Просмотр содержимого документа
«Проект рабочей программы по предмету "Изобразительное искусство" ( 1 класс )»
Пояснительная записка
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» учитывает индивидуальные особенности обучающихся. Учащиеся в процессе изучения предмета воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.
Рабочая программа составлена к УМК «Перспектива» по предмету «Изобразительное искусство», 1 класс, под ред. Т.Я. Шпикаловой и Л.В.Ершовой, реализует Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Структура рабочей программы (п.19.5 ФГОС НОО):
- пояснительная записка;
- общая характеристика учебного предмета;
- описание места учебного предмета в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование;
- описание учебно-методического и материально - технического обеспечения учебного предмета.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Приоритетные формы и методы работы
Формы
Методы
Экскурсия
Индивидуальная
Групповая
Фронтальная
Парная
Словесные
Наглядные
Эвристические
Практические
Частично-поисковые
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы и методы контроля
Иные формы учета достижений
текущий контроль
урочная деятельность
внеурочная деятельность
– устный опрос
– самостоятельная работа
– тестовые задания
– творческая работа
– анализ динамики текущей успеваемости
– участие в выставках, конкурсах, соревнованиях
– активность в проектах и программах внеурочной деятельности
– творческий отчет
– портфолио
– анализ психолого-педагогических исследований
Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 – м классе.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоциональноценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.
Структура и содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе:
Восхитись красотой нарядной осени.
Любуйся узорами красавицы – зимы.
Радуйся многоцветью весны и лета.
Цели изучения курса «Изобразительное искусство» в первом классе:
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.
В соответствии с Федеральном базисным учебным планом и согласно базисному школы на изучение предмета в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе 33 часа (1ч в неделю, 33 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 – м классе:
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Мир изобразительных (пластических) искусств
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя, особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.
Жанры изобразительных искусств: пейзаж (на примере произведений И. И. Левитана, А. И. Куинджи, В. ВанГога); натюрморт (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору).
Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.
Патриотическая тема в произведениях отечественных художников.
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России (Государственной Третьяковской галереей).
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, орнамента, (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Расширение кругозора: экскурсии в краеведческий музей.
Результаты изучения курса «Изобразительное искусство» в 1-м классе
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
— Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
— Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
— Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
— Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
— Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
— Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
— Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
— Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД:
— Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
— Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные УУД:
— Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
— Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
— Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
— Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров всоответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные УУД:
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
– ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
– коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
– трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Содержание курса (учебного предмета)
№
Наименование разделов, тем
Количество часов
1
Восхитись красотой нарядной осени
9
2
Любуйся узорами красавицы зимы
7
3
Радуйся многоцветью весны и лета
17
Всего
33
Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/понимать:
– значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
– некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
– отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Каргополь);
– ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);
– отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
– основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
– основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
– эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
уметь:
– организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
– применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
– передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
– составлять композиции с учетом замысла;
– применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
– рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);
– различать теплые и холодные цвета;
– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);
– применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для самостоятельной творческой деятельности;
– обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
– проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
– оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
– проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
– проявления положительного отношения к процессу и результатам труда – своего и других людей.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Дополнительная литература.
1. Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. – М. : Детская литература, 1984.
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.
3. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л. : Детская литература, 1973.
4. Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995.
5. Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983.
2. Интернет-ресурсы.
1. Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа :
http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа :
http://www.4stupeni.ru
3. Педагогическое сообщество. – Режим доступа :
http://www.pedsovet.su
4. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа :
http://pedsovet.org
5. Педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org
6. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа :
http://festival.1september.ru
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
2. Большая электронная энциклопедия (CD).
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
4. Аудиозаписи. Классическая музыка.
4. Наглядные пособия.
Произведения изобразительного искусства:
Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень); Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева. Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Воробьев. Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима. Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»; Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара; Е. Зверьков. Луг цветет; Н. Рерих. Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин. Александр Невский; В. Суриков. Взятие снежного городка; А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Кончаловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень. Весенняя аллея; Е. Ширяева. Батик; И. Айвазовский. Лунная ночь; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; Заморские гости; И. Машков. Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин. Осенний вечер; К. Бритов. Мстера. Голубая весна; В. Юкин. Ранний снег; В. Крылов. Новодевичий монастырь; Е. Жуков. Натюрморт с незабудками.
Произведения народного декоративно-прикладного искусства:
Н. Гончарова. Поднос. Жостово; Н. Гончарова. Петух среди ягод. Жостово; И. Маркичев. Жнитво. Палех; С. Веселов. Ковш-утица; Рыбица. Хохлома; А. Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И. Голиков. Перевозка хлеба; И. Ливанова. Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы, С. Буторин. Жар-птица. Палех; И. Голиков. Сказочные звери. Палех; Н. Сулоева. Людмила в саду Черномора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскина; Е. Ельфина. Поющее дерево. Кружево; И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех; У. Бабкина, В. Шевелев, И. и Е. Дружинины. Каргопольские игрушки; А. Петухов. Щепная птица; А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Косс-Деньшина, З. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина. Дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева. Рисунки к месяцеслову.
5. Технические средства обучения.
1. DVD-плеер (видеомагнитофон).
2. Телевизор.
3. Компьютер.
4. Мультимедийная доска.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.
2. Штатив для картин.
3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
4. Шкаф для хранения картин.
7. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗО в 1 классе
№
п/п
№ урока по те
ме
Календар
ные
сроки
Тема урока
Планируемые результаты
Основные виды деятельности, форма работы (ОВД)
Творческая, исследовательская проектная деятельность учащихся
Формы
контро
ля
Предметные
Метапредметные
1
1
Восхи
тись красотой нарядной осени.
Особенности художественного творчества: художник и зритель.
Овладевают понятиями «изобразитель-ное искусство», «пейзаж». Ознакомятся с приметами осени.
Различают своеобразие художественных средств и приемов разных видов искусства, сверяют свои действия с памяткой. Владеют техникой рисования красками. Самостоятельно организовывают свое рабочее место;
Выполняют рисунок
Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; связывают свои наблюдения за приметами осени, родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства;
проявляют интерес к новому учебному предмету
Познавательные: общеучебные – восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях художественного творчества, о жанре изобразительного искусства пейзаже.
Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыв о готовом рисунке; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места.
Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание; обмениваться мнениями в паре, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников, учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.
Участие в коллективной беседе.
Ответы на вопросы.
Ориентирование в учебнике по заданиям учителя.
Ознакомление с условными знаками. Рассматривание пейзажей, изделий народных мастеров, иллюстраций, их словесное описание. Планирование и организация своего рабочего места.
Разъяснение правил работы и обращения с художественными материалами согласно «Памятке» Высказывание с отзывами о выполненных работах. Создание тематического рисунка красками «Золотая осень»
Постараться увидеть и охарактеризовать, как многоликий мир искусства предстает во всей магической силе и прелести художественного образа.
Исследование:
– Какого цвета осень? – Какой видят осень поэты, художники, народные мастера?
Творческая работа: при разглядывании понравившейся репродукции ощутить красоту и духовную значимость произведения, рассказать о своих художественных впечатлениях; попытаться обнаружить связь личного наблюдения за приметами осени родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства.
Текущий
Рисунок (пейзаж) по памяти и представлению.
2
2
Какого цвета осень?
Пейзаж в живописи.
Определяют специфику изобразительного искусства. Описывают красоту осени и богатство красок в живописных репродукциях. Знают признаки жанра «пейзаж». Выбирают художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов осенней природы.
Различают основные и составные цвета; наблюдают, сравнивают, сопоставляют и анализируют произведения
искусства, определяют принадлежность к конкретному жанру. Создают рисунок (пейзаж)
Личностные: рефлексируют свои действия; стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка.
Познавательные:общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях и признаках поздней осени; составление описания осенней поры; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; формулирование ответов на вопросы учителя; выполнение работы согласно памятке и правилам работы на уроке ИЗО;
логические – осуществление поиска необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта) и ее осмысление.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять взаимоконтроль при организации рабочего места, при составлении композиции, по соблюдению правил работы и использования художественных материалов; оценивать правильность выполнения рисунка в жанре «пейзаж»;
дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного вопроса (задания).
Коммуникативные: уметь сотрудничать в диалоговых, групповых и коллективных учебных и художественных работах ;
полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений за осенней природой, об отношении к рассматриваемым репродукциям; взаимодействовать с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания; понимать на слух ответы одноклассников; договариваться и приходить к общему мнению.
Фронтальная работа: обсуждение композиции, цвета, рисунка.
Работа в группах: характеристика жанра, выделение его признаков.
Индивидуальная работа: доказательство своей точки зрения; рисование кистью (акварель); Индивидуальная работа в творческих тетрадях.
Коллективный обмен мнениями о возможном определении названия жанра,
Сочинение сказки «Осенняя мозаика»
(художественно-творческая работа).
Проект (презентация) по созданию композиции под впечатлением наблюдений природы родного края (по представлению)
Текущий
Рисунок, выполненный
акварелью «Какого цвета осень?»
3
3
Твой осенний букет. Декоративная композиция.
Смогут понимать образную природу изобразительного искусства; давать оценку и выражать свое отношение к осенней природе, к произведениям искусства; различать основные жанры; реализовывать собственный творческий потенциал. Выполняют творческую работу.
Создают композицию, созданную под впечатлением и на основе собственных наблюдений – природы родного края.
Владеют правилами работы и обращения с художественными материалами.
Личностные: сориентированы в отношении общечеловеческих ценностей и правильных отношениях с другими людьми, природой, искусством; владеют способами саморегуляции поведения в учебной, коммуникационной, творческой сферах деятельности; сохраняют уверенность в своих силах, способностях к художественно-творческой (изобразительной) деятельности, требовательности к себе.
Познавательные: постановка и решение проблемы – формулирование проблемы (как создать композицию «Осенний букет»?) осуществление поиска путей ее решения;
общеучебные – грамотное и ясное выражение своей мысли; осуществление выбора предметов потребления, материалов и произведений искусства для организации собственной деятельности и анализа, выбора творческой задачи; рисование композиции (по выбору);
логические – анализ и сравнение произведений искусства; просмотр рисунков выдающихся художников, работавших в жанрах пейзажа и натюрморта.
Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы;
анализировать, сравнивать и самокритично оценивать свои ответы, работы, выполненные задания товарищей.
Коммуникативные: уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения; обосновывать и доказывать свою точку зрения; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь.
Фронтальная беседа. Размышления над ответами на вопросы учителя.
Формулирование ответов на вопросы учителя, сверстников.
Чтение текста в учебнике с установкой на выделение в нем заданного смыслового компонента. Коллективный обмен мнениями о способах и путях решения учебных (творческих) задач. Рассказывание о личных впечатлениях при рассматривании произведений искусства. Индивидуальная, групповая, парная работа с целью развития рефлексивно-аналитических способностей. Коллективное объяснение значения терминов (понятий): виды и жанры искусства.
Индивидуальное выполнение практической художественно-творческой работы: рисование кистью (акварель).
Представление выполненных работ на выставке достижений
Рассказ-обобщение о связи собственных наблюдений за приметами осени родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства. Самостоятельные творческие исследования:
«Красота и духовная значимость произведений художницы, народного мастера Т. А. Мавриной». «И. С. Остроухов и его лучшие пейзажи – «Золотая осень» и др.
Тематический
Слож-ность и завершен-ность сюжета на заданную тему: «Твой осенний букет».
4
4
Осенние перемены в природе.
Пейзаж: композиция, пространство, планы.
Узнают о многообразии содержания и технике исполнения произведений изобразительно-го творчества.
Стремятся (стараются) находить творческие и неординарные решения проблемы, учебной задачи.
Осуществляют межпредметные связи с окружающим миром, математикой, трудом.
Различают теплые и холодные цвета. Эмоционально воспринимают произведения изобразительного искусства.
Выявляют отдельные признаки, характерные для сопоставляемых произведений Ориентируются в учебнике, тетради.
Личностные: соглашаются с мнением, что внутренний мир человека определяется его интересами; воспринимают себя как активного субъекта саморазвития, успешность обучения которого зависит от собственных усилий.
Познавательные: постановка и решение проблемы формулирование проблемы
(Как изобразить осеннюю природу с помощью раздельного мазка?);
демонстрация подобранных материалов из художественной литературы, изобразительного искусства по теме «Осенняя природа»; представление о свободе ориентации в ситуации выбора уровня сложности творческой практической работы и способах воплощения собственных замыслов; эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства; создание творческой практической работы на основе собственного замысла; постановка и решение проблем – видение и ведение поиска решения проблемы, прогнозирующей получение живописного изображения (приема раздельного мазка – точки);
логические – обоснование выбора своей траектории (линии) выполнения практической работы, плана реализации поставленной перед собой цели; самоанализ деятельности ; сравнение изобразительных приемов; анализ результатов сравнения; характеристика представленных на выставке рисунков учащихся; объединение произведений по видовым и жанровым признакам.
Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы; соизмерять свои действия, мотивы поведения с идеалом межличностных отношений; подчиняться требованиям и правилам школьного сообщества;
анализировать собственную деятельность на уроке и определять свои ценности, какие дороги ведут к ним, какие препятствия стоят на пути; оценивать работу коллектива, класса.
Коммуникативные: уметь: строить взаимоотношения в ученическом коллективе на принципах общечеловеческих начал, устанавливать полезные для себя формы взаимодействия с учителем; свободно высказывать и отстаивать свое мнение, выбирать вид и способ деятельности и действовать согласно установленным в объединении партнеров правилам для решения творческой задачи.
Самостоятельный подбор материалов в художественной литературе и изобразительном искусстве по теме «Осенняя природа» (индивидуальная работа); оформление из подобранных материалов выставки (коллективная работа; разработка плана собственной деятельности по выполнению практической работы;? Исполнение художественного изображения приемом раздельного мазка, точки по указанной теме по разработанному индивидуально плану и собственному замыслу (представлению); объяснение особенностей приема отдельного мазка (индивидуально); оформление индивидуальной экспозиции с выполненными практическими (творческими) рисунками – «Осенние фантазии»; выработка и установление универсальных принципов, определяющих отношения друг к другу при работе в паре, в группах; наблюдение за работой учителя при показе исполнения приема техники раздельного мазка; пробы кистевого письма.
Наблюдение-исследование с предварительным выдвижением предположений:
– Как на листе бумаги получить цветные пятна?
– Как складывается живописное изображение из цветных пятен?
– Как «работает» кисточка, чтобы оставить разные следы на листе?
Экспериментирование: Какой след у меня получится при работе с кисточкой и красками (быстро, медленно, уголком плоскости, узким кончиком и др.) – пятно, мазок, точка?
Исследование:
Какой живописный прием превратился в художественное изображение листа и яблока?
Творческая работа:
«Осенние фантазии»
Выполненная творческая практическая работа в технике раздельного мазка (точки) – рисунок по представлению (или по памяти) кистью: изображение осенней природы. Экспозиция индивидуальных живописных изображений «Осенние фантазии»
(в технике мазка).
Проект: «О чем рассказали красочная осень и кисточки»
5
5
В сентябре у рябины именины.
Узнают о том, как представлен образ рябины в произведениях поэтов, худож- ников, композиторов, как называют рябину в народе, какое строение и форму имеют ствол, ветви, листья, ягоды рябины; научатся различать технические приемы (мазок, точка, пятно), основные и смешанные цвета, выразительные средства изобразительного искусства; отбирать художественные материалы, необходимые для реализации своего замысла в рисунке. научатся видеть и понимать общее в создании декоративного образа и художественном изображении рябиновых веток
Личностные: самоопределение – оценивают произведения искусства и выражают собственное мнение о них;
смыслообразование – имеют желание и учебную мотивацию обогащать личный опыт восприятия произведений изобразительного искусства; стремятся к самоизменению – приобретению новых знаний и умений, имеют интерес к экспериментированию в художественно-творческой деятельности, потребность в социально значимой и эстетической деятельности; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, в практической работе, связывая успехи с усилиями, трудолюбием и мастерством.
Познавательные: постановка и решение проблемы – формулирование учебной задачи (промежуточной и основной); самостоятельное создание способов и условий создания творческого продукта своей деятельности; общеучебные – выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; размышление о воспроизведении художественного образа рябины в различных видах искусства ; овладение новыми приемами художественного изображения кистевой росписи – точка, мазок, пятно;
логические – осуществление анализа объекта произведений, выполненных разными авторами, в различных техниках изобразительного искусства разных жанров;
Регулятивные: контролировать выполнение собственных элементов и приемов изображения с образцом; выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что еще нужно усвоить; оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность результата, соотнося его со схемой (алгоритмом) действия; самостоятельно или с помощью учителя адекватно оценивать свои возможности в изображении.
Коммуникативные: уметь принимать на слух речь учителя, одноклассников; осознанно строить речевое высказывание, использовать речь для регуляции своих действий; формулировать свое мнение; комментировать соответствие содержания ответа одноклассника заданию и исполнению им практического задания; слушать и учитывать мнения партнеров.
Рассматривание (восприятие) красоты рябиновых веток в природе и произведениях художника и народного мастера (коллективное, индивидуальное). Выполнение задания – с помощью точки, пятна получить художественное изображение. Изготовление печатки-тычка (индивидуально). Рисование с натуры по памяти или по наблюдению ветки рябины
. Диалог между «художником» и «зрителями» в парах (в группах).
Экспериментирование с элементами художественного изображения, с цветом, помогающее превратить пятно, точку в художественное изображение пейзажа (индивидуальное).
Игра «О чем могла рассказать народная осень и кисточки» с опорой на художественно-дидактические таблицы (индивидуальное участие)
Как превратить в рябину точки и пятна – экспериментальные приемы кистевой росписи, работы тычком для получения художественного изображения (опыт художественно-творческой деятельности).
Творческая работа:
«В сентябре у рябины именины».
Проекты:
1) «Прелести художественного образа рябины» 2) «О чем могла рассказать народная осень и кисточки»
Выполненный рисунок (художественно-творческая работа) – орнамент на основе повтора, вариаций, народных мотивов – «В сентябре у ря бины именины» (с натуры, по памяти или по наблюдению). Выполнение игровых заданий
6
6
Щедрая осень.
Натюрморт «Хлебные дары земли»
Смогут понимать образную природу изобразительного искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к осенней природе, к произведениям изобразительного искусства; различать основные жанры искусства (пейзаж, натюрморт), понимать их специфику; Создают композицию, созданную под впечатлением и на основе собственных наблюдений.
Владеют правилами работы и обращения с художественными материалами.
Личностные: сориентированы в отношении общечеловеческих ценностей и правильных отношениях с другими людьми, природой, искусством; наличие потребности и готовности к усвоению знаний о мире искусств, к овладению элементарными умениями и способами художественной деятельности.
Познавательные: постановка и решение проблемы – формулирование проблемы («Чем щедра земля осенью?», творческая задача и чем обусловлен ее выбор), осуществление поиска путей ее решения (как достигнуть желаемого результата, лучше выполнить работу, избежать причин, слабостей, которые могут привести к неудаче); общеучебные – грамотное и ясное выражение своей мысли; осуществление выбора предметов потребления, материалов и произведений искусства для организации собственной деятельности и анализа, выбора творческой задачи (сюжетно-тематический рисунок, пейзаж, натюрморт);
логические – анализ и сравнение произведений искусства; просмотр рисунков выдающихся художников, работавших в жанрах пейзажа и натюрморта.
Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; анализировать свои мысли, действия, чувства; сравнивать и самокритично оценивать свои ответы, работы, выполненные задания товарищей.
Коммуникативные: уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения; обосновывать и доказывать свою точку зрения; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь; согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи.
Фронтальная беседа. Размышления над ответами на вопросы учителя.
Формулирование ответов на вопросы учителя, сверстников.
Чтение текста в учебнике с установкой на выделение в нем заданного смыслового компонента (главного в соответствии с учебной задачей). Коллективный обмен мнениями о способах и путях решения учебных (творческих) задач.
Рассказывание о личных впечатлениях при рассматривании произведений искусства. Индивидуальная, групповая, парная работа с целью развития рефлексивно-аналитических способностей.
Коллективное объяснение значения терминов (понятий): виды и жанры искусства; пейзаж, сюжетно-тематическая композиция, натюрморт, цвет, форма. Индивидуальное выполнение творческой работы. Представление выполненных работ на выставке достижений.
Рассказ-обобщение о связи собственных наблюдений за приметами осени родного края (пора урожая) с оценкой увиденного в произведениях искусства. Самостоятельные творческие исследования:
1) «Отражение в произведениях искусств человеческих чувств, отношения к природе на примере живописи, музыки поэзии».
2) «Связь художественного изображения с поэзией, музыкой, народными поговорками, пословицами и загадками в образном решении праздника урожая».
3) «Красота и духовная значимость произведений художницы, народного мастера Т. А. Мавриной». «И. С. Остроухов и его лучшие пейзажи – «Золотая осень», «Сиверко».
Творческая работа:
«Красота и щедрость земли-матушки в искусстве»
Тематичес-кий Компози-ция по представлению на заданную тему:
«Богатый урожай»,
«Первый каравай»,
«Дары земли»
(акварель, гуашь)
7
7
В гостях у мастера С. Веселова.
Узор хохломской росписи
Усваивают духовное наследие народа. В ходе рисования передают ощущение радости жизни, используя сочетания цвета палитры хохломы. Узнают смысл понятия «палитра хохломы», отдельные произведения народных мастеров, основные средства декоративно-прикладного искусства
Личностные: эстетически воспринимают произведения искусства; понимают значение народных мастеров; проявляют интерес к новому учебному материалу, предмету Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о декоративно-прикладном искусстве; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; формулирование ответов на вопросы учителя; выполнение работы согласно памятке и правил работы на уроке ИЗО и обращения с художественными материалами;
логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради). Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке.
Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями; активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество.
Созерцание произведений мастеров Хохломы. Участие в коллективной беседе: высказывание о том, что особенно понравилось в художественных изделиях. Работа с разделами учебника: «Открой тайны узоров хохломы», «В гостях у мастера». Ознакомительное чтение и слушание рассказа мастера об узорах золотой расписной хохломы, ее палитре. Индивидуальное выполнение задания мастера «Петушок – золотой гребешок». Индивидуальная работа: рисование кистью на листе золотого петушка гуашью. Представление выполненных работ
Постараться увидеть нарядность, праздничность, привлекательность образов народного творчества, отражение в них теплоты рук мастера.
Исследование: «Связи орнаментального ритма с ритмом народных напевов».
Творческое задание: свободное, ритмическое расположение «ягодок» вокруг стебля с «травинками» (завершение композиции «Петушок – золотой гребешок»)
Тематический
Задания в творческой тетради. Самостоятельно выполнен-ный рисунок гуашью «Золотой петушок», (практическая работа).
8
8
Золотые травы России.
Ритмы травного хохломского узора.
Узнают элементы травного орнамента: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустики». Знакомятся с правилами выполнения элементов орнамента. Знают центр народного художественного ремесла Хохлому.
Личностные: эстетически воспринимают красоты элементов травного орнамента хохломы, проявляют интерес к учебному материалу Познавательные: постановка и решение проблемы – формулирование проблемы и самостоятельный поиск путей ее решения (как достигнуть желаемого результата, лучше выполнить работу, избежать причин, слабостей, которые могут привести к неудаче); общеучебные – грамотное и ясное выражение своей мысли. Регулятивные: проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы.
Коммуникативные: уметь интересно рассказывать о своих наблюдениях, находках, впечатлениях, представлениях; согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи.
Фронтальная – рассмотрение художественно-дидактической таблицы «Элементы травного орнамента» (коллективная). Объяснение, как рисовать кистью каждый элемент;
рассмотрение таблиц. Рисовальные движения кистью для одного элемента в воздухе. Индивидуальное рисование кистью в тетради: «осочки», «травинки», «капельки»; сверка своего рисунка с таблицей в учебнике
Творческое задание: создание композиции из цветовых пятен на темы: «Радость», «Свет», «Солнце играет». Передача ощущения радости жизни сочетанием цветов хохломской росписи Творческое задание: рисование узора для украшения хохломской ложки.
Художественно-творческое задание: повтор и вариации главных элементов травного узора хохломы
Тематичес-
кий
Повтор элементов травного орнамента хохломы (рисование гуашью)
9
9
Наши достижения.
Наш проект
«Щедрый лес и его жители»
Определять специфику изобразительного искусства, описывать красоту нарядной осени и богатство красок, цветов, знать признаки жанра натюрморта и пейзажа.
Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта
Личностные: стремится к самоконтролю процесса выполнения творческого задания Познавательные: постановка и решение проблемы – формулирование проблемы («Как создать коллективную работу – проект?») и самостоятельный поиск путей ее решения;
осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях осенней природы.
Составление описания осенней природы, приведение поэтических, изобразительных примеров изображения природы.
Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, планировать алгоритм действия по организации своего рабочего места.
Коммуникативные:
Уметь строить монологическое высказывание, обмениваться мнениями в парах, понимать позицию партнера, вступать в коллективное сотрудничество.
Стремится к самоконтролю процесса выполнения творческого задания
Творческое задание:
«Щедрый лес и его жители»
Текущий
Творческое осмысление задания «Щедрый лес и его жители»
10
1
Любуйся узорами красавицы – зимы.
О чем поведал каргопольский узор?
Знают народное художественное ремесло – каргопольская игрушка, ее узоры (символы солнца, земли, зерен). Сочетают устное и изобразительное творчество. Знают узоры каргопольской игрушки. Выполняют роспись глиняной игрушки гуашью
Фронтальная – ознакомление с художественно-дидактической таблицей «Каргопольский узор». Комментированное чтение текста учебника и коллективная беседа по нему.
Индивидуальная роспись силуэтов игрушек.
Комментированное чтение текста учебника и коллективная беседа по нему.
Коллективное описание народных игрушек. Индивидуальная роспись глиняной игрушки гуашью, сочинение сказки о ней.
Творческое задание: рисование кистью элементов каргопольского узора с использованием красной, белой, синей, желтой, черной, зеленой,
коричневой гуаши
Исследование:
О чем поведала народная игрушка?
Творческое задание:
рассказать в рисунках сказку о своей игрушке
Текущий
Творческое осмысление задания
Роспись силуэта игрушки гуашью
11
2
В гостях у народной мастерицы У.Бабкиной.
Текущий
Творческое осмысление задания
Рисунок Полкана-богатыря.
12
3
Зимнее дерево
Рисунок дерева в заснеженном лесу.
Объяснять смысл понятия графика; сравнивать произведения разных художников-графиков, находить сходство и различие в изображении зимней природы. Определять спицифику изобразительно-го искусства, описывать красоту зимы и богатство красок, цветов, знать признаки пейзажа.
Зимняя природа в произведениях И.Шишкина, И.Билибина, С.Никиреева, П.А.Вяземского
Личностные: оценивать произведения искусства и выражать собственное мнение, иметь желание и учебную мотивацию обогащать личный опыт восприятия произведений.
Познавательные: постановка и решение проблемы – «Как создать зимнее дерево?» и самостоятельный поиск путей ее решения;
общеучебные – восприятие искусства как диалога художника и зрителя, осознанное и произвольное речевое высказывание в речевой деятельности, об особенностях художественного творчества, демонстрация подобранных материалов по теме «Зимняя природа», создание творческой практической работы на основе собственного замысла, сравнение изобразительных приемов, анализ результатов сравнения, характеристика представленных на выставку рисунков учащихся.
Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.
Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; владеть образной речью.
Коллективная беседа «В гостях у зимней сказки».
Фронтальная беседа: перечисление знакомых зимних сказок и их героев, образное изображение. Коллективное ознакомление с героями сказок в произведениях художников и народных мастеров. Индивидуальное рисование гуашью, составление рассказа по своему рисунку. Выставление работ.
Исследование:
«Узнай цвета солнечного снежного пейзажа». Творческое задание:
«Волшебное превращение черной и белой линий. Художественное изображение». Практическое задание: «Деревья в виде заснеженного леса» (замкнутый контур)
Текущий
Рисунок дерева в заснеженном лесу.
Сложность и завершен-ность сюжета
13
4
Зимний пейзаж: день и ночь.
Зимний пейзаж «День и ночь»
Знают понятие «графика», способ получения художественного изображения с помощью разных технических приемов: контур, штрих, спираль, линия и мазок в изображении с помощью черной и белой линий. Умеют изображать зимний пейзаж
Личностные: эстетически видят красоту зимней природы в произведениях искусства и в окружающем мире
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; изображение зимнего пейзажа черной и белой линиями с помощью графических материалов; логические – выделение основных черт изобразительного языка графики.
Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы.
Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями; активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество.
Ознакомительное чтение текста учебника, (описание солнечного снежного пейзажа). Фронтальная беседа по тексту и картинам К. Юона «Русская зима», «Мартовское солнце» и И. Грабаря «Февральская лазурь», И. Билибина «Русский Север». Индивидуальное изображение зимнего пейзажа черной и белой линиями с использованием графических материалов
Исследование:
«Узнай цвета солнечного снежного пейзажа». Творческое задание:
«Волшебное превращение черной и белой линий. Художественное изображение». Практическое задание: «Деревья в виде заснеженного леса» (замкнутый контур)
Тематический
Рисунок «Зимний пейзаж», выполненный черной и белой линиями
Различают элементы кружевного узора: «гулички», «комар», «звездочки», «елочки», «цветочек», «репей». Выполняют белой тушью на цветной бумаге кружевной узор
Личностные: воспринимают красоту художественного изображения Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; логические – анализ элементов кружевного узора с выделением существенных признаков.
Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями; вступать в коллективное сотрудничество.
Фронтальная – ознакомление с художественно-дидактической таблицей «Элементы кружевного узора».
Коллективная беседа при рассмотрении панно Е. Ельфиной «Поющее дерево», А. Дейнека «Девочка у окна». Индивидуальное рисование узора
Творческие задания:
1) «Снежные цветы на морозном окне». Кружевное узорочье белой гуашью (рисование по представлению или по памяти).
2) Рисование кистью
Текущий
Рисунок «Снежные цветы на окне», выполнен-ный акварелью
15
6
Цвета радуги в новогодних игрушках.
Композиция из новогодних игрушек.
Определять специфику изобразительно-го искусства.
Определять место игрушек в композиции, расположение их в изображении на плоскости.
Понятия: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание.
Решать, какие предметы войдут в собственную композицию и как их расположить, чередовать.
Личностные:
обладать способностью к творческому развитию, воспринимать себя как активного субъекта саморазвития, успешность обучения которого зависит от собственных усилий.
Познавательные:
восприятие искусства как диалога художника и зрителя, осознанное и произвольное речевое высказывание в речевой деятельности, об особенностях художественного творчества, демонстрация подобранных материалов по теме «Зимняя природа», создание творческой практической работы на основе собственного замысла, сравнение изобразительных приемов, анализ результатов сравнения, характеристика представленных на выставку рисунков учащихся.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль при выполнения задания, при организации рабочего места.
Коммуникативные:
Уметь сотрудничать, распределять работу, согласовывать усилия по решению учебной
задачи
Фронтальная – ознакомление с художественно-дидактической таблицей «Ближе - дальше».
Коллективная беседа при рассмотрении панно З.Себеряковой
«Катя у ёлки».
Индивидуальное рисование узора.
Творческое задание:
Декоративная композиция из новогодних игрушек в творческой тетради на с. 28 – 29.
Текущий
Рисунок Цвета радуги в новогод-них игрушках
Сложность и завершен-ность сюжета
16
7
Наши достижения.
Конкурс новогодних фантазий
Традиции празднования Нового года и рождества в семье и в школе
Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта
Личностные: обладать способностью к творческому развитию, воспринимать себя как активного субъекта саморазвития, успешность обучения которого зависит от собственных усилий. Стремится к самоконтролю процесса выполнения творческого задания.
П о з н а в а т е л ь н ы е:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Р е г у л я т и в н ы е: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
К о м м у н и а т и в н ы е:
Уметь сотрудничать, распределять работу, согласовывать усилия по решению учебной
задачи
Фронтальная –
участие в изоэстафете «Конкурс новогодних фантазий»;
Групповая –
Деление на группы для создания проекта «Я люблю тебя, Россия!»
Творческое задание:
Коллективная композиция «Я люблю тебя, Россия!»
Текущий
Творческое осмысление задания
17
1
Радуйся многоцветью весны и лета.
По следам зимней сказки.
Рисунок дома героев зимней сказки.
Различать виды произведений,
сравнивать их, применять основные средства худ. выразительно-сти в рисунке.
Анализировать постройки по размеру по составу объемов, по материалу, цвету.
Личностные: Эстетически воспринимать чудесный мир сказок, произведения искусства, проявлять к ним познавательный интерес, обладать способностью к творческому развитию, расширять свой внутренний мир.
Познавательные: общеучебные – восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя;
логические – осуществление анализа картины.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективной учебной деятельности; полно и точно выражать свои мысли при ознакомлении с репродукциями картин; строить понятные для собеседника высказывания; договариваться и приходить к общему мнению.
Коллективное обсуждение и рассматривание произведений живописи художников: Т.Маврина «За Каменкой», С.Туканов «Снегурочка и снегири». Индивидуальные высказывания по поводу своих впечатлений от знакомства с произведениями
художников.
Творческое задание:
Нарисуй дом, в котором живёт один из героев зимней сказки, в творческой тетради на с. 30 – 31.
Исследование:
Сравни рисунок Т.Мавриной, выполненный с натуры, и вырезанку народного мастера К.Воробьёвой.
Текущий
Творческое осмысле-ние задания
18
2
«Зимние забавы» Сюжетная композиция.
Объяснить смысл понятия сюжет, узнать особенности композиции сюжетно-тематической картины, изображать человека в движении согласно замыслу. Различать виды произведений: живописи,
книжную графику, сравнивать их, применять основные средства худ.
выразительностив рисунке.
Личностные: стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка; выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного искусства
Познавательные: общеучебные – восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя, обсуждение сюжетов картин, изображение героев сказок; логические – осуществление анализа образа богатыря, установление связи русского фольклора с детским творчеством..
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя и товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.
Коммуникативные: уметь полно и точно выражать свои мысли; приходить к общему мнению, уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, владеть образной речью.
Коллективное обсуждение произведений живописи художников: К.Юон, «Волшебница зима»,Т.Маврина, «Черкизово».
Индивидуальные высказывания по поводу своих впечатлений от знакомства с произведениями
художников.
Творческое задание:
Нарисуй картину «Зимние забавы» в творческой тетради на с. 32 – 33.
Выбери для картины сюжет из учебника или придумай свой.
Исследование:
Реши, какой зимний день (светлый, солнечный или пасмурный, морозный или с оттепелью) ты изобразишь в своей картине.
Текущий
Творческое осмысле-ние задания
19
3
Защитники земли русской.
Образ воина-богатыря.
Узнают отдельные произведения отечественных художников на патриотическую тему и называют их авторов. Высказывают свое отношение к образу богатыря под впечатлением произведений художественного искусства. Применяют в композиции симво- лы – знаки солнца, земли
Личностные: рефлексируют свои действия (полно отражают предметное содержание и условия осуществляемых действий); стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка (украшение снаряжения богатыря); выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного и музыкального искусства
Познавательные: общеучеб- ные – восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; логические – осуществление анализа картины.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективной учебной деятельности; полно и точно выражать свои мысли при ознакомлении с ре-продукциями картин; строить понятные для собеседника высказывания; договариваться и приходить к общему мнению.
Коллективное прослушивание и обсуждение «Богатырской» симфонии А. П. Бородина. Индивидуальные высказывания по поводу своих впечатлений от знакомства с произведениями
отечественных художников на патриотическую тему. Ознакомление с воинским снаряжением, в ходе фронтальной беседы композиционное решение орнаментального украшения снаряжения русского богатыря
Проектная работа:
сюжетно-тематическая композиция «Богатыри земли Русской».
Творческое задание: создание орнаментов для украшения снаряжения воина – богатыря. Исследование: «Отношение к образу богатыря под впечатлением произведений искусства»
Текущий Украшение снаряжения русского богатыря акварелью, гуашью,
творческое осмысле-ние задания
20
4
Открой секреты Дымки.
Русская глиняная игрушки.
Знают центр народного художественно-го ремесла России Дымково. Устанавливают связь скульптуры и ДПИ.
Выполняют художественно-творческую задачу на импровизацию по мотивам дымковского орнамента. Воспринимают образный строй народной игрушки. Знают дымковские узоры, палитру.
Личностные: корректируют собственную деятельность; проявляют самостоятельность, способность к художественно-творческой (изобразительной) деятельности; эмоционально и эстетически воспринимают дымковские игрушки
Познавательные:
грамотное и ясное выражение своей мысли.
Регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; анализировать свои мысли, действия, чувства.
Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения; интересно рассказывать о своих наблюдениях, впечатлениях, представлениях; согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи.
Фронтальная беседа после комментированного чтения текста в учебнике. Коллективное обсуждение изображенных дымковских игрушек, определение типажа игрушек по одежде (городской или народной), декоративного решения главных частей народной женской одежды, сравнение в геометрическом орнаменте, украшающем фигурки кукол и животных, установление связи росписи с пластикой игрушек
Проект: «Пусть звучат краски и звуки народного праздника. Дымковская игрушка».
Творческое задание: нарисовать дымковскую игрушку по впечатлению.
Проект:
«Создай в слободе Дымково ярмарочный городок».
Творческое задание:
«”Оживи“ жителей слободы Дымково». Сочинение сказочных сюжетов в игре «Добро пожаловать на ярмарку!»
Текущий
Рисунок дымковской игрушки по впечатлению (повтор и вариация мотивов дымковского орнамента)
21
5
Открой секреты Дымки.
Русская глиняная игрушки.
22
6
Краски природы в наряде русской красавицы.
Наряд для девицы-красавицы.
Знакомятся с народным костюмом и его частями (рубаха, сарафан, душегрея, венец). Описывают красоту пропорций, гармонию цвета, расположение орнамента на частях ансамбля.
Личностные: эстетически воспринимают произведения народного искусства; проявляют эмоциональное отношение к ним Познавательные: общеучебные – умение использовать элементы орнамента в разной технике; формулирование ответов на вопросы учителя;
логические – установление связи орнамента с частями народного костюма.
Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.
Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы
Участие во фронтальной беседе при ознакомлении с ансамблем русского народного костюма. Коллективное рассматривание элементов русского народного костюма. Индивидуальное рисование украшения наряда красавицы акварелью, фломастерами.
Творческая работа:
«Русская красавица» (создание наряда красавицы и украшение его по своему усмотрению).
Творческое задание: импровизация по мотивам народного орнамента
Текущий
Рисунок «Наряд красавицы и его украшение»
Рисуют акварелью и фломасте
ром
23
7
Вешние воды.
Весенний пейзаж.
Владеют приемом сближения цветов, техническими приемами при работе с красками и кистью. Используют художественные материалы (гуашь). Применяют средства худ. выразительнос-ти.
Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности Познавательные: общеучебные – экспериментирование с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием художественно-поэтических произведений; логические – сравнение произведений искусства, постановка и решение проблем – формулирование проблемы (рисование бегущего ручья по представлению), самостоятельное создание способов ее решения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать ее выполнение.
Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение; выслушивать мнения своих товарищей.
Фронтальная беседа о красоте весенней природы, воспетой в стихах, песнях, пословицах и поговорках, посвященных весне и воде.
Коллективное образное создание картины бегущего ручья. Фронтальное обсуждение разных технических приемов при работе с красками и кистью (пятно, мазок, цветная линия).
Индивидуальное рисование бегущего ручья
Творческое задание:
«Разгляди и нарисуй в синем пятне движение весенней воды. Заполни берега цветными травинками».
Исследование:
«Как с помощью красочного пятна, мазков, цветных линий художники создают картину родной природы?»
Текущий Рисунок бегущего ручья по представлению, выполненный акварелью, гуашью
24
8
Птицы – вестники весны.
Весенний пейзаж: декоративная композиция.
Имеют представление о разных приемах изображения образа расцветающей весенней природы. Применяют разные приемы рисования кистью и красками (пятно, мазок, цветная линия). Определяют пейзаж, натюрморт.
Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности Познавательные: общеучебные – объяснение понятий «пейзаж», «натюрморт»; экспериментирование с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия;
логические – анализ и сравнение произведений искусства, просмотр рисунков выдающихся художников, работавших в жанрах пейзажа и натюрморта; постановка
и решение проблем – формулирование проблемы (рисование весенней веточки), самостоятельное создание способов ее решения.
Регулятивные: принимать и выполнять учебную задачу.
Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение.
Фронтальная беседа на выявление разных приемов изображения образа расцветающей весенней природы. Индивидуальное выполнение художественно-творческого задания на эксперимент с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия. Индивидуальное создание рисунка весенней веточки
Исследование:
«Красота весенней природы в произведениях отечественных художников». Художественно-творческое задание по экспериментированию с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия
Текущий Рисунок «Птичка и весенняя веточка»
25
9
У лукоморья дуб зеленый.
Образ дерева в искусстве
Обладают чувством композиции. Умеют передавать свое отношение к любимому герою с помощью цвета, формы, орн.украшения. Создают рисунок по представле-
нию гуашью
Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности Познавательные: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий в литературных произведениях (сказки А. С. Пушкина); логические – осуществление анализахарактера героя, его поступков и отражение этого в рисунке.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать ее выполнение.
Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; понимать возможность различных позиций.
Фронтальная беседа на восстановление в памяти любимых героев сказок А. С. Пушкина, их характерных особенностей. Индивидуальное рисование героев сказок Пушкина по представлению с передачей своего отношения с помощью цвета, формы, орнаментального украшения
Творческое задание:
«У Лукоморья дуб зеленый…». Нарисуй по-своему героя из сказки А. С. Пушкина. Исследование: «Чудеса в народной и литературной сказке»
Текущий Рисунок героя сказки
А. С. Пушкина по представлению, выполнен-ный гуашью
26
10
О неразлучности доброты, красоты и фантазии.
Образ сказочного героя.
Раскрывают образ коня в сказках, народной игрушке. Изображают по воображению животных. Создают декоративную ком-позицию по представлению. Используют художественный материал гуашь
Личностные: стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию сказочной композиции; выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного искусства и народного творчества
Познавательные: общеучебные – изображение по воображению животных; логические – осуществление анализа образа «коня-огня».
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: уметь: строить взаимоотношения в ученическом коллективе на общечеловеческих принципах – гуманизме, сотворчестве, сотрудничестве; уметь полно и точно выражать свои мысли.
Фронтальная беседа на выяснение знаний обычаев, преданий, сказок, пословиц, поговорок, связанных с животными. Коллективное описание образа коня в сказках, народной игрушке. Индивидуальное изображение по воображению животных. Декоративная композиция по представлению
Исследование:
– Как конь помогает героям в сказке?
– Как конь вместе со сказочным героем побеждает зло?
Проект:
«Образ коня в сказках, народной игрушке. Символика образа
Текущий
Сказочная компози
ция
«Конь-огонь», выполнен
ная гуашью
27
11
Красуйся, красота, по цветам лазоревым.
Знают значение слов «пропорция», «форма»,
«образ»; художников родного края. Создают образ цветка на основе увиденного. Рисуют с натуры. Владеют техническими приемами.
Личностные: эмоционально и эстетически воспринимают разнообразные по форме и цвету весенние садовые, полевые и лесные цветы; сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности Познавательные: общеучебные – составление описания весенних цветов; умение пользоваться техническими приемами; логические – осуществление анализа увиденного и его воплощение в рисунке.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать ее выполнение.
Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; понимать возможность различных позиций.
Фронтальная беседа о красоте мира, цветовой яркости, разнообразии, богатстве пластических форм цветов в действительности и натюрмортах, пропорции и форме. Индивидуальное и групповое сообщение о художниках родного края. Индивидуальное рисование с натуры весенних цветов акварелью
Проект:
«Красуйся, красота, по цветам лазоревым».
Творческое задание:
создать образ цветка на основе увиденного.
Коллективная творческая работа: «Красота мира в произведениях художников родного края»
Текущий Рисунок
с натуры весенних цветов, выпол
ненный акварелью
28
12
В царстве радуги-дуги.
Узнай, как все цвета дружат.
Умеют подбирать оттенки теплых и холодных цветов на палитрах и в композиции. Различают оттенки, создают
Личностные: обладают способностью к творческому развитию; воспринимают себя как активного субъекта саморазвития, успешность обучения которого зависит от собственных усилий; умеют передавать свое отношение к изображению
Познавательные: общеучебные – создание творческой работы по представлению; постановка и решение проблем – видение и ведение поиска решения проблемы; формулирование комментариев хода (этапов) решения проблемного задания (что позволило добиться поставленных перед собой целей?).
Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий.
Фронтальная беседа о наблюдениях за весенней природой, о теплых и холодных цветах, о множестве оттенков. Коллективное и индивидуальное экспериментирование с цветными пятнами. Индивидуальное видение волшебного превращения красочного пятна в изображение (дерево) акварелью
Исследование:
«Теплые и холодные цвета, множество оттенков».
Творческое задание:
«Разгляди в красочных пятнах изображения деревьев и кустарников»
Текущий
Рисунок, созданный путем превращения красочного пятна в дерево
29
В царстве радуги-дуги.
Узнай, как все цвета дружат.
сближение цвета. Экспериментируют:
превращают красочное пятно в изображение.
30
Какого цвета страна родная?
Пейзаж в живописи.
Знают основы изобразительного языка живописи, жанр пейзажа. Узнают отдельные произведения выдающихся художников, называют их авторов. Выбирают художественные материалы для создания своего замысла
Личностные: обладают способностью к творческому развитию; позиционируют себя как личность
Познавательные: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации в произведениях живописи, отражающих времена года; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов поиска решения проблемы; логические – построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте (цвет родной страны).
Регулятивные: анализировать собственную деятельность на уроке.
Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Фронтальная беседа об основах изобразительного языка живописи, отражении красоты, настроения, состояния родной природы в живописи.
Групповой анализ произведений, отражающих все времена года.
Коллективное создание образа красоты родной земли.
Индивидуальное выполнение рисунка
Проект:
«Какую красоту родной земли мы увидели, шагая за солнышком осенью, зимой, весной и летом?».
Творческая работа:
«Какого цвета страна родная?» (выбор времени года, художественного материала)
Текущий Рисунок «Какого цвета страна родная?», выполненный по представлению
31
Наши достижения.
Проект «Весенняя ярмарка».
Узнавать отдельные произведения отечественных художников и называть их авторов.
Участвовать в
Познавательные: создание творческой работы по представлению, использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами
Фронтальная беседа- отдельные жанры изобразительного искусства.
Коллективная работа по заранее намеченному плану.
Коллективная работа:
Проекты:
«Весенняя ярмарка» и «Город мастеров»
Текущий
Творческое осмысление задания
32
Наши достижения.
Проект
«Город мастеров»
коллективной деятельности по завершению проектов
Личностные:соглашаться с мнением, что внутренний мир человека определяется его интересами, обладать способностью к творческому развитию, воспринимать себя как активного субъекта саморазвития, успешность обучения которого зависит от собственных усилий.
Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий
Знают некоторые жанры и виды произведений изобразительно-го искусства; ведущие художественные музеи России, узнают отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, их авторов
Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; понимают значение красоты природы и произведений художников для человека; сориентированы на активное восприятие произведений живописи и красоты окружающего мира; связывают свои наблюдения природы с оценкой увиденного в искусстве
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя;
Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение учебных действий
Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.
Фронтальная беседа о ведущих художественных музеях России (Государственная Третьяковская галерея), отдельных произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, их авторах. Коллективное обсуждение отражения красоты, настроения, состояния явлений родной природы в графике, живописи, народном декоративно-прикладном искусстве.
Исследования:
«Выбор средств для реализации собственного замысла в проекте».