РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения - начальное общее образование, 1-4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения - начальное общее образование, 1-4 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе
« Примерной программы по изобразительному искусству» Начальная школа, стандарты второго поколения Москва «Просвещение» ,2010 г.
Основной образовательной программы НОО МАОУ «СОШ№ 2», с учётом планируемых к использованию УМК, включающих в себя авторскую программу по Изобразительному искусству В. С. Кузин и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ступень обучения - начальное общее образование, 1-4 класс »
Тбилисский район, Краснодарского края
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «СОШ №2» «УТВЕРЖДЕНО»
решение педсовета протокол №__
от______2014 года
Председатель педсовета
Носачёва О.С. ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Ступень обучения - начальное общее образование, 1-4 класс
Количество часов - 135 часа Уровень - базовый
Учитель Карих В.В.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе
« Примерной программы по учебным предметам» начальная школа ,стандарты второго поколения Москва «Просвещение» ,2 010 г.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе
« Примерной программы по учебным предметам» начальная школа ,стандарты второго поколения Москва «Просвещение» ,2 010 г.
Изобразительное искусство в начальной школе:
Учебник для 1 классов / Кузин В. С., Кубышкина Э. И. и др. – М.: Дрофа, 2013
Учебник для 2 классов / Кузин В. С., Кубышкина Э. И. и др. – М.: Дрофа, 2011
Учебник для 3 классов / Кузин В. С., Кубышкина Э. И. и др. – М.: Дрофа, 2013
Учебник для 4 классов / Кузин В. С., Кубышкина Э. И. и др. – М.: Дрофа, 2013
Цели и задачи курса
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных (живопись, скульптура, графика), неизобразительных (декоративно-прикладном, архитектуре и дизайне) - их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Таблица тематического распределения количества часов:
Разделы ,темы
Количество часов
Авторская программа
Рабочая программа
1 класс
2 класс
3класс
4 класс
1класс
2класс
3класс
4класс
1
Рисунок, живопись (рисование с натуры, рисование на темы)
17
16
18
19
14
16
18
19
2
Декоративная работа
9
11
9
9
10
11
9
9
3
Скульптура
4
3
3
2
4
3
3
2
4
Восприятие произведений искусства (дизайн)
3
4
4
4
5
4
4
4
3. Общая характеристика учебного предмета
Программа составлена в соответствии с разделами в учебнике:
«В мире волшебных красок», «Мы готовимся к празднику», «Красота вокруг нас» и «Встреча с весной» - таким образом, чтобы можно было реализовать содержание каждого из четырех блоков Примерной программы по изобразительному искусству:
«Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Восприятие произведений искусства (блок «Виды художественной деятельности») дается в каждой теме, что и позволяет школьникам получить ясные представления о системе взаимодействия искусствах жизнью. Учащиеся последовательно знакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства, приобщаются к классическим образцам в первую очередь отечественной живописи, графики, скульптуры с постепенным введением в круг знакомства произведений художников других стран. Использование приема соотнесения целого произведения и его фрагмента позволяет выявлять художественно-выразительные средства некоторых произведений. Реализация положений блока «Виды художественной деятельности» предполагает также обучение основам рисунка, живописи, скульптуры, художественного конструирования и дизайна, декоративной работе. Обучение рисунку и живописи основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению и предполагает использование детьми разнообразных художественных материалов (графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, цветная тонированная бумага, аппликация), каждый из которых обладает своими выразительными особенностями и позволяет работать в различных техниках. Выбор нужного материала способствует развитию у школьников художественных способностей, творческой индивидуальности. Изучение композиции (второй блок «Азбука искусства») направлено на формирование практических навыков изобразительной деятельности: соблюдения пропорций, грамотного изображения конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.
Учащиеся знакомятся с особенностями симметричной и асимметричной композиции и узнают о средствах художественной выразительности, необходимых для передачи в рисунке состояния покоя или движения. Темы уроков соотносятся с содержанием третьего блока «Значимые темы искусства». Разнообразие тем позволяет намечать широкие межпредметные связи, а главное - обозначить связь человека с окружающим миром, в том числе с миром других искусств (музыкой, литературой, театром), что поможет формировать в сознании учащихся образ целостного мира, будет способствовать достижению личностных результатов образования. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка. Задачу по формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, позволяет решить, в том числе, и рубрика «Проект» в учебниках, задания которой направлены на повышение уровня самостоятельности учащихся, формирование способности к самостоятельной продуктивной художественной деятельности. Проектная деятельность формирует навыки учебного сотрудничества обучающихся с одноклассниками, учителями и родителями.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
4. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного процесса
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической
составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм,
ценность природы и человеческой жизни
6. Планируемые результаты по предмету изобразительное искусство.
Личностные результаты.
У учащихся 1-4 класса будут сформированы:
положительное отношение к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
познавательной мотивации к изобразительному искусству;
чувства уважения к народным художественным традициям России;
внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
выполнять работу по заданной инструкции;
использовать изученные приёмы работы красками;
осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать цель выполняемых действий,
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
решать творческую задачу, используя известные средства;
включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
«читать» условные знаки, данные в учебнике;
находить нужную информацию в словарях учебника;
вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
различать цвета и их оттенки,
соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
характеризовать персонажей произведения искусства;
группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
комментировать последовательность действий;
выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении;
выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
К концу обучения в начальной школе младшие школьники научатся:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. Азбука искусства. Как говорит искусство?
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий);
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства.
В результате изучения в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
7. Содержание учебного предмета
1 класс (33 ч)
Рисунок, живопись.
Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение по памяти и по представлению набросков и зарисовок различных объектов действительности
Рисование на темы.
Рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок. Передача в рисунках смысловой связи между предметами.
Декоративная работа.
Рисование узоров и декоративных элементов по образцам (на основе народного декоративно-прикладного искусства). Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек.
Аппликация.
Наклеивание на картоне и цветной бумаге различных элементов изображения из вырезанных кусочков бумаги. Знакомство учащихся с материалами для выполнения аппликаций, инструментами, порядком выполнения аппликации.
Лепка.
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению. Знакомство с пластическими Особенностями глины и пластилина, с правилами лепки.
Восприятие произведений искусства.
Виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура
2 класс (34 ч)
Рисунок, живопись.
Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов), несложных натюрмортных постановок с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты своих наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
Рисование на темы.
Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Изображение в тематическом рисунке пространства, передача пропорций и основного цвета объектов.
Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.
Декоративная работа.
Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.
Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов простой формы применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. Формирование умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, а также элементарные приемы кистевой росписи.
Аппликация.
Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона). Использование в узоре аппликации трех основных цветов.
Лепка.
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простых тематических композиций.
Восприятие произведений искусства
Виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура.
Основные темы бесед:
Прекрасное вокруг нас (натюрморты художника И. Машкова);
Родная природа в творчестве русских художников (художник-пейзажист Н. Ромадин, тема дождя в живописи);
Городские и сельские пейзажи;
Художественно-выразительные средства живописи и графики: цвет, мазок, линии, пятно, цветовой и световой контрасты;
Композиция в изобразительном искусстве;
Художники-анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Серова и других художников);
Художники-сказочники (И. Билибин, В. Васнецов);
Выдающиеся русские художники второй половины XIX в.: И.Репин, В.Суриков, И.Шишкин, И. Левитан;
Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка);
Шишкин И. Перед грозой; Дождь в дубовом лесу; Утро в сосновом лесу; Лес зимой; Рожь; На севере диком; Дубы; Уголок заброшенного сада. Юон К. Москворецкий мост. Зима.
3 класс (34 ч)
Рисунок, живопись.
Рисование с натуры простых по очертаниям и строению объектов действительности. Рисование домашних и диких животных, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очертаний, пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.
Рисование на темы.
Совершенствование умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.
Декоративная работа.
Углубленное знакомство с народным декоративно-прикладным искусством: художественной росписью по металлу (Жостово), по дереву (Хохлома), по керамике (Гжель), кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстёра).
В работе над эскизами учащиеся постепенно учатся понимать связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них формируется представление о том, что образы родной природы служат основой для творчества народного мастера. Народное орнаментальное искусство отражает представления его создателей о прекрасном. Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).
Аппликация.
Составление мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен. Использование в аппликациях ритма (линейного, тонового, цветового), освещения, светотени.
Лепка.Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению. Использование пластического и конструктивного способов лепки. Декорирование готовых изделий.
Восприятие произведений искусства.
Основные темы бесед:виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;
Народные игрушки. Современные технические игрушки. Жостовские подносы. Хохломская роспись. Русское кружево и вышивка. Декоративные ткани. Творчество мастеров родного края
8. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования
1 – 4 классы
Восприятие произведений искусства. Азбука искусства. Значимые темы искусства
135 часов
Классы
Содержание курса
Тематическое планирование
(Разбито по содержанию)
Характеристика деятельности учащихся
Восприятие произведений искусства
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (67 часов)
1класс
Особенности художественного творчества: художник и зритель.
Проявление художественной культуры вокруг нас.
Отражение в произведениях искусства отношения к природе. Основы художественной грамоты. Линия, форма, цвет – средства художественной выразительности; ритм линий.
(14часов)
Живопись
Живописные материалы.
Красота и разнообразие природы.
Основные и составные цвета спектра.
Образы природы в живописи.
Гуашевые и акварельные краски.
Рисунок
Материалы для рисунка.
Знакомство с приемами работы с различными графическими материалами.
Использование простых форм для создания выразительных образов.
Композиция в рисунке
«Пейзаж с радугой»
Композиция.
Простые по форме листьев деревьев
Элементарные приёмы построения композиции.
Овощи и фрукты (2часа)
Ритм цвета.
«Поздняя осень»
Создание выразительных образов.
«Лес снегурочки».
Изображение предметов различной формы.
Натюрморт
Жанр натюрморта.
Комнатное растение
Сказочные образы народной культуры.
Иллюстрации к любимой книге (2часа)
Красота и разнообразие природы.
«Сказочная птица»
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры.
«Родина моя Россия».
Способы построения простой композиции.
тематический сюжет.
Композиция пейзажа в живописи.
«Весенний день»
Воспринимать шедевры русского искусства.
Овладевать основами языка графики, живописи, скульптуры, ДПИ.
Создавать элементарные композиции (рисунок, орнамент).
Наблюдать природу в разное время.
Выражать свое отношение к произведениям изобразительного искусства.
Изображать растения, животных, предметы.
Использовать различные средства живописи.
Различать основные и составные цвета.
Передавать с помощью цвета эмоциональное состояние.
Учиться описывать живописные произведения.
Передавать характерные черты внешнего облика, одежды.
Определять характер линий, их тип.
Исследовать характер линий в работах художников.
Различать геометрические фигуры, какими фигурами они образованы.
Отличать симметричные предметы от ассиметричных.
2класс
Особенности художественного восприятия.
Ведущие художественные музеи России.
Отражение в произведениях искусства отношения к человеку.
Основы художественной грамоты: ритм, объем, фактура, композиция, ритм пятен.
(16часов)
Живопись
Красота и разнообразие природы и человека.
Теплые и холодные цвета, дополнительные и родственные.
Образы природы и человека в живописи.
Гуашь, акварель, пастель.
Рисунок
Применение различных приемов работы графическими материалами.
Роль рисунка в искусстве.
Композиция- основа языка всех искусств.
«Цветущий луг»
Симметрия и асиметрия.
Мазок, цвет.
Основные и составные цвета.
«Город солнца »
Роль белой и чёрной красок
«Гроза»
Выразительность образа.
«Закат»
Передача движения.
Последовательность изображения животных.
Композиция в изобразительном искусстве.
«Зимние забавы»(2 часа)
Цвет –основа языка живописи.
«Богородская игрушка»
Передача образа,характера предмета.
Последовательность изображения рыбки (2 часа)
Роль контраста в композиции.
Красота обычных вещей. Куб
Жанр портрета.
«Моя семья-забота и любовь»
Образ дерева.
«Городские и сельские пейзажи»
Олицетворение предметов быта.
«Иллюстрирование к сказкам»
(2 часа)
Воспринимать и оценивать шедевры русского и мирового изобразительного искусства.
Овладевать языком графики, живописи, скульптуры, ДПИ, художественного конструирования.
Создавать композиции.
Наблюдать природные явления и погоду в разное время года.
Использовать элементарные правила перспективы, контраста.
Изображать человека, сказочных героев.
Участвовать в обсуждении содержания и произведений изобразительного искусства.
Эмоционально воспринимать образы персонажей произведений изобразительного искусства.
Различать тёплые и холодные цвета.
Передавать характер и эмоциональное состояние природы.
Описывать живописные произведения.
Понимать роль природных условий в характере традиционных культур.
Передавать характерные черты украшений.
Работа цветными карандашами.
Понимать значение рамы в оформлении произведения.
Представлять технику выполнения ксилографии.
Использовать возможности цветной графики.
3класс
Отражение в произведениях искусства отношения к обществу.
Основы художественной грамоты.
Виды изобразительных (пластических) искусств.
Композиция на плоскости (построение), ритм прерывистый, ритм цвета.
Глухие и звонкие цвета. Выбор средств художественной выразительности для создания образа.
Образ современника в живописи.
Рисунок
Красота и разнообразие человека, природы, выраженные средствами графики.
Основы изобразительного
языка.
Рисунки геометрических тел.
Жанр пейзажа.
Осень в парке.
Образы природы в живописи.
«Птичья стая»
Композиция и цвет в живописи.
«Натюрморт в живописи»
Наброски и зарисовки.
«Падающие листья»
Передача эмоционального состояния природы.
«Образ дерева»
Роль чёрной и белой краски.
«Ветер» (2 часа)
Цвет в живописи.
«Тёмное- светлое»
Графика.
Чередование геометрических элементов.
Способы передачи объёма.
«Животные » (по выбору)
Изображение женского портрета.
«Тема материнства в изобразительном искусстве»
Внутренний мир человека.
«Тема труда в изобразительном искусстве»
Эмоциональное состояние с помощью цвета.
«Весенний день.» (2 часа)
Эмоциональное состояние с помощью цвета.
«Красота моря»
Иллюстрирование сказок.
(по выбору). (2 часа)
Эмоционально воспринимать и оценивать произведения, виды изобразительного искусства
(живопись, графика, скульптура, ДПИ).
Создавать композиции на плоскости.
Наблюдать и различать природные явления и их характер.
Группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию.
Использовать перспективу для построения городского пейзажа.
Использовать композиционный центр.
Овладевать основами цветоведения.
Передавать с помощью цвета эмоциональное состояние персонажей литературных произведений.
Учиться описывать живописные произведения с помощью изученных понятий.
Передавать характерные черты внешнего облика человека, персонажей сказок, мифов.
Создавать графическими средствами выразительные образы природы, животных.
Анализировать, сравнивать форму предмета.
4класс
Особенности художественного восприятия произведений искусства.
Жанры изобразительного искусства.
Фотография и произведения искусства: сходство и различие. Основы художественной грамоты. Композиция в пространстве. Ритм в декоративно-прикладном искусстве
(19часов)
Живопись
Отражение эмоционального состояния человека в живописи.
Цветовая гамма. Взаимодействие цветов.
Описание средств художественной выразительности, применённых в произведениях искусства
Рисунок
Красота и разнообразие зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.
Природные и геометрические формы
1. Главное в изобразительном
искусстве.
2. Я и мой мир.
3. Композиционный центр.
4. Мы встречаем Новый год.
Знать виды и жанры живописи и их особенности, уметь их различать.
Называть ведущие художественные музеи и художественные музеи своего региона.
Создавать композиции в пространстве.
Наблюдать и различать природные явления и эмоциональное состояние. Использовать правила перспективы для сюжетных сцен.
Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние.
Изображать портреты персонажей литературных произведений.
Создавать уравновешенную цветовую композицию (Paint).
Сравнивать и оценивать возможности традиционного изображения и компьютерной живописи.
Описывать шедевры русского и мирового искусства. Различать сострадание, бескорыстие.
Изображать предметы различной формы графическими материалами.
Использовать простые формы для создания выразительных образов.
Скульптура (12 часов)
1класс
Материалы для скульптуры.
Приемы работы с пластилином.(4 часа)
Композиция. Объём.
«Листья деревьев» (2 часа)
Лепка. «Овощи и фрукты»
Объём - основа языка скульптуры.
Лепка животных по памяти и представлению. (2 часа)
Конструирование зоопарка.
Использовать простые формы для создания выразительных образов в скульптуре.
Использовать объем на плоскости для передачи выразительности.
2класс
Объем – основа языка скульптуры.
(3 часа)
Простые геометрические формы
Конструирование предметов из бумаги.
Трансформация форм.
«Кошка -охотница»
Основные темы скульптуры.
Архангельский рождественский пряник.
Моделировать с помощью трансформации природных форм различные образы в объеме.
Использовать декоративные элементы для украшения фантастических образов.
3класс
Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры
(3 часа)
Образы животных.
Звери и птицы.
Объём в пространстве.
Формы предметного мира.
Способы передачи объёма.
Глиняные игрушки.
Использовать растительные узоры для украшения фантастических и реальных образов.
Уметь выбирать различные художественные материалы для создания скульптуры.
4класс
Основные темы скульптуры.
Роль материалов в создании выразительности образов.
(4 часа)
1. Объемные композиции.
2. Трансформация объемных фигур.
3. Коллективная работа. Гараж.
Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.
Понимать роль пластических искусств в повседневной жизни, в организации окружения.
Художественное конструирование и дизайн (17 часов)
1класс
Материалы для художественного конструирования.
(4часа)
Изучение свойств цвета.
«Дворец Снежной королевы».
Оценка произведений искусства.
Моделирование новогодней маски
Восприятие произведений искусства.
«Мой любимый цветок»
Построение тематического сюжета.
«Праздничный салют»
Эстетически оценивать предметы быта, наблюдать постройки птиц, насекомых, зверей.
2класс
Материалы для художественного моделирования. Приемы работы при создании моделей.
(4часа)
Изображение народных праздников.
«Встречаем Новый год»
Изображение в графике.
Красота обычных вещей. Конус
Передача движения
Стайки рыб
Проявление художественной культуры вокруг нас.
Восприятие произведений искусства.
Эстетически оценивать произведения художественной культуры мира.
Различать разнообразие форм предметного мира.
3класс
Создание выразительных образов элементарными приемами работы, используя материалы для художественного конструирования
(4часа)
Ведущие художественные музеи России.
«Наша Родина-Россия»
Красота обычных вещей.
«Москва в творчестве русских художников»
Передача настроения
«Старинные города России»
Музеи России.
Восприятие произведений искусства.
Наблюдать и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием (предметы быта, посуда и т.д.)
4класс
Возможность использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека
(4часа)
1. Перевод плоскости в объем.
2. Конструируем транспорт.
3. Оригами.
4. Конструируем костюм.
Видеть и понимать многообразие, связанное с моделированием, конструированием одежды.
Декоративно-прикладное искусство (39 часов)
1класс
Истоки ДПИ и его роль в жизни человека.
Народная культура в украшении игрушек.
Декоративные формы в природе.
( 10 часов)
Особенности
художественного творчества.
Рисование узора в полосе с образца.
Виды декоративно-прикладного творчества.
«Красивые цепочки»
Средства художественной выразительности изобразительных искусств.
«Хохлома».
Роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Орнамент.«Чудо-платье»
Линия - основа языка рисунка.
«Кошка на окошке»
Сходство и контраст форм.
Дымковская игрушка.
Использование простых форм для создания выразительных образов.
Птицы
Понимание истоков декоративно-прикладного искусства.
Городецкая роспись.
Ознакомление с произведениями художественных промыслов в России
Гжель. Элементы росписи
Составление эскизов и моделей игрушек.
Гжель. Посуда по мотивам росписи
Иметь представление о филимоновском, дымковском, богородском народных промыслах.
Узнавать знаково-символический язык ДПИ.
Представлять стилистику произведений народно-художественных промыслов.
Изготавливать эскизы игрушек.
2класс
Природные условия и традиции культуры народа.
Народные промыслы.
Декоративные формы в природе (цветы).
(11часов)
Ритм линий.
«Цветы для мамы»
Передача движения.
«Осенний лес»
Создание композиции на заданную тему.
«Осень музыка дождя»
Роль ритма.
«Падающая листва»
Изготовление эскизов игрушек.
«Филимоновская игрушка»
Динамичные композиции на заданную тему.
Красота обычных вещей.
Изображение деревьев.
«Зимний лес.»
Иллюстрации к любимой книге.
«Наши животные»
Силуэт в изобразительном искусстве
«Сказочные замки.»
10) Изображение графическими средствами. Изображение птиц
11) Наблюдения и зарисовки различных форм.
Цветы нашей Родины
Различать и понимать знаково-символический язык ДПИ.
Понимать стилизацию форм для создания орнамента.
Эмоционально откликаться на красоту сцен быта и труда народа, отраженных в ДПИ.
3класс
Характер традиционной культуры народов.
Народная культура в украшении орудий труда.
Иллюстрации былин, сказаний.
Декоративные формы в природе (бабочки).
(9часов)
Роль силуэта в орнаменте.
«Матрёшка»
Народные промыслы России.
«Золотая хохлома.»
Народные промыслы России.
«Искусство Гжели»
Народные промыслы России.
«Жостовские подносы»(2 часа)
Создание выразительного образа.
«В царстве прекрасных снежинок»
Искусство дизайна в современном мире.
Виртуальная экскурсия в музей.
Синтетический характер народной культуры.
«Сказочный город»
Стилизация природных форм.
«Цветы нашей Родины»
Осознавать, что архитектура и ДПИ украшают повседневную жизнь человека.
Изготавливать модели игрушек по мотивам народных промыслов.
Изображать многофигурные сцены Народный праздник.
4класс
Образ человека в традиционной культуре.
Народная культура в украшении жилища, костюма.
Иллюстрации сказок и песен.
Декоративные формы в природе (снежинки, морозные узоры)
(9часов)
1. Композиция «Движение».
2. Украшаем и раскрашиваем
3. Городецкие узоры.
4. Украшаем домик резьбой.
5. Коллективная работа. На ярмарке.
6. Подарок маме.
Использовать стилизацию форм для создания орнамента.
Передавать в собственной художественной творческой деятельности специфику стилистику произведений народных художественных промыслов на примере местных условий.
Составлять эскизы орнамента средствами компьютерных технологий.
Ярмарка изделий промыслов.
Итого 135 часов
9.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Учебная литература:
Виноградова Г.Т. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2009
Краткий словарь терминов изобразительного искусства/ под ред. Г.Г.Обухова. М.,2010 г.
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-4 кл.: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2010
Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в нач.школе/ сост. В.С.Кузин, В.И.Сиротин. М.: Дрофа, 2009
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-4 кл.: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2010
Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в нач.школе/ сост. В.С.Кузин, В.И.Сиротин. М.: Дрофа, 2009
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа , рабочие программы.
Учебники, рабочие тетради, методические журналы, альбомы, энциклопедии и пособия по искусству.
Портреты русских и зарубежных художников.
Демонстрационные пособия:
Набор таблиц по цветоведению, перспективе, стилям архитектуры, одежды, предметам быта.
Набор схем по правилам рисования предметов, растений , животных, птиц, человека
Дидактический раздаточный материал.
Экранно-звуковые пособия:
Слайд-проектор.
Мультимедиапроектор.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций.
Интерактивная доска.
Аудиозаписи по музыке и DVD фильмы.
Презентации на CD или DVD дисках по ИЗО.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Мольберты.
Комплекты необходимых материалов и инструментов ( краски, гуашь, тушь, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, ручки с перьями, пастель, уголь, бумага А3, А4, цветная бумага, клей, ножницы, пластилин, емкости для воды, палитра)
Комплект муляжей фруктов, овощей, гербарии.
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Гипсовые геометрические тела и орнаменты.
Керамические изделия, предметы быта, драпировки
Специализированная учебная мебель: столы рисовальные, стулья, стеллажи для книг и оборудования, мебель для хранения проекционного оборудования, таблиц и плакатов, стенды для выставок рисунков и полки для поделок.
СОГЛАСОВАНО на заседании МО «Согласовано»
заместитель директора по УВР протокол № ___ от _____2013 г.