Рабочая учебная программа по изобразительному искусству основное общее образование, 5 класс (базовый уровень)
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству основное общее образование, 5 класс (базовый уровень)
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса (35 учебных часов, 1 час в неделю) составлена на основепримерной программы «Изобразительное искусство 5-7 класс» авторы: А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков - М.: Просвещение, 2008г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по изобразительному искусству основное общее образование, 5 класс (базовый уровень) »
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Рекомендовано СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
методическим объединением учителей «__» _______________ 2014 г. протокол № _____от_________________
предметов общеразвивающего цикла Заместитель директора по УВР
протокол № от « » мая 2014 г. ___________________ М.П. Барбар УТВЕРЖДЕНО
на Управляющем совете
протокол№ ______от_________________
Рабочая учебная программа
по изобразительному искусству
основное общее образование, 5 класс (базовый уровень)
Сроки реализации 2014/2015 учебный год
Составленана основе примерной программы «Изобразительное искусство 5-7 класс
Составитель: Бабушкина В. И.
2014 год
ВВЕДЕНО в действие
приказ №______от___________________
Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Надыма»_____________ Т.Г. Цвентарная
Карта экспертизы рабочей учебной программы
I.Название программы: «Рабочая учебная программа по изобразительному искусству, основное общее образование, 5 класс (базовый уровень)
II. Составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство 5-7 класс» авторы: А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков - М.: Просвещение, 2008г., в соответствии с требованиям федерального государственного стандарта общего образования
III.Составитель рабочей учебной программы — Бабушкина Вероника Игоревна
IV.Экспертиза
№ п/п
Элементы структуры рабочей учебной программы
Оценка экспертов
1
Соответствие оформления титульного листа требованиям положения о рабочей учебной программе
2
2
Соответствие количества часов в рабочей учебной программе Учебному плану, утвержденному на текущий учебный год
2
3
Соответствие содержания пояснительной записки требованиям положения о рабочей учебной программе:
2
3.1
указан используемый учебно-методический комплекс
2
3.2
обоснован выбор УМК для реализации рабочей учебной программы
1
3.3
указано количество часов для изучения предмета в год, неделю
2
3.4
прописаны цели и задачи изучения учебного предмета Федерального, регионального компонента
2
3.5
прописаны результаты освоения рабочей учебной программы
2
4
Отражение реализации практической части программы
2
5
Соответствие структуры календарно-тематического планирования положению о рабочей учебной программе:
5.1
отражена последовательность разделов программы, тем уроков с указанием количества часов, выделяемых на изучение
2
5.2
содержатся обязательные разделы: дата проведения урока, № урока, название раздела учебного предмета, тема урока, цель урока, дидактические единицы, используемые ИКТ, ЦОР
2
5.3
указано дифференцированное домашнее задание
1
5.4
наличие нестандартных уроков (20% от общего количества)
2
5.5
наличие списка используемой литературы
2
Шкала оценки
0 баллов - указанный элемент отсутствует
1балл указанный элемент присутствует не в полном объеме
2 балла указанный элемент присутствует в полном объеме
Максимальное количество баллов - 26, допустимое количество баллов -24.
Заключение экспертов
Рабочая учебная программа по изобразительному искусствурекомендована для реализации в 5ыхклассах.
Эксперты: Е.И. Сячкина, руководитель ШМО учителей предметов общеразвивающего цикла
А.А. Белоглазов, учитель технологии
Дата проведения экспертизы
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса (35 учебных часов, 1 час в неделю) составлена на основепримерной программы «Изобразительное искусство 5-7 класс» авторы: А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков - М.: Просвещение, 2008г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Источники составления программы
Закон «Об образовании» от 10.07.1992года №3266 (с изменениями и дополнениями)
Примерная программа «Изобразительное искусство 5-7 класс» авторы: А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков - М.: Просвещение, 2008г.
Авторская программа Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2008г.
Образовательный (учебный) план Муниципального общеобразовательного учреждения на 2014-2015 учебный год
с учетом СанПиНа №2.4.2.2821-10 .
Общая характеристика учебного предмета
Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможнсть самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры. Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»
формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения;
овладение основами практической работы различными художественными материалами и инструментами.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание программыпо предмету «Изобразительное искусство»5 класс «Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов
«Древние корни народного искусства» (8 ч)
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом и народно-праздничными обрядами.
1 тема. Древние образы в народном искусстве (1 час)
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).
Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.
2 тема. Убранство русской избы (1 час)
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).
Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.
3 тема. Внутренний мир русской избы (1 час)
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)
Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.
4 тема. Конструкция, декор предметов народного быта (1 час)
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).
Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.
5 тема. Русская народная вышивка (1 час)
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки – куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.
7-8 тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы 2 часа)
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.
«Связь времен в народном искусстве» (9 ч)
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла. При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.
9-10 тема. Древние образы в современных народных игрушках(2 часа)
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.
11 тема. Искусство Гжели (1 час)
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти
12 тема. Городецкая роспись (1 час)
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.
13 тема. Хохлома (1 час)
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.
Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись».
Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.
Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.
14 темаИскусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла (1 час)
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.
Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага
15-16 тема Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте (2 часа)
Краткие сведения из истории возникновения Мезенской росписи. Знакомство с берестой, с берестяными изделиями
17 тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы, 1 час)
Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».
Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.
К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.
Декор – человек, общество, время. (10ч)
Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.
18-19 тема. Зачем людям украшения (2 часа)
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.
20 -21тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (2 часа)
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Задание: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы.
2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.
Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве XVII века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий.
2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции.
3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы XVII века высших и низших сословий общества в технике «коллаж».
24-25 тема. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы (2 часа)
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Ульяновска и города Сенгилея. История создания герба Ульяновска и Сенгилея. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.
Задания: Создание по образцу гербов Сенгилеевского района (коллективная работа).
Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.
26-27 тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы, 2 часа).
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.
Декоративное искусство в современном мире. (8 ч)
Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.
28-29 тема. Современное выставочное искусство (2 часа)
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).
Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии.
30-31 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж, 2 часа))
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках.
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».
32-33 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно, 2 часа)
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов бумаги
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».
Материалы: материалы для аппликации: цветная, бархатная, гофрированная, салфеточная, оберточная, жатая бумага,.
34-35 тема. Ты сам мастер декоративно- прикладного искусства (Ваза, 2 часа)).
Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции.
Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выполнение задуманного. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину.
Оформление выставки по итогам года. Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов. Материалы: материалы для вазы: стеклянная банка, веревка-шпагат, клей, краски, цветные нитки, бантики, бусины.
Критерии нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Оценка знаний обучающихся
Исходя из поставленных целей и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
Правильность и осознанность изложения содержания изученного материала раскрытие понятий, точность употребления художественных терминов;
Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
Самостоятельность ответа, речевую грамотность и логичность ответа;
«Отметка «5»
Полно раскрыто содержание материала в объеме учебной программы;
Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий;
Верно использованы художественные термины;
Ответ самостоятельный использованы ранее приобретенные знания;
Отметка «4»
Раскрыто основное содержание материала;
В основном правильно даны определения понятий и использованы художественные термины;
Ответ самостоятельный;
Определения неполные, допущены небольшие неточности при использовании художественных терминов.
Отметка «3»
Усвоено основное содержание материала, но изложено фрагментально, не последовательно;
Определения понятий недостаточно четкие;
Отметка «2»
Основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий и художественных терминов.
Оценка практических умений обучающихся.
Учитель должен учитывать:
Правильность определения цели и задачи практической работы; Последовательность в выполнении практической работы;
Умение пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
Умение видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов;
Умение видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; Умение создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
Отметка «5»
Правильно проведена практическая работа, раскрыты полностью цели и задачи практической работы;
Умело использованы художественные материалы: краски, графические материалы, коллажная техника;
Использованы в полном объеме в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
Отметка «4»
В основном правильно проведена практическая работа, раскрыты цели и задачи практической работы;
В целом правильно использованы художественные материалы: краски, графические материалы, коллажная техника;
Использованы в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
Отметка «3»
Правильно проведена практическая работа, раскрыты цели и задачи практической работы;
Использованы художественные материалы: краски, графические материалы, коллажная техника при помощи учителя;
Использованы с помощью учителя в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении;
Отметка «2»
Не правильно проведена практическая работа, не раскрыты цели и задачи практической работы;
Не правильно использованы художественные материалы: краски, графические материалы, коллажная техника;
Не использованы в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
Список использованной литературы.
Учебно-методическое обеспечение
1. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд под редакцией Б.М. Неменского. 1-9 классы» / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2008.
2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013.
3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010(Стандарты второго поколения).
Дополнительные пособия для учителя:
Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.
И. П. Волков. Художественная студия в школе
В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе
Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение,2006
И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.
Т.В. Оромсова. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 7 класс. – М.: ВАКО, 2012Г
Е. Гуров, А. С.Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7—8 классы» под редакцией Б. М. Неменского.
Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О. В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2010.
Г.Е. Гуров. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: методическое пособие / Г. Е. Гуров, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского.
Технические средства обучения: Компьютер, проектор
Методический фонд
Репродукции картин художников.
Муляжи для рисования
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)
Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Формы и средства контроляпо предмету «Изобразительное искусство»5 класс
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:
Формы контроля знаний, умений, навыков (стартовый, текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Тематическое планирование 5 класс 35 часов
№ урока
дата
Тема урока
Тип урока
Кол-во часов
Виды учебной деятельности
Цель урока
Результаты обучения
использование ЭОР
Домашнее задание
Контрольно-измерительные материалы
Метапредметные
Личностные
Раздел
Древние корни народного искусства (8 часов)
1
Древние образы в народном искусстве.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
1 час
Уметь объяснять глубинные смыслы знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.
Сравнивать, сопоставлять, анализироватьдекоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.
Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.
Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Познакомить с традиционными образами народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.
О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5» 2014год
Д\З.
Подбор материала о русской избе
Практическая работа: Солярные знаки.
2
Убранство русской избы.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1 час
Уметь объяснять глубинные смыслы знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.
Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.
Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.
Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Рассмотреть строение избы, её декора, изучить значение солярных знаков в декоре.
Познавательные: рассуждать о характерных признаках народного жилища.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Ценностное отношение к культуре своего края
Электронное приложение к учебнику Н.А.Горяевой,
О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5» 2014год
Д\З.
Подбор иллюстративного материала
Практическая работа:
Орнамент в полосе
Тематическое рисование.
3
Внутренний мир русской избы.
1 час
Урок комплексного применения знаний.
Тематическое рисование.
Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженной в его трехчастной структуре и декоре.
Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.
Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
Находить образное и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.
Создавать эскизы декоративного убранства избы.
Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.
Познакомить с интерьером крестьянского дома - Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т.д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома.
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.
Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.
самооценка на основе критериев успешной деятельности.
Электронное приложение к учебнику Н.А.Горяевой,
О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5» 2014год
Д\З.
Материал об орнаментальных символах
Практическая работа:
Символы: птица счастья, древо жизни.
4
Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки.
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Сравнивать и называть конструктивные и декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.
Осознавть и объяснять мудрость устройств традиционной жилой среды.
Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия.
Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.
Практическая работа: Русские прялки.
Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать композицию в соответствии с традицией народного искусства.
Познавательные: использовать общие приемы задач.
Коммуникативные: формировать собственную позицию.
Регулятивные: применять установленные правила в решении
ценностное отношение к природному миру.
Электронное приложение к учебнику Н.А.Горяевой,
О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5» 2014год
Д\З.
Материал о вышивках
Практическая работа:
Русские прялки.
5
Русская народная вышивка.
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.
Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.
Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами.
Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.
Осваивать навыки декоративного обобщения.
Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.
Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к иному мнению.
Электронное приложение к учебнику Н.А.Горяевой,
О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5» 2014год
Д\З.
подбор иллюстративного материала о народном костюме
Практическая работа: вышивка на рушнике.
6
Народный праздничный костюм.
1час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.
Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.
Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.
уважительное отношение к труду и культуре своего народа.
Электронное приложение к учебнику Н.А.Горяевой,
О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5» 2014год
Д\З.
1. подбор материала по теме.
Выставка работ
Практическая работа: женский, мужской, детский (русский) народный костюм
7-8
Народные праздничные обряды. Обобщение темы.
2часа
Урок обобщения и систематизации знаний.
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Научить использовать полученные знания по украшению народного костюма; познакомить с народными праздниками.
Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: адекватно использовать речь.
уважительное отношение к труду и культуре своего народа.
Электронное приложение к учебнику Н.А.Горяевой,
О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5» 2014год
Д\З.
Повторить все о народном искусстве.
Практическая работа: Календарные народные праздники.Рисование народного праздника.
Связь времен в народном искусстве (9 часов).
9-10
Древние образы в современных народных игрушках.
2 часа
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.Распознавать и называть игрушки ведущих художественных народных промыслов.Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции промыслов.Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.
Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.
Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старооскольской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
Коммуникативные:
задавать вопросы;
вести устный диалог
осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные:
Адекватно использовать речь;
Составлять план работы по достижению планируемого результата.
ценностное отношение к труду и культуре своего народа.
Электронное приложение к учебнику Н.А.Горяевой,
О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5» 2014год
Д\З.
Подбор материала
Практическая работа:
1. Лепка и роспись собственной модели игрушки.
2.выставка работ
11
Искусство Гжели.
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.
Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского
кистевого мазка - «мазка с тенями».
Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
уважительное отношение к народным традициям.
Электронное приложение к учебнику Н.А.Горяевой,
О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5» 2014год
Д\З.
Подбор материала о городецкой росписи.
Практическая работа: эскиз росписи посуды по мотивам гжельской росписи.
12
Городецкая роспись.
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Сравнивать благозвучное сочетание цветов в природе и произведениях городца.
Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях городецких мастеров.
Осваивать приемы городецкоо кистевого мазка – «мазка с тенями».
Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.
Создавать композицию росписи в традиции Городца.
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
уважительное отношение к народным традициям.
Электронное приложение к учебнику Н.А.Горяевой,
О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5» 2014год
Д\З.
Подбор материала о хохломе
Практическая работа: эскиз росписи посуды по мотивам городецкой росписи.
13
Хохлома.
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям хохломы.
Сравнивать благозвучное сочетание цветов в природе и произведениях хохломы.
Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях хохломских мастеров.
Осваивать приемы хохломского кистевого мазка – «мазка с тенями».
Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.
Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.
Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда
Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
ценностное отношение к природному миру.
Электронное приложение к учебнику Н.А.Горяевой,
О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5» 2014год
Д\З.
Подбор материала о жостовских подносах.
Практическая работа: эскиз росписи посуды по мотивам хохломы.
14
Жостово. Роспись по металлу.
1 час
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям жостова.
Сравнивать благозвучное сочетание цветов природе и произведениях жостова.
Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях жостовских мастеров.
Осваивать приемы
жостовского
кистевого мазка – «мазка с тенями».
Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.
Осваивать основные приемы жостовского письма.
Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.
Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.
Осознавать взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях.
воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям меземской росписи.
Осознавать взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях. Создавать туесок из бересты.
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
уважительное отношение к народным традициям и мастеров своего края.
Электронное приложение к учебнику Н.А.Горяевой,
О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5» 2014год
Д\З.
Повторить все о народных промыслах
Практическая работа: изготовление «птицы счастья» из бумаги
17
Роль народных промыслов в современной жизни.
1 час
Урок обобщения и систематизации знаний
Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.
Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.
Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.
Участвовать в презентации выставочных работ.
Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: адекватно использовать речь.
отношение к труду и культуре своего народа.
Электронное приложение к учебнику Н.А.Горяевой,
О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5» 2014год
Выставка работ
Викторина
Декор – человек, общество, время (10 часов)
18-19
Зачем людям украшения.
2 часа
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Тематическое рисование
Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства Древних обществ
связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора.
Вести поисковую работу по декоративно-прикладному искусству Древних обществ.
Создавать эскизы украшений по мотивам декоративно-прикладного искусства Древних обществ.
Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы
Цель: познакомить с символикой элементов декора в произведениях Древнего Египта (их связи с мировоззрением египтян).
Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).
Выявлять и объяснять, в чем связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
уважительное отношение к иному мнению.
Искусство Древнего Египта.
http://www.heyhey.ru/tag/фараон/
Электронное приложение к учебнику Н.А.Горяевой,
О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5» 2014год
Д\З.
Подбор материала по теме
Практическая работа: эскизы украшений.
20-21
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
2 часа
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.
Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.
Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку.
Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.
Познавательные:
узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности;
Коммуникативные:
проявлять активность,
выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.
Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий;
вносить необходимые изменения в действие.
самооценка на основе критериев успешной деятельности.
Электронное приложение к учебнику Н.А.Горяевой,
О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5» 2014год
Д\З.
принести иллюстративный материал
по теме
Практическая работа:
Декоративное рисование
Предметов по мотивам Др. Египта
22-23
Одежда «говорит» о человеке.
2 часа
Урок – практикум
Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.
Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий.
Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.
Участвовать
в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
Уважительное отношение к иному мнению.
Электронное приложение к учебнику Н.А.Горяевой,
О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5» 2014год
Д\З.
Подобрать иллюстративный материал по теме
2.выставка работ
Практическая работа:
Коллективная работа.
24-25
О чём рассказывают нам гербы.
2 часа
Урок изучения и закрепления знаний.
Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.
Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов
Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области.
Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба.
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Электронное приложение к учебнику Н.А.Горяевой,
О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5» 2014год
Д\З.
Подбор материала о гербах.
Практическая работа:
Декоративное рисование гербов.
26-27
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
2 часа
Урок обобщения и систематизации знаний.
Участвовать в итоговой игре-викторине, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.
Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам.
Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.
Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).
Использовать в речи новые художественные термины.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: адекватно использовать речь.
Ценностное отношение к труду и культуре своего народа.
Электронное приложение к учебнику Н.А.Горяевой,
О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5» 2014год
Д\З.
Подбор информации о современном ДПИ
тесты
Декоративное искусство в современном мире (8 часов).
28-29
Современное выставочное искусство.
2 часа
Урок закрепления новых знаний.
Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно - прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.
Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.
Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.
Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.
Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.
Познавательные: узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства;
Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.
Регулятивные: преобразовать познавательную задачу в практическую.
целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности.
Электронное приложение к учебнику Н.А.Горяевой,
О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5» 2014год
Д\З.
Подбор материала о витражах
Практическая работа:
Декоративное рисование.
Коллаж.
30-31
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
2 часа
Урок комплексного применения знаний.
Декоративное рисование.
Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств
Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
уважительное отношение к иному мнению
Электронное приложение к учебнику Н.А.Горяевой,
О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5» 2014год
Д\З.
Подбор материала о мозаичном панно
Практическая работа:
Декоративное рисование.
Витраж.
32-33
Ты мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно)
2 часа
Урок комплексного применения знаний.
Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
Пользоваться языком декоративно прикладного искусства, принципами в процессе выполнения практической творческой работы.
Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций.
Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».
Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
уважительное отношение к иному мнению
Электронное приложение к учебнику Н.А.Горяевой,
О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5» 2014год
Д\З.
Подобрать иллюстративный материал
Декоративное рисование (мозаичное панно).
34-35
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (ваза).
2 часа
Урок комплексного применения знаний.
Разрабатывать, создавать эскизы панно, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
Пользоваться принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».
Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.
Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата
эстетические чувства
Электронное приложение к учебнику Н.А.Горяевой,
О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5» 2014год