камень) бывают твердыми, мягкими, глянцевыми, матовыми, а также различных силы и цвета.
Еще в античную эпоху использовались свинцовые и серебряные штифты. В
Средневековье к ним добавились оловянные и из сплава свинца и олова.
В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый итальянский карандаш (черный мел), который в XVI в. был окончательно вытеснен графитным. Этому способствовало открытие залежей графита в Англии и Италии. Однако первые графитные карандаши плохо держались на бумаге и пачкались. В 1720 г. француз Н. Конте предложил обрамлять графитные стержни деревянными дощечками, чтобы уменьшить их ломкость и сделать более удобными в работе. Почти одновременно чех Й.Хартмут начал изготавливать стержни из смеси графитного порошка и глины. Найденная удачная пропорция этой смеси позволила добиться заданной твердости или мягкости материала.
Графитный карандаш хорошо держится на поверхности бумаги и легко стирается ластиком. При рисовании графитным карандашом на первых этапах рисунок следует вести очень легко, без нажима. Ровное покрытие поверхности, л иста определенным тоном достигается с помощью штрихов, нанесенных в одном направлении. Чтобы получить плавный переход тона от темного к светлому, штрихи наносят чаше или реже, усиливая или ослабляя нажим на грифель.
Графитные карандаши выпускаются различных степеней твердости. Отечественные карандаши имеют 13 степеней твердости, более твердые обозначаются буквой Т (от 1Т до 7Т), более мягкие — буквой М (от 1М до 5М). Импортные карандаши обозначаются соответственно Н и В.
Рисование контурной линией
Линия — это главное выразительное средство рисунка. Линия художника отличается от чертежной. Ее эмоциональная палитра разнообразна: она может быть тонкой, изысканной и жесткой, колючей, угловатой, может быть решительной, смелой, порывистой и неуверенной, робкой
Контурные линии силуэтов Татьяны Марковцевой
Линия также может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Примером может служить рисунок мужского торса, выполненный одним из xвеликих художников эпохи Возрождения Микеланджело. Применение разных по характеру линий дает художнику возможность решать пластические и пространственные задачи.
Штрих — это короткий след пера или карандаша, простейший элемент техники рисования. Различными по направлению и характеру штрихами передаются объемно-пластические и пространственные свойства объектов, их фактура. Системой штрихов можно создать выразительные эффекты динамики, света и тени
1 виды разнообразных линий 2 виды тональной растяжки 3 изменение тональной насыщенности объекта при изменении его цвета
Рисование пером и тушью
С. да Верона. Пророк. Перо, коричневые чернила
С. да Верона. Пророк. Перо, коричневые чернила
С. да Верона. Пророк. Перо, коричневые чернила
С. да Верона. Пророк. Перо, коричневые чернила
В старину использовали тростниковые, соломенные и птичьи перья (гусиные, лебединые, павлиньи, вороньи и т.д.), позволяющие легко изменять толщину линии, варьировать методы штриховки.
Металлические перья распространились с XIX в. Для рисования спользуют металлические перья разных размеров и форм.
Перо, часто сочетающееся с размывкой или подцветкой, дает богатые возможности для виртуозного каллиграфического рисунка (рис. 1.12).
Система рисунка пером во многом сходна с карандашной техникой, но в отличие от последней рисунки трудно исправить, так как раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги. Рисование пером хорошо развивает руку и глаз, но требует собранности, внимания, аккуратности и точности.
С. Да Верона «Пророк» перо, коричневые чернила
Принадлежности для рисования тушью, чернилами
Наброски пером Портрет профессора Королёва ГС Верейский Ф Мей журнальные рисунки ВАСеров рисунок ВН Горяева
Черная китайская тушь
Для выполнения рисунка с черной китайской тушью используется перо.
Интересные возможности для творчества представляет акварель и тушь
Что умеет карандаш Карандашом можно проводить тонкие и толстые , светлые и тёмные, короткие и длинные, прямые и волнистые линии. Образцы линий
Рисунки, выполненные цветными карандашами
Средства художественной выразительности цветных карандашей
Рисование цветными карандашами
Рисование фломастерами
Рисуем фломастерами штрихами и точкой
Рисование углём Большими выразительными возможностями отличается уголь. Он изготавливается обжигом веточек или обструганных палочек различных пород дерева. Степень мягкости угля обусловливается обжигом и породой дерева. В зависимости от характера заточки угля можно не только получить тонкие, четкие линии, но и закрыть большую плоскость. Техника работы углем разнообразна, она может носить и графический и живописный характер. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и различные тональные переходы. Однако уголь легко осыпается, поэтому рисунки следует закреплять специальным фиксатором.
Существует немало замечательных произведений искусства, выполненных в технике угля. Так, например, портрет Элеоноры Дузе (рис. 1.10), сделанный И. Е. Репиным углем на холсте, по своей выразительности не уступает его лучшим живописным портретам.
Существует немало замечательных произведений искусства, выполненных в технике угля. Так, например, портрет Элеоноры Дузе (рис. 1.10), сделанный И. Е. Репиным углем на холсте, по своей выразительности не уступает его лучшим живописным портретам.
Существует немало замечательных произведений искусства, выполненных в технике угля. Так, например, портрет Элеоноры Дузе (рис. 1.10), сделанный И. Е. Репиным углем на холсте, по своей выразительности не уступает его лучшим живописным портретам.
Существует немало замечательных произведений искусства, выполненных в технике угля. Так, например, портрет Элеоноры Дузе (рис. 1.10), сделанный И. Е. Репиным углем на холсте, по своей выразительности не уступает его лучшим живописным портретам.
Существует немало замечательных произведений искусства, выполненных в технике угля. Так, например, портрет Элеоноры Дузе (рис. 1.10), сделанный И. Е. Репиным углем на холсте, по своей выразительности не уступает его лучшим живописным портретам.
Рисование углем
Существует немало Замечательных произведений искусства, выполненных в технике угля. Так, например, портрет Элеоноры Дузе, сделанный И.Е.Репиным углем на холсте, по своей выразительности он не уступает его лучшим живописным портретам.
Рисунки углем
Рисунки сангиной Другим мягким графическим материалом является сангина_ Сангина (от франц. sanguine, от лат. sanguineus — кровавый) — материал в виде палочки-карандаша без оправы, и зготовленные из каолина и окислов железа. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще в пещерах палеолита. В эпоху Возрождения в Европе применялась натуральная сангина — так называемый красный мел. С помощью сангины создаются монохромные рисунки (такие, в которых есть оттенки одного цвета). Наиболее распространенной является сангина с характерным красновато-коричневым цветом. В настоящее время чаще используют сангину, приготовленную искусственно. Она имеет различные оттенки красного — от светлого до красно-коричневого и фиолетового Наносится сангина «штрихом» или в «растушку» (штрих легко растирается ватой), что позволяет добиться разнообразия в тоне.
Рисунки сангиной
Леонардо да Винчи. Две головы. Рисунок сангиной. Леонардо да Винчи. Голова мужчины. Рисунок сангиной.
Рисунок сангиной и углем
Рисунок шариковыми ручками Шариковые ручки знакомы нам больше, чем художественные инструменты; тем более имеет смысл использовать их для рисунка. Они идеальны для быстрых зарисовок, таких как этот эскиз фигуры, выполненный Шарлоттой Стюарт; и хотя их нельзя стереть, неправильные линии можно просто зарисовать сверху, применив более сильный нажим.
Рисунки шариковой ручкой художницы Sarah Esteje
Молодая французская художница Sarah Esteje родилась в 1987 году. После учёбы в LISAA она изучала фотографию в Гобелинсе. Ее рисунки животных выполнены простой шариковой ручкой, но сделано это настолько качественно и изящно, что поневоле думаешь о фотографическом сходстве изображения с оригиналом.
Рисунки шариковой ручкой художницы Sarah Esteje
Рисунки шариковой ручкой
Кстати, не только Sarah Esteje шариковая ручка вдохновляет на творческие подвиги. Художник Juan Francisco Casas тоже создает с ее помощью настоящие шедевры. Только в отличие от своей коллеги, итальянец рисует не животных, а людей.
Рисунки ручкой на обычном листе от тетради
Рисование шариковой ручкой
Рисование в пуантелистической технике графическими материалами .1 «Дерево» Белая гелевая ручка 2 пейзаж
Рисование мелом
Как рисовать пастелью?Пастель - (фр. pastel, от лат. pasta — тесто) "сухая живопись" мягкими цветными мелками, которые изготовляются из пигментов, мела и связующих. В процессе изготовления пастельных карандашей их незасохшая масса выглядит как тесто, паста - отсюда и произошло название. У пастели множество нежных оттенков каждого цвета. Пастель используется как для живописи, так и для рисунка.
Художественные особенности рисования пастелью
Работа мягкими нежными палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или наклеенный на картон холст. Пастель находится на грани между рисунком и живописью. Пастель имеет более тысячи шестисот пятидесяти оттенков. Она и в самом деле и графична, и очень живописна. В пастели соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью.
«Голубые танцовщицы » Э.Дега, пастель.
Рисование пастелью
Свойства акварели Акварель – это водяные краски, растёртые на легко растворяемых водой прозрачных клеях. Акварель легко смывается водой.
Основы техники живописи акварелью Работа кистью: всем ворсом и кончиком кисти
Акварельная живопись
Свойства гуаши Гуашь, как и акварель, - клеевые водорастворимые краски, но отличие их в том, что они кроющие: после высыхания одного слоя краски его легко можно перекрыть другим. Работы, выполненные гуашью, отличаются матовостью и бархатистостью .
Живопись гуашью 1 Федор Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка» 2 А Бенуа «Прогулка короля»
Живопись гуашью
Основы техники живописи гуашью Гуашью рисуют на белой и на цветной бумаге. Гуашью легко исправить ошибку: положил свежий слой поверх испорченного и – всё в порядке!
Рисование акварельными и гуашевыми красками
Юный художник На пленере
«Непрестанно рисовать с натуры – вот школа самая высшая и верная» /И.Е.Репин/