Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.
Горяева, Н. А., Неменская, Л. А., Питерских, А. С. Искусство вокруг нас: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2008.
Горяева, Н. А. Методические рекомендации к учебнику «Искусство вокруг нас. 4 класс» / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
Моя мастерская: рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: Просвещение, 2008.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
№ п/п | Наименование раздела программы. Вид искусства | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнительного необязательного содержания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Рисование на тему (композиция) | Рисование на тему «Летний пейзаж» | 1 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы: гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага; применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению) | Самостоятельная работа | Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования |
2 | Рисование с натуры, по памяти | Изучаем азбуку изобразительно- го искусства. Рисование с на- туры. Коробка | 1 | Комбинированный | Овладение навыками штриховки различной толщины и силы нажима. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. Определение формы, конструкции. Выявление размеров частей | Уметь использовать художественные материалы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; рисовать с натуры | Самостоятельная работа | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, пастель, восковые мелки, тушь, фломастеры, пластилин, глина |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
3 | | Рисование с натуры и по памяти. Жук | 1 | Комбинированный | Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | Уметь передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении | Самостоятельная работа | Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом рассказе |
4 | Рисование с натуры и по памяти. Бабочка | 1 | Комбинированный | Определение формы, размера предмета | Уметь чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении, использовать тоновые и цветовые контрасты; гармоничное сочетание цветов | Самостоятельная работа | Симметрия |
5 | Беседы об изо- бразительном искусстве и красоте вокруг нас | Беседа «Жанры изобразительного искусства» (пейзаж, натюрморт). Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты», В. Перов «Охотники на привале», А. Герасимов «Розы» | 1 | Комбинированный | Представление о роли изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать знания для оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) | Самостоятельная работа | Знакомство с произведени-ями выдающихся русских и зарубежных художников: К. Ф. Юон, И. Э. Грабарь, А. А. Пластов, А. А. Дейнека, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Рембрандт ван Рейн, В. ван Гог, К. Моне |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
6 | Рисование с натуры | Рисование с натуры натюрмортов из фруктов и овощей, предметов быта | 1 | Комбинированный | Использование различных художественных материалов: гуашь, акварель, карандаш. Выполнение композиционного центра: расположение группы предметов на плоскости листа бумаги | Уметь выполнять наброски фруктов и овощей с натуры акварелью приемом вливания цвета в цвет без предварительного рисунка карандашом; использовать новые и цветовые контрасты | Самостоятельная работа | Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования |
7 | Аппликация | Мозаичное панно «Солнце над мо-рем» | 1 | Комбиниро-ванный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации | Уметь использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства аппликации; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) | Самостоятельная работа | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, пастель, восковые мелки, тушь, фломастеры, пластилин, глина |
8 | Рисование с натуры | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара | 1 | Комбинированный | Определение формы, конструкции предмета. Соотношение размеров частей предмета | Уметь использовать различную штриховку для выявления объема, закономерности фронтальной и угловой перспективы | Самостоятельная работа | Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования |
9 | Рисование на тему (композиция) | Рисование по памяти на тему «Осень в саду» | 1 | Комбинированный | Выделение композиционного центра. Передача светотени. Использование тоновых и цветовых контрастов | Уметь применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы | Самостоятельная работа | Знакомство с произведени-ями выдающихся русских и зарубежных художников: К. Ф. Юон, И. Э. Грабарь, А. А. Пластов, А. А. Дейнека, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Рембрандт ван Рейн, В. ван Гог, К. Моне |
10–11 | Рисование с натуры, по памяти | Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование по памяти грузовых машин, тракторов, экскаваторов, самосвалов | 2 | Комбинированный | Форма, конструкция, соотношение размеров частей | | | |
12 | Декоративная работа | Сказка в декоративном искусстве. Эскиз сюжетной росписи кухонной доски | 1 | Комбинированный | Создание моделей предметов бытового окружения человека | Знать сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) | Самостоятельная работа | Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования |
13 | Рисование на тему (композиция) | Иллюстрирова- ние русской народной сказки «Морозко» | 1 | Урок- путешест-вие | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой | Уметь анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения | Самостоятельная работа | Пастель |
14 | Аппликация | Сюжетная аппликация по мотивам сказки «По щучьему велению» | 1 | Комбинированный | Предварительные наброски и первоначальный схематический эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства с литературой | Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации | Самостоятельная работа | Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования |
15 | Беседы об изо- бразительном искусстве и красоте вокруг нас | Изображение животных в произведениях художников | 1 | Комбинированный | Жанры изобразительных искусств (анималистический жанр). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | Уметь рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства | Самостоятельная работа | Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении |
16–17 | Декоративная работа | Эскиз лепного пряника и роспись готового изделия. | 2 | Комбинированный | Использование форм природы (листья, цветы, фигуры животных) и их стилизация в композициях. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | Самостоятельная работа | Работа с глиной |
18–19 | Рисование с натуры | Рисование с натуры фигуры человека | 2 | Комбинированный | Первичные навыки рисования с натуры, по памяти (человек) | Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека | Самостоятельная работа | Симметрия |
20 | Лепка | Лепка тематической композиции на труд человека | 1 | Комбинированный | Передать в изделиях объемность формы, строение, пропорции частей фигуры человека | Уметь передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека | Самостоятельная работа | Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования |
21 | Рисование с натуры | Рисование с натуры вороны | 1 | Комбинированный | Элементарные основы рисунка | Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение животных; рисовать с натуры | Самостоятельная работа | |
22 | Рисование на тему (композиция) | Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и Лисица» | 1 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке | Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы | Самостоятельная работа | Работа с тушью |
23 | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | Экскурсия в «Музей изобразительных искусств» | 1 | Комбинированный | Жанры изобразительного искусства (портреты). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. | Знать известные центры народных художественных ремесел России. Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, | Самостоятельная работа | Знакомство с произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: К. Ф. Юон, И. Э. Грабарь, А. А. Пластов, А. А. Дейнека, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Рембрандт ван Рейн, В. ван Гог, К. Моне. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| | | | | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств А. С. Пушкина | называть их авторов; рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства | | |
24 | Лепка | Лепка героев русских народных сказок | 1 | Комбинированный | Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | Уметь передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно- анатомическое строение животных; уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) | Самостоятельная работа | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, пастель, восковые мелки, тушь, фломастеры, пластилин, глина |
25 | Рисование на тему (композиция) | Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина | 1 | Урок-путешествие | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой | Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета | Самостоятельная работа | Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования |
26 | Декоративная работа | Выполнение эскиза сказочного стульчика и роспись готового изделия | 1 | Комбинированный | Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов | Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) | Самостоятельная работа | |
27 | Декоративная работа | Выполнение эскиза сказочного стульчика и роспись готового изделия | 1 | Комбиниро-ванный | Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов | Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | Самостоятельная работа | Работа с пастелью |
28 | Рисование на тему (композиция) | Рисование на тему «Песни нашей Родины» | 1 | Комбиниро-ванный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека | Самостоятельная работа | |
29 | Рисование с натуры, по памяти | Рисование с натуры белки | 1 | Комбинированный | Элементарные основы рисунка. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе | Уметь передать конструктивно-анатомическое строение животных; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; рисовать с натуры | Самостоятельная работа | Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования |
30 | Рисование на тему (композиция) | Рисование на тему «Праздник 9 мая – День Победы» | 1 | Комбинированный | Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | Знать термины «эмблема», «символ». Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета | Самостоятельная работа | Работа с пастелью |
31 | Беседа об изо-бразительном искусстве | Прославленные центры народных художественных промыслов | 1 | Комбиниро-ванный | Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа | Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) | Самостоятельная работа | Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
32–33 | Декоративная работа | Выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочной птицы и роспись готового изделия | 2 | Комбиниро-ванный | Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности | Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | Самостоятельная работа | Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования |
34 | Рисование на тему (композиция) | Иллюстрирование сказки Д. Свифта «Путешествие Гулливера» | 1 | Урок-путешествие | Предварительные наброски и первоначальный схематичный эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино | Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) | Самостоятельная работа | Знакомство с произведени-ями выдающихся русских и зарубежных художников: К. Ф. Юон, И. Э. Грабарь, А. А. Пластов, А. А. Дейнека, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Рембрандт ван Рейн, В. ван Гог, К. Моне |