Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Изобразительное искусство. 4 класс.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Изобразительное искусство. 4 класс.
Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Т.Я.Шпикаловой, планируемых результатов начального общего образования.
Актуальность изучения данного предмета в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал. В основе - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа в форме художественных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Изобразительное искусство. 4 класс.»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы Т.Я.Шпикаловой, планируемых результатов начального общего образования.
Актуальность изучения данного предмета в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал. В основе - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа в форме художественных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.
Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма. Основной принцип: от родного порога в мир общечеловеческой культуры. Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Целями изучения предмета изобразительное искусство являются:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле,
воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов России;
развитие воображения, желания и умения подходить к своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира.
Для достижения поставленных целей на уроках необходимо решать следующие задачи:
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле,
воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов России;
развитие воображения, желания и умения подходить к своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира.
Реализация данной программы предусмотрена на основе системы учебников УМК «Изобразительное искусство», рабочей тетради. Издательство: Москва «Просвещение», 2012 год. Автор: Т.Я.ШПИКАЛОВА. (Сайт http://nashol.com)
На изучение предмета изобразительное искусство в 4 классе выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
В 4 классе контроль за достижением планируемых результатов предполагается через проведения бесед, фронтального, индивидуального опроса, самостоятельных, самоконтроля по образцу, подготовки творческих работ, презентаций работ учащихся и т.д.
Для формирования ключевых образовательных компетенций применяются технологии индивидуального, индивидуально-группового, группового, коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания: методами организации и осуществления учебно–познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся; методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр. методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса;
степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения
Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки, раздаточный материал).
Формы контроля уровня обученности.
Викторины.
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Тестирование.
СТРУКТУРА КУРСА.
Наименование раздела
4 кл.
1. Мир изобразительных (пластических искусств)
10
2. Художественный язык изобразительного искусства
10
3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
14
Всего часов:
34
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Содержание систематического курса изобразительное искусство представлено в программе как:
Мир изобразительных (пластических) искусств.
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (об-щее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных ис-кусств: портрет (на примере произведений И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, Рембрандта ван Рейна); пейзаж; натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А. А. Пластова и др.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение навыками бумагопластики.
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
ЛИЧНОСТНЫЕ
Ученик научится:
положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Ученик получит возможность научиться:
чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
интереса к посещению художественных музеев, выставок;
представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Ученик научится:
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
Ученик получит возможность научиться:
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
известные центры народных художественных ремесел России;
ведущие художественные музеи России;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Ученик научится:
понимать цель выполняемых действий,
понимать важность планирования работы;
выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
решать творческую задачу, используя известные средства;
Ученик получит возможность научиться:
продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
различать и соотносить замысел и результат работы; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
различать формы в объектах дизайна и архитектуры; сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
характеризовать персонажей произведения искусства; группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; конструировать объекты дизайна.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные
Ученик научится:
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
уметь слышать, точно реагировать на реплики; учитывать мнения других в совместной работе; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Ученик получит возможность научиться:
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.
Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция.
Рассматривать народную картинку, высказывать свое мнение, подбирать текст.
26
21.03
Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката.
Сравнивать произведения художников-пейзажистов и плакатистов. Называть художественные средства выразительности.
27
04.04
Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике коллажа.
Рассматривать композиции плакатов, анализировать и высказывать свои впечатления.
2829
11.04
18.04
Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит,цветовая гамма, пространство.
Рассматривать произведения, рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях.
30
25.04
Весенний праздник – День Победы. Патриотическая тема в искусстве.
Рассматривать произведения живописцев, скульпторов, соотносить их с произведениями литературы.
31
03.05
«Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют». Медальное искусство.
Рассматривать ордена и медали. Рассказывать, как каждое изображение связано со значение медали.
32
10.05
Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира.
Рассматривать произведения мастеров народного и декоративно-прикладного искусства разных регионов России, стран Запада и Востока. Различать орнаменты известных регионов России. Рассказывать о значении знаков-символов. Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции и др.
33
16.05
Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности.
34
23.05
Орнаментальный образ в веках.Культура Древней Греции, Японии.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№
Дата
К-ка
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
4 «Б»
1
01.09
Целый мир от красоты. Пейзаж: простран10ство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно.
Рассматривать и различать средства художественной выразительности в орнаментальных композициях.
2
08.09
Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки
Наблюдать, рассказывать о своих наблюдениях деревьев.
3
15.09
Мой край родной – моя земля. Пейзаж.
Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи. Рассказывать об особенностях.
4
22.09
Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция.
Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция.
Рассматривать народную картинку, высказывать свое мнение, подбирать текст.
26
22.03
Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката.
Сравнивать произведения художников-пейзажистов и плакатистов. Называть художественные средства выразительности.
27
05.04
Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике коллажа.
Рассматривать композиции плакатов, анализировать и высказывать свои впечатления.
2829
12.04
19.04
Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит,цветовая гамма, пространство.
Рассматривать произведения, рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях.
30
26.04
Весенний праздник – День Победы. Патриотическая тема в искусстве.
Рассматривать произведения живописцев, скульпторов, соотносить их с произведениями литературы.
31
03.05
«Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют». Медальное искусство.
Рассматривать ордена и медали. Рассказывать, как каждое изображение связано со значение медали.
32
10.05
Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира.
Рассматривать произведения мастеров народного и декоративно-прикладного искусства разных регионов России, стран Запада и Востока. Различать орнаменты известн ых регионов России. Рассказывать о значении знаков-символов. Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции и др.
33
17.05
Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности.
34
24.05
Орнаментальный образ в веках.Культура Древней Греции, Японии.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№
Дата
К-ка
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
4 «В»
1
04.09
Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно.
Рассматривать и различать средства художественной выразительности в орнаментальных композициях.
2
11.09
Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки
Наблюдать, рассказывать о своих наблюдениях деревьев.
3
18.09
Мой край родной – моя земля. Пейзаж.
Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи. Рассказывать об особенностях.
4
25.09
Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция.
Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция.
Рассматривать народную картинку, высказывать свое мнение, подбирать текст.
26
18.03
Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката.
Сравнивать произведения художников-пейзажистов и плакатистов. Называть художественные средства выразительности.
27
25.03
Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике коллажа.
Рассматривать композиции плакатов, анализировать и высказывать свои впечатления.
2829
08.04
15.04
Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит,цветовая гамма, пространство.
Рассматривать произведения, рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях.
30
22.04
Весенний праздник – День Победы. Патриотическая тема в искусстве.
Рассматривать произведения живописцев, скульпторов, соотносить их с произведениями литературы.
31
29.04
«Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют». Медальное искусство.
Рассматривать ордена и медали. Рассказывать, как каждое изображение связано со значение медали.
32
06.05
Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира.
Рассматривать произведения мастеров народного и декоративно-прикладного искусства разных регионов России, стран Запада и Востока. Различать орнаменты известных регионов России. Рассказывать о значении знаков-символов. Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции и др.
33
13.05
Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности.
34
20.05
Орнаментальный образ в веках.Культура Древней Греции, Японии.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№
Дата
К-ка
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
4 «Г»
1
04.09
Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно.
Рассматривать и различать средства художественной выразительности в орнаментальных композициях.
2
11.09
Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки
Наблюдать, рассказывать о своих наблюдениях деревьев.
3
18.09
Мой край родной – моя земля. Пейзаж.
Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи. Рассказывать об особенностях.
4
25.09
Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция.
Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция.
Рассматривать народную картинку, высказывать свое мнение, подбирать текст.
26
18.03
Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката.
Сравнивать произведения художников-пейзажистов и плакатистов. Называть художественные средства выразительности.
27
25.03
Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике коллажа.
Рассматривать композиции плакатов, анализировать и высказывать свои впечатления.
2829
08.04
15.04
Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит,цветовая гамма, пространство.
Рассматривать произведения, рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях.
30
22.04
Весенний праздник – День Победы. Патриотическая тема в искусстве.
Рассматривать произведения живописцев, скульпторов, соотносить их с произведениями литературы.
31
29.04
«Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют». Медальное искусство.
Рассматривать ордена и медали. Рассказывать, как каждое изображение связано со значение медали.
32
06.05
Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира.
Рассматривать произведения мастеров народного и декоративно-прикладного искусства разных регионов России, стран Запада и Востока. Различать орнаменты известных регионов России. Рассказывать о значении знаков-символов. Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции и др.
33
13.05
Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности.
34
20.05
Орнаментальный образ в веках.Культура Древней Греции, Японии.