Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на учащихся 1 классов и реализуется на основе следующих документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 №373, и в соответствии с приказом МОН РФ от 22.09.11 №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО»), с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения;
Программы «Изобразительное искусство», 1-4 класс (автор Б.М. Неменский). - М.: «Просвещение», 2011;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области на 2014-2015 учебный год;
Учебный план МБОУ Увельская ООШ.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
В данной программе нашли отражения тенденции в развитии общего образования на его первой ступени, которые закреплены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и прежде всего следующее:
личностно – ориентированный, деятельностный, продуктивный характер обучения;
значительно больше внимания развитию общеучебных умений и универсальных учебных действий.
Изучение изобразительного искусства в 1 классе направлено на достижение следующих целей:
приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;
сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о теме взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в первом классе отводится 33 часа в год, 1 час в неделю.
Основные содержательные линии предмета соответствуют учебнику: Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трёх видах позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий;
рисование с натуры (рисунок, живопись);
рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
декоративная работа;
лепка;
аппликация с элементами дизайна;
беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов. Ребенок узнает, что деятельность художника состоит из "изображения", "украшения" и "постройки", научится работать красками, мелками и другими художественными материалами.
Целью художественного воспитания и обучения в 1 классе является формирование представления о трех видах художественной деятельности, которые определяют все многообразие визуальных пространственных искусств.
Особенности художественно-образного решения и композиции станковых живописи, графики и скульптуры, характерные черты книжной графики рассматриваются на многочисленных примерах в процессе бесед об изобразительном искусстве, которые в 1—3 классах органично входят в структуру урока, а в 4-ом классе могут проводиться в течение всего урока и иметь самостоятельное значение. В соответствии с учебными задачами, обозначенными для каждого класса, учителю предоставляется право выбора произведений изобразительного искусства, которые будут использоваться для бесед на уроке.
Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:
использование различных художественных материалов, приемов и техник;
изображение предметного мира, природы и человека в. процессе работы с натуры, по яти, по представлению и на основе фантазии;
передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;
выражение настроения художественными средствами;
компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;
использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
использование знаний графической грамоты;
использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков сражения средствами аппликации и коллажа;
передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего зала.
Данная программа предусматривает разнообразную проектную деятельность.
Одной из форм проектов может выступить тематическая выставка по одной из изучаемых тем с использованием репродукций, фотографий, открыток, альбомов, детских работ (в конце цикла уроков, четверти, года). Создание школьного музея изобразительного искусства, народного и декоративного искусства, архитектуры и дизайна может быть одной из форм совместной проектной деятельности учащихся, учителя и родителей.
На помощь ученикам приходит игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Увидеть в окружающей жизни работу того или иного Брата – Мастера – интересная игра. С нее начинается познание связей искусства с жизнью.
В задачу 1 года обучения входит осознание того, что Мастера работают определенными материалами, а так же первичное освоение этих материалов. Через работу каждого Мастера связывается детская художественная работа со взрослым искусством. Здесь закладываются основы понимания огромной роли изобразительной деятельности в жизни людей. В искусстве существует не только Художник, но и Зритель. Задачей Мастера является обучение детей первичному опыту владения доступными начальной школе материалами.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Новизна данной учебной программы заключается в том, что организация образовательного процесса в 1 классе в адаптационный период (первая четверть) осваивается в рамках внеурочных форм: целевых прогулок, игр на свежем воздухе, экскурсий и т.д.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 135 ч за курс. Данная рабочая программа рассчитана на 33 учебных часа (из расчета 1 час в неделю).
Форма обучения - традиционная, методы обучения – наблюдение, беседа, экскурсии. Использование ИКТ.
Выполненные работы планируется вывешивать на стенд «Наши работы», использовать для участия в различных конкурсах.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Результаты освоения предмета.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах первоклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; ценностей и чувств;
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей первоклассников, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения изобразительного искусства обучающийся научится:
определять три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную;
определять названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;
элементарным правилам смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый; синий + жёлтый = зелёный) и т. д.;
простейшим приёмам лепки;
основным термины изобразительного искусства;
что в создании любой вещи, объекта окружающей среды принимают участие «Мастера Изображения, Украшения и Постройки»;
Обучающийся получит возможность научится:
верно держать лист бумаги, карандаш;
правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;
выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
применять элементы декоративного рисования кистью;
владеть различными приемами работы с пластилином, различными материалами;
использовать красоту материалов при выполнении своих работ.
Содержание учебного предмета.
Ты изображаешь, украшаешь и строишь
Три вида художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная), определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, — основа познания единства мира этих визуальных искусств. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.
Тема 1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч)
Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
Пятно, объем, линия, цвет — основные средства изображения. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.
В результате освоения данного раздела обучающийся научится:
основным приемам работы художественными, пластическими материалами;
Обучающийся получит возможность научиться:
Тема 2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
В результате освоения данного раздела обучающийся научится:
знать названия главных цветов;
элементарным правилам смешивания цветов;
элементарным приемам работы с различными материалами;
Обучающийся получит возможность научиться:
правильно сидеть за партой;
верно держать лист бумаги, кисть и проводить линии в нужных направлениях;
правильно пользоваться инструментами и приспособлениями для работы;
соблюдать технику безопасности на уроке.
Тема 3. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
В результате освоения данного раздела обучающийся научится:
основным термины изобразительного искусства;
что в создании любой вещи, объекта окружающей среды принимают участие «Мастера Изображения, Украшения и Постройки».
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять простейшие конструирования из бумаги;
владеть различными приемами работы с пластилином, различными материалами;
использовать красоту материалов при выполнении своих работ.
Тема 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
В результате освоения данного раздела обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
владеть различными приемами работы с пластилином, различными материалами;
использовать красоту материалов при выполнении своих работ.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
-
| Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | 8 |
-
| Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | 8 |
-
| Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | 11 |
-
| Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5 |
| Резерв | 1 |
| Всего: | 33 часа |
Корректировка программы.
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе
на 2014 – 2015 учебный год.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика учебной деятельности | Дата проведения |
по плану | фактическое |
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч) |
-
| Изображения всюду вокруг нас. | 1 | Находят в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждают о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривают иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывают и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | | |
-
| Мастер Изображения учит видеть. Экскурсия в школьный сад: «Сады мечты». | 1 | Находят, рассматривают красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное). Видят зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявляют геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивают различные листья на основе выявления их геометрических форм. | | |
-
| Изображать можно пятном. Экскурсия: «Искусство вокруг нас». | 1 | Создают, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья). Используют пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносят форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видят зрительную метафору — находят потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. | | |
-
| Изображать можно в объеме. | 1 | Воспринимают и анализируют (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевают первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Создают изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы). Находят выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). | | |
| Изображать можно линией. | 1 | Воспринимают выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова). Овладевают первичными навыками изображения в объеме. | | |
-
| Разноцветные краски. Экскурсия: «Какого цвета осень» | 1 | Изображают в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). Находят и наблюдают линии и их ритм в природе: сравнивают цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.); приводят примеры; осуществляют возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков; объективно оценивать выставку творческих работ одноклассников. | | |
-
| Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Экскурсия – наблюдение за жизнью птиц: «С кем простимся до весны». | 1 | Овладевают первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находят и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочиняют и рассказывают с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни. | | |
-
| Художники и зрители (обобщение темы). | 1 | Овладевают первичными навыками работы гуашью. Соотносят цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводят примеры. Экспериментируют, исследуют возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. Соотносят восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознают, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.). Изображают радость или грусть (работа гуашью). Обсуждают и анализируют работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимают и эмоционально оценивают выставку творческих работ одноклассников. Участвуют в обсуждении выставки. Рассуждают о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.). | | |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч) |
-
| Экскурсия в библиотеку: «Библиотека – дом книг». Мир полон украшений. | 1 | Находят примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдают и эстетически оценивать украшения в природе. Видят неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любуются красотой природы. Создают роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Составляют из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). | | |
-
| Красоту надо уметь замечать. Цветы. | 1 | Находят природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любуются ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывают узоры и формы, созданные природой, интерпретируют их в собственных изображениях и украшениях. Изображают (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Осваивают простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. | | |
-
| Узоры на крыльях. Ритм пятен. | 1 | Учатся рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметричный узор на крыльях, передавая узорчатую красоту. Находят природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) Разглядывают узоры и формы, созданные природой, интерпретируют их в собственных изображениях и украшениях. Осваивают простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи и т. д. Изображают (декоративно) бабочек, рыб, птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. | | |
-
| Красивые рыбы. Монотипия. | 1 | Учатся видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии Материал разной фактуры. Коллаж. Изображают (декоративно) бабочек, рыб, птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Знакомятся с выразительными возможностями фактуры. Неброская и «неожиданная» красота в природе. Узнают: Учатся: | | |
-
| Украшение птиц. Объёмная аппликация. | 1 | Изображают (декоративно) бабочек, рыб, птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Развивают декоративное чувство при рассмотрении цвета и фактуры материала, при совмещении материала, разнообразие фантастических украшений в природе, различные формы украшений. Узнают: Учатся: | | |
-
| Узоры, которые создали люди. | 1 | Находят орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривают орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Придумывают свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. | | |
-
| Как украшает себя человек. | 1 | Учатся узнавать и изображать сказочных персонажей по свойственным им украшениям. Учатся работать по предложенному плану. Рассматривают изображения сказочных героев в детских книгах. Анализируют украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображают сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). | | |
-
| Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | 1 | Создают несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Придумывают, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Создают несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Выделяют и соотносят деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. | | |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч) |
-
| Постройки в нашей жизни. | 1 | Рассматривают и сравнивают, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. | | |
-
| Дома бывают разными. | 1 | Изображают придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов. Соотносят внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализируют, из каких основных частей состоят дома. | | |
-
| Домики, которые построила природа. | 1 | Конструируют изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью). Наблюдают постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализируют их форму, конструкцию, пропорции. Изображают (или лепят) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. | | |
-
| Форма и конструкции природных домиков. | 1 | | |
-
| Дом снаружи и внутри. | 1 | Понимают взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывают и изображают фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). | | |
-
| Внутреннее устройство дома. | 1 | | |
-
| Строим город. | 1 | Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Строят домик из бумаги с учетом архитектурных особенностей родного города; строить город из бумажных домиков. | | |
-
| Все имеет свое строение. | 1 | Овладевают первичными навыками конструирования из бумаги. Конструируют (строят) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создают коллективный макет игрового городка. | | |
-
| Строим вещи. | 1 | Анализируют различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составляют, конструируют из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации. Развивают первичные представления о конструктивном устройстве предметов быта. Развивают конструктивное мышление и навыки постройки из бумаги. Знакомятся с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. | | |
| Город, в котором мы живем (обобщение темы). | 1 | Понимают, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Учатся в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц. Овладевают навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Участвуют в обсуждении итогов совместной практической деятельности. Обсуждают работы. | | |
-
| Прогулка по родному городу. | 1 | Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассматривают улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализируют формы домов, их элементы, детали в связи с их назначением. Делают зарисовки города по впечатлению после экскурсии. | | |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч) |
-
| Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. | 1 | Различают три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализируют деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Воспринимают и обсуждают выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделяют в них знакомые средства выражения, определяют задачи, которые решал автор в своей работе. | | |
-
| Праздник весны. Праздник птиц. | 1 | Наблюдают и анализируют природные формы. Овладевают художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Фантазируют, придумывают декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывают, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов. | | |
-
| Разноцветные жуки. | 1 | Конструируют из бумаги объектов природы – деревьев, кустарников, цветов птиц, насекомых и украшение их. Развивают наблюдательность - изучение природных форм. Овладевают навыками бумагопластики. Создают коллективную композицию. | | |
-
| Сказочная страна. Создание панно. | 1 | Создают коллективное панно. Выполняют коллективную работа с участием всех учащихся класса. Создают коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. Наблюдают и анализируют природные пространственные формы. Фантазируют, придумывают декор на основе алгоритмически заданной конструкции. | | |
-
| Времена года. | 1 | Учатся поэтическому видению мира. Любуются красотой природы. Наблюдают живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности. | | |
-
| Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). | 1 | Любуются красотой природы. Наблюдают живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Характеризуют свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке. Выражают в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. Создают композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). | | |
Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Программы «Изобразительное искусство», 1-4 класс (автор Б.М. Неменский). - М.: «Просвещение», 2011;
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.
Уроки изобразительного искусства. 1-4 классы. Поурочные разработки. / Неменский Б.М., Неменская Л.А., Коротеева Е.И. и др.; под ред. Неменского Б.М. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Б.М. Неменский. Методическое пособие «Изобразительное искусство». – М.: «Просвещение», 2012.
Рабочие программы. Начальная школа. 1 класс. УМК «Школа России». Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. М.В. Буря; под редакцией Е.С. Галанжиной. – 1 - е изд., стереотип. – М.: Планета, 2010.
Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 1 класс. М.: Издательство «ВАКО», 2010 г.
Рабочая тетрадь для 1 класса - «Твоя мастерская», под редакцией Б.М. Неменского, Москва, «Просвещение», 2014.
http://www.artsait.ru/ - русская живопись
http://shteltn.ucoz.ru/ - все об искусстве
http://standart.edu.ru/
Мультимедийные презентации.
Интернет ресурсы.
15