7 класс. Урок №23. Презентация к уроку "БИБЛЕЙСКИЕ ТЕМЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ"
7 класс. Урок №23. Презентация к уроку "БИБЛЕЙСКИЕ ТЕМЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ"
7 класс. Урок №23. Презентация к уроку "БИБЛЕЙСКИЕ ТЕМЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ"
Картина на религиозные темы представляет собой художественный образ, созданный фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин, исторической ситуации, политической системы, от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«7 класс. Урок №23. Презентация к уроку "БИБЛЕЙСКИЕ ТЕМЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ"»
Картина на религиозные темы представляет собой художественный образ, созданный фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения. Мироощущение же,в свою очередь, зависитот объективных причин, исторической ситуации, политической системы, от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни .
Рафаэль Санти«Сикстинская Мадонна»
Все выдающиеся художники умели чувствовать то, что волнует их современников, и, преломляя общественный нерв эпохи через себя, оставляли на полотне сконцентрированный художественный образ своего времени.
Пьетро Перуджино «Крещение Иисуса», 1482 г.
Икона – откровение Божие, высказанное языком линийи красок, данное и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, она символ инобытия в нашем мире.
Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение. Любой, даже не совсем сведущийв живописи человек, не перепутает полотна Леонардо да Винчии Н. Пуссена.
Леонардо да Винчи «Мадонна»
Никола Пуссен «Святое семейство»
Авторство иконописца намеренно скрывается,так как икона – творение соборное; иконописаниене самовыражение, а служение и аскетическое делание.Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, каки манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций; сопереживание произносимым словами восприятие иконографи-ческих символов происходятна духовном уровне.
Икона Ангела Хранителя
Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мирачерез чувства. Картина принадлежит миру душевному.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Снятие с креста»
Картина – средство для общения с автором, с его идеямии переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные общественные умонастроения.Икона – средство для общения с Богом и святыми.
Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»
Икона Божией Матери «Троеручница»
Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета;все подчинено раскрытию внутреннего смысла.
Светлая седмица
Для примера можно сравнить любую написанную по канонам икону Божией Матери и «Марию с младенцем» Рафаэля Санти. В первом случае человек предстоит перед образом Богородицы, которая прославлена выше чинов ангельских, а во втором – созерцает лишь земную миловидную женщину с младенцем.
Рафаэль Санти«Мария с младенцем»
Икона Божией Матери «Благоуханный цвет»
Или можно проследить, как изображают одежды на канонических иконах: вместо мягких и плавных линий складок ткани – жесткие, графичные изломы, которые по-особому контрастируют с мягкой живописью ликов. Но линии складок не хаотичны, они подчинены общему композиционному ритму иконы. В таком подходек изображению прослеживается идея освящения и человека,и физических предметов, окружающих его.
Икона Божией Матери «Знамение»
В иконе отсутствует внешний источник света. Свет исходитот ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Есть прекрасное сравнение иконописи со светописью. Действительно, если внимательно посмотретьна икону древнего письма,то невозможно определить,где находится источник света,не видно, следовательно,и падающих от фигур теней. Икона – светоносна,и моделировка ликов происходит за счет света, изливающегосяиз самих ликов.
Белыничская иконаБожией Матери
Следует обратить внимание на то, как изображаются нимбына православных иконах и на картинах средневековых живописцев Западной Европы. У католиков нимб представляет собой изображенный в перспективе круглый плоский предмет, как бы висящий над головой. Предмет этот – нечто отделенное от фигуры, приданное ей извне. Православные нимбы описывают вокруг головы круг и представляют собой нечто неразрывно связанное с фигурой. Нимб католический –это венец святости, приданный извне, а нимб православный – венец святости, рожденный изнутри.
Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконахэто цвет царского достоинства. Особо необходимо сказать о золоте на иконах. Золото–символ Божественного света, и чтобы передать на иконах сияниеэтого «нетварного» света, требовались не краски, а особый материал. Таким материалом стало золото.
Икона Божией Матери «Знамение»
«Преподобная Богородицаот бед страждущих»
Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. На новгородской иконе XV в., изображающей Преображение Господне, можно увидеть и Христа, поднимающегося с учениками на гору,и Господа Преобразившегося,и учеников, «павших на лица свое»(Мф. 17, 6), и их же, спускающихсяс горы. А на иконе «Успение Божией Матери» одновременно изображены апостолы, переносимые ангеламик смертному ложу Богородицы,и те же апостолы, уже стоящие вокруг ложа. Это говорит о том, что события Священной истории, происходившиев реальном времени и пространстве, имеют другой образ в пространстве духовном.
Главная задача иконы, в отличие от картины, которая передает чувственную, материальную сторону мира, – показать реальность мира духовного, дать ощущение реального присутствия святого. Картина – веха на пути эстетического становления человека;икона – веха на пути спасения.
Интернет-ресурсы:Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wikiРусская живопись. – Режим доступа : http://www.artsait.ru