kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по ИЗО 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабоча программа по "Изобразительному искусству" для учащи хся 5 класса (базовый уровень) составлена в соответствии с Федкральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по изобразительному искусст ву, образовательной програм мой МБОО "Ямашинская СОШ", с базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Республики татарстан, с Письмом МО и Н РТ от 29.11.2010г. № 10143-10 "Об оформлении в классном журнале предмета "Искусство", учебным планом МБОО "Ямашинская СОШ" на 2013-2014 учебный год, с положением школы "О рабочей прогррамме педагога", Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 5 класс »

Управление образования

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

«Ямашинская средняя общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

на заседании МC

Протокол №__от_________2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________/(Гильмутдинова Р.М.)

«_______» ___________ 2014 г.

«Утверждаю»

Директор школы ____________/(Степанов Н.М.)

«______» ___________ 2014 г.






Рабочая программа


по изобразительному искусству в 5 классе





Составитель: Шакирова Разиня Хаматовна

учитель ИЗО, первой квалификационной категории



Уровень базовый

2014-2015 учебный год











Ямаши, 2014 год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для учащихся 5 класса

(базовый уровень) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству, образовательной программой МБОО «Ямашинская СОШ», с базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, с Письмом МО и Н РТ от 29.11.2010г. № 10143/10 «Об оформлении в классном журнале предмета «Искусство», учебным планом МБОО «Ямашинская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год, с положением школы «О рабочей программе педагога», Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программой под руководством Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство» для 5 класса (М.: Просвещение, 2010г.).

Обучение и художественное воспитание учащихся в 5 классе посвящено изучению взаимосвязи природы и человека в искусстве на примерах поэтического образа русской природы в изобразительном искусстве, произведений деревянного русского зодчества, народных представлений о проявлении различных состояний природы и жизни человека, на образах фольклорных героев русского народного эпоса, народных календарных праздников.


Цели программы: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно – прикладном творчестве.


Задачи программы:


• воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;

• раскрывать художественно-образный язык изображения окру­жающей действительности в различных видах и жанрах изобра­зительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анимали­стический жанр);

• углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве;

• знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или исполь­зование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов;

• показывать неповторимое своеобразие русской народной куль­туры через раскрытие художественного языка народного искус­ства на примере выдающихся памятников деревянного зодче­ства, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества;

• развивать умения учащихся работать в разных видах худо­жественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изо­бразительной, декоративной или пространственной композиции;

• развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства;

• развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненных работ в классе.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.


Структура программы

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.


Место предмета в базисном учебном плане

Программа «Изобразительное искусство 5 класс» составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенного на изучение предмета «Изобразительное искусство» по базисному учебному плану. В V классе на его изучение выделяется 35 часов, из расчета 1 часа в неделю.

































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА


знать:


  • жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический) и виды изобразительного искусства (живопись, графика, книжная и печатная графика);

  • имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;

  • выдающиеся памятники народного деревянного зодчества;

  • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, цвет, ритм, тон, форма, перспектива, композиция);

  • проявление синтеза искусств на примере годовых народных календарных праздников (Масленица, Троица), произведений классической оперы, образов положительных героев былин и сказок народов России и мира;


уметь:


  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;

  • применять художественно – выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно – прикладного искусства в своем творчестве;

  • применять приемы художественного конструирования объемных предметов с опорой на план проектируемого объекта;

  • изображать с натуры, по памяти и по представлению предметы несложных форм с использованием различных графических и живописных изобразительных материалов;

  • изображать фигуру человека и животных с натуры, по памяти и по представлению, с передачей движения и пропорций;

  • выполнять построение и перспективные изменения предметов, цветовой соотношение с учетом источника освещения и влияния цвета окружающей среды;

  • сравнивать изображаемые с натуры предметы по форме, размеру, фактуре материала;

  • самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знания народных традиций архитектуры, народного костюма, народных праздников, особенностей искусства родного края;

  • создавать эскизы декоративных композиций с использованием знания приемов построения орнаментальных композиций, элементарных навыков формы и цвета природных форм;

  • работать в творческих группах;


применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:


  • для эстетической оценки явления окружающего мира;

  • восприятия произведений искусства и высказывания суждений о них;

  • участия в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края;

  • сохранения памятников истории и культуры своего Отчества, бережного отношения к природе.






ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


5 КЛАСС


Содержание

Кол-во

часов


Раздел 1. Образ матери-земли в искусстве

8

1.1.

Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве

3

1.2.

Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве

5


Раздел 2. Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве.

8

2.1.

Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла

4

2.2.

Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о проявлении различных состояниях природы и жизни человека

2

2.3.

Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев

2


Раздел 3. Лад народной жизни и образы его в искусстве

10

3.1.

Польза и красота в образах деревянного русского зодчества

5

3.2.

Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка»

2

3.3.

Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры

3


Раздел 4. Образ единения человека с природой и искусством.

9

4.1.

Изображение в искусстве животного как объектка поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа

2

4.2.

Специфика художественного языка плаката. Экологическая тема в плакате

2

4.3.

Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его в искусстве

5



ИТОГО


35














5 класс


Основное содержание (35 ЧАСОВ)


1. Образ матери-земли в искусстве. (8 часов)


    1. Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве ( 3 час)

Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная) Жанры живописи и графики. Тема осени в станковой живописи и графике. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Передача лирического образа природы в живописи на примере картины И.Левитана «Золотая осень» и др. И. И. Шишкин «Рожь».

Виды и жанры графики. Пейзаж в графике. Выразительные возможности языка живописного пейзажа. Условность художественного языка графики. Линия, штрих, соотношение светлых и темных пятен, силуэты как средства художественной выразительности в графике.

Книжная и промышленная графика. Графический дизайн. Связь книжной графики с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературных произведений на примере творчества В.А.Фаворского и др.


    1. Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве ( 5 час)

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт в творчестве художников разных эпох. Средства выделения главного и характера связи между предметами. Натюрморты П. Сезанна, В. А. Серова и др.

Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получение их на палитре. Понятие колорита, собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его освещения: цвет света и тени, рефлекс.

Реалистическое и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: формат, ритм и масштаб цветовых пятен, силуэт как главное средство выразительности.

Цвет и цветовой контраст. Основные цвета. Производные (составные цвета). Дополнительные цвета. Натюрморты М.С. Сарьяна, А. Матисса и др.

Древние образы в искусстве. Древо жизни в искусстве народов мира.


2. Природные и трудовые циклы в народной культуре и

их образы в искусстве. (8 часов)


2.1. Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла

( 4 час)

Бытовой жанр. Народные праздники и их отражение в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Произведения Б. Кустодиева, А.Г.Венецианова и др. Коллективное описание художественных произведений.

Традиции народных посиделок в изобразительном искусстве. Народные традиции общения молодежи во время отдыха в разных видах искусства. И. Репин «Вечорницы».

Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия) Тон и тональные отношения в живописи. Основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность.

Художник – творец – гражданин. Е.Честняков – художник, знаток и певец народной жизни, быта, традиций. Коллективное описание и анализ художественных произведений.


2.2. Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о проявлении различных состояниях природы и жизни человека ( 2 час)

Времена года – любимейшая тема в искусстве художников, музыкантов, поэтов. М. Врубель «Дворик зимой».

Средства выразительности в передаче красоты и особенностей зимней природы. Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др.


2.3. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев ( 2 час)

Сказочные темы в изобразительном искусстве. М. Врубель. «Пан», «Царевна-лебедь». Коллективное описание и анализ художественных произведений.

Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи. Живопись – искусство цвета. Творчество Виктора Васнецова. Картины художника на сказочную тематику.


3. Лад народной жизни и образы его в искусстве (10 часов)


3.1. Польза и красота в образах деревянного русского зодчества ( 5 час)

Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Деревянное зодчество. Памятники древнерусской архитектуры: Кижи, малые Корелы – уникальные заповедники деревянного зодчества. Типы домов-комплексов.

Отражение мировосприятия наших предков в облике деревянного дома. Народная сиволика в убранстве русской избы. Символичность культуры Древней Руси. Общность и разнообразие резного декора изб разных народов.

Искусство Древней руси – фундамент русской культуры. Изба – произведение русских древоделов. Инструменты плотника.

Связь времен в народном искусстве. Уникальная конструкция русской избы, созданная плотниками Русского Севера.

Дом как материальная основа и духовная целостность семьи. Традиции украшения дома резным декором в творчестве народных мастеров (город Томск и др.) Орнамент как основа декоративного украшения.


3.2. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка» (2 час)

Народные традиции как источник творчества мастеров искусства. Выдающиеся деятели искусства в работе над оперой-сказкой «Снегурочка». В. Васнецов как театральный художник.

Народные традиции в театральном искусстве. Театральные эскизы костюмов мифологических и реальных героев оперы-сказки «Снегурочка»


3.3. Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры (3 час)

Масленица – народный праздник. Традиционные масленичные действа. Образ масленицы в народном и изобразительном искусстве. В.И. Суриков «Взятие снежного городка». Описание и анализ произведения.

Масленица в произведениях Б.М. Кустодиева. Молодецкая удаль и веселье народного праздника.

Масленица в произведениях декоративно-прикладного искусства (Городец, Палех, Федоскино, Холуй). Городецкая роспись. Традиции в оформлении праздничной среды.


4. Образ единения человека с природой и искусством. (9 часов)


4.1. Изображение в искусстве животного как объектка поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2 час)

Особенности анималистического жанра. Своеобразие ранних изображений животных (первобытное искусство, древний мир). Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно-прикладном искусстве. Искусство российских анималистов.

Изображение животных в декоративно-прикладном искусстве (прошлое и современность). Искусство российских анималистов.




4.2. Специфика художественного языка плаката. Экологическая тема в плакате. (2 час)

Специфика художественного языка графики. Плакат как вид графики. Живописно-декоративные средства в изображении плаката.

Цвет в плакате как средство декоративной, эмоциональной выразительности. Символичность цвета в плакате.


4.3. Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его в искусстве.(5 час)

Образ Троицы в искусстве. Древнерусская иконопись. Икона А. Рублева «Троица».

День святой Троицы. Празднование Троицы на Руси. Историко-культурная многослойность праздника Троицыной недели как праздника расцветающей природы. Тема Троицы в живописи. Картина Б.М. Кустодиева «Троицын день» и др.

Части женской и мужской одежды у народов России. Обрядовые куклы Троицыной недели. Технология изготовления тряпичной куклы.

Техники украшения одежды орнаментами и узорами (вышивка, шитье, роспись по ткани и т.д.) Основные виды орнамента.

Посещение музея декоративно-прикладного родного города (села). (Приказная изба).








Поурочное планирование по изобразительному искусству 5 класс


урока

Наименование раздела, темы, урока

Кол-во ча-сов

Краткое содержание

Практическая работа (опыт творческой деятельности)

Информ. сопровож дение

Дата (план)

Дата (факт)

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел 1: Образ матери-земли в искусстве. (8 часов)


Тема: Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве.

3






1

Виды и жанры живописи. Пейзаж в живописи. И. Левитан, И. Шишкин.

1

Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная)

Жанры живописи и графики. Тема осени в станковой живописи и графике. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Передача лирического образа природы в живописи на примере картины И.Левитана «Золотая осень» и др. И. И. Шишкин «Рожь».

Осенний пейзаж в технике монотипии (гуашь, бумага, стекло или пластик)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.




2

Виды и жанры графики. Пейзаж в графике.

1

Виды и жанры графики. Пейзаж в графике. Выразительные возможности языка живописного пейзажа. Условность художественного языка графики. Линия, штрих, соотношение светлых и темных пятен, силуэты как средства художественной выразительности в графике.

Выполнение осеннего пейзажа по представлению или наблюдению (акварель)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.




3

Книжная и промышленная графика. В. А. Фаворский.

1

Книжная и промышленная графика. Графический дизайн. Связь книжной графики с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературных произведений на примере творчества В.А.Фаворского и др.

Работа в группах: Выполнение иллюстраций к лирическим стихам русских поэтов, проектирование обложки книги русского поэта (тонированная бумага, акварель, тушь, перо)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.





Тема: Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве

5






4

Жанр натюрморта. Натюрморты П. Сезанна, В. Серова

1

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт в творчестве художников разных эпох. Средства выделения главного и характера связи между предметами. Натюрморты П. Сезанна, В. А. Серова и др.

Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов, грибов (простой карандаш, бумага)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.




5

Колорит в живописи. Тон и тональные отношения.

1

Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получение их на палитре. Понятие колорита, собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его освещения: цвет света и тени, рефлекс.

Рисование с натуры натюрморта из фруктов (акварель, гуашь, кисть, бумага)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.





6

Декоративная живопись. Формат и композиция. Ритм пятен.

1

Реалистическое и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: формат, ритм и масштаб цветовых пятен, силуэт как главное средство выразительности.

Выполнение декоративной композиции на осенние темы в технике коллажа (цветная бумага, фломастер, ткань, клей, ножницы)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.




7

Декоративный натюрморт. Цвет и цветовой контраст.

1

Цвет и цветовой контраст. Основные цвета. Производные (составные цвета). Дополнительные цвета. Натюрморты М.С. Сарьяна, А. Матисса и др.

Выполнение декоративной композиции на осенние темы в технике коллажа (продолжение работы)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.





8

Древние образы в искусстве. Древо жизни.

1

Древние образы в искусстве. Древо жизни в искусстве народов мира.

Лепка декоративного панно (плакетки) «Плодовое дерево (пластилин, глина)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.





Раздел 2: Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве. (8 часов)


Тема: Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла.

4






9

Бытовой жанр. Народные праздники в творчестве русских художников.

1

Бытовой жанр. Народные праздники и их отражение в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Произведения Б. Кустодиева, А.Г.Венецианова и др. Коллективное описание художественных произведений.

Зарисовка фигуры человека (подготовка композиции осенние посиделки) (цветные мелки, фломастеры, акварель, бумага)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.



10

Традиции народных посиделок. И. Репин «Вечорницы»

1

Традиции народных посиделок в изобразительном искусстве. Народные традиции общения молодежи во время отдыха в разных видах искусства. И. Репин «Вечорницы»

Выполнение поисковых эскизов композиции на тему «Осенние посиделки»

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.





11

Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия)

1

Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия) Тон и тональные отношения в живописи. Основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность.

Выполнение многофигурной композиции на тему «осенние посиделки» (окончание)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.





12

Художник – творец – гражданин.

1

Художник – творец – гражданин. Е.Честняков – художник, знаток и певец народной жизни, быта, традиций. Коллективное описание и анализ художественных произведений.

Выполнение многофигурной композиции на тему «осенние посиделки» (живописные материалы по выбору учащихся)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.






Тема: Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о проявлении различных состояниях природы и жизни человека.

2






13

Станковая графика. Зимний пейзаж в творчестве художников-графиков.

1

Времена года – любимейшая тема в искусстве художников, музыкантов, поэтов. М. Врубель «Дворик зимой».

Выполнение по памяти и представлению пейзажа «Зимние причуды» (тонированная бумага, цветные мелки)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.





14

Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др.

1

Средства выразительности в передаче красоты и особенностей зимней природы. Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др.

Продолжение работы.

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.






Тема: Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев.

2






15

Сказочные темы в изобразительном искусстве. М. Врубель.

1

Сказочные темы в изобразительном искусстве. М. Врубель. «Пан», «Царевна-лебедь». Коллективное описание и анализ художественных произведений.

Выполнение портретов былинно-сказочных героев (акварель, гуашь, цветные мелки, бумага)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.





16

Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи. В. Васнецов.

1

Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи. Живопись – искусство цвета. Творчество Виктора Васнецова. Картины художника на сказочную тематику.

Выполнение портретов былинно-сказочных героев (продолжение работы)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.




Раздел 3: Лад народной жизни и образы его в искусстве. (10 часов)


Тема: Польза и красота в образах деревянного русского зодчества

5






17

Художественная культура Древней Руси. Деревянное зодчество.

1

Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Деревянное зодчество. Памятники древнерусской архитектуры: Кижи, малые Корелы – уникальные заповедники деревянного зодчества. Типы домов-комплексов.

Зарисовки деревянных построек своего города, поселка, деревни.

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.





18

Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка.

1

Отражение мировосприятия наших предков в облике деревянного дома. Народная сиволика в убранстве русской избы. Символичность культуры Древней Руси. Общность и разнообразие резного декора изб разных народов.

Зарисовки знаков-символов резьбы, украшающей фасад крестьянского дома:полотенца, наличники, ставни и т.д. (бумага, карандаш, фломастеры, ножницы, клей, кисточка)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.




19

Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Изба – произведение русских древоделов.

1

Искусство Древней руси – фундамент русской культуры. Изба – произведение русских древоделов.

Инструменты плотника.

Заготовка строительного материала для крестьянского подворья – «бревнышек» (бумага, ножницы, клей ПВА, линейка, карандаш, кисточка)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.




20

Связь времен в народном искусстве. Конструкций избы.

1

Связь времен в народном искусстве. Уникальная конструкция русской избы, созданная плотниками Русского Севера.

Изготовление в группах из «бревнышек» объемной композиции «Крестьянское подворье» (заготовки из бумаги, картон, клей ПВА

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.




21

Орнамент как основа декоративного украшения. Резной декор.

1

Дом как материальная основа и духовная целостность семьи. Традиции украшения дома резным декором в творчестве народных мастеров (город Томск и др.) Орнамент как основа декоративного украшения.

Изготовление элементов декора (имитация пропильной сквозной резьбы). Закрепление элементов декора на макете.

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.






Тема: Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка»

2






22

Художник и театр. В. Васнецов как театральный художник.

1

Народные традиции как источник творчества мастеров искусства. Выдающиеся деятели искусства в работе над оперой-сказкой «Снегурочка». В. Васнецов как театральный художник.

Эскиз декорации (сказочный облик Берендеевки (акварель, гуашь, кисть, бумага).

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.





23

Проектирование эскизов одежды (костюмов) героев сказки

1

Народные традиции в театральном искусстве. Театральные эскизы костюмов мифологических и реальных героев оперы-сказки «Снегурочка»

Создание художественно-декоративного проекта, объединенного единой стилистикой): эскизы одежды (цветные карандаши, фломастер, пастель)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.





Тема: Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры

3






24

Масленица. В.И. Суриков «Взятие снежного городка».

1

Масленица – народный праздник. Традиционные масленичные действа. Образ масленицы в народном и изобразительном искусстве. В.И. Суриков «Взятие снежного городка». Описание и анализ произведения.

Зарисовки по памяти фигур людей в движении для панно «Широкая Масленица» (материалы по выбору учащихся)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.




25

Масленица в произведениях Б.М. Кустодиева.

1

Масленица в произведениях Б.М. Кустодиева. Молодецкая удаль и веселье народного праздника.

Выполнение фигур людей в цвете (бумага, гуашь, акварель, кисточки)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.




26

Масленица в произведениях декоративно-прикладного искусства. Городец.

1

Масленица в произведениях декоративно-прикладного искусства (Городец, Палех, Федоскино, Холуй). Городецкая роспись. Традиции в оформлении праздничной среды.

Составление панно «Широкая масленица» (ножницы, клей, картон, гуашь, кисточки)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.





Раздел 4: Образ единения человека с природой и искусством. (9 часов)


Тема: Изображение в искусстве животного как объектка поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа.

2






27

Анималистический жанр. Изображение животных в живописи и графике.

1

Особенности анималистического жанра. Своеобразие ранних изображений животных (первобытное искусство, древний мир). Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно-прикладном искусстве. Искусство российских анималистов.

Наброски и зарисовки животных по памяти и представлению (пастель, восковые мелки, сангина, уголь, тушь фломастер – по выбору учащихся)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.





28

Изображение животных в в скульптуре и декоративно-прикладном искусстве.

1

Изображение животных в декоративно-прикладном искусстве (прошлое и современность). Искусство российских анималистов.

Лепка по памятии представлению животного с использованием разных приемов лепки (глина)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.






Тема: Специфика художественного языка плаката. Экологическая тема в плакате

2






29

Специфика художественного языка графики. Плакат как вид графики.

1

Специфика художественного языка графики. Плакат как вид графики. Живописно-декоративные средства в изображении плаката.

Выполнение эскизов экологических плакатов (социальная реклама) графические средства по выбору учащихся)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.





30

Композиция в плакате. Символика цвета.

1

Цвет в плакате как средство декоративной, эмоциональной выразительности. Символичность цвета в плакате.

Продолжение работы над плакатом.

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.





Тема: Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его в искусстве.

5






31

Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси. А. Рублев «Троица»

1

Образ Троицы в искусстве. Древнерусская иконопись. Икона А. Рублева «Троица»

Зарисовка многофигурной композиции на темы весенних праздников (графические материалы)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.



32

Тема Троицы в живописи. Б.М. Кустодиев «Троицын день»

1

День святой Троицы. Празднование Троицы на Руси. Историко-культурная многослойность праздника Троицыной недели как праздника расцветающей природы. Тема Троицы в живописи. Картина Б.М. Кустодиева «Троицын день» и др.

Зарисовка многофигурной композиции на темы весенних праздников (продолжение работы)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.




33

Древние корни народного творчества. Обрядовые куклы Троицыной недели

1

Части женской и мужской одежды у народов России. Обрядовые куклы Троицыной недели. Технология изготовления тряпичной куклы.


Конструирование Троицыно куклы (текстильные материалы)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.




34

Национальные особенности орнамента в одежде разных народов

1

Техники украшения одежды орнаментами и узорами (вышивка, шитье, роспись по ткани и т.д.) Основные виды орнамента.

Украшение наряда куклы орнаментом (текстильные материалы, нитки, иголка)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.





35

Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.

1

Посещение краеведческого музея, картиной галереи города.


Музейные экспонаты




Итого

35







Литература:




  1. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2009 г.

  2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. «Основы живописи» - Титул, 1996 г.

  3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. «Основы композиции» - Титул, 1996 г.

  4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. «Основы рисунка» - Титул, 1996 г.

  5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. «Краткий словарь художественных терминов» - Титул, 1996 г.

  6. Аластер Смит и Джуди Тетчелл. Энциклопедия рисования: Москва «РОСМЭН», 2000г.

  7. О.В.Свиридова. Изобразительное искусство: предметная неделя в школе. Волгоград: Учитель, 2007г.

  8. О.В.Павлова. Изобразительное искусство. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты, викторины. Волгоград: Учитель, 2008г.

  9. Г.Б.Смирнов, А.М.Соловьев. Начинающему художнику. Ленинград, 1963 г.

  10. Мастера изобразительного искусства нефтяного региона Республики Татарстан. Казань «Рухият», 2006 г.

  11. Рози Диккинс. Соверменное искусство. Москва «РОСМЭН», 2006г.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа по ИЗО 5 класс

Автор: Шакирова Разиня Хаматовна

Дата: 23.12.2014

Номер свидетельства: 147046

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Рабочая программа ИЗО"
    ["seo_title"] => string(23) "rabochaia_programma_izo"
    ["file_id"] => string(6) "526700"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1573545525"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа 5 класс О.А. Кожина"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-5-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436378074"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "рабочая программа педагога по физической культуре для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia-proghramma-piedaghogha-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "135193"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416862136"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа (9 класс, письмо и развитие речи, чтение и развитие речи)"
    ["seo_title"] => string(83) "rabochaia_proghramma_9_klass_pis_mo_i_razvitiie_riechi_chtieniie_i_razvitiie_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "345763"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1474801097"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства