kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Создание условий для успешной работы с одаренными детьми"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка может быть использована как учителями в общеобразовательной школе,так и педагогами дополнительного образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Создание условий для успешной работы с одаренными детьми"»

Создание условий для успешной работы с одаренными обучающимися.


«…Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»

Е.Григоренко


Прежде чем начать работу с одаренными детьми самому педагогу надо:

- осознать важность этой работы и в связи с этим усилить внимание к формированию положительной мотивации к обучению внутри того или иного объединения.

- создать и постоянно совершенствовать свою направленность и методическую систему работы с одаренными детьми.

- осознать, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы центра творчества.

Для реализации перечисленного требуется, чтобы сам педагог обладал следующими определенными качествами:

- педагог для одаренного ребенка является примером и личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

- педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;


- педагог считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

- педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Что такое одаренность?

Одаренность - это сложное явление, учитывая неоднозначность взглядов на одаренность и ее проявления, а также тот факт, что одно и то же слово определяет различные понятия в быту и науке, затруднительно дать всеобъемлющее и точное определение этому явлению. Но все же одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:

1. уровень развития способностей;

2. высокая степень обучаемости;

3. творческие проявления (креативность);

4. мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.

Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить следующей формулой: мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность.

Одаренность имеет также свои положительные и отрицательные последствия.

К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. К отрицательным - индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость.

Одаренность по направленностям бывает различной: художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать и мыслить), творческой (имеют не шаблонное мышление).


Как выявить одаренного ребенка?



Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать уравновешенного интеллигентного представителя общества в соответствии с его индивидуальными особенностями и способностями достаточно трудно. Следовательно можно выделить две целевые задачи-установки процесса выявления и развития талантливых детей.

Первая это создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Чтобы достичь этой цели, необходимо провести целый ряд мероприятий, направленных на изучение начальных условий деятельности. К ним можно отнести: вычленение критериев одаренности, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития. Дальнейшая работа с талантливыми учащимися будет включать в себя разработку теоретической основы и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий, а также действия по анализу и систематизации педагогической деятельности.

Вторая - это воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития. Подобные действия могут создать благоприятную обстановку для формирования личности с заранее планируемыми качествами. Несмотря на то, что первая установка по некоторым положениям противоречит настоящей, их нельзя разделять или выделять одну за счет другой - они имеют равное значение для развития одаренного человека.

Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. В стандартных жизненных ситуациях в качестве источников можно использовать рассказы, замечания и суждения преподавателей, родителей, сверстников и друзей, а также результаты различных тестов.

Педагогические программы, развития одаренных детей необходимо строить исходя из того, чтобы две задачи решались одновременно. На построение таких программ оказывают влияние не только общие требования педагогики и психологии, но и личность, характер ребенка, то есть они в значительной степени должны носить индивидуальный характер. Следовательно педагог разрабатывает индивидуальный маршрут для каждого одаренного ребенка.

Маршрут может содержать следущие составляющие пункты:


  • Диагностика обучающегося;

  • Используемые методики;

  • Результаты диагностики;

  • Определение целей и задач;

  • Срок реализации маршрута;

  • Учебно-тематический план;

  • Содержание;

  • Таблица содержания деятельности;

  • Интеграция с другими специалистами;

  • Способы оценки успехов обучающихся;

  • Взаимодействие с родителями.


Надо отметить, что никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.

Индивидуальный образовательный маршрут или программа помогает детям: углубить знания по изучаемым темам, проявить свои возможности, раскрыться личности ребенка, выплеснуть энергию высоких способностей, учавствуя в конкурсах, викторинах, брейн-рингах, концертах, соревнованиях, как внутри объединения так и в областных, региональных, а также всероссийского уровня. Внедрение педагогом разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми позволяет реализовать их творческую активность. Работать по принципу максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности. Создавать условия для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные стра­хи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окру­жающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему во­круг них, следовательно педагогу, как наставнику приходится прилагать определенные усилия для разряжения данной ситуации. Талантливые люди обожают несооб­разности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. В данной ситуации юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми. Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. В методах работы связанных с психологической деятельностью с одаренными детьми желательно воздерживаться от критики и оценки идей, соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, и т.п.; В методе о суждении в какой-либо деятельности суждение педагога, его оценка откладывается до того момента, пока сам ученик не увидит другие возможные идеи или способы решения той проблемы, которую он пытался решить, а также проекты и работы, сделанные другими.

Некоторые проблемы развития одаренных детей.

Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но, зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они, тем самым, вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны к командованию, управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми.

Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если талантливый ребенок приложит максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, в которой развивается; и, напротив, невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что человек отвергается коллективом. В первом случае создается благоприятная психологическая обстановка для дальнейшего развития личности, во втором - конфликты могут привести к полной потере интереса к дальнейшему развитию [9].

Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям - обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.

Формы работы с одаренными детьми:

- проводить тестирование для выявления склонности, направленности к тому или иному объединению по интересам;

- создавать индивидуальный план-маршрут, при разработке которого надо включать характер, особенности и возрастные возможности данного обучающегося;

- организовывать объединенные занятия по параллельным объединениям с сильными учащимися;

- создавать творческие мастерские с одаренными детьми (здесь имеется ввиду организация дополнительных занятий в свободное от основных часов работы с время);

- организовывать познавательные интеллектуальные викторины, брейн-ринги под названием «Угадай-ка!» с тестированием и без него по направленности объединения (для повышения интеллектуального уровня и совершенствования деятельности обучающихся);

- организовывать конкурсы внутри объединения и по параллелям;

- участвовать в конкурсах, соревнованиях, фестивалях, концертах;

- сотрудничать с общеобразовательными учреждениями, ВУЗами и т.д.



Памятка для педагога, работающего с одаренными детьми.

- педагог должен быть:

  • увлечен своим делом;

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • профессионально грамотным;

  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

  • проводником передовых педагогических технологий;

  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

  • знатоком во всех областях человеческой жизни.



Примерная таблица банка данных одарённых детей:


п/п

ФИО

Дата рождения

Домашний адрес

Год

обучения

Вид одаренности

Результативность участия конкурсах

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Создание условий для успешной работы с одаренными детьми"

Автор: Окопная Елена Владимировна

Дата: 20.03.2017

Номер свидетельства: 401958

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Система работы с одаренными детьми в ОУ: проблемы и перспективы. "
    ["seo_title"] => string(68) "sistiema-raboty-s-odariennymi-diet-mi-v-ou-probliemy-i-pierspiektivy"
    ["file_id"] => string(6) "134539"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416757915"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Формы работы с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(34) "formy-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "138232"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417516844"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "программа работы с одаренными детьми по математике для 5-9 классов "
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-raboty-s-odariennymi-diet-mi-po-matiematikie-dlia-5-9-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "229138"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441628624"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ  НА УРОКАХ  МАТЕМАТИКИ "
    ["seo_title"] => string(59) "priiomy-raboty-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "232943"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442945111"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ  НА УРОКАХ"
    ["seo_title"] => string(40) "priiomyrabotysodariennymidietminaurokakh"
    ["file_id"] => string(6) "294933"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455765601"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства