Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство для 3 класса
Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство для 3 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» для 3 класса разработана Б. М. Неменским, Л.А.Неменской, Н.А. Горяевой, А.С.Питерских. Москва. Просвещение. 2011 г. в соответствии с требованиями ФГОС. Выбор типовой программы обоснован тем, что она ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, разработана в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера. При этом, в УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребенка, так и достижение положительных результатов в его обучении. Учебно-методический комплекс «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство для 3 класса »
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________ Г.Я. Черепанова
«____»________20___
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЛГ МБОУ «СОШ № 2»
_______________ Е.В.Окунева
приказ от «___»______20_____г.№_____
Рабочая программа
учебного предмета изобразительное искусство
на 2013 – 2014 учебный год
Общее количество часов по плану на учебный год: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Класс: 3В
Программа составлена на основании:
Примерная программа по изобразительному искусству./Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч .1. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
Программа начального общего образования по изобразительному искусству
Б. М. Неменского, Л.А.Неменская, Н.А. Горяева, А.С.Питерских 3класс «Изобразительное искусство»
Сборник рабочих программ 1-4классы. УМК “Школа России”/ Пособие для учителей общеобразовательных школ. - Москва «Просвещение», 2011г
Составитель программы: Казакова Оксана Михайловна, учитель I квалификационной категории
Принято на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов
протокол от «___»______20_____г. № _____
Руководитель ШМО ____________ Л.В. Данченкова
Подпись
ЛАНГЕПАС, 2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 3 класса
ЛГ МБОУ «СОШ №2» разработана на основе:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
(№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 г. № 373).
Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта.
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта.
Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С. Питерских] - М.: Просвещение, 2011. – 129 с. УМК «Школа России»
Основной образовательной программы начального общего образования общеобразовательного учреждения ЛГ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» (приказ от 27.08.2012, № 408-о).
Общая характеристика учебного предмета
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуруи включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: — изобразительная художественная деятельность; — декоративная художественная деятельность; — конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» во 3-м классе представлены содержательными блоками:
«Искусство в твоем доме»,
«Искусство на улицах твоего города»,
«Художник и зрелище»,
«Художник и музей».
Цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования:
Цели:
- воспитаниеэстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитиевоображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и пр.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану школы на 2013-2014 учебный год обучение изобразительному искусства в 3 классе является обязательным и планируется из расчёта 1 час в неделю. Рабочая учебная программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 часа в год.
Распределение часов в течение учебного года
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Итого
9 ч
7ч
10ч
8ч
34 ч
Обучение изобразительному искусству в 3 классе осуществляется посредством учебно-методического комплекса,который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, и обеспечивает обучение курсу изобразительному искусству, в соответствии с ФГОС НОО 2011 года.
УМК включает в себя:
- Учебник Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С. Питерских и др.]; под ред. Б.М.Неменского. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009.- 144 с.
Учебник научит ребёнка смотреть на мир глазами художника, а также лепить, работать красками и пользоваться графическими материалами. Кажда тема содержит систему проверочных вопросов и творческих заданий для закрепления знаний искусства и умения работать с разными художественными материалами и в разных техниках.
-«Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С. Питерских] - М.: Просвещение, 2011. – 129 с. УМК «Школа России».
Соответствие содержания
УМК «Школа России» Федеральному государственному стандарту начального общего образования по изобразительному искусству
Содержание курса и ориентировочное количество часов, отводимое на тему, по примерной программе ФГОС НОО 2010 г.
Разделы основного содержания авторского курса изобразительное искусство для 1-4 классов, авт. Б.М. Неменский, Е.И. Коротеева
Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства.Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность,передача общего через единичное. Человек, мир, природа в реальной жизни – образ человека, природы в искусстве. Отражение в произведении пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу средствами художественного языка. Фотография и произведение изобразительного искусства – сходство и различия. Виды художественной деятельности: рисунок, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно- прикладное искусство.
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры.
Ведущие художественные музеи России ГТГ , Русский музей, Эрмитаж, региональные музеи.
различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла; различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; • называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений; • видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре; • высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства (как говорит искусство?) и виды художественной деятельности. Композиция, форма,ритм, линия, цвет, объём, фактура – средства художественной выразительности изобразительных искусств.
Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приёмы построения композиции на плоскости в пространстве. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше и т.д.
Композиционный центр. Главное и второстепенное в композиции. Симметрия природы в живописи.
Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке.
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла; • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики.
Рисунок (30 ч). Линия – основа языка рисунка. Многообразие линий и их знаковый характер. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, и т. д. Красота и разнообразие природы, человека зданий, предметов, выраженная средствами рисунка.
Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Живопись (30 ч). Цвет – основа языка живописи. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов. Выраженные средствами живописи.
Образы человека в живописи.
Образ современника в живописи.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические фигуры. Природные формы. Силуэт.
Уроки любования. Умение видеть. Восприятие
красоты природы. Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено).
Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров.
Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней
природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые).
Скульптура (15 ч). Объём – основа языка скульптуры. Объём – основа скульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании образа. Использование пластилина.
Изображать можно в объеме. Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве.
Выразительные, объемные объекты в природе.
Целостность формы. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).
Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Превращения комка пластилина способами вытягивания и вдавливания.
Лепка птиц и зверей.
Художественное конструирование и дизайн (15 ч). Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования.Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Декоративно-прикладное искусство (20ч). Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетический характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма и т. д.
Разнообразие декоративных форм в природе.
Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России ( с учётом местных условий).
Повторение темы «Мастера
Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы». Здравствуй, лето! (обобщение темы). Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники.
Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура.
Репродукция. Умение видеть. Развитие зрительских навыков. Создание композиции по впечатлениям от летней природы.
Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).
Здравствуй, лето! (обобщение темы)
Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники.
Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. Умение видеть. Развитие зрительских навыков. Создание композиции по впечатлениям от летней природы.
Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). Выполнение практической части программы: Виды деятельности
Разделы основного содержания учебного предмета изобразительное искусство на ступени начального общего образования ФГОС НОО (2009г.) полностью отражены в авторской программе курса по изобразительному искусству для 1-4 классов Б.М. Неменский, Е.И. Коротеева и др.; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2009.
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» разработана Б. М. Неменский, Л.А.Неменская, Н.А. Горяева, А.С.Питерских. Москва. Просвещение. 2011 г. в соответствии с требованиями ФГОС. Выбор типовой программы обоснован тем, что она ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, разработана в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера. При этом, в УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребенка, так и достижение положительных результатов в его обучении. Учебно-методический комплекс «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение.
Новизна авторской программы (авторы Б. М. Неменский, Л.А.Неменская, Н.А. Горяева, А.С.Питерских). В программе предусмотрены часы «Наши проекты» разнообразной тематики. Некоторые проекты направлены на организацию сотрудничества со взрослыми. Школьники занимаются поиском, обработкой, представлением новой информации, оформляют выставки, участвуют в конкурсе.
Обучение изобразительному искусству в 3 классе организуетсяна основе системно-деятельностного подхода. Учебные занятия строятся в соответствии со следующими этапами системно-деятельностного урока:
1.Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
2.Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться.
6.Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.
В соответствии с этим на уроках обучающиеся вовлекаются в различные типы деятельности:
- игровую деятельность (дидактические игры, ролевые и сюжетные игры);
- учебно-познавательную деятельность (решение учебных задач);
- совместно-распределительную деятельность (проектная, парная и групповая работа).
Информационно-коммуникационные технологии (электронные презентации, решение учебных задач с использованием интерактивной доски, электронные плакаты) всё это позволяет наглядно формировать навыки работы с различными художественными материалами, видеть красоту вокруг себя, организовывать индивидуальную коррекционную работу с обучающимися, испытывающими затруднения в освоении учебного материала.
Одной из наиболее важных задач при обучении в начальных классах является начальное обучение приемам самооценивания и рефлексии. С целью формирования умений рефлексировать относительно своих слабых и сильных сторон с точки зрения процесса и результата в содержание курса включены специальные творческие задания, нацеленные на оценивание собственного прогресса и процесса обучения в рамках проверочных уроков. Используемый учебник «Изобразительное искусство» предоставляет возможность учащимся оценить пройденный учебный материал, поразмышлять на тему сделанных заданий, выбрать из них наиболее интересные, трудные, легкие, обосновать свой выбор. А регулярная самопроверка и взаимопроверка учащимися домашнего задания позволяет им приобрести начальные навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
В дни отмены занятий (актированные дни, карантин) образовательный процесс организуется с использованием информационно-коммуникационных технологий: обучающимся через официальный информационный сайт школы по адресу www.lgschool2.ucoz.ru предоставляется технологическая карта по выполнению заданий соответствующего урока с использованием материалов учебника «Изобразительное искусство» для 3 класса (Б. М. Неменский, Л.А.Неменская, Н.А. Горяева, А.С.Питерских.). и комплекта цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР). Контроль осуществляется в день возобновления учебных занятий согласно расписанию уроков. Организуются выставки рисунков, участие в конкурсах.
В процессе обучения предмету изобразительное искусство и по итогам оценивания выполненных работ проводится коррекционная работа с учащимися, испытывающими затруднения в освоении учебного материла. Основными формами коррекционной работы являются индивидуально-групповые консультации во внеурочное время, индивидуальные домашние задания, совместная работа с родителями, использование разного дополнительного материала, который помогает освоить программный материал самостоятельно. Важна деятельность и взрослого и ребёнка, направленная на достижение прочных знаний и формирование творческого теоретического мышления и универсальных учебных действий.
Учебно-тематическое планирование
№ темы/раздела
Название темы/раздела
Общее количество часов на изучение тем/раздела
Из них
Основные виды учебной деятельности
практика
1
Искусство в твоем доме
8
8
Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения
2
Искусство на улицах твоего города
7
7
Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги.
3
Художник и зрелище
11
11
Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы. Создавать «Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объёмно-пространственной композиции.
4
Художник и музей
8
8
Беседовать о самых значительных музеях искусств России - Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Эрмитаже, Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.
5
Всего часов 34 часа
Содержание учебного предмета
Искусство в твоём доме(8 ч.)
Мастера ведут ребенка по его дому и выясняют, что же каждый из них «сделал» в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Твоя игрушка.
Игрушки, т. е. какими им быть, придумал художник. Создание игрушки тоже искусство. Над каждой игрушкой работают все три наших волшебных Мастера — Изображения, Постройки и Украшения. Их совместная работа — это три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение.
Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.
Твоя посуда. Роль художника в создании посуды. Форма и украшения посуды обусловлены ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Работа Мастеров Постройки, Украшения и Изображения по изготовлению посуды: конструкция — форма, украшение, роспись. Посуда из различных материалов
Мамин платок.
Знакомство детей с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков и их разнообразие. Выражение в художественном образе платка его назначения: праздничный или повседневный, для молодой женщины или пожилой. Расположение росписи на поле платка, ритмика росписи. Роль Мастера Постройки. Растительный или геометрический характер узора. Колорит платка как средство выражения.
Обои, шторы, в твоем доме.
Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа будущей комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, или гостиная, или комната для работы. Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы и их превращение в орнамент для украшения комнаты.
Твоя книжка. Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художники детской книги. Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль обложки. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров при создании книги. Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями. Вариант задания (сокращение): иллюстрация выбранной сказки или конструирование обложки для книжки-игрушки.
Поздравительная открытка (декоративная закладка).
Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии
Искусство на улицах твоего города (7ч)
Наследие предков: памятники архитектуры. Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Художник-архитектор придумывает дома, определяет, какими им быть. Лучшие произведения архитектуры — это достояние народа, их надо беречь и охранять; это эстафета культуры, которую поколения передают друг другу.
Витрины на улицах.
Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Реклама на улице. Парки, скверы, бульвары.
Архитектура садов и парков. Художник-архитектор придумывает не только здания, но и парки. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Рассмотреть, как построены парки и сады, там, где мы живем.
Ажурные ограды. Чугунные ограды в Санкт- Петербурге и Москве; их назначение и роль в украшении города. Узорные ограды в родном городе, деревянный ажур наличников. Фонари на улицах и в парках. Художественные образы фонарей. Форму и украшение фонарей тоже создает художник. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах городов, в парках. Фонари — украшение города. Старинные фонари Москвы и Санкт- Петербурга, других городов
Транспорт. Роль художника в создании машин. Разные формы автомобилей. Украшение машины. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник.
Художник и зрелище (11ч)
Художник и театр. Спектакль — вымысел и правда театральной игры. Художник — создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания театрально-сценического оформления. Образ театрального героя. Мир театра, мир условности, мир игры. Театр кукол как пример видового разнообразия кукол. Тема. Театральные маски. Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Искусство маски в театре и на празднике. Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм. Многообразие мира театра кукол. Театр Петрушки, перчаточные и тростевые куклы, марионетки. Работа художника над куклой. Афиша. Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство изображения и текста в плакате. Шрифт.
Художник в цирке. Праздник в городе. Роль художника в цирке. Цирк — образ радостного, искрометного и волшебного зрелища. Искусство цирка — искусство преувеличения и праздничной красочности — веселая тема детского творчества. Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления.
Художник и музей (9 ч)
Музеи в жизни города. Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музей родного города. Рассказ учителя и беседа.
Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. Что такое картина? Картина-пейзаж. Пейзаж — изображение природы, жанр изобразительного искусства. Смотрим знаменитые пейзажи И, Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро и т. д. Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета в пейзаже. Картина-натюрморт. Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение предметов в пространстве картины.
Картина-портрет. Знакомство с жанром портрета. Знаменитые картины-портреты. Портрет человека как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете. Картины исторические и бытовые. Изображение в картинах событий из жизни людей. Большие исторические события в исторических картинах. Красота повседневной жизни в картинах бытового жанра. Учимся смотреть картины. Скульптура в музеях и на улицах. Учимся смотреть скульптуру. Скульптуру надо обходить с разных сторон. Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина.
Планируемые результаты изучения учебного предмета по окончании 3класса
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах третьеклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека:
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребности общения с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой' работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность • работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей третьеклассников, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт третьеклассников в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- применение художественных умений, знаний, представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
Контроль и оценка реализации программы
Оценка и контроль достижения планируемых результатов осуществляется в двух направлениях: метапредметные и предметные результаты.
Оценка метапредметных результатов освоения обучающимися программы проводится совместно с учителем и педагогом-психологом методом включенного наблюдения. Оценка метапредметных результатов осуществляется на основании:
- результатов практической работы в конце года;
- данных портфолио учащихся;
- участие в выставках, конкурсах.
Система контроля и оценки достижения планируемых предметных результатов освоения программы по изобразительному искусству в 3 классе осуществляется учителем и включает в себя следующие виды контроля:
-текущий контроль проводится в форме устного опроса. Его цель - анализ хода формирования знаний и умений обучающихся. Это даёт учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям;
- тематический контроль в форме защиты проектов;
-промежуточная аттестация проводится в конце года в форме практической работы.
Особенности контроля и оценки по предмету «Изобразительное искусство»
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике ;верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все кометы изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
«4» («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
«3» («удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
«2» («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с позленной целью урока.
Перечень обязательных работ по изобразительному искусству
для обучающихся 3 класса
№
п/п
Вид работы
Примерные сроки выполнения
Объекты контроля
контроль
1
Проект№1
Твои книжки
08.10
Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Разрабатывать детскую книжку-игрушку с иллюстрациями.
тематический контроль
2
Проект№2
Парки, скверы, бульвары
12.11
Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно- пространственную композицию из бумаги.
тематический контроль
3
Проект№3 Витрины
03.12
Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.
тематический контроль
4
Проект№4 Театр на столе.
21.01
Создавать «Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.
тематический контроль
5
Проект№5 Праздник в городе
11.03
Создавать в рисунке проект оформления праздника.
тематический контроль
6
Практическая работа
19.05
Выставка, анализ, оценка
промежуточная аттестация
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы / Б.М. Неменский, Е.И. Коротеева и др.; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные издания:
- Таблицы в соответствии с основными разделами программы 2 класса.
- Портреты русских и зарубежных художников.
- Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
- Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
- Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
- Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Технические средства обучения:
Оборудование рабочего места учителя:
- Классная доска с креплениями для таблиц.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер с принтером.
- CD/DVD-проигрыватель.
- Телевизор с диагональю не менее 72 см.
- Проектор для демонстрации слайдов.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.
Учебно-практическое оборудование:
- Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
- Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой
( у обучающихся)
- Краски акварельные или гуашевые.
- Кисти беличьи № 5, 10, 20.
- Ёмкости для воды.
- Стеки (набор).
- Пластилин.
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства
в 3 классе на 2013-2014 учебный год.
№ п/п
Тема раздела/урока
Количество часов
Планируемая
дата урока
Фактическая
дата
проведения
урока
Тип/вид урока
Основные виды деятельности учащихся
Используемые технологии/ИКТ ресурсы
Требования к уровню подготовки обучающихся по разделу
Искусство в твоём доме (8 часов)
1
Мастера
Изображения,
Постройки и
Украшения.
Художественные
материалы
1
02.09-06.09
Урок введения в новую тему.
Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Использование различных художественных материалов.
Используются на каждом уроке:
-аудиозаписи;
– видеофильмы,
– слайды (диапозитивы),
– мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы в соответствии с программой обучения
Понимать, что создание вещи -это большая работа, в которой участвуют рабочие, инженеры и художники
2
Твои игрушки.
1
09.09-13.09
Урок-фантазия.
Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.
Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Называть народные игрушки: дымковские, филимоновские, городецкие, богородские. Создавать игрушки из любых подручных материалов.
3
Посуда у тебя дома.
1
16.09-20.09
Комбинированный урок.
Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом)и ее назначением. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды). Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим, образным
Понимать зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло).
Узнавать образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома). Выполнять лепку посуды с росписью по белой грунтовке.
4
Обои и шторы у тебя дома.
1
23.09-27.09
Урок-фантазия.
Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.
Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.
Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Создавать эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей чёткое назначение (спальня, гостиная, детская). Понимать значение слова «ритм».
5
Мамин платок.
1
30.09-04.10
Урок-сказка.
Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический). Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента).
Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка.
Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Создавать эскиз платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного).
6
Твои книжки.
1
07.10-11.10
Урок-проект.
Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги.
Создавать проект детской книжки-игрушки.
Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Разрабатывать детскую книжку-игрушку с иллюстрациями.
7
Открытки.
1
14.10-18.10
Комбинированный урок.
Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них.
Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.
Создавать эскиз открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии).
Искусство на улицах твоего города (7 часов)
9
Памятники архитектуры.
1
28.10-01.11
Урок введения в новую тему.
Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).
Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров.
Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Изучать и изображать один из архитектурных памятников своих родных мест.
Понимать значение слов «памятники архитектуры».
11
Ажурные ог
рады.
1
18.11-22.11
Комбинированный урок.
Сравнивать между собой ажурные ограды
и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград.
Понимать назначение и роль
ажурных оград в украшении города. Создавать проект ажурной решетки или ворот.
12
Волшебные фонари.
1
25.11-29.11
Комбинированный урок.
Различать фонари разного эмоционального звучания. Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей.
Графически изображать или конструировать формы фонаря из бумаги.
13
Витрины
1
02.12-06.12
проект.
Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.
Участвовать в творческой деятельности при оформления витрины с профилем магазина.
14
Удивительный транспорт.
1
09.12-13.12
Урок фантазия.
Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшения. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта.
Видеть образ в облике машины. Фантазировать, создавать образы фантастических машин.
15
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
1
16.12-20.12
Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-выставка.
Беседа о роли художника в создании облика города.
Игра в экскурсоводов, которые рассказывают о своём городе, о роли художников, которые создают художественный облик города (села). Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию.
Создавать коллективное панно «Наш город» в технике коллажа, аппликации.
Художник и зрелище (11 часов)
16
Художник в цирке.
1
23.12-27.12
Урок введения в новую тему.
Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изо-бражать яркое, весёлое, подвижное.
Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Выполнять
рисунок или аппликацию на тему циркового представления.
17
Художник в театре.
1
13.01-17.01
Урок-беседа.
Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы.
Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Понимать значения слов «декорация», «макет».
18
Театр на столе.
1
20.01-24.01
Урок-проект.
Создавать «Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объёмно-пространственной композиции.
Создавать театр на столе: картонный макет и персонажей сказки для игры в спектакль. Строить свою работу с разной последовательностью, делать выводы на основе личного опыта и наблюдений.
19
Театр кукол.
1
27.01-31.01
Урок-беседа.
Беседа об истоках развития кукольного театра (Петрушка - герой ярмарочного веселья), о разновидностях кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Познакомиться с куклами из коллекции С. Образцова.
Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.
20
Мы - художники
кукольного
театра.
1
03.02-07.02
Комбинированный урок.
Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани.
Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.
Создавать куклу к кукольному спектаклю.
Пользоваться пластилином,
тканью и реализовывать с их
помощью свой замысел.
21
Конструирование сувенирной куклы.
1
10.02-14.02
Урок-фантазия.
Придумывать и создавать сувенирную куклу; применять для работы различные материалы.
Создавать сувенирную куклу. Пользоваться различными материалами.
22
Театральные маски.
1
17.02-21.02
Урок-беседа.
Беседа о масках разных времён и народов. Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике.
Понимать значение слова «грим». Называть виды масок: театральные, обрядовые, карнавальные.
23
Конструирование масок.
1
24.02-28.02
Урок-фантазия.
Конструировать выразительные маски.
Конструировать выразительные маски.
Пользоваться различными ма териалами.
24
Афиша и плакат.
1
03.03-07.03
Комбинированный урок.
Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста.
Понимать значение геатраль ной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката). Создавать эскиз-плакат к спектаклю или цирковому представлению.
25
Праздник в городе.
1
10.03-14.03
Урок-проект.
Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.
Создавать в рисунке проект оформления праздника.
Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.
Выполнять рисунок проекта
оформления праздника.
26
Школьный карнавал (обобщение темы).
1
17.03-21.03
Урок обобщения и систематизации знаний.
Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.
Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества.
Понимать, какую роль играет праздничное оформление для организации праздника.
Художник и музей (8 часов)
27
Музей в жизни города.
1
31.03-04.04
Урок введения в новую тему.
Беседовать о самых значительных музеях искусств России - Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Эрмитаже, Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.
Понимать значения слов «музей», «экспозиция», «коллекция». Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.
28
Картина -особый мир.
1
07.04-11.04
Урок-дискуссия.
Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.
Понимать значение словосочетания «музей искусства». Иметь представление о том, что картина - это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.
29
Картина-пейзаж.
1
14.04-18.04
Урок развития умений и навыков.
Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.
Называть имена крупнейших русских художников-пейзажистов.
Изображать пейзаж по представлению. Выражать настроение в пейзаже цветом. Понимать значение словосочетаний «настроение природы», «оттенки цвета».
30
Картина-портрет.
1
21.04-25.04
Урок развития умений и навыков.
Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).
Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.
Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах.
Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрет (по представлению).
31
Картина-натюрморт.
1
28.04-02.05
Урок формирования умений и навыков.
Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хо
зяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.).
Развивать живописные и композиционные навыки.
Понимать значение слова «натюрморт». Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Называть имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта.
Создавать натюрморт по представлению с выражением настроения.
32
Картины исторические и бытовые.
1
05.05-09.05
Урок формирования умений и навыков.
Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни. Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).
Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Создавать в рисунке сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице.
33
Скульптура в музее и на улице.
1
12.05-16.05
Комбинированный урок.
Рассуждать, эстетически относиться к произведению искусства (скульптуре), объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.
Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Называть виды скульптуры (скульптуры в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Вылепливать фигуру человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
34
Контрольная работа за год.
1
19.05-23.05
Урок-выставка.
Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ.
Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. Понимать значение слов: «пьедестал», «скульптура-памятник», «парковая скульптура».