Рабоча программа по "Изобразительному искусству" для учащи хся 5 класса (базовый уровень) составлена в соответствии с Федкральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по изобразительному искусст ву, образовательной програм мой МБОО "Ямашинская СОШ", с базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Республики татарстан, с Письмом МО и Н РТ от 29.11.2010г. № 10143-10 "Об оформлении в классном журнале предмета "Искусство", учебным планом МБОО "Ямашинская СОШ" на 2013-2014 учебный год, с положением школы "О рабочей прогррамме педагога", Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 5 класс »
Управление образования
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
«Ямашинская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
на заседании МC
Протокол №__от_________2014г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_________/(Гильмутдинова Р.М.)
«_______» ___________ 2014 г.
«Утверждаю»
Директор школы ____________/(Степанов Н.М.)
«______» ___________ 2014 г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству в 5 классе
Составитель: Шакирова Разиня Хаматовна
учитель ИЗО, первой квалификационной категории
Уровень базовый
2014-2015 учебный год
Ямаши, 2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для учащихся 5 класса
(базовый уровень) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству, образовательной программой МБОО «Ямашинская СОШ», с базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, с Письмом МО и Н РТ от 29.11.2010г. № 10143/10 «Об оформлении в классном журнале предмета «Искусство»,учебным планом МБОО «Ямашинская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год, с положением школы «О рабочей программе педагога», Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программой под руководством Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство» для 5 класса (М.: Просвещение, 2010г.).
Обучение и художественное воспитание учащихся в 5 классе посвящено изучению взаимосвязи природы и человека в искусстве на примерах поэтического образа русской природы в изобразительном искусстве, произведений деревянного русского зодчества, народных представлений о проявлении различных состояний природы и жизни человека, на образах фольклорных героев русского народного эпоса, народных календарных праздников.
Цели программы: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно – прикладном творчестве.
Задачи программы:
• воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;
• раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр);
• углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве;
• знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов;
• показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества;
• развивать умения учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции;
• развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства;
• развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненных работ в классе.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Структура программы
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа «Изобразительное искусство 5 класс» составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенного на изучение предмета «Изобразительное искусство» по базисному учебному плану. В V классе на его изучение выделяется 35 часов, из расчета 1 часа в неделю.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
знать:
жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический) и виды изобразительного искусства (живопись, графика, книжная и печатная графика);
имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;
выдающиеся памятники народного деревянного зодчества;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, цвет, ритм, тон, форма, перспектива, композиция);
проявление синтеза искусств на примере годовых народных календарных праздников (Масленица, Троица), произведений классической оперы, образов положительных героев былин и сказок народов России и мира;
уметь:
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;
применять художественно – выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно – прикладного искусства в своем творчестве;
применять приемы художественного конструирования объемных предметов с опорой на план проектируемого объекта;
изображать с натуры, по памяти и по представлению предметы несложных форм с использованием различных графических и живописных изобразительных материалов;
изображать фигуру человека и животных с натуры, по памяти и по представлению, с передачей движения и пропорций;
выполнять построение и перспективные изменения предметов, цветовой соотношение с учетом источника освещения и влияния цвета окружающей среды;
сравнивать изображаемые с натуры предметы по форме, размеру, фактуре материала;
самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знания народных традиций архитектуры, народного костюма, народных праздников, особенностей искусства родного края;
создавать эскизы декоративных композиций с использованием знания приемов построения орнаментальных композиций, элементарных навыков формы и цвета природных форм;
работать в творческих группах;
применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для эстетической оценки явления окружающего мира;
восприятия произведений искусства и высказывания суждений о них;
участия в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края;
сохранения памятников истории и культуры своего Отчества, бережного отношения к природе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 КЛАСС
№
Содержание
Кол-во
часов
Раздел 1. Образ матери-земли в искусстве
8
1.1.
Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве
3
1.2.
Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве
5
Раздел 2. Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве.
8
2.1.
Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла
4
2.2.
Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о проявлении различных состояниях природы и жизни человека
2
2.3.
Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев
2
Раздел 3.Лад народной жизни и образы его в искусстве
10
3.1.
Польза и красота в образах деревянного русского зодчества
5
3.2.
Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка»
2
3.3.
Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры
3
Раздел 4. Образ единения человека с природой и искусством.
9
4.1.
Изображение в искусстве животного как объектка поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа
2
4.2.
Специфика художественного языка плаката. Экологическая тема в плакате
2
4.3.
Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его в искусстве
5
ИТОГО
35
5 класс
Основное содержание (35 ЧАСОВ)
1. Образ матери-земли в искусстве. (8 часов)
Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве ( 3 час)
Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная) Жанры живописи и графики. Тема осени в станковой живописи и графике. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Передача лирического образа природы в живописи на примере картины И.Левитана «Золотая осень» и др. И. И. Шишкин «Рожь».
Виды и жанры графики. Пейзаж в графике. Выразительные возможности языка живописного пейзажа. Условность художественного языка графики. Линия, штрих, соотношение светлых и темных пятен, силуэты как средства художественной выразительности в графике.
Книжная и промышленная графика. Графический дизайн. Связь книжной графики с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературных произведений на примере творчества В.А.Фаворского и др.
Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве ( 5 час)
Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт в творчестве художников разных эпох. Средства выделения главного и характера связи между предметами. Натюрморты П. Сезанна, В. А. Серова и др.
Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получение их на палитре. Понятие колорита, собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его освещения: цвет света и тени, рефлекс.
Реалистическое и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: формат, ритм и масштаб цветовых пятен, силуэт как главное средство выразительности.
Цвет и цветовой контраст. Основные цвета. Производные (составные цвета). Дополнительные цвета. Натюрморты М.С. Сарьяна, А. Матисса и др.
Древние образы в искусстве. Древо жизни в искусстве народов мира.
2. Природные и трудовые циклы в народной культуре и
их образы в искусстве. (8 часов)
2.1. Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла
( 4 час)
Бытовой жанр. Народные праздники и их отражение в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Произведения Б. Кустодиева, А.Г.Венецианова и др. Коллективное описание художественных произведений.
Традиции народных посиделок в изобразительном искусстве. Народные традиции общения молодежи во время отдыха в разных видах искусства. И. Репин «Вечорницы».
Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия) Тон и тональные отношения в живописи. Основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность.
Художник – творец – гражданин. Е.Честняков – художник, знаток и певец народной жизни, быта, традиций. Коллективное описание и анализ художественных произведений.
2.2. Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о проявлении различных состояниях природы и жизни человека ( 2 час)
Времена года – любимейшая тема в искусстве художников, музыкантов, поэтов. М. Врубель «Дворик зимой».
Средства выразительности в передаче красоты и особенностей зимней природы. Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др.
2.3. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев ( 2 час)
Сказочные темы в изобразительном искусстве. М. Врубель. «Пан», «Царевна-лебедь». Коллективное описание и анализ художественных произведений.
Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи. Живопись – искусство цвета. Творчество Виктора Васнецова. Картины художника на сказочную тематику.
3. Лад народной жизни и образы его в искусстве (10 часов)
3.1. Польза и красота в образах деревянного русского зодчества ( 5 час)
Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Деревянное зодчество. Памятники древнерусской архитектуры: Кижи, малые Корелы – уникальные заповедники деревянного зодчества. Типы домов-комплексов.
Отражение мировосприятия наших предков в облике деревянного дома. Народная сиволика в убранстве русской избы. Символичность культуры Древней Руси. Общность и разнообразие резного декора изб разных народов.
Искусство Древней руси – фундамент русской культуры. Изба – произведение русских древоделов. Инструменты плотника.
Связь времен в народном искусстве. Уникальная конструкция русской избы, созданная плотниками Русского Севера.
Дом как материальная основа и духовная целостность семьи. Традиции украшения дома резным декором в творчестве народных мастеров (город Томск и др.) Орнамент как основа декоративного украшения.
3.2. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка» (2 час)
Народные традиции как источник творчества мастеров искусства. Выдающиеся деятели искусства в работе над оперой-сказкой «Снегурочка». В. Васнецов как театральный художник.
Народные традиции в театральном искусстве. Театральные эскизы костюмов мифологических и реальных героев оперы-сказки «Снегурочка»
3.3. Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры (3 час)
Масленица – народный праздник. Традиционные масленичные действа. Образ масленицы в народном и изобразительном искусстве. В.И. Суриков «Взятие снежного городка». Описание и анализ произведения.
Масленица в произведениях Б.М. Кустодиева. Молодецкая удаль и веселье народного праздника.
Масленица в произведениях декоративно-прикладного искусства (Городец, Палех, Федоскино, Холуй). Городецкая роспись. Традиции в оформлении праздничной среды.
4. Образ единения человека с природой и искусством. (9 часов)
4.1. Изображение в искусстве животного как объектка поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (2 час)
Особенности анималистического жанра. Своеобразие ранних изображений животных (первобытное искусство, древний мир). Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно-прикладном искусстве. Искусство российских анималистов.
Изображение животных в декоративно-прикладном искусстве (прошлое и современность). Искусство российских анималистов.
4.2. Специфика художественного языка плаката. Экологическая тема в плакате. (2 час)
Специфика художественного языка графики. Плакат как вид графики. Живописно-декоративные средства в изображении плаката.
Цвет в плакате как средство декоративной, эмоциональной выразительности. Символичность цвета в плакате.
4.3. Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его в искусстве.(5 час)
Образ Троицы в искусстве. Древнерусская иконопись. Икона А. Рублева «Троица».
День святой Троицы. Празднование Троицы на Руси. Историко-культурная многослойность праздника Троицыной недели как праздника расцветающей природы. Тема Троицы в живописи. Картина Б.М. Кустодиева «Троицын день» и др.
Части женской и мужской одежды у народов России. Обрядовые куклы Троицыной недели. Технология изготовления тряпичной куклы.
Техники украшения одежды орнаментами и узорами (вышивка, шитье, роспись по ткани и т.д.) Основные виды орнамента.
Посещение музея декоративно-прикладного родного города (села). (Приказная изба).
Поурочное планирование по изобразительному искусству 5 класс
№ урока
Наименование раздела, темы, урока
Кол-во ча-сов
Краткое содержание
Практическая работа (опыт творческой деятельности)
Информ. сопровождение
Дата (план)
Дата (факт)
1
2
3
4
5
6
7
8
Раздел 1: Образ матери-земли в искусстве. (8 часов)
Тема: Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве.
3
1
Виды и жанры живописи. Пейзаж в живописи. И. Левитан, И. Шишкин.
1
Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная)
Жанры живописи и графики. Тема осени в станковой живописи и графике. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Передача лирического образа природы в живописи на примере картины И.Левитана «Золотая осень» и др. И. И. Шишкин «Рожь».
Осенний пейзаж в технике монотипии (гуашь, бумага, стекло или пластик)
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
2
Виды и жанры графики. Пейзаж в графике.
1
Виды и жанры графики. Пейзаж в графике. Выразительные возможности языка живописного пейзажа. Условность художественного языка графики. Линия, штрих, соотношение светлых и темных пятен, силуэты как средства художественной выразительности в графике.
Выполнение осеннего пейзажа по представлению или наблюдению (акварель)
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
3
Книжная и промышленная графика. В. А. Фаворский.
1
Книжная и промышленная графика. Графический дизайн. Связь книжной графики с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературных произведений на примере творчества В.А.Фаворского и др.
Работа в группах: Выполнение иллюстраций к лирическим стихам русских поэтов, проектирование обложки книги русского поэта (тонированная бумага, акварель, тушь, перо)
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
Тема: Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве
5
4
Жанр натюрморта. Натюрморты П. Сезанна, В. Серова
1
Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт в творчестве художников разных эпох. Средства выделения главного и характера связи между предметами. Натюрморты П. Сезанна, В. А. Серова и др.
Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов, грибов (простой карандаш, бумага)
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
5
Колорит в живописи. Тон и тональные отношения.
1
Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получение их на палитре. Понятие колорита, собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его освещения: цвет света и тени, рефлекс.
Рисование с натуры натюрморта из фруктов (акварель, гуашь, кисть, бумага)
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
6
Декоративная живопись. Формат и композиция. Ритм пятен.
1
Реалистическое и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: формат, ритм и масштаб цветовых пятен, силуэт как главное средство выразительности.
Выполнение декоративной композиции на осенние темы в технике коллажа (цветная бумага, фломастер, ткань, клей, ножницы)
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
7
Декоративный натюрморт. Цвет и цветовой контраст.
1
Цвет и цветовой контраст. Основные цвета. Производные (составные цвета). Дополнительные цвета. Натюрморты М.С. Сарьяна, А. Матисса и др.
Выполнение декоративной композиции на осенние темы в технике коллажа (продолжение работы)
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
8
Древние образы в искусстве. Древо жизни.
1
Древние образы в искусстве. Древо жизни в искусстве народов мира.
Раздел 2: Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве. (8 часов)
Тема: Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла.
4
9
Бытовой жанр. Народные праздники в творчестве русских художников.
1
Бытовой жанр. Народные праздники и их отражение в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Произведения Б. Кустодиева, А.Г.Венецианова и др. Коллективное описание художественных произведений.
Зарисовка фигуры человека (подготовка композиции осенние посиделки) (цветные мелки, фломастеры, акварель, бумага)
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
10
Традиции народных посиделок. И. Репин «Вечорницы»
1
Традиции народных посиделок в изобразительном искусстве. Народные традиции общения молодежи во время отдыха в разных видах искусства. И. Репин «Вечорницы»
Выполнение поисковых эскизов композиции на тему «Осенние посиделки»
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
11
Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия)
1
Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия) Тон и тональные отношения в живописи. Основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность.
Выполнение многофигурной композиции на тему «осенние посиделки» (окончание)
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
12
Художник – творец – гражданин.
1
Художник – творец – гражданин. Е.Честняков – художник, знаток и певец народной жизни, быта, традиций. Коллективное описание и анализ художественных произведений.
Выполнение многофигурной композиции на тему «осенние посиделки» (живописные материалы по выбору учащихся)
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
Тема: Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о проявлении различных состояниях природы и жизни человека.
2
13
Станковая графика. Зимний пейзаж в творчестве художников-графиков.
1
Времена года – любимейшая тема в искусстве художников, музыкантов, поэтов. М. Врубель «Дворик зимой».
Выполнение по памяти и представлению пейзажа «Зимние причуды» (тонированная бумага, цветные мелки)
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
14
Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др.
1
Средства выразительности в передаче красоты и особенностей зимней природы. Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др.
Продолжение работы.
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
Тема: Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев.
2
15
Сказочные темы в изобразительном искусстве. М. Врубель.
1
Сказочные темы в изобразительном искусстве. М. Врубель. «Пан», «Царевна-лебедь». Коллективное описание и анализ художественных произведений.
Выполнение портретов былинно-сказочных героев (акварель, гуашь, цветные мелки, бумага)
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
16
Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи. В. Васнецов.
1
Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи. Живопись – искусство цвета. Творчество Виктора Васнецова. Картины художника на сказочную тематику.
Выполнение портретов былинно-сказочных героев (продолжение работы)
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
Раздел 3: Лад народной жизни и образы его в искусстве. (10 часов)
Тема: Польза и красота в образах деревянного русского зодчества
5
17
Художественная культура Древней Руси. Деревянное зодчество.
1
Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Деревянное зодчество. Памятники древнерусской архитектуры: Кижи, малые Корелы – уникальные заповедники деревянного зодчества. Типы домов-комплексов.
Зарисовки деревянных построек своего города, поселка, деревни.
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
18
Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка.
1
Отражение мировосприятия наших предков в облике деревянного дома. Народная сиволика в убранстве русской избы. Символичность культуры Древней Руси. Общность и разнообразие резного декора изб разных народов.
Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Изба – произведение русских древоделов.
1
Искусство Древней руси – фундамент русской культуры. Изба – произведение русских древоделов.
Инструменты плотника.
Заготовка строительного материала для крестьянского подворья – «бревнышек» (бумага, ножницы, клей ПВА, линейка, карандаш, кисточка)
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
20
Связь времен в народном искусстве. Конструкций избы.
1
Связь времен в народном искусстве. Уникальная конструкция русской избы, созданная плотниками Русского Севера.
Изготовление в группах из «бревнышек» объемной композиции «Крестьянское подворье» (заготовки из бумаги, картон, клей ПВА
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
21
Орнамент как основа декоративного украшения. Резной декор.
1
Дом как материальная основа и духовная целостность семьи. Традиции украшения дома резным декором в творчестве народных мастеров (город Томск и др.) Орнамент как основа декоративного украшения.
Изготовление элементов декора (имитация пропильной сквозной резьбы). Закрепление элементов декора на макете.
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
Тема: Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка»
2
22
Художник и театр. В. Васнецов как театральный художник.
1
Народные традиции как источник творчества мастеров искусства. Выдающиеся деятели искусства в работе над оперой-сказкой «Снегурочка». В. Васнецов как театральный художник.
Эскиз декорации (сказочный облик Берендеевки (акварель, гуашь, кисть, бумага).
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
23
Проектирование эскизов одежды (костюмов) героев сказки
1
Народные традиции в театральном искусстве. Театральные эскизы костюмов мифологических и реальных героев оперы-сказки «Снегурочка»
Масленица – народный праздник. Традиционные масленичные действа. Образ масленицы в народном и изобразительном искусстве. В.И. Суриков «Взятие снежного городка». Описание и анализ произведения.
Зарисовки по памяти фигур людей в движении для панно «Широкая Масленица» (материалы по выбору учащихся)
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
25
Масленица в произведениях Б.М. Кустодиева.
1
Масленица в произведениях Б.М. Кустодиева. Молодецкая удаль и веселье народного праздника.
Выполнение фигур людей в цвете (бумага, гуашь, акварель, кисточки)
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
26
Масленица в произведениях декоративно-прикладного искусства. Городец.
1
Масленица в произведениях декоративно-прикладного искусства (Городец, Палех, Федоскино, Холуй). Городецкая роспись. Традиции в оформлении праздничной среды.
Раздел 4: Образ единения человека с природой и искусством. (9 часов)
Тема: Изображение в искусстве животного как объектка поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа.
2
27
Анималистический жанр. Изображение животных в живописи и графике.
1
Особенности анималистического жанра. Своеобразие ранних изображений животных (первобытное искусство, древний мир). Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно-прикладном искусстве. Искусство российских анималистов.
Наброски и зарисовки животных по памяти и представлению (пастель, восковые мелки, сангина, уголь, тушь фломастер – по выбору учащихся)
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
28
Изображение животных в в скульптуре и декоративно-прикладном искусстве.
1
Изображение животных в декоративно-прикладном искусстве (прошлое и современность). Искусство российских анималистов.
Лепка по памятии представлению животного с использованием разных приемов лепки (глина)
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
Тема: Специфика художественного языка плаката. Экологическая тема в плакате
2
29
Специфика художественного языка графики. Плакат как вид графики.
1
Специфика художественного языка графики. Плакат как вид графики. Живописно-декоративные средства в изображении плаката.
Выполнение эскизов экологических плакатов (социальная реклама) графические средства по выбору учащихся)
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
30
Композиция в плакате. Символика цвета.
1
Цвет в плакате как средство декоративной, эмоциональной выразительности. Символичность цвета в плакате.
Продолжение работы над плакатом.
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
Тема: Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его в искусстве.
5
31
Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси. А. Рублев «Троица»
1
Образ Троицы в искусстве. Древнерусская иконопись. Икона А. Рублева «Троица»
Зарисовка многофигурной композиции на темы весенних праздников (графические материалы)
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
32
Тема Троицы в живописи. Б.М. Кустодиев «Троицын день»
1
День святой Троицы. Празднование Троицы на Руси. Историко-культурная многослойность праздника Троицыной недели как праздника расцветающей природы. Тема Троицы в живописи. Картина Б.М. Кустодиева «Троицын день» и др.
Зарисовка многофигурной композиции на темы весенних праздников (продолжение работы)
Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.
33
Древние корни народного творчества. Обрядовые куклы Троицыной недели
1
Части женской и мужской одежды у народов России. Обрядовые куклы Троицыной недели. Технология изготовления тряпичной куклы.
Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.
1
Посещение краеведческого музея, картиной галереи города.
Музейные экспонаты
Итого
35
Литература:
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2009 г.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. «Основы живописи» - Титул, 1996 г.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. «Основы композиции» - Титул, 1996 г.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. «Основы рисунка» - Титул, 1996 г.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. «Краткий словарь художественных терминов» - Титул, 1996 г.
Аластер Смит и Джуди Тетчелл. Энциклопедия рисования: Москва «РОСМЭН», 2000г.
О.В.Свиридова. Изобразительное искусство: предметная неделя в школе. Волгоград: Учитель, 2007г.