№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | Тип урока | Элементы содержания | Учебно – творческое задание | Требование к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее задание | Информационное обеспечение урока (ИТК) | дата |
план | факт |
I четверть. «Древние корни народного искусства» - 8 часов |
1 | «Древние образы в народном искусстве» | 1 | Урок изучение новых знаний | Традиционные образы народно – прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать – земля, древо жизни. | Работа над декоративной композицией на тему древних образов в росписи и резьбе по дереву, орнаментах народной вышивки. | Знать символический характер народного декоративного искусства. Уметь «прочитать» орнамент. | Устный опрос. Практическая работа. | Зооморфный орнамент. | Подобрать зрительный материал деревянной резьбы на избах. | В/фильм «Народные промыслы». Презентация мультимедийная «Солярные знаки» | 03.09-07.09 | |
2 | «Декор русской избы» | 1 | Урок изучения новых знаний. | Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трехчастная структура и образный строй избы. | Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками. | Знать элементы декоративного убранства избы (причелина, полотенце и др.). Уметь выстраивать орнаментальную композицию. | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение выполненных работ. | Орнаментальные композиции: линейная, сетчатая, рамочная . | Найти иллюстрации интерьера крестьянской избы. | В/фильм «Народные промыслы». Презентация мультимедийная «Русская изба» | 10.09-14.09 | |
3 | «Внутренний мир русской избы» | 1 | Урок формирования новых знаний. | Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры: красный угол, печь. | Рисунок на тему: «В русской избе» (выбор композиции, выполнение подмалевка). Вырезание из картона предметов быта. | Знать жизненно важные участки крестьянского дома. Уметь использовать выразительные средства декоративно – прикладного искусства. | Просмотр и обсуждение выполненных работ. Беседа по теме урока. | «Хранители» домашнего очага: домовой, банник. | Составить кроссворд по пройденному материалу. | Презентация мультимедийная «Интерьер русской избы» | 17.09-21.09 | |
4 | «Конструкция, декор предметов народного быта и труда» | 1 | Комбинированный | Органическое единство формы и красоты в предметах русского быта: деревянная фигурная посуда, предметы труда: прялки, вальки рубеля. | Вырезание из картона выразительной формы посуды или предметов труда и украшение их орнаментальной росписью. | Знать название предметов народного быта и труда. Уметь – почувствовать особый склад мышления наших предков: - создавать объекты предметной среды. | Творческое обсуждение выполненных работ. | Процесс прядения нити в мифах разных народов. Прядение как творение мира. | Подбор изображения орнаментов русской народной вышивки. | В/фильм «Народные промыслы» | 24.09-28.09 | |
5 | «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки» | 1 | Комбинированный | Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. | Выполнение узора вышивки на полотенце в традициях русских мастеров с использованием орнаментального рисунка. | Знать символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки. Уметь работать в смешанной технике (бумага, мелки, акварель). | Просмотр и обсуждение выполненных работ. | | Подобрать изображения людей в русских народных костюмах. | Презентация мультимедийная «Русское вышитое полотенце». | 01.10- 05.10 | |
6 | «Народный праздничный костюм» | 1 | Урок изучения новых знаний | Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Севера – русский и южно – русский комплект одежды. | Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов. | Знать крестьянский костюм – образная модель мироздания Уметь сравнивать украшения и фронтона избы. | Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка выполненных костюмов. | Разнообразие форм и украшений русского народного праздничного костюма разных губерний. | Подобрать материал к теме «Народные праздники». | Презентация мультимедийная «Народный праздничный костюм». | 08.10-12.10 | |
7 - 8 | «Народные праздничные обряды» | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Календарные народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. | Изготовление куклы «Масленицы». Материал: сухая трава, солома или мочало, нитки, палочка. | Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Уметь работать с различными материалами. | Творческое обсуждение работ. | Обрядовые действия праздника, их символическое значение. | Найти иллюстрации с русскими народными игрушками | Презентация мультимедийная «Праздничные гулянья». | 15.10-26.10 | |
II четверть. «Связь времен в народном искусстве» – 8 часов |
9 -10 | «Древние образы в современных народных игрушках» | 2 | Комбинированный. | Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек. | Создание игрушки (импровизация формы) и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. | Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушку. Уметь передавать единство формы и декора в игрушке. | Творческое обсуждение выполненных работ. | Мастера русской деревянной игрушки. | Подобрать иллюстрации с гжельской посудой. | В/фильм «Народные промыслы. Игрушки» | 05.11-16.11 | |
11-12 | «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла» | 2 | Комбинированный. | История развития промысла. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности Гжельской росписи. | Вырезание из бумаги форм посуды (чашка, чайник, тарелка) и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма мастеров Гжели. | Знать особенности росписи, цветового строя, главный элемент орнамента. Уметь - передавать единство формы и декора; - выполнять приемы письма в манере мастеров Гжели. | Творческое обсуждение работ | «Золотая Хохлома». История развития промысла. | Подобрать иллюстрации с изделиями городецких мастеров. | В/фильм «Народные промыслы. Гжель» Презентация мультимедийная «Гжель. Посуда и игрушки». | 19.11-30.11 | |
13 | «Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла» | 1 | Комбинированный. | История развития промысла. Розаны и купавки - основные элементы декоративной композиции городецкой росписи. | Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкого письма. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти. | Знать основные приемы городецкой росписи. Уметь передавать единство формы и декора. | Творческое обсуждение выполненных работ. | Полхов – Майдан. История развития промысла. | Подобрать иллюстрации с жостовскими подносами. | В/фильм «Народные промыслы. Городецкие мастера». | 03.12-07.12 | |
14-15 | «Искусство Жостово. Истоки и современное развитие помысла» | 2 | Комбинированный. | История развития промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Основные приемы жостовского письма. | Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом. | Знать основные приемы жостовской росписи. Уметь выполнять орнаментальную композицию определенного типа. | Творческое обсуждение выполненных работ | | Подготовить свои работы к итоговой выставке. | В/фильм «Народные промыслы. Жостовские букеты». | 10.12-21.12 | |
16 | «Роль народных художественных промыслов современной жизни» (обобщение темы). | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Мастера декоративного искусства нашего города. | Выставка работ. Беседа с элементами занимательной викторины по истории развития народных промыслов, знакомство с которыми произошло на уроках. | Знать несколько традиционных промыслов России (Жостово, Городец, Гжель, Хохлома, Полхов - Майдан). Уметь анализировать произведения народных мастеров. | Творческое обсуждение выполненных работ | Традиционные художественные промыслы и ремесла. Отличие художественного промысла от ремесла. | Посмотреть украшения, которые хранятся в доме. | | 24.12-28.12 | |
III четверть. «Декор – человек, общество, время» - 12часов |
17 | «Зачем людям украшения» | 1 | Урок формирования новых знаний. | Все предметы декоративного искусства несут в себе печать определенных человеческих отношений. | Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов». | Уметь видеть в произведениях декоративно – прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора. | Фронтальный опрос (устно). | | Подобрать зрительный ряд с изображением украшений Древнего Египта. | Презентация мультимедийная «Украшения в жизни человека». | | |
18-19 | «Декор и положение человека в обществе» | 2 | Урок изучения новых знаний. | Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта. Орнаментальные мотивы. | Выполнение эскизов браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта с использованием элементов декора – знаки – обереги, знаки – символы богов и царей. | Понимать смысл слов: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяется ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранными материалами | Презентация своих работ учащимися и оценка результата. | Различие национальных особенностей русского орнамента и орнамента Древнего Египта. | Подобрать зрительный ряд с изображением украшений народов разных стран, книжные иллюстрации. | В/фильм «Великие творения людей» Презентация мультимедийная «Орнаментальные мотивы в украшениях Древнего Египта» | | |
20-21 | «Одежда говорит о человеке» | 2 | Комбинированный. | Одежда как знак положения человека в обществе. Декоративно – прикладное искусство Древнего Китая. | Выполнение работы по мотивам декоративного искусства Древнего Китая. Материал я по выбору учащихся. | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. | Творческое обсуждение работ | Эпоха и стиль. | Ответить на вопрос № 3, стр. 122 (учебник) | В/фильм «Великие творения людей» | | |
22-24 | «Одежда говорит о человеке» | 3 | Комбинированный. | Одежда как знак положения человека в обществе. Декоративно – прикладное искусство Западной Европы (эпоха барокко). | Выполнение панно «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш. Перро (коллективная работа). Материалы: цветная бумага, ткань, ножницы. | Знать различия между стилями барокко древнеегипетского и древнекитайского. Уметь творчески работать над предложенной темой. | Анализ результата коллективной работы. | Искусство Японии (сравнение с культурой Западной Европы эпохи барокко). | Подобрать изображение гербов разных стран, клубов, семей. | Презентация мультимедийная «Эпоха барокко» | | |
25-27 | «О чем рассказывают гербы и эмблемы» | 3 | Комбинированный. | История возникновения герба. Символика цвета и изображения в геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе. | Создание проекта собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно – символического языка геральдики. | Знать сущность герба как отличительного знака человека. Уметь составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои. | Защита проекта, оценивание результата работы. «Чтение» гербов одноклассников. | Эпоха рыцарства. | Придумать и нарисовать герб семьи. Подготовиться к игре-викторине. | Презентация мультимедийная «История геральдики». | | |
28 | «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества» | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Обобщение тематического блока «Декор-человек, общество, время» | Игра-викторина. Выставка работ, выполненных по изученной теме «Декор-человек, общество, время» | Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен и народов. | Выступление с анализом творческих работ, выполненных на уроках. | | Присмотреться к образцам современного декоративного искусства. | Выставка работ учащихся по теме«Декор-человек, общество, время» | | |
IV четверть. «Декоративное искусство в современном мире» - 7 часов. |
29 | «Современное выставочное искусство» | 1 | Урок изучения новых знаний. | Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Батик. Гобелен. Керамика. Стекло. | Беседа на тему: «Обращение современных художников декоративно-прикладного искусства к традиционным мотивам, сюжетам, образам народного искусства». | Знать - о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях; - о специфике языка разных художественных материалов. | Фронтальный опрос. Обмен мнениями по вопросам современного декоративного искусства. | | Выполнить задание на стр. 30-31 в рабочей тетради. Подобрать материал для работы. | Презентация мультимедийная «Батик. Гобелен. Керамика. Стекло» | | |
30 | «Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства» | 1 | Урок формирования новых навыков. | Виды декоративно – прикладного искусства. Русская тряпичная кукла. | Декоративная работа по мотивам русских народных сказок. Выбор и обсуждение работы. | Знать особенности и традиции изготовления русской тряпичной куклы. | Обмен мнениями в процессе знакомства с работой. | Знакомство с творчеством художников родного края. | Выполнить задание на стр. 32-33 в рабочей тетради. | Презентация мультимедийная «Изготовление русской куклы закрутки» | | |
31-32 | «Изготовление тряпичной куклы » | 2 | Урок практического применения знаний, умений. | Русская тряпичная кукла. Условность и обобщенность образа. Кукла-закрутка. | Декоративная работа по мотивам русских народных сказок. Изготовление тряпичной куклы. | Знать принципы декоративного обобщения в творческой работе. Уметь использовать выразительные возможности материала. | Творческое обсуждение работ. | Знакомство с творчеством художников родного края. | Выполнить задание на стр. 34-35 в рабочей тетради. | Презентация мультимедийная «Изготовление тряпичной куклы» | | |
33-34 | «Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства» | 2 | Урок практического применения знаний, умений. | Выразительное использование материала. Способы и приемы работы с соленым тестом. | Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера или панно из соленого теста (по выбору учащихся). | Знать многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Уметь работать с соленым тестом. | Творческое обсуждение работ. Анализ и оценка работ. | Знакомство с творчеством художников родного края. | Выполнить задание на стр. 36-37 в рабочей тетради. | Презентация мультимедийная «Процесс работы с соленым тестом» | | |
35 | «Урок обобщение» | 1 | Урок обобщение | Обобщение материала по темам раздела и года. | Выставка работ, выполненных в течении учебного года. Экскурсия по выставке. | Уметь осознанно использовать язык декоративно-прикладного искусства. | Эстетическая оценка результата работы. | | Присмотреться к образцам современного искусства. | Выставка лучших работ, выполненных в течении года. | | |
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | Тип урока | Элементы содержания | Учебно – творческое задание | Требование к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее задание | Информационное обеспечение урока (ИТК) | дата |
план | факт |
I четверть. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» - 8 часов |
1 | «Изобразительное искусство в семье пластических искусств» | 1 | Урок изучения новых знаний. | Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы. | Беседа об искусстве и его видах. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. | Знать - виды изобразительного искусства; - художественные материалы и их разительные возможности. | Устный опрос. Практическая работа. | | Подобрать зрительный материал с видами искусства. | Презентация мультимедийная «Виды изобразительного искусства». | 03.09-07.09 | |
2 | «Рисунок – основа изобразительного искусства» | 1 | Урок формирования новых умений. | Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Графические материалы. | Зарисовка с натуры отдельных растений, не имеющих ярко выраженной окраски (колоски и т.п.). | Знать - виды рисунка; - графические материалы. Уметь пользоваться графическими материалами. | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ. | Академический рисунок. Рисунок гипсовых тел. | Наброски с натуры комнатных растений. | Презентация мультимедийная «В. Серов. Графика» | 10.09-14.09 | |
3 | «Линия и ее выразительные возможности» | 1 | Урок формирования новых умений. | Выразительные возможности линии. Условность и образность линейного изображения. | Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм). | Знать - ритм линий; - роль ритма. Уметь использовать выразительные средства туши. | Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока. | Штриховка. Виды штриховки. | Наблюдение за тем, где встречаются линии в природе. | Презентация мультимедийная. Работа на компьютере. | 17.09-21.09 | |
4 | «Пятно, как средство выражения. Композиция как ритм пятен» | 1 | Комбинированный урок. | Пятно в изобразительном искусстве. Тон и тональные отношения: темное - светлое. Линия и пятно. | Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени). | Знать понятие силуэт, тон, ритм. Уметь - пользоваться графическими материалами; - видеть и передавать характер освещения. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | Наброски с натуры деревьев с передачей тоновых отношений. | Мультимедийная презентация Работа на компьютере в программе Paint | 24.09-28.09 | |
5 | «Цвет. Основы цветоведения» | 1 | Комбинированный урок. | Изучение свойств цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. | Фантазийные изображения сказочных царств с ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета. | Знать - основные и составные цвета; - теплые и холодные цвета. Уметь использовать выразительные средства гуаши. | Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке. | Хроматические и ахроматические цвета. Нюанс. Контраст. | Наблюдение за цветом предметов, которые окружают нас в быту. | | 01.10- 05.10 | |
6 | «Цвет в произведениях живописи» | 1 | Урок изучение новых знаний. | Цветовые отношения. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура живописи. | Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный букет, грустный, торжественный, тихий и т.д. | Знать понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета. Уметь активно воспринимать произведения искусства. | Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет» | Художники импрессионисты. | Подобрать материал с объемными изображениями. | Мультимедийная презентация «Художники импрессионисты.» | 08.10-12.10 | |
7 | «Объемные изображения в скульптуре» | 1 | Урок изучения новых знаний. | Выразительные возможности объемного изображения. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства. | Объемные изображения животных в разных материалах: глина или пластилин (по выбору учащихся). | Знать художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности. Уметь владеть приемами лепки. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Художники анималисты. | Найти иллюстрации с мелкой пластикой. | Мультимедийная презентация «Художники - анималисты». | 15.10-19.10 | |
8 | «Основы языка изображения» | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Обобщение материала темы «Виды изобразительного искусства. Художественное восприятие. Зрительские умения». | Беседа «Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности». Викторина. | Знать виды изобразительного искусства. Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства. | Выступление с анализом творческих работ, выполненных на уроках. | | Наблюдение за окружающим миром. | | 22.10-26.10 | |
II четверть. «Мир наших вещей. Натюрморт» - 8 часов. |
9 | «Реальность и фантазия в творчестве художника» | 1 | Комбинированный урок. | Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. | Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Почему люди хранят произведения искусства? | Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Уметь понимать особенности творчества великих русских художников. | Выступление с анализом произведений, выполненных известными художниками. | | Подобрать иллюстрации натюрмортов. | Мультимедийная презентация «Контраст языка изображения в произведениях искусства» | 05.11-09.11 | |
10 | «Изображение предметного мира - натюрморт» | 1 | Комбинированный урок. | Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Натюрморт в истории искусства. Появление жанра натюрморта. | Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм. Аппликация. | Знать - основные этапы развития натюрморта; - имена выдающихся художников в жанре натюрморта. Уметь составлять композицию натюрморта. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | Подобрать иллюстрации с натюрмортами. | Мультимедийная презентация «Жанр в изобразительном искусстве: натюрморт» | 12.11-16.11 | |
11 | «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира» | 1 | Комбинированный урок. | Многообразие форм в мире. Линейные, плоскостные и объемные формы. Выразительность формы. | Конструирование из бумаги простых геометрических тел (куб, конус, цилиндр, параллелепипед, пирамида). | Знать - понятие формы; - правила изображения и средства выразительности. Уметь конструировать из бумаги. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | Наброски с натуры простых по форме предметов быта. | | 19.11-23.11 | |
12 | «Изображение объема на плоскости, линейная перспектива» | 1 | Комбинированный урок. | Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. | Изображение конструкций из нескольких геометрических тел с передачей объема графическими средствами (карандаш). | Знать - правила объемного изображения геометрических тел. - понятие ракурса. Уметь изображать в пространстве объем геометрических тел. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | Наблюдение за одним и тем же предметом при разном освещении. | Мультимедийная презентация «Изображение геометрических тел» | 26.11-30.11 | |
13 | «Освещение. Свет и тень» | 1 | Урок формирования новых умений. | Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Свет. Блик. Рефлекс. | Изображение геометрических тел из гипса или бумаги при боковом освещении с использованием только белой и черной гуаши. | Знать понятия: свет, блик, рефлекс. Уметь выполнять изображения геометрических тел с передачей объема. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | Подобрать иллюстрации с изображением натюрморта в графике. | | 03.12-07.12 | |
14 | «Натюрморт в графике» | 1 | Урок изучения новых знаний. | Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте. | Практическая работа: оттиск с аппликации натюрморта на картоне. | Знать понятие гравюра и ее свойства. Уметь работать графическими материалами. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | Зарисовки с натуры одного предмета (стакан, кастрюля и т.п.) | Мультимедийная презентация «Гравюра. Офорт» | 10.12-14.12 | |
15 | «Цвет в натюрморте» | 1 | Урок изучения новых умений. | Цвет в живописи и богатство его выразительные возможностей. | Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, и т. Д. | Знать имена художников и их произведения. Уметь передавать цветом в натюрморте настроение. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | Подготовить свои работы к итоговой выставке. | Мультимедийная презентация «Натюрморт в живописи» | 17.12-21.12 | |
16 | «Выразительные возможности натюрморта » (обобщение темы) | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт в искусстве ХIХ – ХХ веков. Жанр натюрморта и его развитие. | Беседа. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. | Знать имена художников и их произведения. Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства. | Выступление с анализом творческих работ, выполненных на уроках. | | | Мультимедийная презентация «Натюрморт в живописи» | 24.12-28.12 | |
III четверть. «Вглядываясь в человека» - 12 часов. |
17 | «Образ человека – главная тема искусства» | 1 | Урок формирования новых знаний. | Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Проблема сходства в портрете. | Беседа. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет. Знать | Знать имена художников и их произведения. Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства. | Выступление с анализом произведений художников. | | Подобрать зрительный ряд с изображением человека. | Мультимедийная презентация «Человек в истории искусства» | | |
18 | «Конструкция головы человека и ее пропорции» | 1 | Урок изучения новых знаний. | Закономерности в конструкции головы человека. Подвижные части лица, мимика. Пропорции лица человека. | Работа над изображением головы человека с соотнесенными по - разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, скулы и т.д.) | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. | Творческое обсуждении работ. | Академический рисунок черепа и обрубовочной головы (гипс). | Подобрать зрительный ряд с изображением. | Мультимедийная презентация «Портрет человека в графике» | | |
19 | «Изображение головы человека в пространстве» | 1 | Комбинированный урок. | Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности человека. | Объемное конструктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы. | Знать закономерности конструкции головы человека. Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Академический рисунок. | Принести фотографию друга или любимого актера. | | | |
20 | «Графический портретный рисунок и выразительный образ человека» | 1 | Комбинированный урок. | Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. | Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника. Постараться передать индивидуальные особенности и настроение. | Уметь - передавать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете; - пользоваться графическими материалами. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | Подобрать репродукции с изображением скульптурных портретов. | Мультимедийная презентация «Портрет человека в графике» | | |
21-22 | «Портрет в скульптуре» | 2 | Комбинированный урок. | Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Материал скульптуры. | Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки. | Знать - выразительные возможности скульптуры; - особенности лепки пластическим материалом. Уметь работать пластическими материалами (пластилином, глиной) | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Жизнь и творчество О. Родена | Подобрать комические изображения человека. | Мультимедийная презентация «Портрет в скульптуре» | | |
23 | «Сатирические образы человека» | 1 | Урок изучения новых знаний. | Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Сатирические образы в искусстве. | Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей (по выбору учащихся). | Знать сходство и различие карикатуры и дружеского шаржа. Уметь подмечать и изображать индивидуальные особенности. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Комиксы и дружеские шаржи. Сходство и различие. | Присмотреться к лицам родных и близких людей Подобрать репродукции портретов. | Мультимедийная презентация. Работа на компьютере в программе Paint | | |
24 | «Образные возможности освещения в портрете» | 1 | Комбинированный урок. | Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия при различном освещении. | Наблюдение натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. | Знать - приемы изображения при направлении света с боку, снизу, при рассеянном свете; - контрастность освещения. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | | Подготовить сообщение о творчестве художника – портретиста. | Мультимедийная презентация «Роль освещения в портрете» | | |
25 | «Портрет в живописи» | 1 | Урок изучения новых знаний. | Роль и место портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи. | Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников в технике акварельной живописи. | Знать - типы портретов; парадный, конный и т.д.; - имена художников и их выдающиеся произведения. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Портрет на фоне пейзажа «Мона Лиза» (Джоконда) | Подготовить сообщение о творчестве художника – портретиста. | Мультимедийная презентация «Портрет в живописи» | | |
26-27 | «Роль цвета в живописи» | 2 | Комбинированный урок. | Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура. | Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека – члена семьи, друга (по выбору учащихся.) | Знать определение цвета и тона в живописи. Уметь использовать цвет для передачи настроения и характера. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Биография и творчество Рембрандта. | Подобрать репродукции портретов и картин известных художников. | Мультимедийная презентация «Цвет и живописная натура» | | |
28 | «Великие портретисты» (обобщение темы) | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образов. | Беседа. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. | Знать имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре. Уметь выражать свое мнение о произведениях искусства. | Выступление с анализом творческих работ, выполненных на уроках. | Художники портретисты нашего города. | Подобрать репродукции портретов и картин с изображением пейзажей. | Выставка графических и живописных работ учащихся. | | |
IV четверть. «Человек и пространство в изобразительном искусстве» - 7 часов. |
29 | «Жанры в изобразительном искусстве» | 1 | Урок изучения новых знаний | Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Жанры в изобразительном искусстве. | Беседа. «Изменение видения мир в разные эпохи». Тематическая картина. | Знать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж исторический, бытовой, батальный др. | Аргументировано анализировать картины, написанные в разных жанрах | Творчество художников родного края. | Зарисовки с натуры. | Мультимедийная презентация «Жанры изобразительного искусства» | | |
30 | «Изображение пространства» | 1 | Урок формирования новых умений. | Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Понятии точки зрения. | Беседа. «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве ХХ века» | Знать понятия «точка зрения» и «линия горизонта». Уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | | Подобрать иллюстративный материал по теме урока. | Мультимедийная презентация «Виды перспективы» | | |
31 | «Правила линейной и воздушной перспективы» | 1 | Урок практического применения знаний, умений. | Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка схода. Горизонт и его высота. | Изображение уходящей в даль а аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы с использованием карандаша и гуаши 2 – 3 цвета. | Знать правила воздушной перспективы. Уметь изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | | Подобрать иллюстративный материал по теме урока. | Мультимедийная презентация «Линейная и воздушная перспектива» | | |
32 | «Пейзаж. Организация изображаемого пространства» | 1 | Урок практического применения знаний, знаний. | Пейзаж – как самостоятельный жанр в искусстве. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж. | Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир». Смешанная техника: аппликация, живопись. | Знать правила линейной и воздушной перспективы. Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | | Подобрать иллюстративный материал по теме урока. | Мультимедийная презентация «Пейзаж в искусстве разных народов». | | |
33 | «Пейзаж - настроение. Природа и художник» | 1 | Урок практического применения знаний, знаний. | Пейзаж – настроение – как отклик на переживание художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Освещение в природе. Колорит. | Создание пейзажа – настроения - работа по представлению и по памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. | Знать особенности роли колорита в пейзаже – настроении. Уметь применять средства выражения – характер освещения, цветовые отношения. | Эстетическая оценка результата работы с анализом использования перспективы. | Биография и творчество художника – мариниста И. Айвазовского. | Подобрать иллюстративный материал по теме урока. | Мультимедийная презентация «Пейзаж в творчестве импрессионистов и русских художников ХIХ века» | | |
34 | «Городской пейзаж» | 1 | Урок практического применения знаний, знаний. | Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века. | Создание графической композиции «Городской пейзаж» с использованием гуаши или оттиска с аппликаций на картоне. | Знать правила линейной и воздушной перспективы. Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | | Подобрать иллюстративный материал по теме урока. | Мультимедийная презентация «Пейзажи ХVII – начала ХХ века.» | | |
35 | «Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл». | 1 | Урок обобщение и систематизации изученного. | Обобщение материала по темам раздела и года. Повторение жанров изобразительного искусства. | Выставка работ, выполненных в течении учебного года. Экскурсия по выставке. Зрители и экскурсоводы. | Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры | Эстетическая оценка результата работы, проделанной в течение учебного года. | | Наблюдения за окружающим миром. Рисование по впечатлениям (по желанию) | | | |
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | Тип урока | Элементы содержания | Учебно – творческое задание | Требование к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее задание | Информационное обеспечение урока (ИТК) | дата |
план | факт |
I четверть. «Изображение фигуры человека и образ человека» - 8 часов |
1 | «Изображение фигуры человека в истории искусства» | 1 | Урок изучения новых знаний. | Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Древней Греции: красота и совершенство тела человека. | Аналитические зарисовки изображения фигуры человека, характерных для разных древних кия фигуры | Знать виды изобразительного искусства. Уметь - соблюдать пропорции при изображении фигуры человека; - изображать человека в движении. | Устный опрос. Практическая работа. | Изображение человека в древних культурах Индии. | Подобрать зрительный материал по видам искусств. | Мультимедийная презентация «Человек и искусство» | 03.09-07.09 | |
2-3 | «Пропорции и строение фигуры человека» | 2 | Урок формирования новых умений. | Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Схемы движения фигуры человека. | Зарисовка схемы фигуры человека, схемы движений человека. Карандаш и аппликация. | Знать пропорции фигуры человека. Уметь рисовать схемы движений человека. | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ. | Академический рисунок. | Зарисовки с натуры членов своей семьи. | Мультимедийная презентация «Академический рисунок» | 10.09-21.09 | |
4-5 | «Лепка фигуры человека» | 2 | Урок формирования новых умений. | Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Великие скульпторы эпохи Возрождения. | Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (тема балета, цирка, спорта) с использованием каркаса. Выразительность пропорций и движений. | Знать имена великих скульпторов и их произведения. Уметь использовать выразительные свойства материала (глины) для передачи движения и пропорций в скульптуре. | Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока. | | Подобрать зрительный материал с изображением человека. | Мультимедийная презентация «Человек в скульптуре» | 24.09-05.10 | |
6-7 | «Набросок фигуры человека с натуры» | 2 | Комбинированный урок. | Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Деталь, выразительность детали в рисунке. Главное и второстепенное в изображении. | Наброски с натуры фигуры человека (одноклассника) в разных движениях. Графические материалы по выбору. | Знать понятие силуэт. Уметь -пользоваться графическими материалами; -видеть и передавать характер движения. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | | Наброски с натуры друзей и знакомых. | Мультимедийная презентация «Процесс выполнения наброска» | 08.12-19.10 | |
8 | «Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы. | беседа. «Соединение двух путей поиска красоты человека. Демократический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск радости и счастья» | Знать понятия индивидуальный образ, индивидуальная жизнь человека в искусстве. Уметь воспринимать произведения искусства. | Выступление с анализом творческих работ, выполненных на уроках. | Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца ХХ века. | Наблюдение за окружающим нас миром. | Мультимедийная презентация «Человек в европейском искусстве». | 22.10-26.10 | |
II четверть «Поэзия повседневности» - 8 часов. |
9 | «Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов» | 1 | Комбинированный урок. | Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве. | Изображение мотивов из жизни разных народов (древнеегипетские росписи, древнегреческая вазопись, фрески Помпеи, японская гравюра). | Знать жанровую систему и ее значение для анализа развития искусства. Уметь владеть материалами для графического рисунка. | Выступление с анализом произведений, выполненных известными художниками. | | Подобрать иллюстрации или подготовить мультимедийную презентацию о жанрах. | Мультимедийная презентация «Искусство разных народов» | 05.11-09.11 | |
10 | «Тематическая картина. Бытовой и исторические жанры» | 1 | Урок формирования новых знаний. | Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. | Беседа о восприятии произведений изобразительного искусства. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов передвижников. | Знать - виды жанров и тематическое богатство внутри них; - подвижность границ между жанрами. Уметь анализировать произведения искусства. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и передвижников. | Подобрать иллюстрации с картин разных жанров. | Мультимедийная презентация «Жанры в изобразительном искусстве» | 12.11-16.11 | |
11 | «Сюжет и содержание в картине» | 1 | Комбинированный урок. | Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Различные уровни понимания произведения (по выбору). | Работа над композицией с сюжетом из своей жизни «Завтрак», «Ужин», «Прогулка во дворе», «Приготовление уроков» и т.п. | Знать разницу между сюжетом и содержанием. Уметь строить тематическую композицию. Владеть навыками использования материалов графики | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | | Зарисовки с натуры предметов, необходимых для сюжета рисунка. | Мультимедийная презентация «Бытовой жанр в графике» | 19.11-23.11 | |
12 | «Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве» | 1 | Комбинированный урок. | Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. | Создание композиции с использованием графических материалов на тему «Мама готовит ужин» (по выбору) | Знать разницу между сюжетом и содержанием. Уметь - строить тематическую композицию; - видеть глазами художника повседневную жизнь своей семьи | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | | Наброски с натуры или по памяти сценок на улице или дома. | Мультимедийная презентация «Бытовой жанр в живописи» | 26.11-30.11 | |
13-14 | «Жизнь в моем городе в прошлых веках» (историческая тема в бытовом жанре) | 2 | Урок формирования новых умений. | Бытовые сюжеты и темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками. | Создание композиции на темы жизни людей своего города в прошлом с использованием архивных материалов из истории города и его жителей и собранного зрительного материала. | Знать - изученное о роли и истории тематической картины и ее жанровых видов; - особенности поэтической красоты повседневности, раскрываемой в творчестве художников. Уметь построить тематическую композицию. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | Наиболее важные исторические события родного города. | Подобрать зрительный материал к своей работе на тему праздника. | Мультимедийная презентация «Исторический жанр в изобразительном искусстве» | 03.12-14.12 | |
15-16 | «Праздник и карнавал в изобразительном искусстве» | 2 | Урок изучения новых знаний | Сюжет праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. | Создание композиции в технике коллажа на темы жизни и праздника людей своего города. Смешанная техника: живопись (гуашь или акварель) и коллаж. | Знать имена художников и их произведения. Уметь - передавать цветом настроение, национальный характер; - воспринимать произведения искусства. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | Венецианский и бразильский карнавалы. Карнавальные костюмы и маски. | Подумать над созданием карнавального костюма к новогоднему празднику. | Мультимедийная презентация «Тема праздника в живописи» | 17.12-28.12 | |
III четверть. «Великие темы жизни» - 12 часов. |
17 | «Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох» | 1 | Урок изучения новых знаний. | Живопись монументальная и станковая. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве ХVII века. | Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства. Художник Т. Мазаччо, С. Боттичелли, Рафаэль, Д. Веласкес. | Знать имена выдающихся художников и их произведения. Уметь воспринимать произведения искусства великих мастеров. | Выступление с анализом произведений известных художников. | Исторические произведения Ф. Гойи | Подобрать зрительный ряд с тематическими картинами русских живописцев | Мультимедийная презентация «Исторические и мифологические темы в искусстве» | | |
18 | «Тематическая картина в русском искусстве ХIХ века» | 1 | Урок изучения новых знаний. | Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Правда жизни и правда искусства. Отношение к прошлому, как понимание современности. | Беседа о великих русских живописцах ХIХ столетия. К. Брюллов «Последний день Помпеи», В. Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни». | Знать имена выдающихся художников и их произведения. Уметь воспринимать произведения искусства великих мастеров. | Выступление с анализом тематических произведений известных художников. | | Подготовить сообщение или мультимедийную презентацию о художниках | Мультимедийная презентация «Творчество К. Брбллова и В. Сурикова» | | |
19-21 | «Процесс работы над тематической картиной» | 3 | Комбинированный урок. | Понятие темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскиз, сбор натурного материала. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детали. | Работа над созданием композиции на самостоятельно выбранную тему из истории нашей Родины; собирание зрительного материала. | Знать этапы создания картины. Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | | Принести репродукции с картин на библейские темы. | Мультимедийная презентация «Композиция в тематической картине». | | |
22-24 | «Библейские темы в изобразительном искусстве» | 3 | Комбинированный урок. | Вечные темы в искусстве. Византийские мозаики. Древнерусская иконопись. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве. | Создание композиции на библейскую тему «Поклонение волхвов», «Рождество». Использование для работы гуаши, акварели или карандаша. | Знать наиболее известные произведения изобразительного искусства на библейские темы в европейском и отечественном искусстве. Уметь строить тематическую композицию. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. | Подобрать репродукции с изображением монументальной скульптуры. | Мультимедийная презентация «Библейские темы в изобразительном искусстве» | | |
25-27 | «Монументальная скульптура и образ истории народа» | 3 | Комбинированный урок. | Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. | Создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или герою. | Знать мемориалы, посвященные памяти героев Великой Отечественной войны. Уметь работать с пластическими материалами. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | Мемориалы, посвященные памяти Великой Отечественной войны. | Подготовить свои работы к творческому отчету. | Мультимедийная презентация «Монументальная скульптура» | | |
28 | «Место и роль картины в искусстве ХХ века» | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного материала | Множественность направлений и языков изображения в искусстве ХХ века. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве. | Беседа и дискуссия о сов ременном искусстве. Творчество Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Марка Шагала. Проблема взаимоотношений личности и общества, природы и человека. | Знать имена выдающихся художников ХХ века. И их произведения. Уметь анализировать картины художников и выражать свое собственное мнение. | Аргументировано анализировать картины художников. | Монументальная живопись Мексики. | Монументальная живопись в твоем городе. Наблюдения. | Мультимедийная презентация «Творчество С. Дали, П. Пикассо, М. Шагала» | | |
IV четверть. «Реальная жизнь и художественный образ» - 7 чаов |
29-30 | «Искусство иллюстрации. Слово и изображение» | 2 | Урок изучения новых знаний. | Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Самостоятельность иллюстрации. Творчество В. Фаворского. | Выбор литературного произведения для иллюстрирования. Выражение идеи: замысел, эскизы. Собирание необходимого зрительного материала. | Знать - имена известных художников иллюстраторов книг; - роль художественной иллюстрации. Уметь выражать авторскую позицию по выбранной теме. | Творческое обсуждение работ | Творчество Г. Доре, О. Домье. | Сбор материала, эскизы для проект | Мультимедийная презентация «В. Фаворский» | | |
31 | «Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве» | 1 | Урок формирования новых умений. | Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины. | Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства. Завершение работы над иллюстрациями литературного произведения. | Знать роль конструктивного, изобразительного и декоративного начала в живописи, графике и скульптуре. Уметь создавать творческую композицию по воображению. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке | | Подобрать иллюстративный материал по теме урока. | Мультимедийная презентация «Абстрактное искусство ХХ века» | | |
32 | «Зрительные умения и их значение для современного человека» | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного материала | Язык искусства и средство выразительности. Понятие «художественный образ». Зрительские умения. | Глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства. Работа над выбранным проектом. | Знать разные уровни понимания произведений изобразительного искусства. Уметь аргументировано анализировать произведение искусства. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. | Творческий характер зрительского восприятия. | Подобрать иллюстративный материал по теме урока. | Мультимедийная презентация «Язык искусства на примере известных картин» | | |
33 | «История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве» | 1 | Урок изучения новых знаний. | Историко – художественный процесс в искусстве. Направления в искусстве Нового времени. Различные стили. Импрессионизм постимпрессионизм. Передвижники, «Мир искусства» | Анализ произведений с точки зрения принадлежности к стилю, направлению. Продолжение работы над выбранным проектом. | Иметь представление о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, существовании стилей и направлений в искусстве, роли индивидуальности автора. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. Аргументировано анализировать картины. | | Подобрать иллюстративный материал по теме урока для беседы о художниках и их творчестве. | Мультимедийная презентация «Различные стили в искусстве» | | |
34 | «Личность художника и мир его времени в произведениях искусства» | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного материала | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Соотношение всеобщего и личного в искусстве. | Беседа. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. Великие художники в истории искусства и их произведения. | Знать - имена великих художников в истории искусства и их произведения. - особенности тематической картины и ее жанровых видах. | Эстетическая оценка результата работы с анализом использования перспективы. | | Подготовить сообщение или мультимедийную презентацию о музеях города, страны. | Мультимедийная презентация «Великие художники и их творчество» | | |
35 | «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре» | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного материала | Музеи мира. Роль художественного музея в национальной и мировой культуре. Обобщение материала по темам раздела и года. | Беседа. Музеи мира: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр. Выставка работ, выполненных в течении года. Экскурсия по выставке. | Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировать анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры. | Эстетическая оценка результата работы, проделанной в течение учебного года. | Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке. | Наблюдения за окружающим миром. Рисование по впечатлениям на каникулах (по желанию) | Мультимедийная презентация «Музеи мира» | | |
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | Тип урока | Элементы содержания | Учебно – творческое задание | Требование к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее задание | Информационное обеспечение урока (ИТК) | дата |
план | факт |
I четверть. «Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры» - 8 часов |
1 | «Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции» | 1 | Урок изучение новых знаний. | Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст. | Задания: 1. расположить на формате один большой прямоугольник и обрезая его добиться баланса массы и поля; 2.уравновесить композицию с одним небольшим прямоугольником и двумя разновеликими. | Знать - - определение композиции и ее закономерности; - типы композиций; - центр внимания в композиции: доминанта; Уметь организовывать пространство, создавая уравновешенную композицию. | Устный опрос. Практическая работа. | Композиция художника Василия Кандинского и «Черный квадрат» Казимира Малевича. | Учебник стр. 7-20 задание №4 на стр.20 | Презентация мультимедийная «Авангард в живописи» | 03.09-07.09 | |
2 | «Прямые линии и организация пространства» | 1 | Комбинированный урок | Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. | Задания: 1.введение в композицию от трех до пяти прямых линий; 2.выполнение коллажно – графических работ с разными композициями. | Знать образно-художественную осмысленность простейших плоскостных композиций. Уметь выполнять коллаж на заданною тему. | Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ. | Работа на компьютере в программе Paint | Учебник стр. 21 – 22. Задания № 1 – 3 на стр. 22 | Презентация мультимедийная «Авангард в живописи» | 10.09-14.09 | |
3 | «Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна» | 1 | Комбинированный урок | Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. | Создание композиции из произвольного количества простейших цветных геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста. | Знать функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Уметь - применять локальный цвет при создании композиции; - определять средства художественной выразительности. | Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока. | Работа на компьютере в программе Paint | Учебник, стр. 23 – 27. Задание № 1 на стр. 27 | Презентация мультимедийная «Авангард в живописи» | 17.09-21.09 | |
4 - 5 | «Буква – строка – текст. Искусство шрифта» | 2 | Комбинированный урок | Буква, как изобразительно – смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура шрифта». Шрифтовые гарнитуры. | Создайте эскиз эмблемы или торговой марки, состоящей из одной (максимум двух) букв и симметрического изображения. | Знать определение шрифта: буквы, объединенные одним стилем графического начертания. Уметь использовать шрифты в композиции. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках. | | Учебник, стр. 29-31. Задание №1,3 (а) на стр. 31 | Мультимедийная презентация «История шрифта» | 24.09-05.10 | |
6 | «Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение, как элементы композиции» | 1 | Комбинированный урок | Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно – информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве. | Задания: 1.прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике; 2.изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката. | Знать - искусство композиции лежит в основе графического дизайна; - отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины. Уметь применять правила дизайнерской грамоты. | Анализ творческих работ, выполненных на уроках и дома. | | Учебник, стр. 33-39 Задание № 3 на стр. 39 Подобрать зрительный материал (журналы, открытки, книги). | Мультимедийная презентация «Язык плаката» | 08.10-12.10 | |
7 - 8 | «Многообразие форм полиграфического дизайна» | 2 | Урок формирования новых знаний. | Многообразие форм полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. | Макет разворота (обложки) книги или разворот журнала (по выбору учащихся). | Знать - историю полиграфии; - изобразительный стиль книги или журнала. Уметь выполнять коллажную композицию. | Анализ творческих работ. | Работа на компьютере в программе Paint. | Учебник, стр. 41-45 | Мультимедийная презентация «Полиграфический дизайн» | 15.10-26.10 | |
II четверть. «Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий» - 8 часов. |
9 | «Объект и пространство. Плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность» | 1 | Урок изучения новых знаний. | Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения. | Задания: 1.прочтение плоскостных изобразительных композиций как чертежа – схемы; 2.баланс объема и поля на макете; 3.баланс объемов. | Знать исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Уметь прочитать плоскостные композиции. | Анализ творческих работ, выполненных на уроках. | | Учебник, стр. 49-53. Задание № 2 или 3 (по выбору) | Мультимедийная презентация «Конструктивные виды искусства» | 05.11-09.11 | |
10 | «Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете» | 1 | Комбинированный урок | Прямые, кривые, лиманные линии. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета. | Задания: 1.прочтение линии как проекции объекта; - построение трех уровней рельефа; - добавление архитектурного объекта. | Знать вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Уметь подобрать материал, образно выражающий природную среду. | Творческое обсуждение работ выполненных на уроке. | | Учебник. стр. 54-57. Задание на стр. 57 | Мультимедийная презентация «Композиция в архитектуре» | 12.11-16.11 | |
11 | «Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля» | 1 | Комбинированный урок | Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Деталь и целое. Модуль. | Создание из бумаги макета дома, построенного из модульных объемов (3-4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям. | Знать способы достижения пластической выразительности здания (за счет большого композиционного разнообразия и гармонии форм). Уметь моделировать из бумаги | Творческое обсуждение работ выполненных на уроке. | | Учебник, стр. 59-64. Задание № 3 на стр. 64 | | 19.11-23.11 | |
12 | «Важнейшие архитектурные элементы здания» | 1 | Комбинированный урок | Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания. | Проектирование объемно – пространственного объекта из важнейших элементов ты здания. | Знать главные архитектурные элементы здания. Уметь использовать элементы здания в макете проектируемого объекта. | Творческое обсуждение работ | | Учебник стр. 65-69. Задание № 2 на стр. 69 | Мультимедийная презентация «Ордерная система. Арки» | 26.11-30.11 | |
13-14 | «Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени » | 2 | Урок формирования новых умений. | Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Функция вещи и целесообразность сочетаний и объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Сочетание образного и рационального. | Задания: 1.аналитическое упражнение – исследование формы вещей. 2.пректное упражнение на функциональное использование формы. 3.создание тематической образно – вещной инсталляции на выбранную тему. | Знать - определение красоты как наиболее полного выявления функции вещи; - понятие инсталляция. Уметь использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения. | Творческое обсуждение работ выполненных на уроке и дома. | Китч. Основная стилевая идея китча – насмешка над историей и художественными традициями, вкусами, стилями. | Учебник, стр. 71-75 . задание №2 на стр. 75. Подобрать материал для инсталляции. | Мультимедийная презентация «Дизайн в современном мире» | 03.12-14.12 | |
15 | «Роль и значение материала в конструкции» | 1 | Комбинированный урок. | Взаимосвязь формы и материала. Роль материала в определении формы. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. | Проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги – скороходы, ковер – самолет, автомобиль и т.п. (полуфантастическое соединение функций). | Знать - особенности влияния развития технологии на изменение формы вещи; - взаимосвязь формы и материала. Уметь использовать разнообразные материалы. | Творческое обсуждение работ выполненных на уроке. | | Учебник, стр. 76-81. Задание №2 на стр. 81 | Мультимедийная презентация «Дизайн в современном мире» | 17.12-21.12 | |
16 | «Цвет в архитектуре и дизайне» | 1 | Комбинированный урок. | Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета. Цвет и окраска. | Макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения. | Знать отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных видах искусства. Уметь работать по воображению. | Творческое обсуждение работ . | Психофизическое влияние цвета на состояние человека. | Учебник, стр. 82-87. Задание №2 на стр. 87 | Мультимедийная презентация «Цвет в архитектуре и дизайне» | 24.12-28.12 | |
III четверть. «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека» - 12 часов. |
17 | «Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого» | 1 | Урок изучения новых знаний. | Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Образ и стиль. Архитектура народного жилища, храма. | Графическая зарисовка или фото – коллаж исторического здания или уголка города определенного стиля и эпохи. | Знать - основные стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм; - памятники архитектуры. | Анализ образцов архитектуры разных стилей. | | Учебник, стр. 89-101. Задание № 1-3 на стр. 101 или мультимедийная презентация | Мультимедийная презентация «Архитектура прошлого: народного жилища, храма». | | |
18 | «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры» | 1 | Урок изучения новых знаний. | Архитектурная и градостроительная революция ХХ века. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. | Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве. Фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего». | Знать - основные школы: Баухауз, ВХУТЕМАС; - имена архитекторов начала ХХ века. Уметь создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами. | Анализ образцов архитектуры разных стилей. | Создание Оскаром Нимейером оригинального архитектурного стиля. | Учебник, стр.103-109. Задание № 1-3 на стр. 109 (по выбору). | Мультимедийная презентация «Архитектор О. Нимейер» | | |
19-20 | «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица» | 2 | Комбинированный урок. | Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема – планировка и реальность. Цветовая среда. | Задания: 1.аналитичесое прочтение схем городов; 2.макетно–рельефное моделирование фрагмента города. | Знать - различные композиционные виды планировки города; - роль цвета в формировании пространства. Уметь создавать композиционный макет пространства. | Творческое обсуждение работ. | | Учебник., стр. 111-115. Задание № 1-3 (по выбору) | | | |
21-22 | «Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды» | 2 | Комбинированный урок. | Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды. Связь между архитектурой и человеком. | Создание рисунка проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой и т.д. | Знать особенности роли малой архитектуры и архитектурного дизайна среды. Уметь создавать архитектурные образы графическими материалами. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. | Реклама в нашем городе. | Учебник, стр.117-119. Задание № 1 или 2 на стр. 119 (по выбору) | Мультимедийная презентация «Малые архитектурные формы» | | |
23-24 | «Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера» | 2 | Комбинированный урок. | Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Мебель и архитектура: гармония и контраст. | Рисунок-проект одного из общественных мест с использованием дизайнерских деталей интерьера (можно фрагмент). | Знать особенности организации интерьеров общественных, жилых и производственных зданий. Уметь создавать интерьер общественных мест по воображению. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. | Психофизическое влияние цвета на эмоциональное состояние человека. | Учебник, стр. 121-125 Задание № 1 или 2 на стр. 125 (по желанию) | Мультимедийная презентация «Психофизическое влияние цвета на человека» | | |
25-26 | «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства» | 2 | Урок изучения новых знаний. | Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Технология макетирования. | Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (детский парк, сквер с фонтаном и т.п.), использование имитирующих фактур. | Знать термин ландшафтная архитектура. Уметь создавать архитектурные образы различными материалами. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. | | Учебник, стр. 126-131. Задание № 1,2 на стр. 131 | Мультимедийная презентация «Ландшафтная архитектура» | | |
27-28 | «Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление» | 2 | Урок обобщения и систематизации изученного материала | Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. | Коллективная работа – создание сложной пространственно-макетной композиции с использованием различных фактур и материалов. | Уметь использовать разнообразные материалы при создании макетов архитектурных объектов на предметной плоскости и в пространстве. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома. | | Учебник, стр.132-135. Подобрать материал к теме «Мой дом – мой образ жизни» | | | |
IV четверть. «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» - 7 часов. |
29 | «Мой дои – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома» | 1 | Урок изучения новых знаний. | Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны. Образно-личностное проектирование в дизайне. | Технический рисунок (эскиз) частного дома в городе, пригороде, далеко в лесу, домика в деревне (по выбору) – основная конфигурация. | Знать принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны. Уметь работать графическими материалами при моделировании архитектурного объекта. | Творческое обсуждение работ. | Возможное выполнение задания на компьютере в программе 3D Architector Deluxe и др. | Учебник, стр.139-142. Подобрать иллюстративный материал по теме «Интерьер» | Мультимедийная презентация «Проекты частного домовладения» | | |
30 | «Интерьер комнаты – портрет хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища» | 1 | Комбинированный урок. | Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера. | Эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта пространственного воплощения плана своей комнаты. Зонирование помещения. | Знать принципы организации пространства квартиры. Уметь отражать в проекте дизайна интерьера образно-архитектурный замысел и композиционно-стилевое начало помещения. | Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. | Психофизическое влияние цвета на эмоциональное состояние человека. | Подобрать иллюстративный материал по теме урока. | Мультимедийная презентация «Дизайн интерьера» | | |
31 | «Дизайн и архитектура моего сада» | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Виды организации садов: английский, французский, восточный, русская усадьба. Планировка сада, огорода, зонирование территории. | Задание: 1.создание плана земельного участка; 2.макетирование фрагмента сада из природных материалов (по выбору учащихся) | Знать - композиционные приемы паркового дизайна разных стилей; - фитодизайн (икебана). Уметь использовать разнообразные материалы в макетировании. | Творческое обсуждение работ. | | Учебник, стр.147-153. Подобрать иллюстративный материал. | Мультимедийная презентация «Виды организации садов» | | |
32 | «Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды» | 1 | Урок изучения новых знаний. | Искусство дизайна одежды. Соответствие материала и формы одежды. Технология создания, одежды. Целесообразность и мода. Фасон линия, силуэт. | Создание своего собственного проекта вечернего платья – рисунок или рельефный коллаж. | Знать - законы композиции в одежде; - два композиционных принципа конструкции костюма. Уметь работать над эскизом костюма. | Творческое обсуждение работ. | | Учебник, стр.155-161. Задание № 1,2. Подобрать зрительный материал. | Мультимедийная презентация «Мода на протяжении веков» | | |
33 | «Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды» | 1 | Комбинированный урок. | О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Стереотип и кич. | Проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, улицы, работы и т.п.), подбор цветовой гаммы. | Знать - демократичность в моде; - принцип функциональности. Уметь трансформировать одежду. | Творческое обсуждение работ. | | Учебник, стр.162-168. Задания № 1,2 | Мультимедийная презентация «Современные дизайнеры одежды» | | |
34 | «Грим, визажистика и прическа в практике дизайна» | 1 | Урок изучения новых знаний. | Искусство грима и прически. Форма лица и прически. Макияж. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке. | 1.рисование прически и макияжа на фотографии: 2.упражнения в нанесении макияжа и создании прически на «живой натуре». | Знать - каждая эпоха рождает свой стиль и моду; - грим и прическа являются продолжением костюма; профессии стилиста и визажиста. | Творческое обсуждение работ. | Боди-арт и татуаж как мода. Работа на компьютере в программе Adobe Photoshop/ | Учебник, стр.169-173. Задания № 1,2 | Мультимедийная презентация «Искусство грима и прически» | | |
35 | «Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир» | 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Человек как объект дизайна. Понятие имидж – дизайна, как сферы деятельности. Человек – мера вещного мира. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». | Коллективное задание: создание имиджмейкерского сценария – пректа с использованием различных визуальных элементов. Соревновательно – игровой показ проектов. | Понимать роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, место этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств. | Эстетическая оценка результата работы. | | | Выставка лучших работ учащихся, выполненных в течение года. | | |