РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительной деятельности 1-б класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительной деятельности 1-б класс
Программа предназначена для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью умеренной степени и составлена с нагрузкой 3 часа в неделю, что составляет 99 часов в год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительной деятельности 1-б класс»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_________Ю.Е. Модина
«____» _____ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительной деятельности
1-б класс
Учитель: Терещенко Екатерина Константиновна
г. Клин – 2016
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» составлена на основании Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Программа предназначена для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью умеренной степени и составлена с нагрузкой 3 часа в неделю, что составляет 99 часов в год.
Для реализации данной программы используется учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Технология. Ручной труд». 1 класс. Авторы: Л.А. Кузнецова. С-Пб. Просвещение, 2015 г.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску на трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др.
Цели и задачи учебного предмета.
Соотнесены с общими целями основной программы по обучению и воспитанию данной категории учащихся.
В соответствии с назначением основной целью изучения изобразительного искусства является «вооружение» учащихся предусмотренной программой кругом знаний, умений и навыков которые будут являться прочной основой для дальнейшего обучения этому предмету и овладения доступными профессионально-трудовыми навыками и способствовать полноценному всестороннему развитию личности.
Исходя из цели, в процессе изучения учебного предмета решаются следующие задачи:
Овладение знаниями элементарных основ рисунка.
Формирование навыков рисования по образцу, по обводке и инструкции.
Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения.
Развитие пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного.
Воспитание интереса и любви к искусству.
Виды активных методов и форм обучения.
В процессе обучения используются различные виды деятельности: учебная, игровая.
формы – уроки, внеклассные занятия, текущая самостоятельная работа по выполнению разных видов заданий.
методы – совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию, действия по образцу, по словесной инструкции, словесные, наглядные, практические, игровые.
Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа.
2. Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
основные цвета;
основные формы – круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, конус;
правила рисования мелом, карандашами, фломастерами и различными видами красок – акварелью, гуашью;
правила смешивания основных цветов для получения составных цветов;
понятие узор, как совокупность одинаковых элементов, чередующихся в определённом порядке;
приёмы работы с различными материалами и инструментами;
названия и назначение инструментов.
Учащиеся должны уметь:
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
анализировать с помощью учителя строение предмета;
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
различать и называть цвета и их оттенки;
пользоваться шаблонами и трафаретами;
штриховать и раскрашивать изображения с помощью карандашей;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки;
ориентироваться в задании;
проводить анализ образца изделия:
выделять и называть конструктивные части изделия;
уметь планировать предстоящую работу:
выполнять последовательно увеличивающееся число действий (по подражанию, образцу, словесной инструкции);
определять предстоящую знакомую трудовую операцию (с помощью педагога, самостоятельно);
3. Содержание учебного предмета
Лепка.
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках).
Аппликация.
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой.
Рисование.
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.
4. Тематическое планирование
№ п/п
Название тематического раздела
Кол-во часов
Лепка.
10
Аппликация (работа с бумагой).
25
Рисование.
50
Работа с природным материалом.
7
Работа с нитками.
7
ИТОГО:
99
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Дата проведения по плану
Дата фактическая
четверть – 26 часов
Вводное занятие. «Человек и труд».
01.09
Рисование. Сортировка палочек по цвету. Составление узоров по показу учителя.
02.09
Работа с пластилином. Аппликация из пластилина «Яблоко».
05.09
Работа с природным материалом. Составление коллекции из листьев.
08.09
Работа с природным материалом. Аппликация из листьев «Бабочка».
09.09
Рисование. Составление из палочек букв А, О, М, У (по возможности – называние).
12.09
Работа с бумагой. Складывание из бумаги треугольника «Ёлочка».
15.09
Рисование. Упражнение в правильном удержании кисти. Рисование мокрой кистью на доске.
16.09
Работа с бумагой. Складывание из бумаги квадрата «Стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу»».
19.09
Рисование. Правила пользования акварельными красками. Упражнение в пользовании кистью и акварельными красками. Рисование акварелью полос разной длины.
22.09
Работа с бумагой. Складывание из бумаги прямоугольника «Наборная линейка».
23.09
Рисование. Нахождение краски по заданию учителя.
26.09
Работа с пластилином. Раскатывание пластилина «Домик», «Ёлочка».
29.09
Рисование. Раскрашивание геометрических фигур по заданию учителя.