Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Озимовская средняя общеобразовательная школа»
Поспелихинского района Алтайского края
«Принято» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Директор школы
_______________Н.В.Коростик ___________ Белоусова И.П.
Протокол №_ 4 от Приказ № 96-О от
«_25_» августа____2014г. «_30 » августа__2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительное искусство»,
3 класс, начальное общее образование
на 2014-2015 учебный год
Программа составлена на основе рабочей программы по изобразительному искусству для 3 класса под редакцией Б.М. Неменского. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского.1-4 классы: /Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева.-М: Просвещение, 2013г.
Составитель: Андронова Ольга Ильинична, учитель музыки,
первая квалификационная категория
ст. Озимая, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён 05.03.2004г. № 1089);
концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.М. Кондаков, В.А. Тишков, М.: 2011, планируемых результатов начального общего образования;
ФБУП (утверждён09.03. 2004г. № 1312 с изменениями от 20.08.2008г. №241, от 30.08.2010 г. № 889, от03.06.2011 г. №1994, от 01.02.2012 г. №74);
Примерной программы начального общего образования Ч. 2. М.: «Просвещение», 2010г.;
Примерной программой начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения); рабочей программы «Изобразительное искусство». Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского.1-4 классы: /Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др; под редакцией Б.М. Неменского.-М: Просвещение,
Календарным учебным графиком работы школы на 2014-2015 учебный год (утверждён приказом от 26.08.2014 г. № 92-о), учебным планом школы на 2014-2015 учебный год (утверждён приказом №91-о от 26.08.2014 г.);
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год (утверждён приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. № 253);
расписанием уроков на 2014-2015 учебный год (утверждено приказом от 26.08.2014 г. № 93-о).
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Л.А.Неменская, А.С. Питерских, Н.А. Горяева. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М: Просвещение, 2013;
Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Е.И. Коротеева. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки.1-4 классы.-М.: Просвещение,2014.
Основными целями начального обучения изобразительному искусству являются:
Программа определяет ряд задач:
воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
развитие воображения, творческого потенциала ребёнка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами;совершенствование эстетического вкуса.
Программа по изобразительному искусству разработана с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логике учебного процесса, задач формирования у младшего школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.
Программа содержит некоторые ознакомительные темы, связанные с компьютерной грамотностью. Их задача познакомить учащихся с компьютером как средством создания изображения, не заменяющим, а дополняющим другие средства.
Данная программа для 3 класса предусматривает обучение изобразительному искусству в объёме 35 часов, 1час в неделю (35 рабочих недель).
Рабочая программа соответствует программе по изобразительному искусству автора Б.М. Неменского следующим образом:
№ | Раздел. Темы | Кол-во часов по авторской программе | Кол-во часов по рабочей программе |
1 | Искусство в твоём доме | 8ч. | 8ч. |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7ч. | 7ч. |
3 | Художник и зрелище | 11ч. | 11ч. |
3 | Художник и музей | 8ч. | 8ч. |
| Резервные часы. | 0ч. | 1ч. |
| Итого: | 35ч. | 35ч. |
В связи с тем, что авторская программа рассчитана на 34 учебные недели, а рабочая программа на 35 учебных недель, согласно календарному учебному графику работы общеобразовательного учреждения (35 рабочих недель), в связи с выходными праздничными днями возможно невыполнение программы, поэтому запланирован 1 резервный час, который может быть использован для проведения обобщающих уроков по изученным темам или за учебный курс.
Сроки реализации данной программы: 2014-2015 уч. год.
Отличительные особенности рабочей программы: помимо традиционных форм обучения данная программа включает в себя 7 часов (20%) неурочных форм занятий: путешествие, творческая мастерская, конкурсы, проекты, презентации.
Ведущие формы, методы, средства обучения изобразительному искусству, используемые педагогом для реализации рабочей программы: работа индивидуальная, в парах, в группах, индивидуально-коллективная ; работа со взрослыми с использованием различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов, выполнение самостоятельных работ(изображение с натуры, по памяти и воображению; моделирование предметов бытового окружения человека, лепка и художественное конструирование, выполнение заданий творческого и поискового характера, проектно-исследовательская деятельность; использование ТСО, ИКТ и мультимедийного оборудования.
Формы, способы и средства проверки и оценки образовательных результатов по данной рабочей программе. Для контроля и оценки знаний и умений используются текущие и итоговые индивидуальные и фронтальные устные проверки, различные коллективные творческие работы, а также индивидуальные самостоятельные практические работы.
. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова ние у него эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира, качеств, отвечающих представлениям об истинной че ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в вос питаниигражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания через сказки, притчи, ситуации из жизни, литературный и музыкальный ряд.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Результаты изучения курса:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
•знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
•эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России
и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Материально-техническое обеспечение.
Печатные пособия: таблицы по цветоведению, построению орнамента, учебно-наглядные пособия (в виде таблиц и плакатов), репродукции картин художников.
Информационно-коммуникативные средства: диски «Мурзилка. Художественное творчество», «Фантазёры. Талантливый дизайнер».
Технические средства обучения: интерактивная доска, компьютер, аудиторная доска с магнитной поверхностью, экран (на штативе), цифровой фотоаппарат.
Учебно-практическое оборудование: наборы цветной бумаги, картона, альбомы для рисования, наборы кистей, ёмкости для воды, заготовки природного материала, объёмные модели геометрических фигур.
Оборудование класса: ученические столы двухместные с комплектом стульев, стол учительский, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, настенная доска для вывешивания демонстрационного материала.
Нормы и критерии оценивания учащихся
«5»
- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
"4"
- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
-гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
"3"
- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
"2"
-учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
-не справляется с поставленной целью урока;
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса по предмету прописано в Паспорте кабинета.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Озимовская средняя общеобразовательная школа»
Поспелихинского района Алтайского края
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________________ Золотухина Т.А..
Протокол № 4 от
«_25__» _августа___2013года
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Изобразительное искусство» на 2014-2054 учебный год
Количество часов:
всего за год :35часов; в неделю 1час.
Планирование составлено на основе рабочей программы по изобразительному искусству, 3 класс, учителя Андроновой Ольги Ильиничны. Рабочая программа утверждена приказом от «_30_» _августа__2043 года № _96-О _
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство» для 3 класса (1 час в неделю, 35 учебных недель).
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Вид деятельности Неурочные формы занятий (*) | Дата по плану | Дата по факту | |
| Раздел 1 «Искусство в твоём доме» 8ч. | | | |
1 | Твои игрушки. | 1 | Изображение любимой игрушки. Изготовление игрушек из разных материалов. | 03.09. | | |
2 | Твои игрушки. | 1 | Лепка из глины или пластилина птички, коня. * Путешествие в «Страну Мастеров». | 10.09. | | |
3 | Посуда у тебя дома. | 1 | Изображение праздничного сервиза. Коллективное панно «Сервиз». | 17.09. | | |
4 | Обои и шторы в твоём доме. | 1 | Создание эскизов для обоев и тканей. | 24.09. | | |
5 | Мамин платок. | 1 | Изображение платка. *Конкурс на составление лучшего узора. | 01.10. | | |
6 | Твои книжки. | 1 | Изготовление книжки-игрушки с картинками. | 08.10.. | | |
7 | Открытки. | 1 | Изготовление открытки-подарка. | 15.10. | | |
8 | Труд художника для твоего дома. Обобщение по теме. | 1 | | 22.10. | | |
| Раздел 2. «Искусство на улицах твоего города». 7ч. | | |
9 | Памятники архитектуры. | 1 | Изображение или изготовление из бумаги проекта здания. | 29.10. | | |
10 | Парки, скверы, бульвары. | 1 | Изображение образа парка. * Проект «Парк». | 12.11. | | |
11 | Ажурные ограды. | 1 | Вырезание из бумаги ажурной ограды. | 19.11. | | |
12 | Волшебные фонари. | 1 | Изображение фонаря или выполнение его в технике аппликации из бумаги. | 26.11. | | |
13 | Витрины. | 1 | Изготовление плоского эскиза витрины способом аппликации (или объёмный макет витрины). | 03.12. | | |
14 | Удивительный транспорт. | 1 | Изготовление из бумаги или коробок проекта машин. Коллективное панно. | 1011. | | |
15 | Труд художника на улицах твоего города (села). Обобщение темы. | 1 | Создание коллективного панно «Моё село». | 17.11. | | |
| Раздел 3«Художник и зрелище». 11ч. | |
16 | Художник в цирке. | 1 | Изображение рисунка на тему «Цирк». | 24.12. | |
17 | Художник в театре. | 1 | Создание проекта «Театр на столе». * Проект «Театр». | 14.01. | |
18 | Художник – создатель сценического мира. | 1 | Изготовление декораций из сценических костюмов. | 21.01. | |
19 | Театр кукол. | 1 | Создание эскизов кукол. | 28.01. | |
20 | Образ куклы, её конструкция и костюм. | 1 | Изготовление кукол для кукольного театра. | 04.02. | |
21 | Маски. | 1 | Изготовление театральной маски из бумаги. * Творческая мастерская. | 11.02. | |
22 | Условность языка масок, их декоративная выразительность. | 1 | Коллективная работа по созданию масок к одному спектаклю. | 18.02. | |
23 | Афиша и плакат. | 1 | Изображение эскиза афиши к цирковому представлению или спектаклю. *Конкурс на лучшую афишу к цирковому представлению. | 25.02. | |
24 | Праздник в городе. | 1 | Изображение праздника в городе. | 04.03 | |
25 | Элементы праздничного украшения города. | 1 | Изображение элементов украшения, иллюминаций ночного города и т.д. | 11.03. | |
26 | Школьный праздник-карнавал. Обобщение темы. | 1 | Проект «Как устроить праздник в школе». | 18.03. | |
| Раздел 4 «Художник и музей». 8ч. | |
27 | Музей в жизни города. | 1 | Изображение уголка музея, в котором ты хотел бы побывать. | 01.04. | |
28 | Картина – особый мир. Картина-пейзаж. | 1 | Беседы о музеях, в которых были ребята. Изображение радостных, грустных пейзажей. | 08.04. | |
29 | Картина-портрет. | 1 | Прослушивание сообщений об одном из музеев. Изображение портрета на бумаге. | 15.04. | |
30 | Картина-натюрморт. | 1 | Изображение радостного натюрморта «Праздничный стол». | 22.04. | |
31 | Картины исторические и бытовые. | 1 | Изображение исторического события, о котором ты читал или смотрел фильм. | 06.05. | |
32 | Учимся смотреть картины. | 1 | Развитие умения видеть и понимать картины нашего бытия. | 12.05. | |
33 | Скульптура в музее и на улице. | 1 | Лепка фигуры человека или животного для парковой скульптуры. | 20.05 | |
34 | Художественная выставка. Обобщение темы. | 1 | Экскурсия по выставке работ, созданных за год детьми. * Презентация. | 27.05. | |
35 | Резервный урок. | 1 | | | |
Всего уроков: 35, неурочных форм занятий – 7.
Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документов | Подпись лица, внёсшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |