Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по ИЗО в 5 классе по программе Шпикаловой»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Штейнгардтовская основная общеобразовательная школа
Пролетарского района Ростовской области
Рассмотрено и рекомендовано к Утверждаю
Утверждению на заседании приказ № ____от ____________2015г
ШМО гуманитарного цикла
протокол № ________ Директор школы_____________Черкасова С.К.
«__»___________2015г
Рабочая программа
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
5 класс
Учитель: Бахмут Е.П.
2015 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ 5 КЛАССА
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствие с :
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ 1897 от 17 декабря 2010 (с 2014-2015 года Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N03-255)
основной образовательной программой МБОУ Штейнгардтовской ООШ на 2015-2016 учебный год
примерной программы по изобразительному искусству
авторской программы под редакцией Т. Я. Шпикаловой. «Просвещение» 2005 г.
федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2014-2015 учебном году;
учебным планом МБОУ Штейнгардтовской ООШ на 2015-2016 учебный год
На основании:
статьи 28. (Компетенция и ответственность образовательного учреждения) п.6 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.12г № 273-ФЗ
устава МБОУ Штейнгардтовской ООШ
Положения о составлении рабочих программ учителями –предметниками МБОУ Штейнгардтовской ООШ
Преподавание ведется по учебнику «Изобразительное искусство. 5 класс» под редакцией Т. Я. Шпикаловой. «Просвещение» 2013 г.
Общая характеристика учебного предмета
Тема года: Природа и человек в искусстве.
Цели: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно ном творчестве.
Задачи:
• воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;
• раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр); .
• углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве;
• знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов;
• показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества;
• развивать умения учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции;
• развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства;
• развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненных работ в классе.
Приведенные задачи конкретизируются учителем согласно темам блока и конкретного урока.
Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане МБОУ Штейнгрдтовской ООШ определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области Российской Федерации, предусматривающая обязательное изучение предмета по программе в 5 классе 35 часов в год, 1 час в неделю. План- 35ч, факт-35
Учебно – тематическое планирование:
Тема года: Природа и человек в искусстве.
Образ родной земли в изобразительном искусстве (9ч.)
Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве.(8ч.)
Мудрость народной жизни в искусстве.(11ч.)
Образ единения человека с природой в искусстве.(6ч.)
Итоговое занятие. (1 ч.)
Содержание курса:
Образ родной земли в искусстве
Блок 1. Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве
Красота осеннего пейзажа
Диалоги об искусстве. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Пейзаж в творчестве художников разных эпох. Выразительные возможности языка живописного пейзажа в передаче лирического образа природы.
Урок живописи. Колорит осеннего пейзажа в технике монотипии.
Изобразительные материалы: гуашь, бумага, стекло или пластик.
Осенние мотивы
Диалоги об искусстве. Пейзаж в графике. Условность художественного языка графики. Линия, штрих, соотношение светлых и темных пятен, силуэты. Передача состояния и пространства в пейзаже средствами графики.
Урок графики. Выполнение осеннего пейзажа графическими средствами по наблюдению, впечатлению от музыкальных и поэтических произведений. Выбор мотивов изображения в соответствии с заданным фоном (продолжение работы по монотипии, выполненной на предыдущем уроке) на темы «В парке», «Осенний хоровод» и т. д.
(Здесь и далее в программе в конце каждого блока уроков приведен примерный перечень произведений искусства, который имеет постоянную структуру.)
Примерный перечень произведений искусства: графика — Леонардо да Винчи. Пейзажные штудии; И. Шишкин. «Сосны» (свинцовый кар.), «Деревня» (свинцовый кар., белила), «Река после дождя» (офорт); Т. Маврина. Серия зарисовок «Пути-дороги»; А. Остроумова-Лебедева. Циклы гравюр «Петербург», «Павловск» (цветные и черно-белые); И. Билибин. Заставки и концовки для журнала «Золотое руно», титульный разворот в книге «Онежские былины», серийная обложка для поэтического сборника издательства «Шиповник»; живопись — А. Дюрер. Пейзажные акварели; П. Брейгель Старший. Цикл «Месяцы» («Возвращение стад», «Хмурый день»); П. Рубенс. «Осенний пейзаж с видом Стена»; С. Рейсдал. «Мельница в Вейне близ Дорстеде»; Дж. Констебл. «Воз с сеном», «Заход солнца осенью»; К. Д. Фридрих. «Деревенский пейзаж при утреннем освещении», «Гигантская горная гряда»; В. Ван Гог. «Пшеничное поле и кипарисы»; К. Моне. «Осенний день в Аржантее!; П. Сезанн. «У подножия Равин»; Ф. Васильев. «Мокрый луг»; И. Левитан. «Вечерний звон», «Золотая осень»; А. Головин. «Осень»; Л. Туржан-ский. «Золотая осень»; В. Борисов-Мусатов. «Осенний мотив»; Е. Гуро. «Осенний сон»; музыка — П. Чайковский. «Времена года»; М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке»; литература — Н. Некрасов. «Славная осень»; С. Есенин. «Поздняя осень».
Блок 2. Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве
Дары осени
Диалоги об искусстве. Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт в творчестве художников разных эпох. Средства выделения главного и характера связи между предметами.
Урок графики. Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов, грибов. Передача разнообразия природных форм и их изобилия.
Изобразительные материалы: простой карандаш, бумага.
Богатый урожай
Диалоги об искусстве. Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получения их на палитре. Понятие собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его освещения и окружения: цвет света и тени, цветной рефлекс. Приемы выявления формы предмета цветом, понятие «мазок по форме».
Урок живописи. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей без подготовительного рисунка.
Диалоги об искусстве. Реалистическое и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: ритм и масштаб цветных пятен, силуэт как главное средство выразительности.
Уроки декоративного творчества. Выполнение декоративной композиции натюрморта на темы «Осень», «Дары осени», «Букет цветов и фрукты», «Яблоки и рябина» и т. д. в технике коллажа.
Диалоги об искусстве. Древо жизни в искусстве народов мира. Предания о чудесном древе в устном народном поэтическом творчестве: в сказках, загадках, песнях и заговорах. Разнообразие художественных образов древа жизни. Фантастические образы древа в современном декоративно-прикладном искусстве и народном творчестве.
Примерный перечень произведений искусства: графика — Д. Митрохин. «Орехи и два яблока» и другие рисунки графической серии; А. Матисс. «Натюрморт с магнолией» (серия «Темы и вариации», чернила, перо), «Букет цветов в кувшине» (тушь, перо); живопись — Ф. Снайдерс. «Овощная лавка», «Фруктовая лавка»; Фра Анжелико. Фреска «Рай»; Я. Брейгель Старший (Бархатный). «Райский сад»; И. Хруцкий. «Овощи и цветы», «Натюрморт с грибами»; П. Сезанн. «Натюрморт с яблоками и апельсинами», «Персики и груши»; К. Коровин. «Цветы и фрукты»; П. Кончаловский. «Натюрморт. Фрукты», «Яблоки»; А. Куприн. «Натюрморт с тыквой»; М. Сарьян. «Фрукты»; народное и декоративно-прикладное искусство — стенная роспись гробницы Нашеден в Древнем Египте «Древо жизни с богиней плодородия»; мозаика во дворце короля Роджера в Палермо «Древо жизни»; мозаика в церкви Сан-Клименте «Райское древо жизни»; миниатюра в молитвеннике епископа Зальцбургского «Древо жизни и смерти»; Серафина. «Виноград»; Л. Романова. «Осенний букет» (текстиль, коллаж); Ю. Селиверстов. «Лестница к дереву познания»; образцы северных вышивок и кружева с древом жизни, вырезанки из бумаги с мотивом дерева, цветущей ветки (Россия, Украина, Польша, Китай); «Древо плодоносящее» в произведениях дымковских мастериц.
Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве (11ч)
Блок 3.
Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла
Человек и земля-кормилица
Диалоги об искусстве. Изобразительное и народное искусство, литература о народных традициях общения людей в совместном труде и забавах. Жизнь этих традиций в современном мире и отображение их в искусстве.
Урок графики. Зарисовки фигуры человека с натуры и по описанию. Поиски характерного движения, костюма, необходимых атрибутов для композиции «Осенние посиделки» (начало работы над композицией).
Диалоги об искусстве. Традиции русских посиделок в изобразительном искусстве. Народные традиции общения молодежи во время отдыха в разных видах искусства: лаковой миниатюре, живописи, графике, мелкой пластике.
Урок графики. Выполнение поисковых эскизов композиции на тему «Осенние посиделки» (продолжение работы над многофигурной композицией).
Диалоги об искусстве. Е. Честняков — художник, знаток и певец народной жизни, быта, традиций. Отражение в творчестве Е. Честнякова темы народного праздника.
Уроки живописи. Выполнение многофигурной композиции на тему «Осенние посиделки» (завершение работы). Дополнительные варианты тем многофигурной композиции: «Капустинские вечера», «Девичьи засидки», «Чаепитие», «Слушаем музыку», «Театральные посиделки» и т. д.
Изобразительные материалы: живописные материалы по выбору учащихся.
Примерный перечень произведений искусства: графика — миниатюры «Богатейшего часослова герцога Беррийского»; иллюстрации к произведениям В. Жуковского, А. Пушкина, И. Тургенева, Л. Толстого и др. (фрагменты литературных произведений могут прозвучать на уроках); Е. Честняков. «Посиделки», «Сказочный мотив», «Слушают гусли», «Гости», «Крестьянские дети», «Праздничное шествие»; народный лубок «Новый год», «Лучина, лучинушка березовая...»; живопись — А. Лоренцетти. Фреска «Полевые работы»; П. Брейгель Старший. «Жатва», «Крестьянский танец»; А. Венецианов. «Гумно»; А. Рябушкин. «Втерся парень в хоровод»; Т. Назаренко. «После экзамена»; Ю. Кугач. «Перед танцами»; В. Попков. «Северная песня».
Блок 4. Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о проявлении различных состояний природы и жизни человека
Зимняя пора
Диалоги об искусстве. Времена года любимейшая тема в искусстве художников, музыкантов, поэтом. Своеобразие средств выразительности различных видов искусства в передаче красоты и особенностей зимней природы. Роль линий и цвета в выражении главных зимних признаков в графике.
Уроки графики. Выполнение по памяти и представлению пейзажа «Зимние причуды». Поиск выразительной композиции: ажурность, изящество деревьев и кустов, сказочность заснеженных архитектурных построек, изображение людей, радующихся приходу зимы.
Примерный перечень произведений искусства: графика — М. Врубель. «Дворик зимой» (кар.); Г. Верейский. «В саду Русского музея» (тушь, перо, кисть); живопись — П. Брейгель Старший. «Охотники на снегу»; А. ванОстаде. «Голландский зимний пейзаж»; Н. Пуссен. «Зима»; У. Тернер. «Снежная буря»; К. Моне. «Сорока на снегу»; И. Левитан. «Поселок»; К. Славин. «Иней»; А. Дейнека. «Девочка у окна»; Ю. Кугач. «В Загорске»; народное и декоративно-прикладное искусство — финифть, гжельская керамика, кружево; музыка — П. Чайковский. «Времена года»: «Декабрь, «Январь».
Блок 5. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев
Портрет героев сказок и былин для школьной новогодней галереи
Диалоги об искусстве. Образы положительных героев былин и сказок народов России и мира в различных видах искусства (живопись, графика, скульптура, народное и декоративно-прикладное искусство, театр, кино, телевидение).
Уроки изобразительного творчества. Выполнение портретов былинно-сказочных героев: «Василиса Прекрасная», «Елена Премудрая», «Русский богатырь Илья Муромец», «Золушка», «Щелкунчик», «Добрая фея» и т. д. Создание портретной галереи для новогоднего школьного зала.
Изобразительные материалы: акварель, гуашь, цветные мелки, тонированная или белая бумага.
Примерный перечень произведений искусства: живопись — В. Васнецов. «Богатыри», «Три царевны подземного царства»; А. Костерин. «Илья Муромец» (Палех); Ю. Ракша. «Русь богатырская. Куликово поле»; М. Врубель. «Царевна-Лебедь», «Богатырь» (декоративное панно), «Царь Берендей» и другие сказочные герои (майолика); устное народное творчество и литература — «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Снегурочка»; сказки народов мира; музыка — М. Мусоргский. «Картинки с выставки» («Богатырские ворота»); Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Садко»; П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик» (музыкальные фрагменты по выбору учителя).
Мудрость народной жизни в искусстве.(11ч.)
Блок 6. Польза и красота в образах деревянного русского зодчества
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры
Урок графики. Зарисовки деревянных построек своего города, поселка, деревни. Выбор точки зрения и применение линейной перспективы как элемента художественного изображения.
Диалоги об искусстве. Отражение мировосприятия наших предков в облике деревянного дома. Выражение народной символики в резном убранстве избы (фасад, интерьер). Общность и разнообразие резного декора изб разных регионов (Русский Север, Поволжье, Сибирь и др.).
Урок народного творчества. Зарисовки знаков-символов резьбы, украшающей фасад крестьянского дома: причелины, полотенца, карнизы, оконные наличники, ставни. Работа в творческих группах.
Диалоги об искусстве. Уникальная конструкция русской избы, созданная плотниками Русского Севера.
Урок народного творчества с элементами художественного конструирования. Конструирование из бумаги крестьянского подворья с учетом региональных особенностей конструкции избы (подготовительный этап: заготовка строительного материала — «бревнышек»). Распределение объема работы между членами «плотницких артелей» — творческих групп.
Материалы для конструирования из бумаги: картон, чертежная бумага, клей ПВА, линейка, карандаш, ножницы, кисточка. Технологическая карта — план проектирования объекта (избы).
Фасад — лицо избы, окна — ее глаза
Диалоги об искусстве. Дом — как материальная основа и духовная целостность семьи.
Уроки народного творчества с элементами художественного конструирования. Конструирование крестьянского подворья силами «плотницких артелей». Украшение готового макета крестьянской избы (завершающий этап). Составление коллективного макета «Сельская улица» или «Красная улица нашего села».
Примерный перечень произведений искусства: архитектура — заповедник Кижи — дом из деревни Ошевнево; дом Сергеева из деревни Логморучей; дом Яковлева из деревни Клещейла; дом Елизарова из деревни Середка (фотографии, слайды, видеофильмы); крестьянские дома Поволжья с декором глухой резьбы второй половины XIX в. (фотографии, слайды, видеофильмы); живопись — Ф. Якупов. «Встреча»; О. Вуколов. «Прощание»; Е. Чернышева. «Лето в деревне»; А. Латеруллин. «Чаепитие». Возможно прослушивание музыки, стихотворений, созвучных образному строю живописных произведений.
Современные мультимедийные технологии обучения: курс «Компьютерная графика и дизайн» (фрагменты по выбору учителя).
Блок 7. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка»
Декорации к опере-сказке «Снегурочка»
Диалоги об искусстве. Народные традиции как источник творчества мастеров искусства. Выдающиеся мастера слова, музыки и живописи (А. Островский, Н. Римский-Корсаков, В. Васнецов) в работе над оперой-сказкой «Снегурочка».
Урок декоративного творчества. Выполнение эскиза декорации к сказке А. Островского «Снегурочка». Сказочный образ Берендеевки.
Диалоги об искусстве. Народные традиции в театральном искусстве. Театральные эскизы костюмов мифологических и реальных героев оперы-сказки «Снегурочка».
Урок декоративного творчества. Выполнение эскизов костюмов персонажей (по выбору учащихся) к опере-сказке «Снегурочка». Работа в группах.
Примерный перечень произведений искусства: живопись — В. Васнецов. Эскизы декораций, костюмов персонажей к опере-сказке «Снегурка»; литература — А. Островский. Сказка «Снегурочка» (отрывки по выбору учителя); музыка — Н. Римский-Корсаков. Опера-сказка «Снегурочка» (музыкальные фрагменты по выбору).
Блок 8. Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры
Масленица — праздник конца зимы и начала весны
Диалоги об искусстве. Масленица — народный праздник. Традиционные масленичные действа. Образ Масленицы в изобразительном и народном искусстве.
Урок графики. Зарисовки с натуры, по памяти людей в народных костюмах, в движении для панно «Широкая Масленица».
Изобразительные материалы: цветные карандаши, фломастер, пастель, акварель и др. (по выбору учащихся).
Гулянье на широкую Масленицу
Диалоги об искусстве. Традиции организации оформления праздничной среды: архитектура, торговые ряды, горки, карусели, театр Петрушки.
Уроки декоративного творчества. Выполнение фигур людей в цвете. Составление панно «Широкая Масленица». Работа в группах. Праздничное действо на ярмарке.
Изобразительные материалы: цветная бумага, гуашь, акварель, кисть и др. (по выбору учащихся).
Примерный перечень произведений искусства: живопись — П. Брейгель Старший. «Битва Масленицы и Поста»; Б. Кустодиев. «Масленица»; народное и декоративно-прикладное искусство — современные праздничные гулянья на Масленицу в лаковой живописи Федоскино, Палеха, Холуя; календарные русские народные масленичные песни — «Ой, Масленица, протянись», «Прощай, Масленица»; музыка — П. Чайковский. «Времена года»: «Февраль. Масленица»; Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» (хор «Проводы Масленицы»).
Образ единения человека с природой в искусстве
Блок 9. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа
Братья наши меньшие в твоей жизни
Диалоги об искусстве. Своеобразие ранних изображений животных. Анималистический жанр. Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно-прикладном искусстве. Реальные образы животных и декоративная их разработка.
Урок графики. Наброски и зарисовки животных по памяти и представлению. Главное в наброске — движение и энергия линии.
Изобразительные материалы: пастель, восковые мелки, сангина, уголь, тушь, фломастер и др. (по выбору учащихся).
Животное и его повадки в творчестве анималистов
Диалоги об искусстве. Изображение животных в современном декоративно-прикладном искусстве. Искусство российских анималистов — В. Ватагина, И. Ефимова, А. Сотникова, В. Трофимова. Природа — творческая лаборатория художника-анималиста. Художественные средства выражения повадок животного и среды обитания в творчестве анималистов.
Урок скульптуры. Лепка с натуры, по памяти и представлению животного с использованием разных приемов лепки.
Изобразительные материалы: глина, пластилин.
Примерный перечень произведений искусства: наскальные рисунки — бизоны из пещеры Альтамира, лошади, раненый бык из пещеры Ласко; изображения животных в Каповой пещере (Башкирия); петроглифы на беломорских скалах в Карелии; народное и декоративно-прикладное искусство — скифские золотые изделия; изображения птиц и животных в раннехристианских и романских культовых и дворцовых сооружениях Европы; графика — А. Дюрер. «Кролик»; Рембрандт. «Лежащий лев»; П. Рубенс. Этюды зверей; В. Серов. Рисунки к басням А. Крылова; В. Ватагин. Иллюстрации к повести Р. Киплинга «Маугли» (голова тигра, пантера, обезьяна); скульптура — рельефы Дмитриевского собора во Владимире; П. Клодт. «Укрощение коня» (скульптурные группы Аничкова моста; «Лошадь с жеребенком»); И. Ефимов. «Жираф» (медь); В. Ватагин. «Моржи» (дерево), «Мартышка» (дерево), «Медведь» (дерево); мелкая пластика — А. Белашов. «Чайки» (фарфор); Д. Горлов. «Рысенок» (фарфор).
Блок 10. Тема защиты природы в искусстве
Экологическая тема в плакате
Диалоги об искусстве. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в изображении плаката. Специфика художественного языка плаката.
Уроки графики. Выполнение эскизов плакатов на темы «Голоса весеннего леса», «Пусть поют птицы», «Экология в картинках» (по выбору учащихся).
Изобразительные материалы: графические по выбору учащихся.
Примерный перечень произведений изобразительного искусства: работы художников рисованного плаката: А. Родченко, М. Черемных, Кукрыниксов, М. Лукьянова.
Блок 11. Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его в искусстве
Обрядовая кукла Троицыной недели
Диалоги об искусстве. Историко-культурная многослойность праздника Троицыной недели как праздника расцветающей природы.
Основные атрибуты и содержание праздника — березка, троицкая кукла, венки из листьев, украшение дома ветками березы, песни, хороводы, гадания на природе.
Уроки народного творчества с элементами художественного конструирования. Конструирование троицкой куклы в образе лесной девы.
Диалоги об искусстве. Образы весенних праздников и обрядов в культуре и искусстве народов мира (танец, музыка, обрядовый фольклор, изобразительно-пластическое творчество, театр как компоненты духовной жизни народа). Декоративные средства художественной выразительности, наиболее ярко передающие идею праздничности, торжественности, массовости события, единения человека с природой.
Уроки изобразительного творчества. Выполнение многофигурной композиции на темы «Хоровод», «Тихая песня», «Веселый перепляс». Поиски изобразительного мотива, вариантов композиционного и декоративного решения. Работа в творческих группах.
Изобразительные материалы: гуашь, акварель, перо, фломастеры и др. (по выбору учащихся).
Примерный перечень произведений искусства: живопись— И. Шишкин. «Цветы в лесу»; К. Юон. «К Троице», «Сельский праздник»; графика — Т. Маврина. Иллюстрации к книге «Гуси, лебеди да журавли»; А. Матисс. Серия «Джаз», «Полинезия. Море»; П. Пикассо. «Лицо мира»; народное и декоративно-прикладное искусство — вырезанки из цветной бумаги, лаковая миниатюра (Федоскино, Палех) на тему хоровода; И. Голиков. «Танец»; А. Котухина. «Березка»; календарные русские народные троицкие песни — «Березонька», «Ты, березка...», «Иди, Дуня, на базар»; музыка — Г. Свиридов. «Курские песни»: «Зеленый дубок», «Да купил себе Ваня косу».
Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушьи др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Посещение декоративно-прикладного искусства.
Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (воздушная перспектива). Создание композиций на плоскости и в пространстве. Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры. Описание и анализ художественного произведения. Домашние задания: выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).
Итоговое занятие. (1 ч.)
Результаты освоения предмета и система их оценки:
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
некоторые виды изобразительных (пластических) искусств (живопись, графика);
некоторые жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, анималистический жанр)
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пространство, ритм, композиция);
отдельные произведения выдающихся представителей русского искусства (А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев) .
значение изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
уметь
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, глина) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, композиция);
узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн костюма)
Формы и методы применения технологий на уроках ИЗО:
использование медиа-ресурсов как источника информации;
компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
организация проектной деятельности учащихся;
использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности;
по внешним признакам деятельности учителя и учащихся: беседа, рассказ, демонстрация;
по источнику получения знаний: словесные, наглядные (демонстрация рисунков, картин и др.),
практические: игры;
по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, проблемный.
Критерии оценки качества знаний обучающихся 5 класса: Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
^Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
^Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
^Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Программа. Изобразительное искусство 5-9 классы под редакцией Т. Я. Шпикаловой. «Просвещение» 2005 г.
Учебник под редакцией Т. Я. Шпикаловой. «Просвещение» 2013 г. 5 класс.
Презентации:
Красота осеннего пейзажа в живописи
Зимняя пора
Изба – произведение русских древоделов
Декорации к опере – сказке «Снегурочка»
Народные традиции в народном костюме
Животные – братья наши меньшие
Интернет-ресурс
1. www. edu - "Российское образование"Федеральный портал.
6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
7.www.proshkolu.ru
8.www. uchportal.ru
Календарно-тематическое планирование для 5 кл.
Природа и человек в искусстве.
№
Кол-во часов
Тема
урока
Характеристика деятельности обучающихся
Планируемые результаты
Форма текущего контроля
Дата
Предметные
УУД
Метапредметные
Личностные
План
Факт
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Образ родной земли в изобразительном искусстве (9ч.)
Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве. (5ч.)
1
2
1
1
Дары осени в натюрморте.
Дары осени в натюрморте.
Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Великие мастера русского и европейского искусства. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Изображение предметного мира. Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Композиция – главное средство выразительности художественного произведения. Пропорции. Цветовые отношения. Свет и цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Рисунок с натуры, по представлению.
Размещение композиции, выполнение прорисовки предметов, определение освещённости предметов, работа красками.
Научится пониматьи объяснять смысл понятия колорит. Изображатьосенние плоды. Применять правила перспективы и знания о композиции. Использовать приёмы композиции натюрморта (ритм, симметрия и асимметрия, равновесие частей, выделение сюжетно-композиционного центра)
Научатся самостоятельно анализировать колорит (какой цвет преобладает, каковы цветовые оттенки – тёплые или холодные, контрастные или нюансные) натюрмортов живописцев. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.
Научится работать по художественно-дидактической таблице. Определять местоположение главного предмета в композиции. Находить общее и объяснять, в чём их различия.
Научатся основам коммуникативной рефлексиипонимать относительность мнений и подходов к решению проблемы
Выражение в творческой работе своего видения мира и отношения к нему.
Творческие практические работы.
3
4
1
1
Осенние плоды в твоём натюрморте.
Осенние плоды в твоём натюрморте.
Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Художественный образ – основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Художественные материалы и художественные техники. Композиция. Цвет. Объём и форма. Трансформация и стилизация форм. Ритм. Изобразительные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства.
Выполнение рисунка композиции декоративного натюрморта в цвете в технике коллаж, передавая характерные особенности в изображении фруктов, овощей, цветов и других предметов в декоративной композиции.
Научится понимать какими средствами выражают художники своё отношение к плодам земли в произведениях разных видов искусства и какие приёмы они используют для усиления декоративности. Изображать рисунок композиции декоративного натюрморта в цвете и техники коллажа, передавая особенности в изображении фруктов, овощей и др. предметов.
Научатся самостоятельно анализировать цвет как основное выразительное средство декоративной живописи, его возможности в передаче своеобразия плодов и цветов, роль линии в декоративной живописи.
Научатся устанавливать причинно-следственные связи. Работать по художественно-дидактическим таблицам.
Научатся совместно обсуждать, анализироватьпроизведения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Выражение в творческой работе своего отношения к натуре.
Творческие практические работы.
5
1
Чудо-дерево. Образ-символ «дерево жизни» в разных видах искусства
Древо жизни в искусстве народов мира. Предания о чудесном дереве в устном народном поэтическом творчестве: в сказках, загадках, песнях, заговорах. Фантастические образы древа жизни в современном декоративно-прикладном искусстве
Выполнение рельефной композиции «древо жизни» согласно условиям творческого задания.
Пониматьпроизведения изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства разных народов, воплотивших образ-символ «Древо жизни» в живописи, рельефах , украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.
Называть главные средства выразительности рельефных композиций (пластика, высота рельефа, цвет, линия), приводить примеры изображения «древа жизни» в разных видах искусства.
Знать значение слов барельеф, горельеф, участвовать в обсуждении особенностей изображения мотива «древо жизни» в тезхнике рельефной лепки, средств художественной выразительности, своеобразия композиции, значения образа символического мотива «древо жизни» согласно условиям творческого задания.
Научатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы
Формирование знаний о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры
Творческие практические работы.
Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве. (4ч.)
6
7
1
1
Осенние плоды в твоём натюрморте.
Осенние плоды в твоём натюрморте.
Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явления жизни и природы. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции. Цветовые отношения. Колорит картины. Свет и цвет. Особенности художественного образа в пейзаже.
Выполнять эскизы живописного фона для осеннего пейзажа в технике монотипии.
Научится выделять особенности «пейзажей настроения», сопоставлять отображение лирического настроения в творчестве художников-пейзажистов и русской поэзии. Выполнять пейзаж в технике монотипия.
Давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Объяснять значение слова монотипия, отличать особенности техники монотипия.Представлять мотив этого пейзажа, близкий для его настроения колорит. Определять тёплые и холодные, контрастные и сближенные цвета для передачи состояния природы.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников.
Воспитание российской гражданской индентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству.
Творческие практические работы.
8
9
1
1
«Осенних дней очарованье» в книжной графике.
«Осенних дней очарованье» в книжной графике.
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Язык пластических искусств и художественный образ Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.
Выполнить иллюстрацию с мотивом осеннего пейзажа к стихотворению и макет страницы (разворота) к ней.
Научиться выполнять творческое задание с использованием живописных и графических средств выразительности.
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, рассматривать примеры оформления книги выдающихся мастеров книжной грфики.
Высказывать суждение о разнообразии приёмов и манер иллюстрирования в русской книжной графике, особенностях стиля, единстве изобразительного образа и литературного текста. Сопоставлять техники, манеры и приёмы выполнения иллюстраций разных художников-иллюстраторов.
Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей
Выражать в творческой работе своё отношение к выбранному для иллюстрирования сюжету, к соответствию изобразительного образа литературному тексту.
Творческие практические работы.
Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве.(8ч.)
Тема 3. Народные праздники и обряды в жизни и искусстве традиции и современность.(2ч.)
10
1
Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла.
Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Композиция, Пропорции. Бытовой жанр. Сюжет и содержание в произведении искусства.
Выполнить зарисовку человека в движении с натуры или по описанию для многофигурной композиции бытовой картины «Ярмарка»
Научатся изображать человека в костюме. Пониманию разнообразия форм и украшений народного праздничного костюма, связи земного и небесного в символике костюма.
Анализировать изображения фигуры взрослого человека в движении, пропорции взрослого и ребёнка. На основе анализа определять последовательность работы над зарисовкой.
Объяснять смысл понятий бытовой жанр, пропорции фигуры человека. Определять смысловой центр многофигурных композиций в произведениях живописцев и народных мастеров, статичный и динамичный строй композиции.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Формирование знаний о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России
Творческие практические работы.
11
1
Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышленными товарами и форма общения между людьми.
Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Народные праздники, обряды в искусстве и современной жизни. Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и искусстве.Композиция. Раскрытие в композиции сущности произведения.
Выполнить многофигурную композицию «Ярмарка», применяя композиционные, графические или живописные средства выразительности.
Научатся осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека. передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики древнерусского костюма,.
Анализировать художественные произведения, на основе этого планировать последовательность составления композиции, выделять главное в композиции, составлять сюжет картины.
Находить общее и различное. Сравнивать произведения западноевропейских мастеров с произведениями отечественных живописцев.
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы
Выражать в творческой работе своё отношение к истории, культуре, традициям своего народа.
Творческие практические работы.
Тема 4. Образ времени года в искусстве.(2ч.)
12
13
1
1
Зимняя пора в живописи и графике.
Зимняя пора в живописи и графике.
Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение предметного мира.
Выполнить зарисовки деревьев, архитектурных построек, людей зимой по наблюдению.
Владеть гафическими материалами изображения.
Ставить цели художественной работы на основе анализа произведений художников-пейзажистов.
Высказывать своё мнение о средствах художественной выразительности в передаче красоты и особенностей зимней природы, отображённой живописцами и графиками в своих произведениях. Устанавливать последовательность изображения композиции.
Находить общее и различное в передаче естественной красоты зимнего пейзажа, понимание сути природы и её значимости для человека .Приводить примеры.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Выражать в пейзаже своё эмоционально-ценностное отношение к красоте зимней природы.
Творческие практические работы.
Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества.(2ч.)
14
15
1
1
Делу - время, потехе – час.
Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера.
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Народное традиционное искусство. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и искусстве.
Выполнить эскиз пояса и флюгера. Плетение пояса из трёх и пяти нитей. Изготовление дымника с флюгером.
Освоение техники плетения пояса и изготовление флюгера и дымника по трафарет из картона и фольги.
Основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей. Составление плана и последовательности действий согласно технологической карте.
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения работы.
Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Научатся работать в паре.
Формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.
Творческие практические работы.
Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев.(2ч.)
16
17
1
1
Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства.
Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства.
Разработка фольклорной темы мастерам отечественной культуры. Воздействие народного искусства на творчеств мастеров народного и декоративно-прикладного, театрально-декарационнного искусства и книжной графики. Традиция празднования на Руси предновогодья (Святки), связанная с ожиданием фантастических превращений и необычных событий.
Выполнить зарисовку персонажа былины. Завершить образ фольклорного героя в цвете.
Научиться рисовать человека в движении.
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Анализировать схемы и последовательность изображения по художественно-дидактической таблице. Различать средства художественной выразительности в творчестве мастеров народного и декоративно-прикладного, театрально-декорационного искусства и книжной графики.
Участвовать в коллективной работе по созданию новогодней галереи образов фольклорных героев.
Выражать в творческой работе своё видение образов фольклорных героев и отношение к ним.
Творческие практические работы.
Мудрость народной жизни в искусстве.(11ч.)
Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота. (5ч.)
18
1
Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом.
Комбинированный урок
Русский Север – край уникальных домов-комплексов. Особенности конструкции северных домов-комплексов в Кижах. Единение деревянных построек с ландшафтом. Культовые памятники русского деревянного зодчества.
Выполнить графические зарисовки по памяти или по представлению деревянной постройки твоего города.
Научатсясамостоятельно выполнять графические зарисовки деревянных построек.
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов, храмов. Различать их типы, индивидуальные черты, назначение. Высказывать своё впечатление о красоте памятников древнерусского зодчества.
Участвовать в коллективном обсуждении архитектурного образа памятников русского деревянного зодчества, роли русского деревянного зодчества в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Выражать в творческой работе своё отношение к натуре. Воспитание уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее народов России.
Творческие практические работы.
19
20
1
1
Изба – творение русских мастеров-древоделов.
Изба – творение русских мастеров-древоделов.
Традиции плотницкого мастерства на Руси. Роль природных условий в характере деревянных построек на Руси. Конструктивные и художественные особенности русской избы. Отражение мировосприятия природы в названиях деталей крыши.
Сконструируй и построй из бумаги крестьянское подворье силами «плотницкой артели».
Научить способам моделирования и конструирования.
Анализировать и планировать предстоящую работу, сравнивать полученное изделие с эталоном,
Научить работать по технологической карте, сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов, различать их типы, назначение.
Работать в группе — устанавливать рабочие отношения эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Выражать в творческой работе своё отношение к традиционному крестьянскому жилищу.
Творческие практические работы.
21
1
Изба – модель мироздания.
Расположение декоративных украшений на фасаде дома. Признаки «очеловечивания» в облике избы. Красота и пластическая выразительность рельефных изображений на домах нижегородской области. Знаки-символы в домовой резьбе.
Выполнить графические зарисовки знаков-символов в резном убранстве фасада крестьянского дома.
Научиться выполнять графические зарисовки знаков-символов в резном убранстве фасада крестьянского дома.
Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.
Давать определение понятиям. Сравнивать художественные особенности декоративного убранства крестьянских домов разных регионов. Различать типы и назначение домовой резьбы.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Выражать в творческой работе своё отношение к символике декоративного убранства дома. Воспитывать любовь к родному искусству.
Творческие практические работы.
22
1
Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность.
Образ лада в труде, доме и семье – нравственный идеал народов России. Сохранение и развитие традиций декоративного убранства крестьянского дома.
Изготовить элементы декора избы из бумаги способом многослойного симметричного вырезания.
Научатся создавать проект-макеты.
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.
Сопоставлять произведения художников, посвященные теме согласия в семье, взаимоотношениям между людьми разных поколений. Определять общее и различное в их содержании, композиции и средствах художественной выразительности, помогающих передавать идею связи поколений.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Участвовать в коллективной работе над проектом «Деревенская улица».
Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам.
Творческие практические работы.
Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств.(3ч.)
23
1
Художник и театр. Декорации к опере-сказке «Снегурочка»
Отражение картины мира в росписи палат Берендея. Отражение особенностей национального русского орнамента в росписи дворца, в облике слободки Берендеевки, в театральном костюме героев. Особенности восприятия зрителем театральной декорации.
Выполнять эскиз по представлению декорации к театральной постановке сказки А.Н.Островского «Снегурочка», основа коллективного панно.
Научатся создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы, сказочных героев.
Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Последовательность работы театрального художника.
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание
Формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну
Творческие практические работы.
24
25
1
1
Художник и театр. Образы персонажей.
Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке «Снегурочка»
Особенности образно характеристики сказочных персонажей в эскизах театральных костюмов, выполненных В.М.Васнецовым,И.Я.Билибиным. Роль орнамента и цветового решения в разработке театрального костюма. Особенности восприятия зрителем эскизов театральных костюмов разных художников.
Выполнить эскиз по представлению сценического костюма одного из персонажей к постановке сказки А.Н.Островского «Снегурочка».
Научатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Устанавливать причинно-следственные связи
Участвовать в коллективной работе над панно «Театральное представление сказки «Снегурочка» в технике коллаж.
Выражать в творческой работе своё отношение к персонажам спектакля. Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России.
Творческие практические работы.
Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни.(3ч.)
26
1
Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве. Комбинированный
Изображение человека и праздничных действий в момент масленичяных гуляний на картинах художников. Способы передачи праздничного ощущения мира в творчеств художников-живописцев.
Выполнить зарисовку с натуры или по памяти и представлению фигуры человека в народном костюме в движении для многофигурной композиции коллективного панно «Весёлая Масленица»
Научится понимать особенности передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников-живописцев. Изображать фигуру человека в движении.
Научится планировать пути достижения целей. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций
Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Выражать в творческой работе своё отношение к теме народных праздников в культуре русского народа.
Творческие практические работы.
27
28
1
1
Изба – творение русских мастеров-древоделов.
Изба – творение русских мастеров-древоделов.
Изображение человека и праздничных действий в момент масленичных гуляний в произведениях народных мастеров. Роль цвета в передаче праздничного настроения.
Выполнить эскиз многофигурной композиции для сюжетно-декоративной композиции на тему празднования масленицы.
Научатся создавать эскиз многофигурной композиции на тему масленичных гуляний.
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Объединять отдельные сюжетные панно, выполненные одноклассниками, в единое большое панно.
Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Выражать в творческой работе своё отношение к теме народных праздников в культуре русского народа.
Творческие практические работы.
Образ единения человека с природой в искусстве.(6ч.)
Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа.(2ч.)
29
1
Животные – братья наши меньшие. Комбинированный
Многообразие произведений анималистического жанра. Образы животных в графике и скульптуре. Средства художественной выразительности, которые используют художники для передачи облика животного.
Выполнять наброски животных по памяти и представлению.
Научатся изображать животных в движении.
Основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Сопоставлять изображения животных и птиц в графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Находить общее и различное в создании художественного образа произведения. Объяснять значение понятий анималистический жанр и художник-анималист.
Участвовать в коллективном обсуждении роли животных в жизни человека, анималистическом жанре в искусстве, передачи образа животных в разных материалах.
Выражать в художественно-творческой деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к образу животного.
Творческие практические работы.
30
1
Животное и его повадки в творчестве скульпторов-анималистов.
Комбинированный
Многообразие произведений анималистического жанра. Образы животных в графике и скульптуре. Средства художественной выразительности, которые используют художники для передачи облика животного.
Выполнить скульптурный этюд животного по памяти и представлению.
Представлять образ животного для изображения. Изображать фигуру животного, передавая объём.
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Сопоставлять изображения животных, выполненных художниками в разных материалах и техниках. Находить общее и различное. Работать по художественно-дидактическим таблицам, применяя различные приёмы лепки для создания своего образа животного, учитывая советы скульптора.
Работать в группе —устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Выражать в своём произведении любовь к животному.
Творческие практические работы.
Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры. (1ч.)
31
1
Экологическая тема в плакате. Комбинированный
Функции плаката и особенности его воздействия ярким, условным, лаконичным цветовым и графическим строем. Специфические выразительные средства плаката (символы, изобразительные метафоры, эффектные сопоставления образов, масштабов, точек зрения, сочетание фотографий с рисунком и живописью).
Выполнить эскиз плаката на тему по выбору: защита природы или охрана памятников искусства.
Применять выразительные и композиционные средства при изображении плаката.
Планировать последовательность действий изображения плаката. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Участвовать в конкурсе плакатов на экологическую тему.
Сравнивать плакаты по содержанию, целям воздействия на человека и закономерностям применения средств художественной выразительности. Участвовать в обсуждении роли плаката в сбережении памятников культуры и природы, художественных выразительных средств, применяемых в плакатах.
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия.
Воспитывать любовь к природе родного края.
Творческие практические работы.
Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве. (3ч.)
32
33
1
1
Троицына неделя и её образы в искусстве.
Троицына неделя и её образы в искусстве.
Красота и разнообразие природы, образы всенародного праздника проводов весны и встречи лета, выраженные средствами живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Сюжетно-тематическая композиция как целостный образ праздничного действа. Художественные приёмы, которыми художники передают настроение праздника. Народный праздничный костюм. Пропорции лица и фигуры человека.
Выполнить зарисовку многофигурной композиции по представлению на тему «Хоровод», «Тихая песня», «Весёлый перепер».
Создать сюжетно-тематическую композицию «В троицын день2 на основе зарисовки, выполненной на предыдущем уроке.
Научатся участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Сравнивать свой сюжет с эталоном. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Участвовать в обсуждении образов весенних праздников и обрядов в искусстве, содержания и композиции картин, выразительных средств используемых художником. Называть основные детали праздничного народного костюма. Сравнивать пропорции фигуры взрослых и детей.
Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей
Воспитывать любовь к истории и культуре родного края.
Творческие практические работы.
34
1
Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность.
Кукла в праздничном наряде как образ, возрождающейся природы. Особенности конструкции обрядовой куклы троицыной недели.
Выполнить куклу в праздничном наряде.
Понимать смысл создания обрядовой куклы в народных культурных традициях.
Составлять план своих действий по технологической таблице изготовления куклы. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Сравнивать северорусские и южнорусские костюмы. Находить общее и различное. Обсуждать народные традиции. Работать по художественно-дидактическим таблицам.
Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Воспитывать любовь к истории и культуре родного края.
Творческие практические работы.
Итоговое занятие. (1 ч.)
35
1
Выставка работ.
Анализ выполненных работ за год.
Обсуждение кроссвордов, составленных учащимися. Анализ выполненных работ. Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах
Научатся определять владельца костюма, видеть неточности, которые допустил художник при изображении
Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом
Получит возможность для формирования эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия