«___»___________2016 г. «____»_____________2016 г. Приказ №____________от
« »______________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №5»
Ахматхановой Эндже Ильгизаровны
«Искусство (ИЗО), 3 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №________от
« »____________2016 г.
2016 – 2017 учебный год
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Искусство (ИЗО)
Класс – 3А, 3Б, 3В
Учитель – Ахматханова Эндже Ильгизаровна
Количество часов:
Всего – 35 часов; в неделю – 1 час
Учебно-методический комплект:
Учебник: Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Н.А. Горяева Н.А., Л.А. Неменская, А.С. Питерских [и др.]; под ред. Б.М. Неменского. - М.: «Просвещение», 2013г.
Неменский, Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя / Б.М. Неменский, Л.А Неменская, Е.И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2010.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету Искусство (ИЗО) разработана на основе следующих нормативных документов, регламентирующих деятельность учителя-предметника:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации».
Закона РТ от 22.07.2013 №68-ЗРТ «Об образовании».
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373).
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №5» Вахитовского района г. Казани.
Учебного плана МБОУ «Лицей №5» Вахитовского района г.Казани на 2016-2017 учебный год.
Примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» в 2-х частях (Москва, «Просвещение», 2011г.)
Авторской программы «Изобразительное искусство», 1 – 4 классы Б. М. Неменского, УМК «Школа России» /Рабочие программы по учебникам под редакцией Б. М. Неменского, авт. – сост. Л. В. Шампарова. Волгоград: Учитель, 2011г.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях (приказ № 253 от 31 марта 2014 года).
Общая характеристика учебного предмета
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуруи включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Цели:
-воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
-развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
-освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
-овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Тематическая цельность и последовательность развития, курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Программа «Искусство (ИЗО)» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Место предмета «Искусство (ИЗО)» в учебном плане
На изучение изобразительного искусства в 3 классе отводится 35ч (1 ч в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитиеребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач программы — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт.На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Планируемые результаты изучения предмета «Искусство (ИЗО)» 3 класс
В результате изучения предмета «Искусство (ИЗО)» в 3 классе у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, проживающих на территории РФ и РТ.
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
– различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-¬творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
– различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
– эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
– узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
– приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев Республики Татарстан, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
– воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
– видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
– высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
– создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
– использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
– создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
– наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
– использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России, в Республике Татарстан
– Выпускник получит возможность научиться:
– пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно¬-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
– моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
– осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
– выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
– видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
– понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
– изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
– изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
контролировать свою деятельность при выполнении работы;
Обучающийся получит возможность научиться:
Под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
воспринимать оценку своей работы, данную учителем и товарищами.
Познавательные Обучающийся научится:
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
использовать знаково-символическую и навигационную системы учебника;
выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;
высказывать суждения; обосновывать свой выбор;
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать при ответе информацию из учебника;
выделять информацию из текстов учебника;
использовать полученную информацию для принятия несложных решений;
использовать информацию, полученную из текстов учебника, в практической деятельности.
Коммуникативные Обучающийся научится:
задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении работы;
слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение;
выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия;
выслушивать различные точки зрения и высказывать суждения о них.
Обучающийся получит возможность научиться:
приводить аргументы и объяснять свой выбор;
вести диалог на заданную тему;
соглашаться с позицией другого ученика или возражать, приводя простейшие аргументы.
Личностные результаты
У обучающегося будет сформировано:
стремление оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явлений, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать поступки в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
представление о значении проектной деятельности для выполнения работы;
терпимое, уважительное отношение к чужому мнению и высказываниям.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;
этических норм (ответственности) на основе анализа взаимодействия учеников при работе в группах;
эстетических чувств (красивого и не красивого, аккуратного и не аккуратного);
потребности в творческой деятельности и развитии собственных интересов, склонностей и способностей.
Основные содержательные линии программы
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Содержание предмета «Искусство (ИЗО)»
3 класс (35 ч).
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы являются носителями духовной культуры. Надо помочь ребёнку увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусства.
В итоге этого года обучения дети должны почувствовать, что они ежедневно связаны с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей.
Искусство в твоем доме. (8ч.)
Твои игрушки.
Учатся создавать игрушки из пластилина, глины и других материалов.
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение посуды, изображения в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды (для кого она, для какого случая).
Мамин платок.
Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения.
Обои и шторы в твоем доме.
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная и т. д. Работу молено выполнить и в технике набойки.
Твои книги.
Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Поздравительная открытка.
Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).
В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши Мастера Изображения, Украшения, Постройки. Понимание роли каждого изних. Форма предмета и его украшение.
На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ детей. Ведут беседу три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом урока иодновременно открытием.
Искусство на улицах твоего города. (7 ч)
Все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому «порогу». И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «улица» твоего дома, исхоженная ногами.
Памятники архитектуры — наследие веков.
Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест.
Парки, скверы, бульвары.
Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера (возможен коллаж).
Ажурные ограды.
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе. Резные украшения сельских и городских деревянных домов. Проект ажурной решетки или ворот; вырезание их из сложенной цветной бумаги и вклеивание в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары».
Фонари на улицах и в парках.
Какими бывают фонари. Форму фонарей тоже создает художник. Образы фонарей: праздничный, торжественный, лирический и т. д. Фонари на улицах городов как украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Витрины магазинов.
Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты.
Транспорт в городе.
В создании форм машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Что сделал художник на улицах моего города (села).
На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно: это может быть панорама улицы, района — из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.
Художник и зрелище. (10 ч)
По усмотрению педагога можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце, на обобщающем уроке, можно устроить театрализованное представление.
Театральные маски.
Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике.
Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
Театр кукол.
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы-марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Театральный занавес.
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Создание эскиза занавеса к спектаклю (коллективная работа 2—4 человек).
Афиша, плакат.
Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю.
Художник и цирк.
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
Как художники помогают сделать праздники. Художник и зрелище.
Праздник в городе. Выполнение эскиза украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме.
Художник и музей. (10 ч)
Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, произведения которого хранятся в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России — хранители великих произведений русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей, святыня для русской культуры,— Третьяковская галерея, и о ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж, Русский музей — центры международных художественных связей. И есть много малых, но интересных музеев и выставочных залов.
Однако тема «Музеи» шире. Бывают не только музеи искусства, но и музеи других сторон человеческой культуры. Бывают и домашние музой в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи просто личных памятных вещей. Они тоже часть нашей культуры.
Музеи в жизни города.
Разнообразие музеев. Музеи России и Республики Татарстан. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города.
Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях.
Что такое картина. Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Картина-пейзаж.
Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коровина. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
Дети должны вспомнить, какое настроение можно выразить холодными и теплыми, глухими и звонкими цветами, что может получиться при их смешении.
Картина-портрет.
Знакомство с жанром портрета. Изображение портрета по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
В музеяххранятся скульптуры известных мастеров.
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптуры-памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Исторические картины и картины бытового жанра.
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанров. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории Средневековья) или изображение своей повседневной жизни (завтрак в семье, игра и т. д.).
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы).
«Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Праздник искусств по своему собственному сценарию. Подведение итогов на тему «Какова роль художника в жизни каждого человека».
Формы промежуточного и итогового контроля
Промежуточная аттестация в 3 классе по предметам «Искусство (ИЗО)» и «Технология (Труд)» проходит в интегрированном виде в форме проекта в 4 четверти.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Во 2-4 классах отметки выставляются по пятибалльной шкале. В конце урока проводится выставка и обсуждение творческих работ обучающихся.
Этапы оценивания детского рисунка
решение композиции: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
владение техникой: как обучающийся пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
общее впечатление от работы: рассматриваются возможности ребенка, его успехи в данном деле, его вкус.
Учёт ошибок и оценка работ
«5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок, работа выразительна и интересна.
«4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
«3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
«2» - поставленные задачи не выполнены.
Тематическое планирование
№
Название
темы, раздела.
Количество часов
1
Искусство вокруг нас. Искусство в твоём доме.
8
2
Искусство на улицах твоего города.
7
3
Художник и зрелище.
10
4
Художник и музей.
10
итого
35
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО (ИЗО)» 3 класс (35ч)
№ п/п
Тема урока
Кол-во ча сов
Тип урока
Виды контроля
Планируемые предметные результаты освоения материала
Характеристика деятельности
учащихся или виды учебной
деятельности
Универсальные учебные действия (УУД)
Дата проведения
План
Факт
Искусство в твоем доме (8 ч.)
1
Твои игрушки
1
урок открытия новых знаний
Текуший
Практическая работа
Знание образцов игрушек Дымково, Филимонова, Хохломы, Гжели. Умение выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки
Умение преобразиться
в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать и расписывать игрушки
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.
П.: пользоваться доступными художественными средствами и материалами.
Р.: самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
К.: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Л.: видеть, ценить и понимать, что каждое проявление природы прекрасно и неповторимо.
2.09
2
Посуда у тебя дома
1
Урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа по образцу
Понимать обусловленность формы, украшения посуды ее назначением. Зависимость формы и декора посуды от материала. Уметь выделять конструктивный образ и характер декора, украшения. Характеризовать связь между формой и декором. Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.
П.: пользоваться доступными художественными средствами и материалами.
Р.: самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
К.: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Л.: видеть, ценить и понимать, что каждое проявление природы прекрасно и неповторимо.
9.09
3
Мамин платок
1
Урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа по образцу
Знание основных вариантов композиционного решения росписи платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка.
Знакомство детей с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков и их многообразие. Выражение в художественном образе платка его назначения: праздничный или повседневный, для молодой женщины или пожилой.
П.: выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке.
Р.: оценивать собственную работу и работу товарищей.
К.: участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник.
Л.: выражение личных отношений к произведениям искусства.
16.09
4
Обои и шторы у тебя дома
1
Урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа по образцу
Знание роли художников в создании обоев, штор. Понимание роли каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы.
Роль художников в создании обоев, штор. Передача цветом настроения в работе. Составление непрерывных полосных орнаментов, с использованием растительных композиций. Разработка эскизов обоев как создание образа будущей комнаты и выражение её назначения: детская, спальня, гостиная, комната для работы.
П.: выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке.
Р.: оценивать собственную работу и работу товарищей.
К.: участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник.
Л.: выражение личных отношений к произведениям искусства.
23.09
5
Твои книжки
1
Урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа по образцу
Знание художников, выполняющих иллюстрации. Знание отдельных элементов оформления книги. Овладеть навыками коллективной работы.
Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художники детской книги. Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг. Игровые формы видов книг.
П.: в доступной форме участвовать в создании проектов изображений, украшений.
К.: формирование навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
Р.: оценивать собственную работу и работу товарищей.
Л.: выражение личных отношений к произведениям искусства.
30.09
6-7
Поздравительная открытка
2
Урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа по образцу
Знание видов графических работ (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или смешанной технике). Умение выполнять простую графическую работу.
Создание художником поздравительных открыток. Форма открытки, изображение на ней доброго пожелания. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии.
П.: использовать для творчества различный художественный материал.
Р.: оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
К.: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения
Л.: выражение личных отношений к произведениям искусства.
7.10
14.10
8
Что сделал художник в нашем доме (обобщение)
1
Урок
рефлексии
Текуший
Практическая работа по образцу
Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Эстетически оценивать работы сверстников.
В создании всех предметов в доме принимал участие художник. В любой работе ему помогали наши волшебные мастера. Форма предмета и его украшение.
П.: выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке.
Р.: оценивать собственную работу и работу товарищей.
К.: участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник.
Л.: выражение личных отношений к произведениям искусства.
21.10
Искусство на улицах твоего города (7 ч.)
9
Памятники архитектуры –наследие веков
1
Урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа по образцу
Знание художников – скульпторов и архитекторов. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа.
Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Художник – архитектор придумывает дома, определяет, какими им быть. Лучшие произведения архитектуры – это достояние народа, их надо беречь и охранять.
П.: использовать для творчества различный художественный материал.
Р.: оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
К.: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения
Л.: выражение личных отношений произведениям искусства.
28.10
10
Парки, скверы, бульвары
1
Урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа по образцу
Знание, в чём заключается работа художника-архитектора. Понятия «ландшафтная архитектура»; что работа художника- архитектора – работа целого коллектива. Умениеизобразить парк или сквер. Овладевать приёмами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.
Архитектура садов и парков. Художник – архитектор придумывает не только здания, но и парки: для отдыха, парки-музеи, детские парки.
П.: в доступной форме участвовать в создании проектов изображений.
Р.: оценивать собственную работу и работу товарищей.
К.: участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник
Л.: видеть, ценить и понимать, что каждое проявление природы прекрасно и неповторимо.
11.11
11
Ажурные ограды
1
Урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа по образцу
Закрепить приёмы работы с бумагой: складывание, симметричное вырезание. Знание разных инженерных форм ажурных сцеплений металла. Умение конструировать из бумаги ажурные решётки.
Знакомство с разными инженерными формами ажурных сцеплений металла. Конструирование из бумаги ажурной решётки. Защита проекта.
П.: использовать первые представления о передаче пространства на плоскости.
Р.: использовать для творчества различные материалы и техники. К.: придавать своим фантазиям видимые художественные формы.
Л.: ценить и беречь культурное наследие других народов, созданное поколениями.
18.11
12
Фонари на улицах и в парках
1
Урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа по образцу
Изображать необычные фонари. Знание виды и назначение фонарей.
Умение придумать свои варианты фонарей для детского праздника
Познакомиться с видами и назначением фонарей.
Придумать свои варианты фонарей для детского праздника
П.: использовать первые представления о передаче пространства на плоскости.
Р.: использовать для творчества различные материалы и техники.
К.: придавать своим фантазиям видимые художественные формы.
Л.: ценить и беречь культурное наследие других народов, созданное поколениями.
25.11
13
Витрины магазинов
1
Урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа по образцу
Знание основных приёмов работы с бумагой. Умение конструировать фонарь из цветной бумаги к празднику, передавать настроение в творческой работе.
Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла. Представить предметы в доме, сделанные своими руками и попробовать украсить дом к празднику.
П.: использовать первые представления о передаче пространства на плоскости.
Р.: использовать для творчества различные материалы и техники.
К.: придавать своим фантазиям видимые художественные формы.
Л.: ценить и беречь культурное наследие других народов, созданное поколениями.
2.12
14
Транспорт в городе
1
Урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа по образцу
Видеть, сопоставлять, объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями. Знание разных видов транспорта. Умение изобразить разные виды транспорта. Обрести новые навыки в конструировании бумаги.
Роль художника в создании машин. Разные формы автомобилей. Украшение машины, автомобили разных времён, умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник.
П.: использовать первые представления о передаче пространства на плоскости.
Р.: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
К.: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку.
Л.: выражение личного отношения к произведениям искусства.
9.12
15
Что сделал художник на улицах моего города (села)
1
Урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа по образцу
Овладеть приёмами коллективной творческой деятельности. Значимость труда в жизни человека. Обобщение по теме.
Ответ на вопрос: «Что было бы, если бы никто не украшал улицу?» Беседа «Роль художников в создании облика города». Коллективная работа по созданию города Мечты.
П.: использовать первые представления о передаче пространства на плоскости.
Р.: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
К.: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку.
Л.: выражение личного отношения к произведениям искусства.
16.12
Художник и зрелище (10 ч.)
16
Художник в цирке
1
урок рефлексии
Текуший
Практическая работа по образцу
Знание отличия и сходство театра и цирка.
Умение создать эскиз циркового представления. Знание элементов оформления, созданных художником в цирке: костюм, реквизит.
Роль художника в цирке. Цирк – образ радостного, искромётного и волшебного зрелища. Искусство цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности – весёлая тема детского творчества.
П.: использовать первые представления о передаче пространства на плоскости.
Р.: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
К.: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Л.: выражение личного отношения к произведениям искусства.
23.12
17
Образ театрального героя
1
урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа по образцу
Знание истоков театрального искусства.
Умение создать образ героя. Образы героев в зависимости от характера и настроения.
Театр – это царство фантазии, мир театрального чуда. Создание образа грустного, радостного, злого и доброго героя.
П.: пользоваться доступными художественными средствами и материалами.
Р.: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
К.: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Л.: выражение личного отношения к произведениям искусства.
13.01
18
Театральные маски
1
урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа по образцу
Знание истории происхождения театральных масок. Умение конструировать маску из бумаги. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.
История происхождения театральных масок. Конструирование маски из бумаги. Лицедейство и маска. Маски разных людей и народов. Маска как образ персонажа. Искусство маски в театре и на празднике.
П.: использовать первые представления о передаче пространства на плоскости.
Р.: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
К.: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения
Л.: выражение личного отношения к произведениям искусства.
20.01
19-20
Театр кукол
2
урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа по образцу
Знание театра кукол как пример видового разнообразия театра.
Умение создать театральных кукол из различных материалов.
Многообразие мира театра кукол. Театр Петрушки, перчаточные и тростевые куклы, марионетки. Работа художника над куклой. Образ куклы, её конструкция и костюм. Представлять отличие кукольного театра от других видов театра.
П.: использовать первые представления о передаче пространства на плоскости.
Р.: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
К.: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения
Л.: выражение личного отношения к произведениям искусства.
27.01
3.02
21-22
Художник в театре
2
урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа по образцу
Знание устройства театра.
Умение анализировать отличие театра от кинотеатра. Знание театральных художников.
Разнообразие занавесов в зависимости от предназначений театра и темы спектакля. Любой театр начинается с занавеса, важность правильного оформления.
П: использовать первые представления о передаче пространства на плоскости.
Р.: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
К.: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения
Л.: выражение личного отношения к произведениям искусства.
10.02
17.02
23
Афиша и плакат
1
урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа по образцу
Знание назначения афиши. Умение создать эскиз афиши к спектаклю. Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного изображения.
Назначение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство изображения и текста в плакате. Шрифт. Создание эскиза афиши и плаката к спектаклю.
П.: использовать первые представления о передаче пространства на плоскости.
Р.: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
К.: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения
Л.: выражение личного отношения к произведениям искусства.
24.02
24
Праздник в городе
1
урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа по образцу
Знание элементов праздничного оформления, умение использовать художественные материалы, передавать настроение в творческой работе.
Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения: панно, транспаранты, декоративно-праздничные сооружения, иллюминация, фейерверк, флаги.
П.: использовать первые представления о передаче пространства на плоскости.
Р.: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
К.: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения
Л.: выражение личного отношения к произведениям искусства.
3.03
25
Школьный карнавал
1
урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа по образцу
Знание роли художника в зрелищных искусствах. Овладение навыками коллективного художественного творчества.
Украшение класса к празднику. Включение в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение.
П.: в доступной форме участвовать в создании проектов изображений.
Р.: оценивать собственную работу и работу товарищей.
К.: участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник.
Л.: видеть, ценить и понимать, что каждое проявление природы прекрасно и неповторимо.
10.03
Художник и музей (10 ч.)
26
Музей в жизни города
1
урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа по образцу
Знания о самых значительных музеях искусства России, Республики Татарстан. Знания о роли художника в создании музейных экспозиций. Умение изобразить интерьер музея.
Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи. В музеях хранятся лучшие произведения искусства, подлинники авторов. Художники в музеях выражают чувства и настроения в своих произведениях. Изображение интерьера музея.
П.: участвовать в создании проектов изображений.
Р.: оценивать собственную работу и работу товарищей.
К.: участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник.
Л.: видеть, ценить и понимать, что каждое проявление природы прекрасно и неповторимо.
17.03
27-28
Картина – особый мир. Картина-пейзаж
2
урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа по образцу
Знание художников, изображающих пейзажи. Знание, что такое картина-пейзаж, о роли цвета в пейзаже. Умение изобразить пейзаж по представлению.
Что такое картина? Картина — пейзаж. Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства. Художники выражают чувства и настроения в своих произведениях с помощью красок. Группировка произведений искусства по видам и жанрам.
П.: в доступной форме участвовать в создании проектов изображений.
Р.: оценивать собственную работу и работу товарищей.
К.: участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник
Л.: видеть, ценить и понимать, что каждое проявление природы прекрасно и неповторимо.
31.03
7.04
29
Картина-натюрморт.
1
урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа по образцу
Знание, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт. Умение изобразить натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное). Развитие композиционных и живописных навыков. Знание имен художников, работающих в жанре натюрморта
Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт, как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение предметов в пространстве картины. Приёмы самостоятельного составления натюрморта. Передача смысловой связи предметов в натюрморте.
П.: использовать первые представления о передаче пространства на плоскости.
Р.: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
К.: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Л.: выражение личного отношения к произведениям искусства.
14.04
30
Картина-портрет
1
урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа
Знание картин и художников, изображающих портреты. Умение создать кого-либо из хорошо знакомых людей по представлению, используя выразительные возможности цвета.
Жанр портрета. Знаменитые картины-портреты. портрет человека, как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете. Рисование портрета близкого человека.
П.: использовать первые представления о передаче пространства на плоскости.
Р.: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
К.: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Л.: выражение личного отношения к произведениям искусства.
21.04
31-32
Картины исторические и бытовые.
2
урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа
Знание отличия исторических и бытовых картин. Умение изобразить сцену из повседневной жизни людей. Развитие композиционных навыков. Знание исторических и бытовых картин и художников, работающих в этих жанрах. Освоение навыков изображения в смешанной технике.
Изображение в картинах событий из жизни людей. Большие исторические события в исторических картинах. Красота повседневной жизни в картинах бытового жанра. Чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. Отличие исторических и бытовых картин.
П.: использовать первые представления о передаче пространства на плоскости.
Р.: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
К.: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Л.: выражение личного отношения к произведениям искусства.
28.04
5.05
33
Скульптура в музее и на улице
1
урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа
Знание памятников и их авторов. Умение смотреть на скульптуру и лепить фигуру животного, передавая выразительную пластику движения
Скульптура и окружающее её пространство. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина.
П.: уметь использовать первые представления о передаче пространства на плоскости.
Р.: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
К.: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения
Л.: выражение личного отношения к произведениям искусства.
12.05
34
Музеи народного декоративно-прикладного искусства.
1
урок систематизации знаний
Текуший
Практическая работа по образцу
Знание художественных музеев декоративно-прикладного искусства гжели, их экспозицией.
Что такое декоративно-прикладное искусство?
Чем и как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях?
П.: устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы
Р.: формирование положительного отношения к учению
К.: слушать и вступать в диалог
Л.: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
19.05
35
Художественная выставка. Обобщение темы
1
Урок развивающего контроля
Текуший
Практическая работа по образцу
Что такое выставка. Подготовка к выставке лучших работ. Включение в художественную деятельность всех учащихся, проявляя инициативу, фантазию, воображение.
П.: использовать первые представления о передаче пространства на плоскости. Р.: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
К.: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Л.: выражение личного отношения к произведениям искусства.